Приложение к ООП ООО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
Рассмотрено на заседании МО учителей общественных дисциплин Протокол № 5 от «24» 05 2022 г. |
Принято на педагогическом совете Протокол № 14 от «25» 05 2022 г.
|
Утверждено приказом № 350 от «25» 05 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного учебного предмета “Обществознание в вопросах и ответах»
Уровень программы: профильный
Классы: 10-11
Год реализации: 2022-2023 учебный год
Общее количество часов: 10 класс - 1 час в неделю, всего 34.
11класс- 1 час в неделю, всего 34.
Автор-составитель: Баймурзова Д.М.
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28.06. 2016 г. № 2/16), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СШ «Земля родная».
Новый Уренгой
2022
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений проверяемых в рамках ЕГЭ:
· - биосоциальная сущность человека, основные факторы и этапы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
· - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
· - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· - особенности социально- гуманитарного познания;
· - распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
· - сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
· - соотносит обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
· - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
· -анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
· - распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишне;
· -устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· - применять знания о характерных чертах, признаков понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор определённых позиций из предложенного списка;
· - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
· -называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту и применять в прилагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
· - перечислять признаки какого- либо явления, объекты одного класса и дт.д.;
· - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – гуманитарных наук, приводить примеры определённых общественных явлений, действий, ситуаций:
· - применять социально гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
· - осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
· - формулировать на основе приобретённых социально гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённой теме.
Курс позволит преодолеть психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
· - лекции с обсуждением документов;
· -беседа;
· -практические занятия;
· - анализ альтернативных ситуация;
· -работа в парах,группах, индивидуально;
· -выполнение работ по заданному алгоритму;
· -решение заданий 1,2 части
Система оценивания и формы контроля:
· на протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках одной темы.
Ожидаемые результаты:
Содержание учебного предмета
10 класс –34часа.
Введение – 1 час.
Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.
Модульный блок «Человек. Познание». 7 часов
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.
Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.
Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я» - концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.
Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.
Модульный блок «Общество». 5 часов
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни.
Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
Модульный блок «Экономика». 11 часов
Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.
Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.
Модульный блок «Политика». 11часов
Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.
Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.
Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.
Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.
Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.
Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.
Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.
11 класс –34 часа
Модульный блок «Право» 13 часов
Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.
Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание. Система основных прав и обязанностей гражданина РФ. Конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей гражданина РФ. Защита прав и свобод человека.
Понятие государственного устройства. Особенности государственного устройства РФ.
Социальное назначение Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ, сроки его полномочий. Права, обязанности и ответственность Президента РФ.
Понятие Федерального Собрания. Состав и структура Федерального Собрания. Внутренняя организация. Полномочия и ответственность Федерального Собрания. Особый статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации.
Правительство РФ: социальное назначение, порядок назначения, внутренняя организация, полномочия.
Правовая основа судебной власти в Российской Федерации. Статус судей. Функции прокуратуры РФ. Основные принципы судебной власти.
Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и личные неимущественные права граждан. Гражданско-правовая ответственность. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
Понятие процессуального права. Специфика гражданско-процессуальных отношений. Понятие и состав участников гражданского процесса. Понятие принципов гражданского процессуального права. Принципы организации правосудия и их содержание. Принципы, определяющие деятельность гражданского процесса.
Понятие экологического права. Специфика экологического законодательства. Право природопользования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности.
Понятие и задачи уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Понятие преступления. Виды преступлений. Состав преступления. Сущность вины. Формы вины. Невиновное причинение вреда. Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.
Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнёрство в сфере труда. Трудовой договор: понятие, структура, содержание. Охрана труда. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.
Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.
Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.
Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.
Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Личные правоотношения между супругами. Имущественные правоотношения между супругами.
Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права ребёнка в семье. Осуществление родительских прав. Ответственность родителей.
Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.
Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов
Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.
Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.
Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.
Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.
Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.
Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.
Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1.2.
Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ |
Тема программы |
Количество часов |
1 |
Раздел 1. «Человек. Познание» |
7 |
2 |
Раздел 2. «Общество» |
5 |
3 |
Раздел 3. «Экономика» |
11 |
4 |
Раздел 4. «Политика» |
11 |
Итого |
34 |
11 класс
№ |
Тема программы |
Количество часов |
1 |
Раздел 1. «Право» |
13 |
2 |
Раздел 2. «Социальные отношения» |
11 |
3 |
Раздел 3. «Духовная жизнь общества» |
9 |
4 |
Итоговый контроль |
1 |
Итого |
34 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.