Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………...3
Актуальность и новизна программы….…………………………………………...4
Цель и задачи ……………………………………………………………………….5
Принципы и подходы к формированию программы .…………………...……....6
Психолого-физиологические особенности развития детей……………...……….7
Планируемые результаты……………………………………………………….…..8
Формы подведения итогов……………………………………….……….………....8
2. Организационный раздел.……………………………….….………………..9
2.1. Учебный план………..…………………………………………….9
2.2. Учебно-тематический план……………….......……..…….......10
2.3. Календарно-тематический план..……………………………..13
2.4. Воспитательная работа…………………...……………………15
2.5. Мониторинг……………...……………………………………..17
3. Программное обеспечение………...………………..………………………21
3.1. Материально-техническое обеспечение…….…...……………..21
3.2. Информационно-методическое обеспечение…………………..22
Приложения……………………………………………………………………...….24
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по физическому развитию (оздоровлению) дошкольников «Крепыш» (далее – Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность, реализуется 1 год и адресована детям 6-7 лет. Основная направленность Программы - сохранение и укрепление здоровья детей. Количество детей в группе формируется в соответствии с Уставом учреждения – не менее 15 человек. Занятия в группах проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, 72 часа в год. Учащиеся осваивают данную программу в течении учебного года. Учебные занятия начинаются 1 сентября и заканчиваются 31 мая. Заниматься могут все желающие, ориентированные на деятельность в составе данного объединения. Программа ежегодно обновляется в соответствии с новыми образовательными событиями и, соответственно, реализуется с новым содержанием проектов.
Программа разработана на основе положения об образовательной программе ДОУ и составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Конституция Российской Федерации ст. 43, 72;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13)
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Устав МКДОУ д/с № 3 «Солнышко»;
- Основная образовательная программа МКДОУ д/с № 3 «Солнышко» ;
- Примерная общеобразовательной программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
Актуальность и новизна программы
Изучив состояние здоровья дошкольников, литературу по направлению «Оздоровление дошкольников», возможности детского сада, передовой опыт педагогов, и опираясь на собственный опыт, мной была разработана данная Программа.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. В настоящее время происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека.
Необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье дошкольников не ухудшалось, приобщить детей к соблюдению здорового образа жизни, развить у детей физические данные, укрепить организм. т.к. именно в этот возрасте, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Основанием для разработки Программы является запрос со стороны родителей воспитанников на предоставление дополнительных образовательных услуг, на углубление работы по оздоровлению детей.
Оценка групп здоровья дошкольников совместно с медицинской сестрой детского сада показала, что современные дошкольники – это часто болеющие дети, с ослабленным иммунитетом.
Новизна программы определяется повышенным интересом в настоящее время к проблеме физического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Программа выстроена на основе оздоравливающих методик для детей 6-7 лет. Используемые формы оздоровительной работы являются оздоровительными, восстанавливающими силы, улучшающими настроение. Их можно использовать и в помещении, и на улице. Они очень результативны и не имеют противопоказаний.
Многие современные методы снижения заболеваемости требуют значительных материальных затрат, таких как приобретение нового оборудования, привлечение новых специалистов, и для некоторых методик требуются даже отдельные специально оборудованные помещения, поэтому моя программа выгодно конкурирует, так как не требует больших материальных затрат.
Цель программы - создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование основ культуры здорового образа жизни
Задачи
Развивающие:
1. Укрепление физическое и психологическое здоровье детей.
2. Повышение защитные свойства организма и его устойчивости к заболеваниям.
3. Развитие физические качества детей (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость)
4. Совершенствование жизненно важных навыков и умений, посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям.
Обучающие:
1. Знакомство с методиками, повышающими защитные свойства организма детей и его устойчивости к заболеваниям;
2. Освоение навыков правильного выполнения движений.
3. Приобретение общего представления о физической культуре и спорте, их значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья.
4. Формирование потребности детей в здоровом образе жизни.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства уверенности в себе, трудолюбия, настойчивости, умения добиваться поставленной цели.
3. Воспитание правильного отношения к своему здоровью у детей.
4. Оптимизация работы с родителями.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа «Крепыш» строится с учетом основных принципов, средств, форм и методик, позволяющих организовать образовательный процесс на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков.
В основу программы легли следующие принципы:
1) принцип связи теории с практикой;
2) принцип сочетания индивидуального и комплексного образования;
3) принцип доступности, благодаря которому обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся;
4) принцип наглядности – в учебной деятельности широко используются наглядно-иллюстративный материал, а также личный пример педагога;
5) принцип активности, стимулирующий познавательную и физическую деятельность обучающихся;
6) принцип преемственности, систематичности и последовательности, который проявляется в проведении учебных занятий, а также выполнении самостоятельных заданий воспитанниками;
7) принцип заинтересованности и мобильности, позволяющий организовывать образовательный процесс в соответствии с пожеланиями, способностями и интересами детей.
Методы и средства формирования программы:
Методы |
Средства |
Наглядно-зрительные – показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры. Словесные – объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция. Практические – повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме, в соревновательной форме. |
Двигательная активность, занятия физкультурой Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) Психологические факторы (гигиена сна, питания, занятий) |
Содержание программы отражает построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников.
Психолого-физиологические особенности развития детей 6-7 лет.
У детей 6-7-летнего возраста продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе своих физических возможностях, физическом облике. Появляется гармония в движении рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить, бегать, держать правильную осанку.
По собственной инициативе дети могут организовать подвижные игры и простейшие соревнования между сверстниками.
Дети хорошо различают направление движения, скорость. Смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентации, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений. Стремление добиться хорошего результата.
Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Дети 6 лет активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Гигиенические навыки становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, повышается общая осведомленность детей о здоровъесберегающем поведении. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
К 7 годам ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Планируемые результаты реализации Программы.
- Укрепление физического и психологического здоровья детей.
- Овладение детьми методиками, повышающими защитные свойства организма детей и его устойчивости к заболеваниям.
- Формирование общих представлений о физической культуре и спорте, их роли в укреплении здоровья.
-Развитие устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физкультурой, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
- Овладение детьми культурно-гигиеническими навыками;
-Выработка устойчивого интереса родителей к совместному занятию физической культурой с детьми и потребности в здоровом образе жизни;
- Снижение пропусков занятий по болезни.
Формы подведения итогов.
Основным методом диагностики является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в праздниках, соревнованиях, эстафетах. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов проводится в течение учебного года.
Формы подведения итогов:
-наблюдение,
-тестовые упражнения,
-собеседования,
-создание проблемных затруднительных задач,
-итоговые досуговые мероприятия,
-диагностические карты,
- индивидуальные дневники обучающихся,
-конкурсы.
Весь комплекс оздоровительных мероприятий осуществляется на протяжении всего года. Чтобы воспитать у дошкольников осмысленное и целостное отношение к собственному здоровью теоретические знания закрепляются на практических занятиях. Последовательность и чередование их в каждом конкретном случае решает педагог, соблюдая при этом логику учебного процесса.
Содержание занятий в программе предполагает, что педагог может изменять, дополнять и творчески перерабатывать материал.
2. Содержательный раздел.
Учебный план.
Раздел образовательной программы |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Форма аттестации/контроля |
|
||
всего |
теория |
практика |
|
||
Пропаганда ЗОЖ |
9 |
9 |
- |
Собеседование, создание проблемных затруднительных задач, викторина |
|
ОФП |
9 |
9 |
- |
Тестовые задания, пед.диагностика |
|
Упражнения для профилактики заболеваний |
30 |
23 |
7 |
Самооценка обучающимися своих знаний. Индвидуальные карточки с заданиями различного типа, передача обучающимся роли педагога |
|
Подвижные и спортивные игры |
18 |
14 |
2 |
Наблюдение, создание проблемных затруднительных задач |
|
Организация досуга, праздников, соревнований |
6 |
4 |
2 |
Наблюдение, викторина, конкурс |
Учебно-тематический план.
Название вида деятельности |
Количество занятий в год |
Содержание |
|
Практика 50 |
Теория 22 |
||
Пропаганда ЗОЖ |
|
9 |
Тематические занятия
|
Общая физическая подготовка |
9 |
1 |
Общеразвивающие упражнения без предметов, с мячами, гимнастическими палками, на скамье |
Гимнастика для коррекции осанки |
4 |
1 |
Упражнения «Самолеты», «Кошка», «Еж», упражнения на фитболах, с гимнастическими роликами, на «шведской стенке»
|
Упражнения для профилактики плоскостопия |
4 |
1 |
Ходьба по массажным дорожкам, упражнения «Гусенница», «Хлопаем ногами», «Подними платочек», «Мишка косолапый», «Циркачи», массаж стоп |
Упражнения для профилактики нарушени зрения |
4 |
1 |
Упражнения по методике Базарного, «Рисуем глазами», «Далеко и близко», «Жмурки-моргалки», «Улиточка» |
Дыхательная гимнастика |
2 |
1 |
Упражнения «Насос», «Обними плечи», «Маятник», «Раздувайся пузырь», «Дровосек», «Рыбки», «Ежик»
|
Пальчиковая гимнастика |
2 |
1 |
«Пианино», «Вертушки», «Пальчики здороваются», «Человечки», массаж суджок-мячиками |
Ритмика |
4 |
0,5 |
Танцевально-ритмические упражнения под музыку, упражнения с флажками, с султанчиками |
Подвижные игры, эстафеты |
4 |
0,5 |
«Рыбаки и рыбки», «Воробьи-вороны», «Кот и мыши», «Схвати змею за хвост», «Успей занять свое место», «Перетягивание в парах» |
Закаливание |
2 |
1 |
Игры с водой, занятия босиком, растирание махровым полотенцем |
Народные игры |
2 |
0,5 |
«Заря-зареница», «У медведя во бору», «Веселая ткачиха», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Бочка» |
Релаксационные упражнения, психогимнастика |
3 |
1 |
«Шалтай-болтай», «Противоположное движение», «Твердый-мягкий», «Снежный ком», «Сон на берегу моря» |
Самомассаж |
2 |
1 |
«Мишка шишкою играет», «Щечки надуваем», «Мы капусту рубим», «Строим дом», массаж лица |
Спортивные игры |
4 |
0,5 |
Игры с элементами футбола, баскетбола, городки, лапта |
Спортивные праздники, досуги |
4 |
2 |
«Школа здоровья», «Цирк-цирк-цирк!», «Папа, мама, я – здоровая семья», «Витаминки» |
Итого: |
72 |
|
Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Реализация образовательной программы предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Физкультурно-оздоровительное развитие детей в форме занятий осуществляется два раза в неделю: один раз в зале или в групповой, один раз на улице (при благоприятных погодных условиях) в сочетании с образовательной деятельностью познавательного характера. Такое распределение образовательных областей дает возможность эффективной организации педагогического процесса и способствует снятию утомления от интенсивной умственной деятельности.
Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы, в соответствии с СанПиН 2.4.13049-13.
Образовательная деятельность по физическому развитию проводится согласно расписанию непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Образовательный процесс по физическому развитию строится по комплексно-тематическому принципу и представлен мероприятиями разных форм организации.
В летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится, так как увеличивается продолжительность прогулок (согласно Плану работы ДОУ в летний период).
Календарно-тематический план.
месяц |
тема |
содержание |
сентябрь |
Диагностика, ознакомление с новым видом деятельности |
ОРУ без предметов, теоретическое занятие по пропаганде ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, тестирование |
«Береги свое здоровье» |
Ходьба по массажным дорожкам, ОРУ с гимнастическими палками, просмотр презентации о здоровье детей, подвижная игра, психогимнастика |
|
октябрь |
«Почему мы двигаемся» |
Различные виды ходьбы, ОРУ без предметов, спортивные игры, пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксационные упражнения |
Развлечение «Школа здоровья» (закрепление пройденного материала, применение оздоравливающих упражнений на практике) |
||
ноябрь |
«Друг наш-спорт» |
Различные виды ходьбы и бега, , упражнения на профилактику искривления осанки, спортивные игры с мячом, дыхательная восстанавливающая гимнастика |
детский «Стартинейджер» |
Круговая разминка с различными видами ходьбы, танцевально-ритмические упражнения, игра-соревнование, релаксация |
|
декабрь |
Физкультурный досуг «Цирк-цирк-цирк!» (закрепление пройденного материала) |
|
«Веселые танцоры»
|
Различные виды ходьбы и бега, ОРУ с султанчиками, упражнения на профилактику искривления осанки, музыкально-ритмические упражнения, самомассаж |
|
январь |
«Путешествие в страну спорта и здоровья» |
Теоретическое занятие по пропаганде ЗОЖ, эстафеты с препятствиями, упражнения на профилактику плоскостопия, игра-гимнастика для глаз, психогимнастика |
«Чтобы сильным стать и ловким, всем нужна нам тренировка» |
Круговая разминка с применением массажных дорожек, ОРУ на фитболах, знакомство с элементами спортивных игр, эстафеты, пальчиковая гимнастика |
|
февраль |
«Не чихай» |
Теоретическое занятие с просмотром мультфильма, ОРУ без предметов, дыхательная гимнастика, народные игры, самомассаж лица |
Физкультурно-спортивный праздник «Папа. Мама, я- здоровая семья»
|
||
март |
«Отправляемся в поход» |
Круговая разминка с различными видами ходьбы, ОРУ с гимнастическими палками, массажные упражнения с шишками, дыхательная гимнастика. Гимнастика для профилактики нарушения зрения. Игра-эстафета, релаксация |
«Зарядка для хвоста» |
Музыкально-ритмические упражнения, ОРУ сидя и лежа, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, подвижная игра, дыхательная восстановительная гимнастика |
|
апрель |
«Незнайка в стране здоровья» |
Теоретическое занятие по пропаганде ЗОЖ, ОРУ на фитболах, упражнения на профилактику нарушения зрения, подвижные игры с элементами спортивных игр с мячом, взаимомассаж, пальчиковая гимнастика |
Досуг «Витаминки» (закрепление пройденного материала)
|
||
май |
«Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу» |
Круговая разминка с применением массажных дорожек, ОРУ с гимнастическими палками, упражнения на профилактику искривления осанки, игра-упражнение для глаз, подвижная игра, релаксация |
Подведение итогов, диагностика, тестовые задания
|
Воспитательная работа.
Формы организации оздоровительной работы в детском саду представляют собой образовательный комплекс разнообразной деятельности детей как совместно с педагогом, так и самостоятельной. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Форма организации |
Описание образовательной деятельности |
Совместная деятельность педагога и детей |
Деятельность двух и более участников образовательного процесса. Отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения и общения детей в процессе обучения). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы. |
Организованная образовательная деятельность (занятие) |
Это занятие, основано на одной из специфических детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым. Реализация рассматривается только в старшем дошкольном возрасте, когда выделяется время для занятий учебно- тренирующего характера. |
Образовательная деятельность детей в ходе режимных моментов |
В режимных процессах педагог создает, по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу для самостоятельного решения задачи. |
Самостоятельная деятельность детей (одна из основных моделей организации образовательного процесса) |
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор деятельности и позволяющая взаимодействовать со сверстниками, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). |
Взаимодействие с семьями детей |
Деятельность, направленная на создание условий для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в домашних условиях и привлечение родителей к реализации Программы в ДОУ (организация и участие в совместных мероприятиях). |
Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса. Родители интересуются оздоровительной работой в детском саду. Они в течение года могут посетить любое оздоровительное мероприятие. Работа по данному направлению ведется через родительские собрания, дни открытых дверей, совместные мероприятия детей и родителей, анкетирование, консультации, фотовыставки, оформление папок-передвижек, индивидуальные беседы. В течении года совместно с родителями и детьми изучаем методики проведения дыхательной, пальчиковой, релаксационной гимнастики, физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнений для коррекции осанки, гимнастика после сна, ароматерапии, закаливания, самомассажа. Так же совместно с родителями ведется внеплановая работа: походы, прогулки, экскурсии в ФОК, проекты «Быть здоровыми хотим», «Физкультура высший класс-все здоровые у нас», мастер-классы для родителей с детьми «Различные виды гимнастик», «Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования»
Родители понимают свою важность и значение в воспитании правильного отношения к здоровью детей, они осознают, что необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшалось, но у современных родителей всегда возникают определенные трудности и пути их преодоления представлены ниже в таблице
Возможные трудности |
Пути преодоления |
Инертность некоторых родителей по отношению к новой системе работы |
Проведение семинаров, лекций, консультаций |
Малоинформированность и негативное отношение некоторых родителей к изменению стиля жизни семьи ребенка |
Проведение семинаров, лекций, консультаций, личный пример |
Особенности местного окружения (наличие негативных примеров стиля жизни: люди, злоупотребляющие курением, алкоголем, наркотиками) |
Беседы о негативном влиянии данных форм поведения на здоровье, приведение положительных примеров стиля жизни. |
Недостаточная методологическая поддержка по данной проблеме в силу недостаточной изученности вопроса в современном обществе |
Изучение научно-методической и периодической литературы по данному вопросу, самостоятельное изготовление некоторой наглядности. |
Мониторинг.
В конце периода обучения на протяжении контрольно-учетных занятий проводится мониторинг степени освоения детьми Программы.
Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый). Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса.
Мониторинг должен обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы.
Для решения задач диагностирования знаний детей о культуре здоровья применяется комплекс диагностических методов.
В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей используются:
- наблюдение
- несложные эксперименты
-беседы
-тестовые задания
Система мониторинга позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания дополнительной программы.
№ |
Ф.И. ребенка |
Знает о принципах здорового образа жизни (двигатель-ная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанн-ка) и старается соблюдать |
Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет пред-почтение в выборе под-вижных игр с правилами |
Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движение рук и ног |
Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку |
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении |
Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч |
Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
|||||||
|
|
с. г. |
к. г. |
с. г. |
к. г. |
с. г. |
к. г. |
с. г. |
к. г. |
с. г. |
к. г. |
с. г. |
к. г. |
с. г. |
к. г. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сводная диагностика освоения программы
уч.год |
Знает о принципах здорового образа жизни (двигатель-ная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается соблюдать |
Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет пред-почтение в выборе под-вижных игр с правилами |
Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движение рук и ног |
Знает здоровьесберегающие технологии, применяет их на практике |
Умеет выбирать самостоятельно формы активного отдыха и досуга
|
|||||
|
серед года |
конец года |
серед года |
конец года |
серед года |
конец года |
серед года |
конец года |
серед года |
конец года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анкета
Отношение ребенка_____________________ к здоровью и ЗОЖ
критерии |
проявляется |
Не проявляется |
Проявляется избирательно |
примечания |
Устойчивость и направленность любых действий и деятельности ребенка на здоровый образ жизни |
|
|
|
|
Бережное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам |
|
|
|
|
Мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей |
|
|
|
|
Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберегающих задач |
|
|
|
|
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнидеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, трудолюбия) |
|
|
|
|
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни |
|
|
|
|
Диагностируемые параметры могут быть расширены или сокращены в соответствии с задачами программы, каждый параметр может быть диагностирован несколькими методами, чтобы достичь определенной точности.
Для определения эффективности программы педагогом совместно с медицинской сестрой ведется оценка групп здоровья обучающихся в начале и конце обучения.
Группы здоровья 2016-2017 уч. год
сентябрь май
Д II – 50% Д I – 50% Д II – 40% ДI – 60%
Группы здоровья 2017-2018 уч. год
сентябрь май
ДII – 50 % Д I – 50% Д II – 30% Д I – 70%
Группы здоровья 2018-2019 уч. год
сентябрь май
Д II – 50% Д I – 50% Д II – 40% ДI – 60%
Для самоконтроля детьми ведутся индивидуальные дневники успеваемости, где они самостоятельно отмечают свои успехи в освоении программы.
Материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает полноценное физическое развитие детей. Спортивный зал оснащен всем необходимым оборудованием, в библиотеке имеется специальная методическая литература по физическому развитию дошкольников.
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
-спортзал;
- наглядные пособия для теоретических занятий;
- научная, специальная методическая литература;
- авторские разработки конспектов занятий, сценарии;
- мульти-медиа аппаратура, фонотека;
- ионизатор воздуха;
- ортопедические мячи;
- дорожки для профилактики плоскостопия и коррекции осанки;
- пособия для профилактики снижения зрения;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется педагогом перед занятием.
Информационно-методическое обеспечение.
1. Алябьева, Е. А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2015.
2. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: 2016.
3. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М.: «Издательство ГНОМиД», 2015.
4. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: Методическое пособие. – М., 2015.
5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: Методическое пособие. – М., 2016.
6. Велиева Э.Э. Гимнастика как средство формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. - 2017. - № 3
7. Т.Н.Зенина Играем вместе, играем всей семьей!// Центр педагогического образования Москва. 2016
8. Инструктор по физкультуре в ДОУ 2015 № 07 (ноябрь). - М.: Сфера, 2015.
9. Инструктор по физкультуре в детском дошкольном учреждении, №4, 2016 (май). - М.: Сфера, 2015.
10. Инструктор по физкультуре, №1, 2016. - М.: Сфера, 2016.
11. Картушина М.Ю. оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: №ТЦ Сфера», 2015 .
12. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях.- М.: «АРКТИ», 2017.
13. Никольская Л.Г. Ритмические упражнения с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО // Развитие современного образования: от теории к практике : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2018
14. Образовательные программы дополнительного образования детей. Приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание». // 2015, № 3.
15. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: «Мозайка-Синтез» 2016 .
16. Пензулаева Л.И Физическая культура в детском саду младшая группа
МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2015 г.
17. Побудей Н.А. Практико-ориентированный проект по взаимодействию с родителями воспитанников "Вместе весело шагать" // Инновационная образовательная практика современного педагога : сб. ст. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 231-239.
18. Утробина К. К. Подвижные игры для детей 5-7 лет
Москва, Издательство ГНОМ 2017 г.
Приложение 1
Приложение 2
Список мультфильмов,
рекомендуемый для просмотра детям.
«Ах и Ох» написать студия, год
«Дедушка и внучек»
«Здоровье начинается дома»
«Ваше здоровье»
«Лесная история»
«Про бегемота, который боялся прививок»
«Руки мой»-Лукоморье
«Зубная паста» -Фиксиики
«Я уколов не боюсь»
«Тайна едкого дыма»
«АБВГДейка»
«Кто получит приз»
«Азбука здоровья» - Смешарики
«Мойдодыр»
«Королева-зубная щетка»
«Птичка Тари»
Приложение 3
Таблица участия в открытых мероприятиях
год |
название мероприятия |
уровень организации мероприятия |
2017-18 |
Богатырские состязания |
образ.орг. |
Открытый показ «Ровные спинки» |
образ.орг. |
|
Конкурс танцевального мастерства «Цветик-семицветик» |
муниципальный III место |
|
Открытый показ «Развитие творческих способностей, посредством народных игр» |
муниципальный |
|
2018-19 |
Спортивные состязания «Знатоки безопасности» |
образ.орг. |
«День здоровья» (совместно с родителями) |
образ.орг. |
|
Открытый показ «В гости к мишке» |
муниципальный |
|
Проектная деятельность «За здоровьем в детский сад» |
образ.орг. |
|
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
образ.орг. |
|
Фестиваль «Первые шаги ГТО» |
образ.орг. |
|
2019-20 |
Мастер-класс для родителей «Здоровые глазки» |
образ.орг. |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья» |
образ.орг. |
|
Фестиваль «Первые шаги ГТО» |
муниципальный Скороход Артем победитель |
|
Фестиваль «Первые шаги ГТО» |
муниципальный Харина Настя победитель |
|
Всероссийский конкурс презентаций «Моя Родина» |
федеральный Трушкова Ева IIIместо |
|
Неделя здоровья (совместно с родителями) |
образ.орг. |
|
Открытый показ «Цирк зажигает огни» |
муниципальный |
|
Проектная деятельность «Быть здоровыми хотим» |
образ.орг. |
Приложение 4
Десять советов по укреплению физического здоровья детей
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями , прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес, рост, частоту пульса, самочувствие и т. д.
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.
Приложение 5
«Оздоровительно-развивающие игры с детьми дома»
Научите этим упражнениям детей— это избавит их от многих проблем!
Нужно начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать
число повторов (до 10-12) и подходов (до 5).
Упражнения для правильной осанки детей
1. «Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит руки врозь на высоте плеч.
Теперь, не сгибая руки в локтях, можно «полетать»: наклонять туловище и руки в
разные стороны.
2. «Мельница»: одна рука на поясе, другая поднимается и описывает круги с
ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.
3. «Дровосек»: поставить ноги на ширину плеч, в руки взять палочку — ребенок
делает широкий замах назад и наклон вперед.
4. «Рыбка»: ребенок лежит на животе, руки вытянуты вместе вперед, ноги сзади
вместе. Нужно поднять руки и грудь, затем вернуться в исходное положение,
поднять ноги, вернуться в исходное положение, а потом покачаться с поднятыми
руками и ногами на животе.
5. «Коромысло»: ребенок должен пронести гимнастическую палку с двумя ведерками
воды, ничего не разлив.
6. «Ласточка». Это упражнение полезно для того, чтобы укрепить позвоночник и
потренировать вестибулярный аппарат. Нужно поставить ноги вместе и опустить
руки. Затем отводим правую ногу назад, руки раскидываем в сторону и стоим так
30 секунд. Повторяем упражнение с левой ногой.
7. «Велосипед». Известное упражнение для укрепления брюшного пресса и
формирования правильной осанки у детей. Ребенок ложится на спину и вращает
ногами в воздухе, как будто крутит педали велосипеда. А затем в перерывах можно
раздвигать и сдвигать ноги, повторяя движения лезвий ножниц.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.