КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» __________________И.П. Кашич «____»_________________2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
__________________В.В. Репкин «____»_________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.10. ГЕОГРАФИЯ
Профиль профессионального образования: технический
Специальность СПО: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «___»_______2022 г. №___
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования» __________________В.В.Репкин «____»_________________2017 г. |
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «_____»_______2016 г.№_____
|
Ключи 2022
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомсреднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480 с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Организация-разработчик: КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
Разработчик:
Ярошенко И. В.– преподаватель
1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
3 |
2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
7 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
4 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ |
23 |
5 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
25 |
6 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ |
29 |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического профиля, уровень изучения – базовый.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
· метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
· предметных:
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявлениязакономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Личностные результаты реализации программы воспитания:
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 17 Проявляющий уважение к многообразию многонационального состава населения Алтайского края, готовый учитывать традиции культурного потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов
ЛР19 Обладающий экологической культурой, демонстрирующий бережное отношение к объектам общенационального достояния, в том числе природным комплексам Алтайского края
ЛР 22 Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своейжизни
Общая характеристика учебной дисциплины «География».
Учебное содержание дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Дисциплина призвана сформировать у обучающихся по профессии целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения,
мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
Практико-ориентированные задания, творческая деятельность студентов, выполнение аналитических заданий и подготовка рефератов, сообщений, выступлений являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
В теме 6 «Регионы мира» количество часов уменьшено на 1 час с целью выделения 1 часа для проведения дифференцированного зачёта.
Виды учебной работы
|
Кол-во часов |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
|
36 |
в том числе практические занятия
|
8 |
|
|
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование частей, разделов, |
Аудиторная нагрузка обучающегося во взаимодействии с преподавателем |
||
Всего часов |
В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы) |
Контрольные работы |
|
1 |
2 |
3 |
|
Источники географической информации |
1 |
1 |
|
Политическая устройство мира. |
2 |
1 |
|
География мировых природных ресурсов. |
2 |
1 |
|
География населения мира. |
3 |
1 |
|
Мировое хозяйство. |
9 |
1 |
|
Регионы мира. |
14 |
1 |
|
Россия в современном мире |
2 |
1 |
|
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
2 |
1 |
|
Дифференцированный зачет |
1 |
|
1 |
Всего часов |
36 |
8 |
1 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Введение. Тема 1.Источники географической информации |
|
1 |
Введение. 1.Источники географической информации. |
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Практические занятия Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем |
1 |
Виды учебной деятельности: Объяснение междисциплинарных связей географии.Название традиционных и новых источников географической информации.Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
|
|
Тема 2 Политическая устройство мира. |
Содержание учебного материала |
2 |
Политическая карта мира. |
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. |
1 |
Практические занятия Ознакомление с политической картой мира. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
1 |
|
|
Виды учебной деятельности: Умение показывать на карте различные страны мира.Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.Выделение стран с республиканской и монархическойформами правления, унитарным и федеративным типамигосударственного устройства в различных регионах мира.Объяснение различий развитых и развивающихся странпо уровню их социально-экономического развития.Умение приводить примеры и характеризовать различныетипы стран по уровню социально-экономического развития |
|
Тема 3.География мировых природных ресурсов. |
Содержание учебного материала
|
2 |
География мировых природных ресурсов |
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно –ресурсный потенциал. |
1 |
Практические занятия Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.Выделение различных типов природопользования.Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.Умение показывать на карте основные мировые районыдобычи различных видов минеральных ресурсов.Умение называть основные направления использованияресурсов Мирового океана |
|
|
Тема 4 География населения мира. |
Содержание учебного материала |
3 |
Численность населения мира и ее динамика. |
Численность и динамика населения мира. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. |
1 |
Состав населения. Размещение и миграция населения. Урбанизация.
|
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. 3азмещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы
|
1 |
Практические занятия Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Умение называть мировую десятку стран с наибольшейчисленностью населения.Выделение различных типов воспроизводства населения иприведение примеров стран, для которых они характерны.Умение называть основные показатели качества жизнинаселения.Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиознымсоставом населения.Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы |
|
|
Тема 5 Мировое хозяйство. |
|
9 |
5.1.Современные особенности развития мирового хозяйства |
Содержание учебного материала
|
|
Мировое хозяйство. |
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Умение давать определение понятий «международноегеографическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование».Выделение характерных черт современной научно-технической революции.Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталыестраны мира по уровню их экономического развития. |
|
5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала
|
|
География сельского и лесного хозяйства. |
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка |
1 |
Горнодобывающая промышленность |
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Выделение характерных черт «зеленой революции».Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.Умение показывать на карте и характеризовать основныегорнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. |
|
5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала
|
|
Топливно –энергетическая промышленность. |
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики. |
1 |
Металлургия. |
Географические особенности черная и цветная металлургия. |
1 |
Машиностроение. |
Географические особенности машиностроения. |
1 |
Другие отрасли промышленности. |
Географические особенности химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности |
1 |
5.4.География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала
|
|
География транспорта. Связь. Международная торговля товарами.
|
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. |
1 |
Практические занятия Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. |
1 |
|
Виды учебной деятельности:Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.Выделение стран с наиболее высоким уровнем развитиямашиностроения.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенныхсудов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон,синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.Умение объяснять роль различных видов транспорта приперевозке грузов и пассажиров.Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.Умение называть крупнейшие мировые торговые портыи аэропорты, объяснять их распределение по регионам истранам мира.Умение показывать на карте и характеризовать основныерайоны международного туризма .Умение объяснять местоположение ведущих мировыхцентров биржевой деятельности.Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами
|
|
|
Тема 6 Регионы мира. |
|
14 |
6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
Содержание учебного материала
|
|
Общая характеристика Зарубежной Европы.
|
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Зарубежной Европы. Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации Зарубежной Европы. Территориальная структура. Интеграционные группировки. |
1 |
Германия и Великобритания. |
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциала, населения и хозяйства и их территориальная структура. |
1 |
Практические занятия Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы,наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основные промышленныеи сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании |
|
|
6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии. |
|
|
Общая характеристика Зарубежной Азии. |
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно –ресурсного потенциала, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Отрасли международной специализации. Территориальная структура. Интеграционные группировки. |
1 |
Япония. |
Япония как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно –ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. |
1 |
Китай. |
Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно –ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. |
1 |
Индия |
Индия как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно –ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. |
1 |
Виды учебной деятельности: Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономическогоразвития.Умение определять ресурсообеспеченность различныхстран Зарубежной Азии.Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного приростанаселения, средней плотности населения и доли городского населения.Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии соднородным и разнородным этническим и религиознымсоставом населения.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основныегорнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. |
|
|
6.3 География населения и хозяйства Африки. |
|
|
Общая характеристика региона Африка. |
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
|
2 |
Виды учебной деятельности: Умение показывать на карте различные страны Африки.Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.Умение объяснять причины экономической отсталостистран Африки.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки |
|
|
6.4 География населения и хозяйства Северной Америки. |
|
|
Общая характеристика Северной Америки. |
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения регион. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
|
1 |
США. |
США. Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы США. |
1 |
Виды учебной деятельности: Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.Выделение отраслей международной специализации Канады, умениепоказывать на карте и характеризовать еекрупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основныепромышленные и сельскохозяйственные районы США |
|
|
6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки. |
|
|
Общая характеристика Латинской Америки. Хозяйство Латинской Америки. |
Место и роль Латинской Америки. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Латинской Америки. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. |
1 |
Бразилия и Мексика |
Бразилия и Мексика как ведущие страны. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Особенности политической системы. Природно-ресурсного потенциала, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура хозяйства. |
1 |
Виды учебной деятельности: Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.Сопоставление стран Латинской Америки по площадитерритории, численности населения и уровню экономического развития.Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки снаибольшими и наименьшими значениями естественногоприроста населения.Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.Выделение отраслей международной специализации вБразилии и Мексике. |
|
|
6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании. |
|
|
Общая характеристика Австралии и Океании |
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. |
1 |
Виды учебной деятельности: Умение объяснять природные и исторические особенностиразвития Австралии и Океании.Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризоватьее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы |
|
|
Тема 7 Россия в современном мире |
Содержание учебного материала
|
2 |
Россия на карте мира. |
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже 20 -21 веков. Характеристика современного этапа социально –экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие России в международной торговле товарами и других формах внешних экономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. |
1 |
Практические занятия Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России.Выделение основных товарных статей экспорта и импортаРоссии.Умение называть ведущих внешнеторговых партнеровРоссии |
|
|
Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Содержание учебного материала |
2 |
Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависимость. |
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. |
1 |
|
Практические занятия Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. |
1 |
Виды учебной деятельности: Выделение глобальных проблем человечества.Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможныепути их решения. |
|
|
Дифференцированный зачет. |
Дифференцированный зачет. |
1 |
Тематика индивидуальных проектов |
•Новейшие изменения политической карты мира. •Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. •Типы природопользования в различных регионах и странах мира. •Особенности современного воспроизводства мирового населения. •Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. •Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. •Языки народов мира. •Современные международные миграции населения. •Особенности урбанизации в развивающихся странах. •Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. •Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. •«Мировые» города и их роль в современном развитии мира. •Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. •Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. •Крупнейшие автомобилестроительные компании мира . •Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. •Международный туризм в различных странах и регионах мира . •«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. •Запад и Восток Германии сегодня. •Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. •Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. •Особенности политической карты Африки. •Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. •Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». •Географический рисунок хозяйства США. •Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. •Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. •Особенности современного экономико-географического положения России. •Внешняя торговля товарами России. •Глобальная проблема изменения климата |
|
3.2. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
|||||
Введение. 1. Источники географической информации |
Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
|||||
2. Политическое устройство мира |
Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития |
|||||
3. География мировых природных ресурсов |
Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана |
|||||
4. География населения мира |
Умение называть мировую десятку стран с наибольшей и численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. |
|||||
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства |
Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития |
|||||
|
Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира |
|||||
|
Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.
|
|||||
|
|
|||||
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы , Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании |
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании .
|
|||||
7. Россия в современном мире |
Умение объяснять современные особенности экономико- географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России |
|||||
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения |
4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: АРМ преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, экран).
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5.Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций / Е.В. Барочников. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
6. Е.В. Баранчиков География, учебник для студентов учреждений СПО -М.: Издательский центр «Академия», 2017.-320 с.
Дополнительные источники:
1. Е.В.Баранчиков. Тесты по географии к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная мира». Москва: Экзамен, 2009г.
2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2010 г
3. Петрусюк О.А География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы. Методические рекомендации : метод. пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 144 с. 2015.
4. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Контрольные задания. Методические рекомендации : метод. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 144 с. 2015
5. 4.Петрусюк О.А География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации. Методические рекомендации : метод. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 144 с.
6. 5.Петрусюк О.А Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум .Методические рекомендации: метод. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 144 с.
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. - М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. - М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. - М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). - М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. - М., 2004.
ИНТЕРНЕТ -РЕСУРСЫ:
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Контролируемый результат (предметные, метапредметные результаты) |
Методы и формы контроля |
предметные: |
|
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; |
устный опрос, тестирование,выполнение домашнего задания, демонстрация навыков работы на практическихзанятиях, наблюдение за деятельностью обучающихся при освоении учебной дисциплины.
|
−владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; |
Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях при выполнении устных и письменных работ
|
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,протекающих в географическом пространстве;
|
устный
опрос, тестирование, выполнение |
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; |
выполнение
индивидуальных заданий, |
владение умениями использовать карты разного содержания для выявлениязакономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; |
составление
конспектов, подготовка докладов, |
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; |
выполнение
индивидуальных заданий, |
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; |
устный
опрос, тестирование, выполнение |
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
выполнение индивидуальных заданий, устный опрос, тестирование, демонстрация навыков работы на практических занятиях |
метапредметные: |
|
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решенияпрактических задач, применению различных методов познания; |
составление конспектов, выполнение |
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
составление
конспектов, подготовка докладов, |
умение самостоятельно оцениватьи принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
демонстрация
навыков работы на практических |
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; |
выполнение
индивидуальных заданий, |
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы |
выполнение
практических работ, демонстрация
|
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; |
оставление
конспектов, демонстрация навыков |
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии |
выполнение
индивидуальных заданий, |
личностные: |
|
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
устный опрос, выполнение домашнего задания, |
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; |
устный
опрос, подготовка сообщений, |
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность испособность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
устный
опрос, подготовка сообщений, |
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
|
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности |
составление
конспектов, подготовка докладов, |
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
выполнение
индивидуальных заданий, |
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; |
демонстрация
навыков работы на практических |
креативность мышления, инициативность и находчивость; |
составление
конспектов, выполнение |
Личностные результаты реализации программы воспитания |
|
ЛР 8Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства |
Публичные
выступления с подготовленными |
ЛР 10 Заботящийся о защите
окружающей среды, |
Публичные
выступления с подготовленными |
ЛР 11 Проявляющий уважение к
эстетическим ценностям, |
Публичные
выступления с подготовленными |
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе
освоения образовательной |
ЛР 17 Проявляющий уважение к многообразию многонационального состава населения Алтайского края, готовый учитывать традиции культурного потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов |
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе
освоения образовательной |
ЛР 19 Обладающий экологической культурой, демонстрирующий бережное отношение к объектам общенационального достояния, в том числе природным комплексам Алтайского края |
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе
освоения образовательной |
ЛР 22 Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своейжизни |
Наблюдение и
оценка на практическихзанятиях; |
6.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер страницы, дата внесения изменения |
Содержание внесенного изменения |
ФИО лица, внесшего изменение, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.