Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по географии 5 - 9 классов (Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.
Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ. В основе программы лежит принцип единства. Учебный предмет «География» входит в состав учебного плана школы. Согласно учебному плану школы география изучается с 5-9 классы. Объём часов в 5 классе-34 часа.(1 час в неделю)
УМК «География 5 класс»
1. Рабочие программы. География. 5 – 9 классы / сост. С.В. Курчина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 409 с.ISBN 978-5-358-14961-8
2. География. Землеведение. 5 - 6 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019. – 272 с. :илл., карт.
3. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
Общая характеристика курса географии
Актуальность. Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и другими подходами, поэтому лучше других наук подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.
Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.
Целями изучения дисциплины являются:
- формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;
- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;
- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;
- развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».
Основные задачи:
-формирование географической картины мира и общей культуры;
- формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
- осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонентов общего образования:
Социально-личностные компоненты:
- подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;
- формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному»— индустриальному, историческому, культурологическому пространству;
- выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;
- формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;
- развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира;
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;
- понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;
- знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного
поведения — важных элементов общей культуры человека;
- формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности;
- освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;
Общекультурные компоненты:
- формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета (УУД)
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой и сложный план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- челостным мировоззрением;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе по 34 ч (1 ч в неделю).
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение географии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев) рассчитано на 35 часов. Данная рабочая программа предусматривает 34 часа в год, 1 час в неделю.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Тематическое планирование – 5 класс
(34 часа в год)
Распределение часов по разделам
№ раздела, темы
|
Наименование раздела и темы |
Количество часов |
В том числе на практические работы |
1. |
Раздел I. Как устроен наш мир |
10 |
1 |
Тема 1. Земля во Вселенной |
6 |
|
|
Тема 2. Облик Земли |
4 |
1 |
|
2. |
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности |
8 |
1 |
Тема 3. Изображение Земли. |
2 |
|
|
Тема 4.История открытия и освоения Земли. |
6 |
1 |
|
3. |
Раздел III. Как устроена наша планета |
16 |
3 |
Тема 5. Литосфера. |
5 |
1 |
|
Тема 6. Гидросфера. |
3 |
|
|
Тема 7. Атмосфера. |
3 |
1 |
|
Тема 8. Биосфера. |
2 |
1 |
|
Тема 9. Природа и человек. |
3 |
|
|
Всего часов34 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока |
Название раздела и тем |
Часы учебного времени |
Виды деятельности ученика |
Планируемые результаты обучения (УУД) |
Плановые сроки прохождения |
Фактические сроки прохождения |
Раздел I. Как устроен наш мир – 10 часов. Тема 1. Земля во Вселенной – 5 часов. |
|
|
||||
1. |
Введение. Представление об устройстве мира. |
1 |
Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео). Работа с источниками информации: учебниками. Просмотр презентации. |
Предметные: Объяснять значение понятий "география". Метапредметные: Работать с текстом. Личностные: Привести свои примеры, доказывающие значение географии в современном мире.Предметные: Объяснять значение понятий" геоцентрическая и гелиоцентрическая модель " Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Познавательные: Сравнивать две модели устройства мира, Личностные: Привести свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца. Поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе. |
|
|
2. |
Звёзды и Галактики |
1 |
Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью Просмотр презентаций (видео), просмотр электронного приложения |
Предметные: Объяснять значение слов "звезда", "Галактика" Метапредметные: Работа с текстом, таблицами. Личностные: формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе. |
|
|
3. |
Солнечная система |
1 |
Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео). |
Предметные: Называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение "астероид", метеорит", "комета". Метапредметные: Работа с текстом, таблицами, фото. Регулятивные: Выдвижение версий на проблему "Почему Земля - обитаемая планета?" и " "Как человек исследует Солнеч. систему?" Личностные: Развитие личностной рефлексии. |
|
|
4. |
Луна-спутник Земли. |
1 |
Нахождение дополнит.информации о Луне, информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система".
|
Предметные: по результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость фазы Луны от освещения Солнцем. Метапредметные Регулятивные: самостоятельно обнаружить и сформировать вопросы к тексту параграфа (учебн.проблема стр.30 в.3) Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. |
|
|
5. |
Земля-планета Солнечной системы. |
1 |
Наблюдать теллурий или электрон.модель движений Земли. Работа с картами, схемами. |
Предметные: выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему "Географические следствия вращения Земли". Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения 1Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Метапредметные Познавательные УУД: выявление причин и следствий простых явлений, решение практич. и познават. задач. |
|
|
Тема 2. Облик Земли – 5 часа. |
|
|
||||
6. |
Облик земного шара. |
1 |
Работа с картами (нахождение океанов, материков, островов, полуостровов, архипелагов). Формулировка значений ключевых слов |
Предметные: объяснять значение ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показ географич. объектов на карте. Метапредметные Регулятивные:Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью (практ. зад-е стр.36). |
|
|
7. |
Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. |
1 |
Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, атласа. Знакомство с моделью Земли-глобусом. |
Предметные: называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. Метапредметные Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
|
|
8. |
Параллели и меридианы. Градусная сеть. |
1 |
Определение расстояний и направлений по глобусу. Находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте. |
Предметные:показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы; объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа Метапредметные Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
|
|
9 |
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. |
1 |
Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определение расстояний и направлений по глобусу. Выполнение практических задач. |
Предметные: Определение расстояний и направлений по глобусу. Метапредметные Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
|
|
10 |
Обобщающий урок по разделу «Как устроен наш мир» |
1 |
|
|
|
|
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности – 8 часов. Тема 3. Изображение Земли – 2 часа. |
|
|
||||
11 |
Способы изображения земной поверхности. |
1 |
Знакомство с различными источниками информации-планами местности, аэрофоснимками, космическими снимками. |
Предметные: Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения задач. Метапредметные Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества. |
|
|
12 |
История географической карты. |
1 |
Научится работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. |
Предметные:классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. Метапредметные: участвовать в совместной деятельности. Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
|
|
Тема 4. История открытия и освоения Земли – 6 часов. |
|
|
||||
13 |
Географические открытия древности. |
1 |
Исследовать по картам маршруты путешественников, находить в интернете, энциклопедиях информацию о путешественниках. Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками. Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений, умения объяснять значение их своими словами: "путь изваряг в греки", Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы. Ознакомление с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и путешествий; изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов. |
Предметные: Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географ.информации. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географ.открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.
Метапредметные Личностные: Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям.
Познавательные: · анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления · выявлять причины и следствия простых явлений · составлять тезисы, различные виды планов · преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); · определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные:воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; |
|
|
14 |
Географические открытия Средневековья |
1 |
|
|
||
15
16.
17. |
Великие географические открытия.
В поисках Южной Земли
Исследование океана и внутренних частей материков. |
1
1
1 |
|
|
||
18. |
Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации. |
1 |
Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками. |
Предметные: Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. Метапредметные: Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. Личностные: целостным мировоззрением. |
|
|
Раздел III. Как устроена наша планета – 16 часов. Тема 5. Литосфера – 5 часов. |
|
|
||||
19. |
Внутреннее строение Земли |
1 |
Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике. |
Предметные: Объяснение ключ.слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой. Метапредметные Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). |
|
|
20. |
Горные породы и их значение для человека |
1 |
Работа с новыми понятиями и терминами (уметь объяснять своими словами) Характеристика методов изучения земных недр и Мирового океана;. |
Предметные:объяснениеключ.слов "литосфера, горные породы, полезные ископаемые" Метапредметные Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления • выявлять причины и следствия простых явлений • составлять тезисы, различные виды планов • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.(зад-е 5 стр.93) |
|
|
21 |
Урок-практикум. |
1 |
Изучение горных пород в ходе выполнения практической работы. |
Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Метапредметные Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); |
|
|
22. |
Рельеф и его значение для человека |
1 |
Работа с новыми понятиями и термина ми (уметь объяснять своими словами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана
|
Предметные: Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практич. задачи по определению на картах средней и абсолютной высот. Метапредметные Регулятивные: Работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
|
|
23. |
Основные формы рельефа |
1 |
Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана |
|
|
|
Тема 6. Гидросфера – 3 часа. |
|
|
||||
24
25. |
Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части |
1
1 |
Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана. |
Предметные: знать и объяснять значение новых слов"гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды", "море", "залив", "пролив", "лиман". Показ на карте частей Мирового океана. Метапредметные Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов. |
|
|
26. |
Гидросфера-кровеносная система Земли |
1 |
Разнообразие поверхностных и подземных вод. Их роль в жизни человека |
Предметные: Знать и объяснять значение ключ.слов "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы". Метапредметные Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод. |
|
|
Тема 7. Атмосфера – 3 часа. |
|
|
||||
27
28
29.
|
Атмосфера Земли и её значение для человека.
Погода
Урок -практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. |
1
1
1 |
Формирование практических навыков и умений: - измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности. |
Предметные: значение ключ.слов" атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр" Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами. Метапредметные Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе. Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды. |
|
|
Тема 8. Биосфера – 2 часа. |
|
|
||||
30. |
Биосфера - живая оболочка Земли |
1 |
Формирование умений работать с новыми терминами, приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле, умение работать на экскурсии. |
Предметные: значение новых слов: "биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт" Метапредметные Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы". Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. |
|
|
31. |
Урок - практикум. Экскурсия в природу. |
1 |
Ознакомление со способами работы на местности. Сбор материалов для исследовательской работы. |
Предметные: Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. |
|
|
Тема 9. Природа и человек – 3 часа. |
|
|
||||
32. |
Воздействие человека на природу. |
1 |
Познакомить с Красной Книгой России, Сахалинской области. |
Предметные: Прогнозировать состояние окружающей среды. Личностные: формирование основ экологической культуры. |
|
|
33. |
Обобщающий урок по разделу «Как устроена наша планета». |
1 |
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. |
Личностные: Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий. Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. Предметные: продемонстрировать ЗУН по темам. |
|
|
34. |
Обобщающий урок за курс «Землеведения» в 5 классе. |
1 |
Систематизировать и обобщать знания по темам курса географии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. |
Личностные: Знание основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе. Метапредметные: Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Предметные:Проверка ЗУН за курс 5 класса. |
|
|
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 5 класс»
Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить поглобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)
ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самыхизвестныхгеографов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков.
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «путь изваряг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)
ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе
и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборовизмеряют значения разных элементов погоды?
ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету?
Что такое биосфера?
Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?
Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,
«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- обозначать на контурной карте географические объекты;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду своей местности;
- вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- вести полевой дневник.
Практические работы
1. Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
2. Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
3. Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
4. Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
5. Урок-практикум. Экскурсия в природу.
Формы и средства контроля:
· Тестовый контроль
· устный опрос
· самостоятельная работа
· практические работы
· работы с контурными картами
· письменные проверочные работы
· тестирования
· итоговый контроль
· так же знания оцениваются по активному участию в работе, по правильности ответов на вопросы
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
1.
1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
1.
1. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
3. Время выполнения работы: 30-40 мин.
4. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование
в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
1. Не забудьте подписать работу внизу карты!
2. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Материально-техническое обеспечение
Основная литература
1. География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019.
Дополнительная литература
5 класс
2. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2014.
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2015.
4. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
5. Атлас. География. 5 класс.
6. Контурные карты. География. 5 класс.
Методическая литература для учителя
1. Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий - М.: Глобус. 2010.
2. Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах - М. Московский лицей. 2002.
3. Нагорная И.И. Поурочные планы, география 6 класс - Волгоград. Учитель. 2008.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс - М. Вако. 2008.
5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах - СПб.: Виктория. 2009.
Оборудование и приборы
1. Гербарий для физической географии.
2. Глобусы.
3. Компасы.
4. Коллекция горных пород и минералов.
5. Комплект настенных карт по курсу 5 класса.
6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
7. Комплект тематических таблиц по курсу 5 класса.
8.Электронные носители - 5 класс. Уроки географии Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий, 2004.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Лист корректировки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.