1.
Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база.
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010
г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего образования»
–
Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.04.2011
№ 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
–
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об
организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного
стандарта общего образования»
–
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №
1643
«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (начало действия
документа 21.02.2015 г)
–
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»
–
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013
года
№
ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных
учреждениях»
–
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013
года
№ 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной
компоненты в общеобразовательной школе».
1.2. Назначение программы.
Курс внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся
9
классов,
изучающих химию на базовом уровне. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися
теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на
34 учебных часа, 1 час в неделю.
Программа
курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для
предпрофильной
подготовки учащихся 9 классов.
Курс ориентирован на углубление и
расширение знаний, на развитие любознательности
и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся
обращаться с веществами,
встречающимися в быту.
Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих
связать свою
будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью
сдачу экзамена по
химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для
учащихся, желающих
увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать
современный мир бытовой
химии.
2. Общая характеристика учебного
предмета, курса.
2.1. Цели и задачи реализации программы.
Цели изучения курса внеурочной
деятельности "Химия вокруг нас " в 9 классах
общеобразовательных учреждений:
обогащение познавательного и
эмоционально-смыслового личного опыта восприятия
химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной
учебной программы;
расширение знаний учащихся о
применении веществ в быту и мерах безопасного
обращения с ними;
создание условий для
самооценки подготовленности учащихся к продолжению
естественнонаучного образования в средней школе.
формирование у обучающихся целостного
представления о мире и роли химии в
создании современной естественнонаучной картины мира; умения
объяснять объекты и
процессы окружающей действительности — природной, социальной,
культурной, технической
среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих
универсальное
значение для различных видов деятельности:
решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки
информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в
повседневной жизни.
овладение умениями наблюдать
химические явления в повседневной жизни;
развитие познавательных интересов
и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к
одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и
окружающей среде.
Содержание курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» в 9
классах
устанавливает следующие задачи:
учебные:
формирование системы химических знаний как компонента
естественнонаучной
картины мира;
формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов,
понятий, законов и
теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о
принципах химического
производства;
развивающие:
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и
экологически
целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
развитие практических умений учащихся: наблюдательности,
внимательности,
сообразительности; развитие умений работать с веществами, выполнять несложные
химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять
химические знания в общении с природой; развитие умений работы в
микрогруппах;
воспитательные:
формирование умений безопасного обращения с веществами,
используемыми в
повседневной жизни;
воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести
здоровый образ
жизни;
выработка понимания общественной потребности в развитии химии;
формирование потребности в расширении кругозора учащихся;
формирование отношения к химии как к возможной области будущей
практической
деятельности.
2.2. Общая характеристика курса
Данная программа курса внеурочной деятельности относится к
предметно-ориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки
традиционных учебных программ.
Курс предусматривает использование деятельностного подхода к
обучению и
разнообразные организационные формы обучения: лекции, беседы,
семинары, практикумы, организационно-деятельностные игры, выполнение проектов, создание
презентаций.
Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с
характеристикой
веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с
веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности
предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает
ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем
(глобальное потепление
климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют
рациональное
поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым
годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью
окружающих, природе.
Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности
учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курса внеурочной деятельности
направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области
глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения
учащихся в мире веществ
и химических превращений.
Курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» позволяет
реализовать следующие
дидактические принципы обучения: обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и
умений; осуществление
связи обучения с жизнью.
В процессе изучения данного курса создаются условия для решения
ряда
общеобразовательных задач.
1. Углубление и расширение знаний учащихся по химии и смежным
дисциплинам.
2. Приобретение учащимися умений обращения с бытовыми веществами.
3. Развитие коммуникативных способностей учащихся при работе в группе
для
формулировки выводов.
4. Развитие индивидуальных свойств личности: способностей,
интересов, мотиваций.
5. Формирование и определение профессиональных интересов учащихся.
6. Расширение кругозора учащихся.
Формы контроля: зачёты, тест, защита презентации, анкетирование,
проекты.
Учебно-тематический план (34
часа)
№ |
Тема раздела |
Кол-во |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Химия пищи |
12 |
3 |
Химия на кухне |
3 |
4 |
Химия в домашней аптечке |
4 |
5 |
Химия и косметические средства |
4 |
6 |
Химия в быту |
4 |
7 |
Химия в сельском хозяйстве |
2 |
8 |
Химия и экология. |
4 |
ИТОГО |
34 |
Содержание
курса.
Тема 1. Введение. (1 час)
Химия полезна или вредна. Химия – наука о веществах. Вещества
вокруг нас.
Польза химии для развития науки, промышленности, экономики страны
Тема 2. Химия пищи (12 часов)
Общая характеристика продуктов питания.
Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.
Основные
компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Распознавание белков.
Основные источники пищевых питательных веществ.
Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения.
Углеводы, значение и применение. Простые и сложные углеводы. Основные
источники углеводов.
Жиры, значение и применение. Животные жиры. Использование жиров. Основные
источники жиров. Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко-
и низкокалорийные продукты
питания.
Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного
рациона.
Суточная доза, физиологическая роль, реакция организма на
недостаток и переизбыток
веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием витаминов.
Натрий, калий, кальций фосфор мягкий, железо, йод, фтор, селен,
цинк. Реакция
организма на недостаток и переизбыток веществ
История появления напитка чая. Состав чая: дубильные вещества,
кофеин, эфирные
масла, витамины. Свойства чая. Применение чая.
Эксперимент № 1. «Изучение структуры заварки».
Эксперимент № 2. «Изучение свойств чая разных сортов». Чипсы и
сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов).
Сахар. Конфеты.
Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность
частого
употребление продуктов фаст-фуда.
Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания
(фаст-фудов). Сахар.
Конфеты. Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО.
Опасность
частого употребление продуктов фаст-фуда.
Газированные напитки. Их состав и влияние на организм человека.
Состав
газированных напитков. Красители и консерванты в напитках.
Практические работы: «Обнаружение белков в
продуктах питания», «Обнаружение
крахмала в продуктах питания», «Обнаружение жиров в продуктах
питания»,
«Расчет пищевой ценности продукта»
«Сколько в яблоке витамина С», «Приготовление порошка из куриной
скорлупы и
действие на него соляной кислотой», «Изучение структуры и свойств
чая», «Изучение
состава продуктов питания (по этикеткам) расшифровка кода пищевых
добавок, их
значение», «Использование газированных напитков в бытовых целях».
Тема 3. Химия на кухне (3 часа)
Химические вещества, встречающиеся на кухне. Поваренная соль, ее
значение
для организма человека.
Уксусная кислота – органическая кислота. Пищевой уксус, уксусная
эссенция.
Физические и химические свойства уксусной кислоты, ее применение.
Меры предосторожности при работе с уксусной кислотой, первая
помощь при
ожогах.
Состав и физические свойства питьевой соды. История производства
питьевой
соды. Химические свойства гидрокарбоната натрия. Правила хранения.
Применение питьевой соды в кондитерском деле, медицине, в качестве
чистящего
средства, для снижения жесткости воды
Практические работы: Определение загрязненности
поваренной соли», «Изучение
свойств уксусной кислоты», «Изучение свойств пищевой соды».
Тема 4. Химия в домашней аптечке (4 часа)
Химия в медицине. Классификация лекарственных препаратов. Домашняя
аптечка.
История открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства.
Перманганат калия.
История открытия и свойства перманганата калия. Применение
перманганата калия в
быту, медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при
отравлении
концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода.
Йод.
Практические работы: «Разложение пероксида
водорода», «Растворение йода в
воде и спирте. Распознавание иодидов».
Тема 5. Химия и косметические средства (4 часа)
Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические
средства в
нашем доме.
Косметология – наука об искусстве делать здоровым и красивым
человеческое тело и
лицо. Гигиена – наука, изучающая влияние внешней среды на человека.
История
развития
косметологии и гигиены. Использование гигиенических и косметических
средств. Состав
косметических средств.
Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели,
лосьоны и др. рН.
Декоративная косметика. Препараты декоративной косметики и их
химический состав.
Пудра – многокомпонентная смесь, состоящая из талька, каолина,
оксида цинка, оксида
титана, карбоната магния, крахмала, цинковых и магниевых солей
стеариновой
кислоты, органических и неорганических пигментов. Тушь для ресниц:
воск, мыла,
жиры, цветная краска, воскообразные вещества. Состав черной туши:
сажа,
вазелиновое масло, воск, спермацет. Губная помада: природные воски
или их
синтетические аналоги, растительное масло, спермацет, красящее
вещество. Румяна:
сухая и жидкая. Краска для бровей – сурьмяной блеск. Тени для век.
Макияж.
Ароматные средства. Носители аромата: эфирные масла, терпены,
спирты, сложные
эфиры. Эфирные масла – смеси душистых веществ, относящихся к
различным классам
органических соединений. Способы извлечения ароматических веществ
из растений:
выжимание, экстрагирование пахучих веществ с помощью
растворителей, дистилляция
(извлечение эфирных масел водяным паром). Ароматерапия. Действие
запахов на
организм человека. Духи.
Правила пользования духами. Одеколоны. Туалетная вода.
Дезодоранты – средства устраняющие запах пота. Антиперспиранты.
Химический
состав антиперспирантов: соли алюминия, сурьмы, хрома, железа,
висмута, циркония, а
также формальдегид и этиловый спирт. Репелленты. Виды репеллентов.
Способы их
применения. Время эффективного действия репеллентов.
Практические работы: «Измерение рН моющих
средств», «Обнаружение глицерина
в парфюмерных препаратах. Выжимание масла из кожуры апельсина».
Тема 6. Химия в быту (5 часов)
Вещества бытовой химии для дома. Безопасное обращение со
средствами
бытовой химии. Синтетические моющие средства. Бытовые химикаты, их
классификация на основе применения. Правила обращения с
препаратами бытовой
химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная
кислота,
перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды,
растворители,
лакокрасочные материал и т.п.)
Азбука химчистки. Из
истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический
состав и назначение СМС. Отбеливатели.
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.
Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила
безопасного
использования средств бытовой химии.
Практическая работа "Химчистка на дому"
Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе
со средствами
бытовой химии. Инсектицидные препараты, их основные группы.
Реппеленты.
Правила правильного и безопасного применения.
Тема 7. Химия в сельском хозяйстве (2 часа)
Агрохимия как наука, ее развитие в России. Понятие о пестицидах,
их классификация.
Химические свойства основных ядохимикатов. Сроки и продукты
разложения,
превращения в почве, водоемах, возможности накопления в
продуктивных органах
растений. Удобрения
и их классификация.
Органические и минеральные удобрения. Простые и комплексные
удобрения.
Практическая работа «Ознакомление с минеральными
удобрениями»
Тема 8. Химия и экология. (7 часов)
Природные ресурсы. Экология воды. Состав воды, биологическое
значение воды.
Питьевой режим. Качество воды из различных источников.
Экология атмосферы. Состав воздуха, его значение для планеты Земля
и для всех
живых организмов.
Загрязнение воздуха и его охрана. Озоновый экран, польза или вред?
Экология почвы. Состав почвы. Макро- и микроэлементы, необходимые
для
жизнедеятельности растений.
Практические работы: «Органолептические свойства
воды», «Определение состава
воздуха», «Изучение состава почвы»
Планируемые результаты
Личностные результаты:
ü сформированность
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
ü самостоятельность
в приобретении новых знаний и практических умений;
ü мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
ü самостоятельно
формулировать тему и цели;
ü составлять
план решения учебной проблемы совместно с учителем;
ü работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
ü в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
ü перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
ü осуществлять
анализ и синтез;
ü устанавливать
причинно-следственные связи;
ü строить
рассуждения;
Коммуникативные УУД:
ü высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
ü слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
ü докладывать
о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии,
кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и
другие источники информации;
ü договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü задавать
вопросы.
Предметные результаты освоения учебного курса:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические
эксперименты;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в
повседневной
жизни;
делать выводы и умозаключения из наблюдений;
безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной
жизни.
2. В ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой
веществ.
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Календарно – тематический план
№ |
Тема занятия |
Основное содержание |
Дата |
|
|||
Тема 1. Введение. |
|
||||||
1 |
ТБ в кабинете химии. Химия и её значение. |
Химия –
наука о веществах. Вещества вокруг нас. |
|
||||
Тема 2. Химия пищи (12 часов) |
|
||||||
2 |
Что такое пища. |
Общая
характеристика продуктов питания. |
|
||||
3 |
Основные |
Основные
компоненты пищи: жиры, белки, |
|
||||
4 |
Белки.
Практическая |
Белки,
значение и применение. Белки |
|
||||
5 |
Углеводы. |
Углеводы,
значение и применение. Простые и сложные углеводы. Основные источники |
|
||||
6 |
Жиры.
Практическая |
Жиры,
значение и применение. Животные жиры. |
|
||||
7 |
Основные
принципы |
Калорийность
(энергетическая ценность) |
|
||||
8 |
Практическая
работа |
Энергетическая
ценность дневного рациона |
|
||||
9 |
Все о
витаминах. |
Суточная
доза, физиологическая роль, реакция организма на недостаток и переизбыток
веществ. |
|
||||
10 |
Минеральные |
Натрий,
калий, кальций фосфор мягкий, железо, |
|
||||
11 |
Чай. |
История
появления напитка чая. Состав чая: |
|
||||
12 |
Продукты
быстрого |
Чипсы и
сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар.
Конфеты. |
|
||||
13 |
Газированные |
Газированные
напитки. Их состав и влияние на организм человека. Состав
газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. |
|
||||
Химия на кухне (3 часа) |
|||||||
14 |
Поваренная
соль, ее |
Химические
вещества, встречающиеся на кухне. |
|
||||
15 |
Уксусная
кислота – |
Уксусная
кислота – органическая кислота. |
|
||||
16 |
Сода и
различные |
Состав
и физические свойства питьевой соды. |
|
||||
Тема 3 Химия в домашней аптечке (4 часа) |
|||||||
17 |
Химия в медицине. |
Классификация
лекарственных препаратов. |
|
||||
18 |
Перманганат калия. |
История
открытия и свойства перманганата |
|
||||
19 |
Пероксид
водорода. |
История
открытия. Пергидроль. Физические, |
|
||||
20 |
Йод.
Практическая |
История
открытия. Строение. Качественные |
|
||||
Тема 4. Химия и косметические средства (4 часа) |
|||||||
21 |
Искусственные
и |
Косметология
– наука об искусстве делать |
|
||||
22 |
Состав
косметических |
Классификация
косметических средств: мыло, |
|
||||
23 |
Декоративная |
Пудра –
многокомпонентная смесь, состоящая из талька, каолина, оксида цинка, оксида
титана, карбоната магния, крахмала, цинковых и магниевых солей стеариновой
кислоты, |
|
||||
24 |
Ароматные
средства. |
Носители
аромата: эфирные масла, терпены, |
|
||||
Тема 5. Химия в быту (4 часа) |
|||||||
25 |
Вещества
бытовой |
Бытовые
химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с
препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами(раствор аммиака,
уксусная кислота, |
|
||||
26 |
Синтетические |
Из
истории использования моющих средств. |
|
||||
27 |
Азбука
химчистки. |
|
|||||
28 |
Инсектициды
и |
Инсектицидные
препараты, их основные группы. |
|
||||
Химия в сельском хозяйстве(2 часа ). |
|||||||
29 |
Понятие
об |
Агрохимия
как наука, ее развитие в России. |
|
||||
30 |
Удобрения
и их |
Органические
и минеральные удобрения. |
|
||||
Тема 6. Химия и экология. (4 часа) |
|||||||
31 |
Природные
ресурсы. |
Состав
воды, биологическое значение воды. |
|
||||
32 |
Экология |
Состав
воздуха, его значение для планеты Земля и |
|
||||
33 |
Экология
почвы. |
Состав
почвы. Макро- и микроэлементы, |
|
||||
34 |
Защита проектов |
Темы
проектов: |
|
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.