«Рассмотрено»
На заседании МО учителей математики протокол № 1 от 31 августа 2019г. руководитель МО _______________ (подпись) / Черная М. В. / (ФИО) |
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР __________________ (подпись)
/Малясова С. В. / (ФИО) 31 августа 2019г. |
«Утверждено»
Приказ № 112 от 31 августа 2019г.
Директор СОШ №22 __________________ (подпись) /Суханов И.В./ (ФИО) м. п. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 22 поселка Беркакит
Нерюнгринского района
Рабочая программа элективного курса
«Решение нестандартных задач по математике»
Класс: 10А
Количество часов: в неделю – 1 час; всего – 35 часов
Учитель математики: Лаптева Татьяна Павловна
2019 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) с изменениями в редакции приказов от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577;
3. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 с изменениями в редакции приказа от 07.06.2017г. №506;
4. Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения – Средняя общеобразовательная школа № 22 поселка Беркакит Нерюнгринского района, утвержденного приказом СОШ №22 от 04.07.2018 г. №8/2.
5. Основной общеобразовательной программы СОШ №22 на 2018-2019 учебный год, утвержденной приказом СОШ №22 от 31.08.2018г. №98.
6. Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования базового уровня, требований к ЕГЭ и ГИА.
Поддерживающий курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении математики в предыдущих классах.
Программа данного курса содержит тематические подборки тренировочных заданий по темам, изучаемым внутри математики 5 – 10 классов.
Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в практической деятельности и повседневной жизни, а так же на вычисления и преобразования.
Основная задача курса – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися математических знаний и умений для продолжения образования и сдачи экзамена.
Цели курса:
Основные задачи Рабочей программы:
· сформировать представление о практической реализации государственного образовательного стандарта при изучении курсов;
· определить содержание, объем, порядок изучения курсов с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса СОШ №22 и контингента обучающихся.
Задания тренажера позволяют предложить ученику выполнить большой объем вычислений за небольшое время. В каждой теме разбирая базисные (опорные) задачи, идея решения которых группируется вокруг них целый класс аналогичных задач. Таким образом, научившись решать ключевую задачу, мы открываем путь к решению «задач родственников».
2. Планируемые результаты освоения курса
личностные:
1. Ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. Формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3. Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4. Первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5. Критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7. Умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. Формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1. Способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. Умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3. Способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. Умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5. Умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6. Развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7. Формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностей);
8. Первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9. Развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10. Умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11. Умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12. Умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13. Понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14. Умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15. Способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
3. Содержание учебного предмета
Тождественные преобразования – 6 часов
Перечень тем, понятий, которые включены в раздел:
Теоретические положения.
Нахождение значений числовых выражений.
Преобразование рациональных выражений.
Преобразование иррациональных выражений.
Преобразование дробно – рациональных выражений.
Применение формул Бинома Ньютона, суммы и разности степеней для преобразования выражений.
Перечень форм организации занятий:
индивидуальные, групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Основные виды учебной деятельности: Выполнять элементарные знаково-символические действия: применять буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или чертежом; преобразовывать алгебраические суммы и произведения (выполнять приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок, упрощение произведений). Вычислять числовое значение буквенного выражения; находить область допустимых значений переменных в выражении. Применять формулы для преобразования выражений.
Уметь:
Проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы.
Уравнения – 11 часов
Перечень тем, понятий, которые включены в раздел:
Алгебраические уравнения высших степеней.
Возвратные уравнения.
Рациональные уравнения.
Иррациональные уравнения.
Показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Уравения с модулем.
Уравнения с параметром.
Системы уравнений.
Перечень форм организации занятий:
индивидуальные, групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Основные виды учебной деятельности: Решать алгебраические уравнения высших
Степеней. Решать простейшие трансцендентные уравнения.
Уметь:
Решать уравнения в целых числах; устанавливать равносильность уравнений; решать уравнения вида P(x)Q(x) = 0 и P(x)/Q(x) = 0; использовать свойства функций для решения уравнений; решать уравнения, содержащие переменную под знаком модуля; решать уравнения с параметрами; решать простейшие показательные, логарифмические уравнения; решать системы уравнений; решать системы уравнений с параметрами.
Элементы тригонометрии – 10 часов
Перечень тем, понятий, которые включены в раздел:
Тригонометрческие выражения.
Тригонометрческие формулы.
Тригонометрические уравнения.
Системы тригонометрических уравнений.
Перечень форм организации занятий:
индивидуальные, групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Основные виды учебной деятельности: Выполнять тригонометрические
преобразования с применением тригонометрических формул. Решать простые и сложные тригонометрические уравнения.
Уметь:
Решать тригонометрические уравнения с выбором ответа и нахождением области определения.
Неравнества – 8 часов
Перечень тем, понятий, которые включены в раздел:
Рациональные неравенства.
Решение неравенств методом интервалов.
Неравенства с модулем.
Простейшие иррациональные неравенства.
Простейшие показательные неравенства.
Простейшие логарифмические неравенства.
Простейшие тригонометрические неравенства.
Перечень форм организации занятий:
индивидуальные, групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Основные виды учебной деятельности: Выполнять преобразование выражений.
Решать простейшие трасцендентные неравенства.
Уметь
Устанавливать равносильность неравенств; решать неравенства вида P(x)Q(x) = 0 и P(x)/Q(x) = 0; использовать свойства функций для решения неравенств; решать неравенства, содержащие переменную под знаком модуля; решать неравенства с параметрами; решать простейшие показательные, логарифмические неравенства; решать системы неравенств.
4. Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Дата |
|
план |
факт. |
|||
1 четверть – 9 часов |
||||
Раздел I. Тождественные преобразования выражений |
6 |
|
|
|
1 |
Теоретические положения. |
1 |
02.09 |
|
2 |
Нахождение значений числовых выражений. |
1 |
09.09 |
|
3 |
Преобразование рациональных выражений. |
1 |
16.09 |
|
4 |
Преобразование иррациональных выражений. |
1 |
23.09 |
|
5 |
Преобразование дробно – рациональных выражений. |
1 |
30.09 |
|
6 |
Применение формул бинома Ньютона, суммы и разности степеней для преобразования. |
1 |
07.10 |
|
Раздел II. Уравнения |
11 |
|
|
|
7 |
Алгебраические уравнения высших степеней. |
1 |
14.10 |
|
8 |
Возвратные уравнения. |
1 |
21.10 |
|
9 |
Рациональные уравнения. |
1 |
28.10 |
|
2 четверть – 8 часов |
||||
10 |
Иррациональные уравнения. |
1 |
11.11 |
|
11 |
Показательные уравнения. |
1 |
18.11 |
|
12 |
Логарифмические уравнения. |
1 |
25.11 |
|
13 |
Уравнения с модулем. |
1 |
02.12 |
|
14 |
Уравнения с параметром. |
1 |
09.12 |
|
15 |
Уравнения с параметром. |
1 |
16.12 |
|
16 |
Системы уравнений. |
1 |
23.12 |
|
17 |
Системы уравнений. Тест. |
1 |
30.12 |
|
3 четверть – 10 часов |
||||
Раздел III. Элементы тригонометрии |
10 |
|
|
|
18 |
Тригонометрические выражения. |
1 |
13.01 |
|
19 |
Тригонометрические выражения. |
1 |
20.01 |
|
20 |
Тригонометрические формулы. |
1 |
27.01 |
|
21 |
Тригонометрические формулы. |
1 |
03.02 |
|
22 |
Простейшие тригонометрические уравнения. |
1 |
10.02 |
|
23 |
Простейшие тригонометрические уравнения. |
1 |
17.02 |
|
24 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
02.03 |
|
25 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
16.03 |
|
26 |
Системы тригонометрических уравнений. |
1 |
23.03 |
|
27 |
Системы тригонометрических уравнений. |
1 |
27.03 |
|
4 четверть – 8 часов |
||||
Раздел IV. Неравенста |
8 |
|
|
|
28 |
Рациональные неравенства. |
1 |
06.04 |
|
29 |
Решение неравенств методом интервалов. |
1 |
13.04 |
|
30 |
Неравенства с модулем. |
1 |
20.04 |
|
31 |
Простейшие иррациональные неравенства. |
1 |
25.04 |
|
32 |
Простейшие показательные неравенства. |
1 |
04.05 |
|
33 |
Простейшие логарифмические неравенства. |
1 |
11.05 |
|
34 |
Простейшие тригонометрические неравенства. |
1 |
18.05 |
|
35 |
Решение неравенств. Тест. |
1 |
25.05 |
|
|
ИТОГО |
35 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.