Рабочая программа и планирование по внеурочной деятельности - кружок _Эрудит_ (4 класс).
Оценка 4.9

Рабочая программа и планирование по внеурочной деятельности - кружок _Эрудит_ (4 класс).

Оценка 4.9
docx
05.01.2024
Рабочая программа и планирование по внеурочной деятельности - кружок _Эрудит_ (4 класс).
Рабочая программа и планирование по внеурочной деятельности - кружок _Эрудит_ (4 класс)..docx

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Кружок «Эрудит»

4 класс

 

Пояснительная записка

             Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и вне­школьной работы, способствующих повышению интереса школь­ников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Перед учителем встают вопросы: как подготовить детей к марафону? когда лучше начать эту подготовку? Данное пособие даст ответы на эти и многие другие вопросы.

          Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового сло­варя С.И. Ожегова следует, что интеллект - ум, мыслительная спо­собность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллекту­альный марафон для младших школьников ;- это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для них дистанцию. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уров­нем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализи­ровать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта: Интеллектуальные марафоны предоставля­ют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах.

          Эту подготовку следует начинать с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить виктори­ны на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу. В книге представлены разные викторины: викторина с буквами, матема­тическая викторина, викторина по природоведению, сказочная, загадочная и другие.

        При проведении викторин учитель может использовать разные формы работы: фронтальную, групповую или индивидуальную. Главное – каждый ответ на вопрос подробно комментировать, чтобы в марафоне подобные вопросы не вызвали затруднения. Проводить викторины лучше в игровой форме, например в форме телевизионной игры «Самый умный», когда ученик или группа за одну минуту отвечает на определенное количество вопросов.

        Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

        Общий курс в объединении рассчитан по направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 10-11 лет.

           Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

 

         Задачи программы:

·         выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

·         формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

·         развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

·         создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

·         стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

·         развитие творческого и логического мышления учащихся;

 

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

 

Главные принципы реализации программы

·         Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

·         Гуманизм в межличностных отношениях.

·         Научность и интегративность.

·         Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

·         Применение принципов развивающего обучения.

·         Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

 

                                     Основные формы работы кружка

     Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

 

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

 

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

 

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

                                                     Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

 

Основные направления и содержание деятельности.

 

Программа  рассчитана на 83 занятия. По ней обучаются учащиеся 4 классов. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается  несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

 

 

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результативности работы с учащимися.

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Планируемые результаты

       Личностные УУД:

·        Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.

·        Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.

·        Формирование моральной самооценки.

·        Развитие познавательных интересов.

 

Регулятивные УУД:

Формировать:

·         умение учиться и способность к организации своей деятельности;

·        умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

·        умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

·        готовность к преодолению трудностей;

·        умение адекватно оценивать свою деятельность;

·        учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

 

Познавательные УУД:

·        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

·        Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

·        Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

·        Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

·        Донести свою позицию до других.

·        Слушать и понимать речь других.

·        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·        Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

·        Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

·        Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

·        Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

·        Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

 

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

 

 

Методическая работа педагога.

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

 

Материально-техническое обеспечение реализации программы “Эрудит”.

    -   Программа составлена на основании материалов книги Т.Н.Максимовой «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.- М.; ВАКО, 2010. (Мастерская учителя) и

   -  «Все предметы начальной школы в викторинах» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2009.

  -  Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания /сост.  Т.Г.Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.

  -  Развитие мышления и познавательных способностей и задания /авт.-сост. Л.А.Абъятанова - Волгоград: Учитель, 2011.

   - Интернет

  - 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

   - Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.

   - О. Холодова: Юным умникам и умницам: Методическое пособие.1-4 класс

На изучение курса предложено 80 часов. Продолжительность одного занятия составляет 1 акад. Час, 3 часа в неделю.

Вид учебной работы

Объём работ

Комбинированные занятия

43ч

Практические занятия

40ч

 

Учебно-тематический план

 

Вид учебной работы

Объём работ

Комбинированные занятия

40ч

Практические занятия

40ч

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

Темы кружковых занятий

Количество часов

 

1.Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

 

2. Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки)

 

3.Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка")

 

4.Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование")

 

5. Интеллектуальные игры. Игры с числами.

 

6.Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.)

 

7.Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность.)

 

8. Развивающие игры. (Развиваем слуховую и зрительную память)

 

9. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

 

10.Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет

 

11.Задания с палочками.

 

12.Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика.

 

13. Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика.

 

14.Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология.

 

15.Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

 

16.Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

 

17.Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве.

 

18.Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

 

19. Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений.

 

21.Математические фокусы.

 

27.Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

 

28. Решение заданий конкурса "Кенгуру" прошлых лет.

 

29.Интересные приёмы устных вычислений.

 

30.Задачки о времени.

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок «Эрудит» 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок «Эрудит» 4 класс

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в…

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в…

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается несколько минут

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается несколько минут

Регулятивные УУД: Формировать: · умение учиться и способность к организации своей деятельности; · умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения; · умение взаимодействовать со сверстниками в учебной…

Регулятивные УУД: Формировать: · умение учиться и способность к организации своей деятельности; · умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения; · умение взаимодействовать со сверстниками в учебной…

Методическая работа педагога. заниматься самообразованием; повышать профессиональное мастерство; посещать занятия других педагогов; участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях

Методическая работа педагога. заниматься самообразованием; повышать профессиональное мастерство; посещать занятия других педагогов; участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях

М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. -

М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. -

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024