РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Эрудит»
4 класс
Пояснительная записка
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Перед учителем встают вопросы: как подготовить детей к марафону? когда лучше начать эту подготовку? Данное пособие даст ответы на эти и многие другие вопросы.
Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового словаря С.И. Ожегова следует, что интеллект - ум, мыслительная способность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллектуальный марафон для младших школьников ;- это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для них дистанцию. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта: Интеллектуальные марафоны предоставляют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах.
Эту подготовку следует начинать с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе рекомендуется проводить викторины на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. В том же словаре читаем: «Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу. В книге представлены разные викторины: викторина с буквами, математическая викторина, викторина по природоведению, сказочная, загадочная и другие.
При проведении викторин учитель может использовать разные формы работы: фронтальную, групповую или индивидуальную. Главное – каждый ответ на вопрос подробно комментировать, чтобы в марафоне подобные вопросы не вызвали затруднения. Проводить викторины лучше в игровой форме, например в форме телевизионной игры «Самый умный», когда ученик или группа за одну минуту отвечает на определенное количество вопросов.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Общий курс в объединении рассчитан по направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 10-11 лет.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи программы:
· выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
· формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
· развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
· создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
· стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
· развитие творческого и логического мышления учащихся;
Используемые понятия.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.
Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.
Главные принципы реализации программы
· Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
· Гуманизм в межличностных отношениях.
· Научность и интегративность.
· Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
· Применение принципов развивающего обучения.
· Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные формы работы кружка
Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Методы обучения.
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности.
Программа рассчитана на 83 занятия. По ней обучаются учащиеся 4 классов. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается несколько минут. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.
Мониторинг результативности работы с учащимися.
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
· Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
· Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
· Формирование моральной самооценки.
· Развитие познавательных интересов.
Регулятивные УУД:
Формировать:
· умение учиться и способность к организации своей деятельности;
· умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
· умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
· готовность к преодолению трудностей;
· умение адекватно оценивать свою деятельность;
· учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
· Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
· Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других.
· Слушать и понимать речь других.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
· Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
· Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
· Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
· Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
Методическая работа педагога.
Материально-техническое обеспечение реализации программы “Эрудит”.
- Программа составлена на основании материалов книги Т.Н.Максимовой «Интеллектуальный марафон» 1-4 классы.- М.; ВАКО, 2010. (Мастерская учителя) и
- «Все предметы начальной школы в викторинах» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2009.
- Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания /сост. Т.Г.Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Развитие мышления и познавательных способностей и задания /авт.-сост. Л.А.Абъятанова - Волгоград: Учитель, 2011.
- Интернет
- 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
- Учебное пособие «В царстве смекалки» Л.А. Князева.
- О. Холодова: Юным умникам и умницам: Методическое пособие.1-4 класс
На изучение курса предложено 80 часов. Продолжительность одного занятия составляет 1 акад. Час, 3 часа в неделю.
Вид учебной работы |
Объём работ |
Комбинированные занятия |
43ч |
Практические занятия |
40ч |
Учебно-тематический план
Вид учебной работы |
Объём работ |
Комбинированные занятия |
40ч |
Практические занятия |
40ч |
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Темы кружковых занятий |
Количество часов |
|
1.Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы) |
6ч |
|
2. Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки) |
3ч |
|
3.Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка") |
3ч |
|
4.Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование") |
2ч |
|
5. Интеллектуальные игры. Игры с числами. |
3ч |
|
6.Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.) |
3ч |
|
7.Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность.) |
3ч |
|
8. Развивающие игры. (Развиваем слуховую и зрительную память) |
3ч |
|
9. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы). |
6ч |
|
10.Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет |
8ч |
|
11.Задания с палочками. |
3ч |
|
12.Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. |
3ч |
|
13. Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика. |
3ч |
|
14.Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. |
3ч |
|
15.Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика. |
3ч |
|
16.Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости. |
3ч |
|
17.Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве. |
3ч |
|
18.Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости. |
3ч |
|
19. Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений. |
3ч |
|
21.Математические фокусы. |
3ч |
|
27.Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). |
3ч |
|
28. Решение заданий конкурса "Кенгуру" прошлых лет. |
4ч |
|
29.Интересные приёмы устных вычислений. |
3ч |
|
30.Задачки о времени. |
3ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.