Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область, г. Протвино, ул. Гагарина, д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ О. В. Хоменко «____» ______________2021 г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________Л.И. Иващенко «___» _______________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2021-2022 учебный год
КЛАСС_________________________________________________3 «А»
ПРЕДМЕТ _______________________________Литературное чтение
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ____________136 ч
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ______________________________Базовый
ФИО учителя_____________________ Куринова Ирина Анатольевна
Протвино
2021
год
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе нормативно-правовых актов:
· Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
· Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
· Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»;
· Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2».
Курс литературного чтения направлен на достижение следующей цели:
развитие художественно-творческих, познавательных способностей и обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы через овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением .
Задачи:
· совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
· развитие интереса к чтению и книге;
· формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
· воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Особенности организации учебного процесса, место предмета в учебном плане
Рабочая программа по литературному чтению (предметная область русский язык и литературное чтение») составлена в соответствии с примерной программой по литературному чтению и на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», УМК «Школа России», «Просвещение», 2019 г. и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2021-2022 учебный год.
На изучение литературного чтения в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч, в 3 классе – 136 часов – 34 учебные недели (4 часа в неделю).
Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов – 34 учебные недели (4 часа в неделю: 2ч – федеральный компонент, 2ч – компонент образовательного учреждения), что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе УМК «Школа России». В процессе обучения сохранён порядок изучения тем, не изменено количество часов, отведенных авторами на изучение тем, сохранено количество часов, выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные работы.
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 3 класс
Личностные
· любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
· развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
· восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
· готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.
· ответственное отношение к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей;
Метапредметные
Регулятивные УУД
· самостоятельно организовывать свое рабочее место;
· следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
· овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
· определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
· корректировать выполнение задания в дальнейшем;
· оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД
· ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
· подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
· определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
·
· находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
· наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
· участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
· оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
· читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
· выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные
· овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
· формирование потребности в систематическом чтении;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
· Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
· умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
· умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
· умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Учащиеся научатся:
· осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
· бегло, выразительно читать текст;
· выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
· улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
· описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
· самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
· составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
· устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
· ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
· научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
· оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
· воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
· испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
· уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
· бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
· развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
· определять сходство и различие произведений разных жанров;
· использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
· высказывать и пояснять свою точку зрения;
· применять правила сотрудничества;
· выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);
· пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
· работать с детской периодикой;
· расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание предмета литературное чтение
№ |
Основное содержание предмета по темам. |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. |
1 час |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. |
2 |
Самое великое чудо на свете. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Вклад Ивана Федорова в развитие книгопечатанья на Руси. |
4 часа |
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить в школьной библиотеке книги об истории создания книги на Руси, о первых русских писателях; придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. |
3 |
Устное народное творчество. Народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства. Художники – иллюстраторы: Васнецов, Билибин. Русские народные сказки. Проект «Сочиняем волшебную сказку». |
14 часов |
Различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. Знать имена и известные работы русских художников |
4 |
Поэтическая тетрадь 1. Стихи Тютчева, Фета, Никитина, Сурикова. Проект «Как научиться читать стихи». |
11 часов |
Читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты. |
5 |
Великие русские писатели. Произведения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Л. Толстого. Знакомство с биографией писателей. Пушкин - основоположник литературного русского языка. |
24 часа |
Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. |
6 |
Поэтическая тетрадь 2. Стихи Некрасова, Бальмонта, Бунина. |
6 часов |
Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
7 |
Литературные сказки. Сказки Мамина-Сибиряка, Гаршина, Одоевского. |
8 часов |
Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения. |
8 |
Были-небылицы. Произведения Горького, Паустовского, Куприна. |
10 часов |
Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям. |
9 |
Поэтическая тетрадь 1. Стихи Черного, Блока, Есенина. |
6 часов |
Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
10 |
Люби живое. Произведения Пришвина, Соколова-Микитова, Белова, Бианки, Житкова, Дурова, Астафьева, Драгунского. Урок-конференция «Земля – наш дом родной». |
16 часов |
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
11 |
Поэтическая тетрадь 2. Произведения Маршака, Барто, Михалкова, Благининой. |
8 часов |
Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
12 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Рассказы Шергина, Платонова, Зощенко, Носова, Драгунского. |
12 часов |
Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги, соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения. |
13 |
По страницам детских журналов. Произведения Кассиля, Ермолаева, Остера, Сефа. Читательская конференция «По страницам детских журналов». Детские журналы о современных научных открытиях. |
8 часов |
Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения. |
14 |
Зарубежная литература. Мифы Древней Греции. Сказки Андерсена. Брейн-ринг по зарубежной литературе. |
8 часов |
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, учиться работать с дневником читателя. |
Учебно-методический комплект учащихся:
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Москва, Просвещение, 2016г
Учебно-методический комплект учителя:
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Москва, Просвещение, 2016г.
2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Москва, Вако, 2017.
Техническое обеспечение учебного процесса:
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Экран.
Календарно-тематическое планирование
3 класс (136ч.)
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Форма контроля |
Примечание |
|
План |
Коррект. |
||||
Введение. 1 час. |
|||||
1. |
Вводный инструктаж по ОТ № 36. Введение. Знакомство с учебником. |
|
|
|
|
Самое великое чудо на свете. 4 часа. |
|||||
2. |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
3. |
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. |
|
|
|
|
4. |
Первопечатник Иван Федоров. Вклад Ивана Федорова в развитие книгопечатанья на Руси. |
|
|
|
|
5. |
Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. |
|
|
|
|
Устное народное творчество. 14 часов. |
|||||
6. |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
7. |
Русские народные песни. |
|
|
Чтение наизусть |
|
8. |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
|
|
|
|
9. |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
|
|
|
|
10. |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
|
|
|
11. |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
|
Пересказ |
|
12. |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
|
|
|
|
13. |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
|
|
|
|
14. |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
|
|
Краткий пересказ |
|
15. |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
|
|
|
|
16. |
16. Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
|
|
|
|
17. |
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. |
|
|
|
|
18. |
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). |
|
|
|
|
19. |
Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений. |
|
|
Сочинение; пров/раб |
|
Поэтическая тетрадь 1. 11 часов. |
|||||
20. |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
21 |
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). |
|
|
|
|
22 |
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». |
|
|
Чтение наизусть |
|
23 |
Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». |
|
|
Сочинение |
|
24 |
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
25 |
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...». |
|
|
|
|
26 |
И. Никитин «Встреча зимы». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
27 |
И. З. Суриков. «Детство». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
28 |
И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
|
|
|
|
29 |
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). |
|
|
|
|
30 |
Оценка достижений. |
|
|
|
|
Великие русские писатели. 24 часа. |
|||||
31 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
32 |
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». Пушкин - основоположник литературного русского языка. |
|
|
|
|
33 |
А. Пушкин. Лирические стихотворения. |
|
|
|
|
34 |
А. Пушкин «Зимнее утро». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
35 |
А. Пушкин «Зимний вечер». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
36 |
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
|
|
|
|
37 |
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
|
|
|
|
38 |
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
|
|
|
|
39 |
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
40 |
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
|
|
|
|
41 |
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. |
|
|
|
|
42 |
И. Крылов «Мартышка и очки». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
43 |
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
44 |
И. Крылов «Ворона и Лисица». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
45 |
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
|
|
|
|
46 |
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
|
|
|
|
47 |
М. Лермонтов «Утёс», «Осень». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
48 |
Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. |
|
|
|
|
49 |
Л. Толстой «Акула». |
|
|
Пересказ |
|
50 |
Л. Толстой «Прыжок». |
|
|
|
|
51 |
Л. Толстой «Лев и собачка». |
|
|
|
|
52 |
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. |
|
|
Чтение наизусть. |
|
53 |
Оценка достижений. |
|
|
|
|
54 |
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели). |
|
|
|
|
Поэтическая тетрадь 2. 6 часов. |
|||||
55 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
56 |
Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
57 |
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
|
|
|
|
58 |
К. Бальмонт «Золотое слово». |
|
|
|
|
59 |
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворения.. |
|
|
|
|
60 |
Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений. |
|
|
|
|
Литературные сказки. 8 часов. |
|||||
61 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
62 |
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). |
|
|
|
|
63 |
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». |
|
|
Пересказ. |
|
64 |
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
|
|
|
|
65 |
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
|
|
|
|
66 |
В. Одоевский «Мороз Иванович». |
|
|
|
|
67 |
В. Одоевский «Мороз Иванович». |
|
|
|
|
68 |
Оценка достижений. Контрольная работа. |
|
|
Конт/раб. |
|
Были-небылицы. 10 часов. |
|||||
69 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
70 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
|
|
|
|
71 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
|
|
|
|
72 |
К. Паустовской «Растрёпанный воробей». |
|
|
|
|
73 |
К. Паустовской «Растрёпанный воробей». |
|
|
|
|
74 |
К. Паустовской «Растрёпанный воробей». |
|
|
Пересказ |
|
75 |
А. Куприн «Слон». |
|
|
|
|
76 |
А. Куприн «Слон». |
|
|
|
|
77 |
А. Куприн «Слон». |
|
|
|
|
78 |
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. |
|
|
Пров \раб |
|
Поэтическая тетрадь 1. 6 часов. |
|||||
79 |
Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?» |
|
|
|
|
80 |
С. Чёрный «Воробей», «Слон». |
|
|
|
|
81 |
А. Блок «Ветхая избушка». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
82 |
А. Блок «Сны», «Ворона». |
|
|
|
|
83 |
С. Есенин «Черёмуха». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
84 |
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. |
|
|
|
|
Люби живое. 16 часов. |
|||||
85 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
86 |
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. |
|
|
|
|
87 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
|
|
|
|
88 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
|
|
Пересказ |
|
89 |
В. Белов «Малька провинилась». |
|
|
|
|
90 |
В. Белов «Ещё раз про Мальку». |
|
|
|
|
91 |
В. Бианки «Мышонок Пик». |
|
|
|
|
92 |
В. Бианки «Мышонок Пик». |
|
|
|
|
93 |
Б. Житков «Про обезьянку». |
|
|
|
|
94 |
Б. Житков «Про обезьянку». |
|
|
Пересказ |
|
95 |
Б. Житков «Про обезьянку». |
|
|
|
|
96 |
В. Дуров «Наша Жучка». |
|
|
|
|
97 |
В. Астафьев «Капалуха». |
|
|
|
|
98 |
В. Драгунский «Он живой и светится». |
|
|
|
|
99 |
Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»). |
|
|
|
|
100 |
Оценка достижений. |
|
|
|
|
Поэтическая тетрадь 2. 8 часов. |
|||||
101 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
102 |
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». |
|
|
Выразит.чтение |
|
103 |
А. Барто «Разлука». |
|
|
|
|
104 |
А. Барто «В театре». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
105 |
С. Михалков «Если». |
|
|
|
|
106 |
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
|
|
Чтение наизусть. |
|
107 |
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). |
|
|
|
|
108 |
Оценка достижений. |
|
|
|
|
Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 12 часов. |
|||||
109 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
110 |
Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. |
|
|
|
|
111 |
А. Платонов «Цветок на земле». |
|
|
|
|
112 |
А. Платонов «Цветок на земле». |
|
|
|
|
113 |
А. Платонов «Ещё мама». |
|
|
|
|
114 |
А. Платонов «Ещё мама». |
|
|
|
|
115 |
М. Зощенко «Золотые слова». |
|
|
|
|
116 |
М. Зощенко «Великие путешественники». |
|
|
|
|
117 |
Н. Носов «Федина задача». |
|
|
|
|
118 |
Н. Носов «Телефон». |
|
|
Пересказ |
|
119 |
В. Драгунский «Друг детства». |
|
|
|
|
120 |
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений. |
|
|
Пров раб |
|
По страницам детских журналов. 8 часов. |
|||||
121 |
Знакомство с названием раздела.
|
|
|
|
|
122 |
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». |
|
|
|
|
123 |
Ю. Ермолаев «Проговорился».
|
|
|
|
|
124 |
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
|
|
|
|
|
125 |
Г. Остер «Вредные советы». |
|
|
Выраз. чтение |
|
126 |
Г. Остер «Как получаются легенды».
|
|
|
|
|
127 |
Р. Сеф «Весёлые стихи».
|
|
|
|
|
128 |
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Детские журналы о современных научных открытиях. Оценка достижений. |
|
|
|
|
Зарубежная литература. 8 часов. |
|||||
129 |
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. |
|
|
|
|
130 |
Мифы Древней Греции.
|
|
|
|
|
131 |
Мифы Древней Греции.
|
|
|
|
|
132 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
|
|
Пересказ отрывка. |
|
133 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
|
|
|
|
134 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
|
|
|
|
135 |
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». |
|
|
|
|
136 |
«Брейн - ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса). |
|
|
|
|
Тексты проверочных работ.
1. К какому виду устного народного творчество относится следующее произведение
«Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие.
Прилетели гуленьки, покачали люленьки»?
А) Колыбельная песня
Б) Сказка
В) Потешка
2. Как называется сказка, которая начинается как обычная сказка, но заканчивается неожиданно?
А) скучная
Б) докучная
В) короткая
3. Что не относится к фольклору, подчеркни:
Скороговорка, загадка, пословица, повесть, поговорка, считалка, песня-закличка.
4. Выбери правильный ответ на вопрос. Кто был хозяином Жар – птицы?
А) царь Далмат
Б) царь Берендей
В ) царь Афрон
5. Какая сказка не является волшебной?
А) «Каша из топора»
Б) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
В) «Гуси – лебеди»
6. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»
А) будет ладиться работа;
Б) гуляй смело;
В) сам себя губит.
7.Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
А) золотые яблоки
Б) серебряные яблоки
В) румяные яблоки
8. Узнай произведение по опорным словам:
перстень, конь, терем, мухоморы________________________________________
9.Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?
А) Елена Прекрасная
Б) Алёнушка
В) Машенька
10. Определи зачин.
А) «жили-были…»
Б) «стали они жить-поживать…»
В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
11. Определи концовку сказки.
А) «за тридевять земель…»
Б) «я там был мёд-пиво пил…»
В) «жили-были»
12.Кем был И.Я. Билибин?
А) композитором
Б) художником
В) писателем
13. Выбери предметы, которые не являются волшебными. Запиши.
Волшебная палочка, коньки, скатерть – самобранка, зеркало, зонтик
14.Продолжи:
сестрица________________________
Иван - _________________________
Сивка - _________________________
Елена __________________________
15. Определи героя сказки.
«…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
А) Серый волк
Б) Сивка – бурка
В) Змей Горыныч
16. Сочини свою загадку на тему «Осень», нарисуй рисунок.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
2.Проверочная работа «Великие русские писатели»
1. Какое произведение написал каждый автор? (Соедини стрелками)
М. Ю. Лермонтов «Мартышка и очки»
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
И.А. Крылов «Акула»
Л.Н. Толстой «Утёс»
2. Какое произведение написал Л.Н.Толстой?
а) «Прыжок»; б) «На севере диком …» в) «Зимний вечер»; г) «Ворона и Лисица».
3. Укажите из какого произведения приведённые строчки?(название а автора)
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. ________________________________________________
4. К какому виду текстов относится произведение Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?
а)повествование б) описание в)рассуждение
5. О ком из писателей приведённые строки?
Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
а) Л.Н.Толстой; б) М.Ю.Лермонтов; в) А.С.Пушкин; г) И.А.Крылов.
6. Узнайте произведение по ключевым словам. Укажите название и автора
Шляпа, забавляла, сын, капитан, ружьё, страх.
_____________________________________________________________________________
7. Кто из писателей большую часть жизни провёл в своём имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению.
а) А.С.Пушкин; б) И.А.Крылов; в) Л.Н.Толстой; г) М.Ю.Лермонтов.
8. Кто из приведённых авторов писал басни?
а) А.С.Пушкин; б) И.А.Крылов; в) Л.Н.Толстой; г) М.Ю.Лермонтов.
9. Узнай героя по описанию.
Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
а) капитан б) мальчик в) артиллерист г) матрос
10. Укажи басню, к которой подходит пословица.
Других не суди, на себя погляди
а) «Ворона и Лисица» в) «Стрекоза и Муравей»
б) «Чиж и Голубь» г) «Зеркало и Обезьяна»
11. Укажи отрицательного персонажа сказки А.С. Пушкина.
а) князь Гвидон в) царь Салтан
б) баба Бабариха г) царевна Лебедь
12. Какое качество высмеивает автор в «Сказке о царе Салтане…»
а) трудолюбие б) зависть в) смелость г) отзывчивость
3.Контрольная работа по теме «Литературные сказки»
1. Кто пишет литературные сказки?______________________________________________
2. Соедини автора и название произведения.
В. М. Гаршин «Сказка про храброго зайца….»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Мороз Иванович»
В. Д. Одоевский «Лягушка-путешественница»
3. Кто автор сборника сказок «Алёнушкины сказки»?____________________________
4. Какого прозвища не было у Зайца из сказки Д.Н. Мамина –Сибиряка?
А) Длинный Уши Б) Быстрые Ноги В) Косые Глаза Г) Короткий Хвост
5. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Терпение и труд всё перетрут»
А) храбрый заяц Б) лягушка В) Рукодельница Г) Ленивица
6. Какого качества не было у Рукодельницы из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»?
А) трудолюбия Б) доброты В) вредности Г) отзывчивости
7. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки В.М.Гаршина?
А) лягушки не умеют плавать
Б) прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным
В) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
8. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?
а) «Слушайте вы, трусы!
Слушайте и смотрите на меня.
Вот я сейчас покажу вам одну штуку.
Я…я…я…»_________________________
б) «Ой вы, гости-господа,
Долго льездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»__________________________
в) «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…»___________________________
г) «Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила»._____________________________
9. Если ты согласен с высказыванием, ставь +, если не согласен - ставь -.
10. Поясни, что обозначают слова и выражения:
11. Какое произведение тебе понравилось больше всего. Почему?_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Проверочная работа по разделу «Были-небылицы».
а) М. Горький б) К.Г. Паустовский в) А.И. Куприн г) В.М. Гаршин
2. Отметь, как звали слона в произведении А.И. Куприна.
а) Вилли б) Томми в) Лиззи г) Салли
3. Отметь, какого героя не было в произведении «Растрёпанный воробей».
а) Маша б) бабушка в) Пашка г) Евсейка
4. Узнай героя по описанию.
«Свалился, но ничего, не испугался и плывёт тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна».
а) Пашка б) Евсейка в) Томми г) немец
5. Отметь, кого не встретил Евсейка на морском дне.
а) рыбу-пилу б) актиний в) синофоров г)рака-отшельника
6. Найди лишнее в утверждении. «Умные собаки в зверинце …»
а) кувыркаются б) танцуют в) поют под музыку г) говорят с хозяином
7. Какое произведение начинается такими строками?
« На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне».
а)«Алёнушкины сказки» б)«Растрёпанный воробей» в)«Слон» г) «Случай с Евсейкой»
8. Что из описанного в рассказе «Слон» могло произойти на самом деле?
а) маленькая девочка заболела
б) слон пришёл домой к девочке
в) папа принёс девочке игрушечного слона
г) в зверинце слон обедал, совсем как благовоспитанный мальчик
9. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?
а) А.И. Куприн б) К.Г. Паустовский в) В.М. Гаршин г) А.М. Пешков
10. Вспомни произведение А.И. Куприна и расположи пункты плана в нужном порядке.
а) Папа в зверинце. б) Обед. в)Желание «Хочу слона». г) Знакомство.
д) Девочка здорова. е) Слон идёт к Наде. ё) Болезнь дочери.
_________________________________________________________________
11. С помощью какого лакомства слона завели в дом?
а) круглый фисташковый торт
б) треугольный фисташковый торт
в) круглый банановый торт
г) квадратный фисташковый торт
12. Чем позавтракала Надя в день прихода слона. Что она съела?:
а) яйцо всмятку б) горячее молоко в) яйцо вкрутую
г) сладкий чай с молоком
13. Соедините произведение и его автора:
а)«Растрёпанный воробей» 1)А. Куприн
б)«Случай с Евсейкой» 2)К. Паустовский
в)«Слон» 3) М. Горький
14. К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»?
а) рассказ б) сказка в) повесть г) былина
15. В каком произведении пословица «За добро добром и платят» выражает главную мысль?
а) «Растрёпанный воробей» б)«Слон» в) «Лягушка-путешественница»
г) «Случай с Евсейкой»
1. Укажи автора рассказа «Моя Родина»
1) М.М.Пришвин 2) И.С.Соколов-Микитов
3) В.И.Белов 4) В.В.Бианки
2. Отметь, о каком животном повествуется в рассказе «Листопадничек»
1) о зайце 2) о кошке
3) о собаке 4) о лисице
3. Отметь, автором какого рассказа является В.И.Белов
1) «Мышонок Пик» 2) «Малька провинилась»
3) «Листопадничек» 4) «Моя Родина»
4. Отметь рассказ из раздела «Люби живое», который похож на сказку.
1) «Моя Родина» 2) «Листопадничек»
3) «Малька провинилась» 4) «Ещё про Мальку»
5. Укажи, какой «соловей-разбойник» повстречался Мышонку Пику
1) сказочный персонаж 2) сорокопут-жулан
3) былинный разбойник 4) настоящий разбойник
6. Укажи, какого из животных не слышал около хатки Листопадничек
1) жадную росомаху 3) хитрую лисицу
2) свирепого медведя 4) злую рысь
7.Соедини стрелками имена и отчества писателей с их фамилией
Михаил Михайлович Житков
Борис Степанович Драгунский
Виталий Валентинович Пришвин
Виктор Юзефович Бианки
8.Напиши название произведения, в котором встречаются данные животные
Птица ________________________________
Обезьянка _________________________________
Собака __________________________________
Светлячок __________________________________
Зайчонок _________________________________
9.Укажи героев произведений по описанию
А) Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый бобр плавать и нырять
___________________________________________________________
Б) Такая маленькая и беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!
_________________________________________________________
В) Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные.
________________________________________________________
Г) Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног
_________________________________________________________
Д) Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльям, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло.
_________________________________________________________
10.Вспомни произведение В.В.Бианки и расположи пункты плана в нужном порядке.
1. Произведение какого писателя дало название прочитанному разделу учебника
1) Б.В. Шергин 3) М.М. Зощенко
2) А.П. Платонов 4) В.Ю. Драгунский
2. Какой рассказ принадлежит Н. Н. Носову?
1) «Телефон» 2) «Друг детства»
3) «Золотые слова» 4) «Великие путешественники»
З. Кто написал рассказ «Цветок на земле»?
1) Б. В. Шергин 3) М. М. Зощенко
2) А. П. Платонов 4) В. Ю. Драгунский
4. Из какого произведения эти строки?
«…Мы пойдем все прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год..»
1) «Телефон» 2) «Друг детства»
3)«Золотые слова» 4) «Великие путешественники»
5. Узнайте произведение по ключевым словам.
Дедушка, русская печь, часы-ходики, железный гребешок.
1) «Друг детства» 3) «Золотые слова»
2) «Федина задача» 4) «Цветок на земле»
6. Запиши название произведения, из которого мы узнали пословицу
«Работа любит не молодца, а незалёжливого».
__________________________________________________________
7. По ключевым словам узнайте произведение.
Концерт, телевизор, певец, мука, колокольчик.
1) «Золотые слова» 3) «Федина задача»
2) «Друг детства» 4) «Великие путешественники»
8. Рассказы какого автора из прочитанного раздела, можно назвать юмористическими?
1) Н.Н.Носова
2) А.П.Платонова
3) Б.В.Шергина
9. Какому произведению соответствует пословица?
«Почитай учителя как родителя»
1) Б.В. Шергин, «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
2) А. П. Платонов, «Еще мама»
3) М.М. Зощенко, «Золотые слова»
4) Н.Н. Носов, «Федина задача»
10. Продолжите слова деда Тита, который объяснял внуку самое главное.
«Цветок этот — самый труженик, он...»
1) из смерти работает жизнь 2) растет, лечит и радует людей
3) выполняет главную роль 4) может пойти на лекарство
11. Какая пословица про руки упоминается в рассказе Б.В. Шергина?
1) Ноги носят, а руки кормят. 2) Умелые руки - помощники науки
3) Глаза страшатся, руки делают 4) Золотые руки на серебро не купишь.
12. Закончите фразу стариков о бабушке.
«Хоть какая беда, а эта старуха...»
1) ладно сдумает 3) все правильно делает
2) ладно скажет 4) никогда не теряется
13. Выбери пословицу, которая, по своему содержанию соответствует содержанию рассказа М. М. Зощенко «Великие путешественники».
1) Не топор тешет, а плотник.
2) Дурная голова ногам покоя не дает.
3) Куда ветер дует, туда его и несет.
14. Из какого произведения эти слова:
« Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки».
1) А.П.Платонов «Цветок на земле».
2) Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
3) М.М.Зощенко «Золотые слова».
15. Выбери пословицу, которая, по своему содержанию соответствует содержанию рассказа Б.В.Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
1) Не топор тешет, а плотник.
2) Дурная голова ногам покоя не дает.
3) Куда ветер дует, туда его и несет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.