Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 03.09.2021 г. приказом № 250 от 03.09.2021 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«География»
5 класс
Составитель программы:
Лукьянова Светлана Сергеевна,
учитель
Зеленоборский, 2022
Рабочая программа по географии, 5 класс
Пояснительная записка
Разработана на основе примерной основной образовательной программы ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО) в части конкретного учебного предмета «География».
Разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
- уставом Государственного областного оздоровительного бюджетного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат» (далее – ГОБООУ ЗСШИ);
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего ко онтроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГОБООУ ЗСШИ.
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
УМК учебного предмета «География», 5 класс
«География» Полярная звезда. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие.
М.- Просвещение, 2019 г.
Раздел 1. Географическое изучение Земли Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы.
Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
Рабочая программа составлена с учётом программы воспитания на уровне основного общего образования.
Учёт воспитательного потенциала уроков
в пояснительной записке к рабочей программе
Рабочая программа предмета «История» соотносится с программой воспитания ГОБООУ ЗСШИ на 2022 -2023 уч. год.
Воспитательный потенциал предмета «История» реализуется через:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков;
- включение тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу ГОБООУ ЗСШИ, установление и поддержку доброжелательной атмосферы в период смены;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее: - установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
Содержание и формы деятельности
Содержание деятельности |
Формы деятельности |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета |
-Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, -Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - Предметные олимпиады; - Единые тематические уроки. |
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися |
- Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию; - Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие). |
Поддержка мотивации обучающихся к получению знаний, налаживания позитивных межличностных отношений в классе, помощь установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
Игровые формы (моменты, ситуации, сюжетно – ролевые игры) |
Формирование социально значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи |
Помощь обучающихся одноклассниками, имеющими учебные затруднения |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся для приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения |
- Индивидуальные и групповые исследовательские проекты; - Конкурсы проектов; |
Программу воспитания включены экскурсии, походы, помогающие обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- Экскурсии и походы, организуемые педагогом;
- автобусные экскурсии по памятным местам г.п. Зеленоборский и с. Ковда
Критерии оценки учебной деятельности по географии по ФГОС
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка |
Критерии оценивания |
«5» |
Обучающийся: - Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; - Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям - показывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач. |
«4» |
Обучающийся: - Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. - Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; - В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины 1. - Ответ самостоятельный; 2. Наличие неточностей в изложении географического материала; 3. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 5. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 6. Понимание основных географических взаимосвязей; 7. Знание карты и умение ей пользоваться; При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. |
«3» |
Обучающийся: Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. |
«2» |
Обучающийся: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты. |
«1» |
Обучающийся: 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов. 2. Полностью не усвоил материал. |
Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом
даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно
привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение
оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка |
Критерии оценивания |
«5» |
Обучающийся: - выполнил работу без ошибок и недочетов; - допустил не более одного недочета. |
«4» |
Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочета; - не более двух недочетов. |
«3» |
Обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - не более двух грубых ошибок - не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета - не более двух-трех негрубых ошибок - не более одной негрубой ошибки и трех недочетов Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. |
«2» |
Обучающийся: - допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; - если правильно выполнил менее половины работы. |
«1» |
Обучающийся: - не приступал к выполнению работы; - правильно выполнил не более 10 % всех заданий. |
Примечание.
1. Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Количество вопросов в тесте |
Время выполнения |
Критерии оценивания |
10 вопросов |
10 – 15 минут |
«5» - 10 правильных ответов «4» - 7 – 9 правильных ответов «3» - 5 – 6 правильных ответов «2» - менее 5 правильных ответов |
20 вопросов |
20-30 минут |
«5» - 18 – 20 правильных ответов «4» - 14 – 17 правильных ответов «3» - 10 – 13 правильных ответов «2» - менее 10 правильных ответов |
30 вопросов |
30 – 40 минут |
«5» - 27 – 30 правильных ответов «4» - 22 – 26 правильных ответов «3» - 15 – 21 правильных ответов «2» - менее 15 правильных ответов |
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по
географии.
Оценка |
Критерии оценивания |
«5» |
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися. |
«4» |
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. |
«3» |
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами. |
«2» |
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. |
«1» |
Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. |
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка |
Критерии оценивания |
«5» |
правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы |
«4» |
правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов |
«3» |
правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. |
«2» |
неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. |
«1» |
полное неумение использовать карту и источники знаний |
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к выполнению практических работ в контурных картах.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
· Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою фамилию и класс.
· При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
· В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и обучающиеся делают ошибки.
· Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
· Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
· Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
· Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
· При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
· Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).
· Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Географическое изучение Земли |
||||||||
1.1. |
Введение. География - наука о планете Земля |
2 |
0 |
1 |
07.09.2022 14.09.2022 |
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука); |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/ |
1.2. |
История |
7 |
0 |
2 |
15.09.2022 |
Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
географических |
|
|
|
08.11.2022 |
описывать и сравнивать маршруты их путешествий; |
опрос; |
|
|
открытий |
|
|
|
|
различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое |
Практическая |
|
|
|
|
|
|
|
изучение Земли, описывать маршруты их путешествий; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в |
|
|
|
|
|
|
|
|
эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , |
|
|
|
|
|
|
|
|
современные географические исследования и открытия); |
|
|
|
|
|
|
|
|
сравнивать способы получения географической информации на разных этапах |
|
|
|
|
|
|
|
|
географического изучения Земли; |
|
|
|
|
|
|
|
|
сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3); |
|
|
|
|
|
|
|
|
представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
|
практической работы № 1); |
|
|
|
|
|
|
|
|
находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в |
|
|
|
|
|
|
|
|
развитие знаний о Земле; |
|
|
|
|
|
|
|
|
находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на |
|
|
|
|
|
|
|
|
вопросы (при выполнении практической работы № 2); |
|
|
|
|
|
|
|
|
выбирать способы представления информации в картографической форме (при |
|
|
|
|
|
|
|
|
выполнении практических работ № 1); |
|
|
Итого по разделу |
9 |
|
||||||
Раздел 2. Изображения земной поверхности |
||||||||
2.1. |
Планы местности |
5 |
1 |
2 |
10.11.2022 14.12.2022 |
Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности; составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 2); проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 2); объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели (привыпонении практической работы № 2); |
Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/ |
2.2. |
Географические карты |
5 |
0 |
3 |
15.12.2022 25.01.2023 |
Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических работ № 1, 2); определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам; объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта»; применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС); |
Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу |
10 |
|
||||||
Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы |
||||||||
3.1. |
Земля - планета Солнечной системы |
4 |
0 |
1 |
26.01.2023 22.02.2023 |
Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса; объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при выполнении практической работы № 1); выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных; находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную гипотезу и научный факт; |
Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу |
4 |
|
||||||
Раздел 4. Оболочки Земли |
4.1. |
Литосфера - каменная оболочка Земли |
7 |
0 |
1 |
23.02.2023 26.04.2023 |
Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«мине- рал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению; распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 1); приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи; |
Письменный контроль; Устный опрос; Зачет; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу |
7 |
|
||||||
Раздел 5. Заключение |
5.1. |
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» |
1 |
1 |
0 |
27.04.2023 24.05.2023 |
Различать причины и следствия географических явлений; приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы; подбирать доводы для обоснования своего мнения; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний; |
Контрольная работа; |
https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу |
1 |
|
||||||
Резервное время |
3 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
10 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. |
1 |
0 |
0 |
07.09.2022 |
Устный опрос; |
2. |
Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных |
1 |
0 |
1 |
14.09.2022 |
Практическая работа; |
3. |
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт. Практическая работа. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам |
1 |
0 |
1 |
21.09.2022 |
Практическая работа; |
4. |
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.Путешествия М. Поло и А. Никитина |
1 |
0 |
0 |
28.09.2022 |
Письменный контроль; |
5. |
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба |
1 |
0 |
0 |
05.10.2022 |
Устный опрос; |
6. |
Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий.Карта мира после эпохи Великих географических открытий. |
1 |
0 |
0 |
12.10.2022 |
Письменный контроль; |
7. |
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной. Земли — открытие Австралии |
1 |
0 |
0 |
19.10.2022 |
Устный опрос; |
8. |
Русские путешественники и мореплаватели на северо- востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды) |
1 |
0 |
0 |
26.10.2022 |
Зачет; |
9. |
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды |
1 |
0 |
1 |
09.11.2022 |
Практическая работа; |
10. |
Виды изображения земной поверхности. Планы местности |
1 |
0 |
0 |
16.11.2022 |
Устный опрос; |
11. |
Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа. Определение направлений и расстояний по плану местности |
1 |
0 |
1 |
23.11.2022 |
Письменный контроль; |
12. |
Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности |
1 |
0 |
0 |
30.11.2022 |
Устный опрос; |
13. |
Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты.Профессия топограф |
1 |
0 |
0 |
07.12.2022 |
Устный опрос; |
14. |
Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа. Составление описания маршрута по плану местности |
1 |
0 |
1 |
14.12.2022 |
Практическая работа; |
15. |
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. |
1 |
0 |
0 |
21.12.2022 |
Письменный контроль; |
16. |
Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Контрольная работа за полугодие |
1 |
1 |
0 |
28.12.2022 |
Контрольная работа; |
17. |
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. Практическая работа. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам |
1 |
0 |
1 |
11.01.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
18. |
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Определение направлений и расстояний по карте полушарий. Практическая работа. Определение направлений и расстояний по карте полушарий |
1 |
0 |
1 |
18.01.2023 |
Практическая работа; |
19. |
Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин |
1 |
0 |
1 |
25.01.2023 |
Устный опрос; |
20. |
Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы |
1 |
0 |
0 |
01.02.2023 |
Устный опрос; |
21. |
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Практическая работа |
1 |
0 |
1 |
08.02.2023 |
Практическая работа; |
22. |
Форма, размеры Земли, их географические следствия |
1 |
0 |
0 |
15.02.2023 |
Устный опрос; |
23. |
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. |
1 |
0 |
0 |
22.02.2023 |
Письменный контроль; |
24. |
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги |
1 |
0 |
0 |
01.03.2023 |
Устный опрос; |
25. |
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практические работы. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России |
1 |
0 |
0 |
15.03.2023 |
Зачет; |
26. |
Литосфера — твёрдая оболочка Земли.Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Практическая работа |
1 |
0 |
1 |
22.03.2023 |
Практическая работа; |
27. |
Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы |
1 |
0 |
0 |
29.03.2023 |
Письменный контроль; |
28. |
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит |
1 |
0 |
0 |
12.04.2023 |
Устный опрос; |
29. |
Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений.Изучение вулканов и землетрясений.Профессии сейсмолог и вулканолог |
1 |
0 |
0 |
19.04.2023 |
Устный опрос; |
30. |
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил |
1 |
0 |
0 |
26.04.2023 |
Зачет; |
31. |
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно- океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф |
1 |
0 |
1 |
03.05.2023 |
Практическая работа; |
32. |
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы |
1 |
0 |
0 |
10.05.2023 |
Устный опрос; |
33. |
Итоговая контрольная работа за год. |
1 |
1 |
0 |
17.05.2023 |
Контрольная работа; |
34. |
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в своей местности |
1 |
0 |
0 |
24.05.2023 |
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
11 |
|
Приложение 1.
Контрольная работа «Развитие географических знаний о Земле»
1. Какой мореплаватель совершил первое кругосветное путешествия?
А. Ф. Магеллан Б. Х. Колумб
В. Ф. Дрейк Г. М. Поло
2. Кто впервые обследовал Тихоокеанские берега Северной и Южной Америки?
А. Ф. Магеллан Б. Ф. Дрейк
В. Б. Диаш Г. В. да Гама
3. Кто из путешественников первым отправился в путь в поисках южного пути в Индию?
А. Васко да Гама Б. Марко Поло
В. Бартоломеу Диаш Г. Фернан Магеллан
4. Очертания какого острова нанесли на карту после экспедиции Васко да Гамы?
А. Гаити Б. Огненная Земля
В. Куба Г. Мадагаскар
5. В поисках какой страны направлялся Х. Колумб?
А. Индия Б. Италия
В. Испания Г. Португалия
6. Какой океан пересекла экспедиция Х. Колумба?
А. Тихий Б. Индийский
В. Атлантический Г. Северный Ледовитый
7. Когда Х. Колумб достиг новых земель (Америки)?
А. 12 октября 1492г. Б. 14 октября 1942г.
В. 12 сентября 1492г. Г. 12 октября 1451г.
8. Какая страна финансировала экспедицию Х. Колумба?
А. Италия Б. Португалия
В. Испания Г. Америка
9. Что такое география?
А. Наука, изучающая природу, население и его хозяйственную деятельность;
Б. Наука, изучающая природу Земли;
В. Наука, изучающая население
10. Кого считают «отцом географии»?
А. Марко Поло; Б. Эратосфена;
В. Аристотеля; Г. Х. Колумб
11. Где был изобретён первый компас?
А. в Китае; Б. в Греции;
В. в Индии; Г. в Италии.
12. Как называется наука, изучающая создание карт?
А. Картоведение Б. Картостроение
В. Картография
13. Какой путешественник открыл всему миру Австралию?
14. Как звали путешественников, руководивших первой русской кругосветной экспедицией?
15. Запиши название географических объектов, названных в честь изученных путешественников?
Максимум – 19 баллов
Процент |
Балл |
Отметка |
0-29 |
0-6 |
2 |
30-59 |
7-12 |
3 |
60-89 |
13-16 |
4 |
90-100 |
17-19 |
5 |
Система оценивания:
№ п/п |
Балл |
Ответ |
1 |
1 |
А |
2 |
1 |
Б |
3 |
1 |
В |
4 |
1 |
Г |
5 |
1 |
А |
6 |
1 |
В |
7 |
1 |
А |
8 |
1 |
В |
9 |
1 |
А |
10 |
1 |
Б |
11 |
1 |
А |
12 |
1 |
В |
13 |
2 |
Джеймс Кук |
14 |
2 |
И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский |
15 |
3 |
Не более 3-х баллов |
Контрольная работа по теме «Земля как планета».
Вариант 1
1. В состав Солнечной системы входит?
1) 7 планет; 2) 5 планет; 3) 8 планет; 4) 9 планет.
2. Природа нашей планеты полностью зависит?
1) от Луны; 2) от Солнца; 3) от других планет; 4) не зависит ни от кого.
3. Количества тепла и света, приходящие на единицу площади поверхности Земли, зависит от:
1) направления ветра; 2) от угла падения солнечных лучей; 3) от близости океанов.
4. Что происходит в день зимнего солнцестояния?
1) Южное полушарие нагревается сильнее, чем Северное;
2) оба полушария нагреваются равномерно;
3) солнечные лучи падают отвесно на Северный тропик;
4) день длиннее ночи в Северном полушарии.
5. В день летнего солнцестояния наибольшая продолжительность дня наблюдается
1) в Северном полушарии; 2) в Южном полушарии; 3) на всем земном шаре; 4) на экваторе.
6. В каком из приведенных вариантов правильно указаны границы умеренного пояса освещенности?
1) полярный круг; 2) полярный круг и тропик; 3) полярный круг и экватор; 4) тропик и экватор.
7. Установите соответствие между характеристикой и календарной датой
Характеристика 1) день весеннего равноденствия 2) день летнего солнцестояния 3) день осеннего равноденствия 4) день зимнего солнцестояния |
Дата А) 22 декабря Б) 23 сентября В) 22 июня Г) 21 марта. |
8. О каком поясе освещенности говорится в описании?
Данный пояс освещенности в течение всего года получает большое количество солнечного света и тепла. На параллелях, ограничивающих пояс, солнце бывает в зените по одному разу в год.
Контрольная работа по теме «Земля как планета».
Вариант 2
1. Солнечную систему образуют
1) только планеты; 3) только Солнце;
2) планеты и их спутники; 4) планеты, их спутники и другие космические тела.
2. Следствием орбитального вращения Земли является
1) изменение продолжительности длины светового дня;
2) возникновение приливов и отливов;
3) смена времен года;
4) изменение температуры на поверхности Земли.
3. Количество тепла и света, получаемое земной поверхностью
1) равномерно распределяется по всей поверхности;
2) убывает от полюсов к экватору;
3) убывает от экватора к полюсам.
4. Когда на Северном тропике наблюдается самый длинный день?
1) в день летнего солнцестояния; 2) в день осеннего равноденствия;
3) в день зимнего солнцестояния; 4) в день весеннего равноденствия.
5. Что происходит в день летнего солнцестояния?
1) Южное полушарие нагревается сильнее, чем Северное;
2) оба полушария нагреваются равномерно;
3) солнечные лучи падают отвесно на Южный тропик;
4) день длиннее ночи в Северном полушарии.
6. В каком из приведенных вариантов правильно указаны границы полярного пояса освещенности?
1) полярный круг и полюс; 2) полярный круг и тропик; 3) полярный круг и экватор; 4) тропик
7. Установите соответствие между положением Солнца и календарной датой
Дата А) 22 декабря Б) 23 сентября В) 22 июня Г) 21 марта |
Характеристика 1) Солнце в зените над Северным тропиком 2) Солнце в зените над Южным тропиком 3) Солнце в зените над экватором |
8. О каком поясе освещенности говорится в описании?
Данный пояс освещенности в течение всего года получает наименьшее количество солнечного света и тепла. На параллелях, ограничивающих пояс, наблюдаются полярные дни и ночи.
Ответы:
1 вариант 1. 3 2. 2 3. 2 4. 1 5. 1 6. 2 7. 1) Г 2) В 3) Б 4) А 8. тропический |
2 вариант 1. 4 2. 3 3. 3 4. 1 5. 4 6. 1 7. А) 2, Б) 3, В) 1, Г) 3. 8. полярный |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
1. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник
«Полярная звезда» «География 5-6» М., издательство «Просвещение», 2014г.
2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «Полярная звезда» «География 5-6» Мой тренажер. М., издательство «Просвещение», 2014г.
3. География. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева др.
«Полярная звезда» (1DVD) ©ОАО «Издательство «Просвещение»
4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. М., Дрофа или Просвещение. Литература для учителя
1. Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» 2012 г.
2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник
«Полярная звезда» «География 5-6» М., издательство «Просвещение», 2014г.
3. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «Полярная звезда» «География 5-6» Мой тренажер. /М., издательство «Просвещение», 2014г.
4. «Конструктор» текущего контроля. География 5-6. Издательство «Просвещение» 2012 г. 5.В.В. Николина География Поурочные разработки 5-6. Издательство «Просвещение» 2012 г.
6. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2012г.
7. А. В. Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010.
8. В. И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт Физическая география, начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
9. О. В. Крылова Физическая география. 6 класс. М., Просвещение, 2000 г.
10. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
11. В.Б. Пятунин Начальный курс географии 6 класс: учебное пособие «Гимназия на дому» М., «Дрофа» 2005 г.
12. Никитина Н.А., Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии 6 класс к УМК Т. П. Герасимовой. Н. П. Неклюковой –М., «Вако», 2010 г.
13. Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.
14. Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии 6 класс. М. Просвещение. 1998г.
15. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М. 2001 г.
Географические
обучающие модели.
https://resh.edu.ru/
проекты и методические материалы
1). География 5-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940- 984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28 interface=catalog&class=48&subject=28
2.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ 3).Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/ 4).Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ
5). Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/
6). Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). http://geo.1september.ru/urok/
7). Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/
8). Официальный портал ЕГЭ (ege.edu.ru). http://www.ege.edu.ru/ru/main/ 9).Официальный портал ГИА (gia.edu.ru) http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/ 10).Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija 11).География http://geographyofrussia.com/
12). Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
13). Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2 14). Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html
15). Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/ 16). Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Карты настенные, модели, глобусы, приборы, инструменты, приспособления, натуральные объекты, печатные пособия, электронные наглядные пособия,
Компьютер Мультимедийный проектор Глобусы
Карты
Коллекция медиаресурсов Коллекции горных пород Портреты первооткрывателей
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.