Рабочая программа историко-краеведческого музея

  • docx
  • 06.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рт музей.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шарловская средняя школа

имени Б.С. Борисова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

историко-краеведческого музея

МОУ Шарловская СШ имени Б.С. Борисована

на 2023 - 2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель Архиреева Ю.В.

 

2023г

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Программа работы школьного

Историко-краеведческого музея

МОУ Шарловской СШ им.Б.С.Борисова   на 2023-

2024 годы.

ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК

ПРОГРАММЫ

 

Архиреева Ю.В.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

Шарловская средняя

 школа.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

 

Основная цель:

Создать оптимальные

условия для учителей и

учащихся в использовании

краеведческого материала

при обучении и воспитании.

2023-2024 годы

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

 

2023-2024 годы

ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

ИСТОЧНИКИ

ФИНАНСИРОВАНИЯ

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ

КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ

Информация о ходе выполнения

программы и расходовании. Образовательное учреждение.

Муниципальный бюджет,

внебюджетные средства

образовательного учреждения,

спонсорские средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о музее МОУ Шарловская СОШ

 

Пояснительная записка

        

         Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой  и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа  рассчитана на обучающихся 1-11 классов.

Школьный  историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся.  Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,  воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.  Музей  выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

        Работа школьного музея способствует реализации  компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у  учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;

- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

    - информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

     - коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

 

Цель и задачи программы

        Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

 

Задачи:

-  образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами  музея;

- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;

- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,  формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.

 

 

Принципы реализации программы:

- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;

- принцип обеспечения успешности;

- принцип дифференциации;

- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

 Педагогические технологии

Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

- метод проекта;

- ученического исследования;

- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;

- технологии проблемного обучения.

Ведущие направления деятельности:

Организационная и методическая работа.

Поисково-исследовательская работа.

Экспозиционная и учетно-хранительная работа.

Экскурсионно-массовая работа.

Учебно-образовательная и воспитательная.

Работа с фондами.

Информационно-технологическая работа.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

 учебном;                                                                                                                          - внеклассном;

- социально-проектном.

Формы работы в школьном музее

 

Ожидаемые результаты программы

1. Наличие локальной  нормативной правовой базы деятельности школьного музея.                                                                                                                                   2. Систематизация работы  школьного музея.                                                                                               3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций.                                                                                                                                                                       4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.                                                                                                                                                                 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.

6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.                                                                                                                       7. Повышение  уровня  мотивации учащихся к изучению истории региона, Елецкого района и поселка.                                                                                                                                        8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.                                                              9. Влияние на выбор профессии учащимися.

10.Социализация школьников.                                                                                                                              

 

Нормативно-локальная база деятельности  школьного музея:

- Устав школы;

- Положение о школьном музее;

- Программа развития школы;

- План работы школы на учебный год;

- Программа  развития  музея;

- План работы музея на учебный год;

- Рабочая программа дополнительного образования детей.

Документация музея:

- инвентарная книга;

- журнал регистрации посещений.

Управление  реализацией программы:

- директор школы;

- руководитель музея;

- заместитель директора школы по воспитательной работе;

- совет музея.

 

 

 

Деятельность музея

 

Поисково-исследовательская:

 

1.     - походы по селу;

2.     -участие в конкурсах, проектах;

3.     - поиск новых экспонатов и исторических фактов;

4.     - переписка с интересными людьми;

5.     - работа с библиотечно-архивными фондами.

 

Информационно-познавательная:

          

1.     - встречи со знаменитыми и интересными людьми села;

2.     - публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;

3.     - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;

4.     - ведение летописи школы и села.

 

Экскурсионная:

          

1.     - подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы

2.     - проведение экскурсий в музее;

 

Реставрационно-оформительская:

          

1.     - оформление стендов и витрин;

2.     - уход за экспонатами и их реставрация;

3.     - ведение учетной документации музея;

4.     - открытие новых экспозиций. 

 

Разработано Положение о школьном краеведческом музее, а также должностная инструкция руководителя школьного музея, утвержденные директором школы.

 Для экскурсоводов были разработаны тексты экскурсий по разным экспозициям. Для учащихся, посещающих музей, разработана инструкция по правилам безопасности для учащихся в помещении музея.

 

Ожидаемые результаты программы:

Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:

ü Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;

ü Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;

ü Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;

ü Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.

 

Механизм выполнения программы:

Для решения поставленных задач учитывается то, что школа является социокультурным центром. Из числа учащихся и учителей школы выбирается Совет музея, члены которого собираются не реже одного раза в четверть и выполняют запланированную работу.

 В школе выделено помещения для краеведческого музея, на информационном стенде школы всегда можно разместить информацию о работе школьного музея.

 

 Имеется возможность поиска необходимой информации в Интернете, проведения занятий в музее с использованием мультимедийного проектора.

Школьный музей может сотрудничать  также с библиотекой села, Советом ветеранов, с районным историко-краеведческим музеем. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в областных и других мероприятиях историко-краеведческой направленности, конференциях, смотрах, экскурсиях. При планировании работы музея учитываются положения о смотрах и конференциях, акциях, тематических недель и месячников как школьного, так и районного и областного уровней.

 

Особенности методики

В основе программы лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Тематическое планирование  экскурсий, уроков, бесед  разрабатываются музейным руководителем, руководителем краеведческого кружка совместно с Советом музея в соответствии с содержанием фонда музея.

В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности. Психолого-педагогические требования к программе, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка.

Участники программы:

Вся воспитательная работа по краеведению строится с учетом возрастного критерия.

Так, в 1-5 классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи, экскурсии, а так же посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.

В 6 классе используется активное восприятие и участие в историко-краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают экологические проблемы нашего района через экскурсии в музей, выполняют разовые поисковые задания.

Учащиеся 7-11 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение длительного времени.

В ходе работы развиваются духовные потребности, ценностные ориентации личности.

 

 

Обеспечение программы

Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

1.   Музей

2.   Руководитель музея

3.   Компьютерный класс и выход в Интернет.

4.   Копировальное оборудование.

5.   Ученический орган самоуправления.

6.   Совет музея.

7.   Близкое расположение районного краеведческого музея, библиотеки.

 

Позиция ученика в музейно-образовательных программах:

  • позиция созидания;
  • не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
  • личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
  • бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
  • от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.

 

Позиция учителя (руководителя музея, классного руководителя)  в программе:

  • создает условия для познавательной деятельности ребенка;
  • организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе, работе факультативов и кружков;
  • содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
  • высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия по реализации программы

 

№№

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Укрепление материально-технической базы школьного музея

1

Пополнение фонда музея

Постоянно

Руководитель музея

3

Расширение экспозиции

 

Постоянно

руководитель музея

 

 

 

 

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Районная научно практическая конференция школьников

Ежегодно

Руководитель краеведческого кружка

 

 

 

 

2

Создание виртуального школьного музея

2023-2024 год

Руководитель музея

Внеклассные мероприятия

1

Организация экскурсий в школьный музей

ежегодно

Совет музея

2

Выпуск информационных листков о работе музея

По мере необходимости

Совет музея

3

Организация экскурсий в районный краеведческий музей для членов совета музея, по классам.

Ежегодно

Руководитель музея

 

 

 

 

4

Поисковая работа историко-краеведческого направления

Постоянно

Совет музея

5

Участие в районных, областных конкурсах.

В течении года

Совет музея

6

Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации по патриотическому воспитанию

Постоянно

Совет музея

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы экскурсий:

 

1 полугодие

 

1 класс «Устройство крестьянской избы»

2 класс  «Музейная кладовая»

3 класс  «Из бабушкиного сундука»

 4 класс «Как учились до нас»

5 класс «И люди, и вещи – наш фонд золотой»

6 класс  «Как рубашка в поле выросла»

7 класс   «Экспонаты рассказывают»

 8 класс «Из тайников школьного музея»

9 класс «Мода наших мам и бабушек»

10 класс «Эхо грозной войны»

11 класс «Значки – это тоже история»,

 

2 полугодие

 

1 класс  «Старинная утварь»

2 класс  «Мода наших мам и бабушек»

3 класс «Праздник самовара»

4 класс Октябрята – дружные ребята; пионерская организация; комсомольская организация.

5 класс «История одного экспоната. Утюг» 

6 класс «Нумизматика. Когда появились первые деньги»

7 класс «Труженики тыла нашего села»

8 класс «Уникальные дома нашего села»

9 класс «Свадьба наших прадедов»

10 класс «Учителя нашей школы»

11 класс  «Выпускники школы, выполнявшие интернациональный долг»

Будет проводиться анкетирование «Что ты хотел бы видеть в школьном музее?»

Экскурсионно-массовая работа

1

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

В течение года

Руководитель музея

2

Проведение обзорных и тематических экскурсий (1-11 классы.)

Обзорные:

  • Знакомство с музеем (1 класс, гости школы)
  • «Этих дней не меркнет слава …»
  • Никто не забыт, ничто не забыто…»
  • История школы
  • Крестьянский быт
  • История колхоза Калинина
  • История колхоза Буденного
  • Люди, прославившие наш край

Тематические:

  • История экспоната
  • Люди родного края.
  • Династия учителей
  • Строительство школы
  • Директора нашей школы
  • Учителя-выпускники школы
  • Герои ВОВ -земляки

В течение года

Руководитель музея, учителя предметники, классные руководители

3

Проведение бесед, лекций к знаменательным

датам года:       

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

27 января – День снятия блокады Ленинграда  (1944)

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

 

 

В течение года

Руководитель музея, учителя истории, классные руководители

Учебно-воспитательная работа

1

 Проведение уроков Мужества.

В течение года

  
классные руководители
 1-9 классов

Учителя истории

2

 

Профориентация учащихся.

Использование материалов музея на уроках.

В течение года

 руководитель 

 музея, учителя

3

Проведение музейных уроков (1-9 класс),
 

 

В течение года

  руководитель 

 музея, учителя истории, учителя-предметники

4

Проведение уроков истории и краеведения.

В течение года

 

Учителя истории

5

 

Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы

 

Тематический урок «Песни военных лет»  (все классы)

«Дневник Тани Савичевой» (для учащихся 5-8 классов )

Декабрь 2020 г.

Февраль 2021 г.

Май 2021 г.

  Заместитель директора по воспитательной работе

 руководитель 

 музея

 

6

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.

 

В течение года

 Руководитель

  музея, классные руководители

7

 Встреча с ветеранами труда - жителями села. Сбор материала для оформления экспозиции.

В течение года 

 руководитель 

музея
классные руководители

Общественно-полезная работа

1

Поисковая работа

В течение года

 Руководитель

  музея

 актив музея

2

Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села

В течение года

 руководитель 

 музея

 актив музея

3

Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

В течение года

 руководитель 

 музея

 актив музея

4

Уборка закреплённой территории мемориала

В течение

года

классные руководители

 

 

Разработка новых виртуальных проектов гражданско-патриотической направленности