Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шарловская средняя школа
имени Б.С. Борисова
ПРОГРАММА
историко-краеведческого музея
МОУ Шарловская СШ имени Б.С. Борисована
на 2023 - 2024 учебный год
Руководитель Архиреева Ю.В.
2023г
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
Программа работы школьного Историко-краеведческого музея МОУ Шарловской СШ им.Б.С.Борисова на 2023- 2024 годы. |
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ
|
Архиреева Ю.В.
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шарловская средняя школа. |
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
|
Основная цель: Создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании. 2023-2024 годы |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
|
2023-2024 годы |
ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ |
Информация о ходе выполнения программы и расходовании. Образовательное учреждение. Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения, спонсорские средства.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о музее МОУ Шарловская СОШ
Пояснительная записка
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 1-11 классов.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
Организационная и методическая работа.
Поисково-исследовательская работа.
Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
Экскурсионно-массовая работа.
Учебно-образовательная и воспитательная.
Работа с фондами.
Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
учебном; - внеклассном;
- социально-проектном.
Формы работы в школьном музее
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея. 3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Елецкого района и поселка. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе. 9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- совет музея.
Деятельность музея
Поисково-исследовательская:
1. - походы по селу;
2. -участие в конкурсах, проектах;
3. - поиск новых экспонатов и исторических фактов;
4. - переписка с интересными людьми;
5. - работа с библиотечно-архивными фондами.
Информационно-познавательная:
1. - встречи со знаменитыми и интересными людьми села;
2. - публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;
3. - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
4. - ведение летописи школы и села.
Экскурсионная:
1. - подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы
2. - проведение экскурсий в музее;
Реставрационно-оформительская:
1. - оформление стендов и витрин;
2. - уход за экспонатами и их реставрация;
3. - ведение учетной документации музея;
4. - открытие новых экспозиций.
Разработано Положение о школьном краеведческом музее, а также должностная инструкция руководителя школьного музея, утвержденные директором школы.
Для экскурсоводов были разработаны тексты экскурсий по разным экспозициям. Для учащихся, посещающих музей, разработана инструкция по правилам безопасности для учащихся в помещении музея.
Ожидаемые результаты программы:
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
ü Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;
ü Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;
ü Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;
ü Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается то, что школа является социокультурным центром. Из числа учащихся и учителей школы выбирается Совет музея, члены которого собираются не реже одного раза в четверть и выполняют запланированную работу.
В школе выделено помещения для краеведческого музея, на информационном стенде школы всегда можно разместить информацию о работе школьного музея.
Имеется возможность поиска необходимой информации в Интернете, проведения занятий в музее с использованием мультимедийного проектора.
Школьный музей может сотрудничать также с библиотекой села, Советом ветеранов, с районным историко-краеведческим музеем. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в областных и других мероприятиях историко-краеведческой направленности, конференциях, смотрах, экскурсиях. При планировании работы музея учитываются положения о смотрах и конференциях, акциях, тематических недель и месячников как школьного, так и районного и областного уровней.
Особенности методики
В основе программы лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Тематическое планирование экскурсий, уроков, бесед разрабатываются музейным руководителем, руководителем краеведческого кружка совместно с Советом музея в соответствии с содержанием фонда музея.
В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности. Психолого-педагогические требования к программе, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка.
Участники программы:
Вся воспитательная работа по краеведению строится с учетом возрастного критерия.
Так, в 1-5 классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи, экскурсии, а так же посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.
В 6 классе используется активное восприятие и участие в историко-краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают экологические проблемы нашего района через экскурсии в музей, выполняют разовые поисковые задания.
Учащиеся 7-11 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение длительного времени.
В ходе работы развиваются духовные потребности, ценностные ориентации личности.
Обеспечение программы
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1. Музей
2. Руководитель музея
3. Компьютерный класс и выход в Интернет.
4. Копировальное оборудование.
5. Ученический орган самоуправления.
6. Совет музея.
7. Близкое расположение районного краеведческого музея, библиотеки.
Позиция ученика в музейно-образовательных программах:
Позиция учителя (руководителя музея, классного руководителя) в программе:
Мероприятия по реализации программы
№№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Укрепление материально-технической базы школьного музея |
|||
1 |
Пополнение фонда музея |
Постоянно |
Руководитель музея |
3 |
Расширение экспозиции
|
Постоянно |
руководитель музея |
|
|
|
|
Мероприятия в рамках учебного процесса |
|||
1 |
Районная научно практическая конференция школьников |
Ежегодно |
Руководитель краеведческого кружка |
|
|
|
|
2 |
Создание виртуального школьного музея |
2023-2024 год |
Руководитель музея |
Внеклассные мероприятия |
|||
1 |
Организация экскурсий в школьный музей |
ежегодно |
Совет музея |
2 |
Выпуск информационных листков о работе музея |
По мере необходимости |
Совет музея |
3 |
Организация экскурсий в районный краеведческий музей для членов совета музея, по классам. |
Ежегодно |
Руководитель музея |
|
|
|
|
4 |
Поисковая работа историко-краеведческого направления |
Постоянно |
Совет музея |
5 |
Участие в районных, областных конкурсах. |
В течении года |
Совет музея |
6 |
Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации по патриотическому воспитанию |
Постоянно |
Совет музея |
Темы экскурсий:
1 полугодие
1 класс «Устройство крестьянской избы»
2 класс «Музейная кладовая»
3 класс «Из бабушкиного сундука»
4 класс «Как учились до нас»
5 класс «И люди, и вещи – наш фонд золотой»
6 класс «Как рубашка в поле выросла»
7 класс «Экспонаты рассказывают»
8 класс «Из тайников школьного музея»
9 класс «Мода наших мам и бабушек»
10 класс «Эхо грозной войны»
11 класс «Значки – это тоже история»,
2 полугодие
1 класс «Старинная утварь»
2 класс «Мода наших мам и бабушек»
3 класс «Праздник самовара»
4 класс Октябрята – дружные ребята; пионерская организация; комсомольская организация.
5 класс «История одного экспоната. Утюг»
6 класс «Нумизматика. Когда появились первые деньги»
7 класс «Труженики тыла нашего села»
8 класс «Уникальные дома нашего села»
9 класс «Свадьба наших прадедов»
10 класс «Учителя нашей школы»
11 класс «Выпускники школы, выполнявшие интернациональный долг»
Будет проводиться анкетирование «Что ты хотел бы видеть в школьном музее?»
Экскурсионно-массовая работа |
|||
1 |
Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий |
В течение года |
Руководитель музея |
2 |
Проведение обзорных и тематических экскурсий (1-11 классы.) Обзорные:
Тематические:
|
В течение года |
Руководитель музея, учителя предметники, классные руководители |
3 |
Проведение бесед, лекций к знаменательным датам года: 4 ноября – День народного единства 16 ноября – день памяти и скорби, 5 декабря – Битва под Москвой, 9 декабря – День Героев 12 декабря – День конституции РФ. 27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944) 15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана 23 февраля – День защитника Отечества 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
|
В течение года |
Руководитель музея, учителя истории, классные руководители |
Учебно-воспитательная работа |
|||
1 |
Проведение уроков Мужества. |
В течение года |
Учителя истории |
2
|
Профориентация учащихся. Использование материалов музея на уроках. |
В течение года |
руководитель музея, учителя |
3 |
Проведение
музейных уроков (1-9 класс),
|
В течение года |
руководитель музея, учителя истории, учителя-предметники |
4 |
Проведение уроков истории и краеведения. |
В течение года |
Учителя истории |
5 |
Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы
Тематический урок «Песни военных лет» (все классы) «Дневник Тани Савичевой» (для учащихся 5-8 классов ) |
Декабрь 2020 г. Февраль 2021 г. Май 2021 г. |
Заместитель директора по воспитательной работе руководитель музея |
6 |
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.
|
В течение года |
Руководитель музея, классные руководители |
7 |
Встреча с ветеранами труда - жителями села. Сбор материала для оформления экспозиции. |
В течение года |
руководитель музея |
Общественно-полезная работа |
|||
1 |
Поисковая работа |
В течение года |
Руководитель музея актив музея |
2 |
Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села |
В течение года |
руководитель музея актив музея |
3 |
Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах. |
В течение года |
руководитель музея актив музея |
4 |
Уборка закреплённой территории мемориала |
В течение года |
классные руководители |
Разработка новых виртуальных проектов гражданско-патриотической направленности |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.