Рабочая программа "История и культура Санкт-Петербурга", 6 класс

  • Документация
  • Образовательные программы
  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СПб, 6 кл.doc

 

Пояснительная записка

 

Планирование составлено на основе Требований к краеведческой подготовке учащихся, разработанных сотрудниками кафедры прикладной культурологии СПбАППО совместно с методистами районных Научно-методических центров.

Цели курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.

Место курса «История и культура Санкт-Петербурга» в учебном плане петербургской школы (в основной школе)

·         с 5 по 9 класс как региональный компонент образования (как обязательный курс);

·         кол-во часов в год –34 – 35 ч., кол-во часов в неделю – 1 ч.

Цель программы:

Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей  традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Кроме того:

-продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

-способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия, способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни;
  • ориентироваться в культурном пространстве города;
  • понимать особенности городских объектов как источников информации;
  • применять полученные знания;
  • совершенствовать общеучебные умения;

·         выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Основными технологиями являются:

  • Классно-урочная технология обучения - это обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков.
  • Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

Выпускники 6 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют  конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них  как памятниках культурного наследия мира и Петербурга; объясняют их историко-культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, связанные с периодом средневековья; рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия;

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

Ориентируются:

- по карте-схеме  и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга  (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

Умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника;  составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить  влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции;  соотнести библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках,  на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 5 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

Таким образом, основные планируемые образовательные результаты в системе УУД:

Личностные универсальные учебные действия

-       формирование  системы ценностных ориентаций  школьника;

-       идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

-       проявление понимания и уважения к ценностям культуры своего и других народов;

-       осознание необходимости самосовершенствования;

-       понимание эмоционального состояния и чувств окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

-       выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

-       воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-       проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

-       презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

-       сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Регулятивные универсальные учебные действия

-       удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-       планировать решение учебной задачи;

-       осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

-       различать особенности диалогической и монологической речи;

-       описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; задавать вопросы;

-       характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

-       составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные   доказательства;

-       писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

 

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

 

Тема

Кол.часов

1.      

Введение.

2

2.      

Тема 1. «Наследие Византии, православной Руси, Петербурга»

8

3.      

Тема 2. «Наследие средневековья и наследие Петербурга»

9

4.      

Тема 3. «Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга»

 

3

5.      

Тема 4. «Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга»

4

6.      

Тема 5«Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга»

6

7.      

Повторение и обобщение по курсу

3

 

Итого:

35 час./ 1час в нед.

 

Содержание программы

 

Введение

Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.

Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.

Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья (*отбор материала по усмотрению учителя). Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.

Тема 1. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга

Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.

Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).

Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 2. Наследие Европы и наследие нашего края

Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники). Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц». 

Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии (* отбор объектов по усмотрению учителя).

«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки (* отбор объектов по усмотрению учителя). Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, памятники истории и культуры Петербурга.

«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов (* отбор материала по усмотрению учителя). «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, (*) музыкальная культура, (*) «рыцарское поведение».

Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы,  гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках (* отбор объектов по усмотрению учителя). 

(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 3. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга

Исламский мир и его наследие.

Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже, РНВ. Мусульманская мечеть и ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман.

Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров (* отбор по усмотрению учителя).

Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.

Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе.

(*) Учебная прогулка (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 4. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга

 Наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет литературы, искусства, архитектуры.

Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге.  (* Отбор объектов по усмотрению учителя).  Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи Возрождения: литературные, живописные, архитектурные.  (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).

 

 

Тема 5. Наследие нового времени и наследие Петербурга 

Карта Европы XVIIXVIII вв. Вклад европейских стран во всемирное культурное наследие.

Подлинные памятники западноевропейской художественной культуры в Эрмитаже. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские музеи – хранители истории, отражение достижений наук, художественной культуры (* Отбор музеев по усмотрению учителя).  

Исторический центр Петербурга – сочетание уникальной Природы и достижений Человека: реки и каналы, набережные и мосты, разнообразие архитектурных стилей и технических достижений; простор невских берегов и «ансамблевость»  его застройки (* отбор материала по усмотрению учителя).  

Создатели уникального наследия Петербурга и памятники, напоминающие о них (храмы, кладбища, топонимы, монументы) (* отбор материала по усмотрению учителя). 

(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).

Учебно-методический комплекс

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Сагнкт-Петербурга

1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.- 5 класс

2. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004. – 6 класс

2. Дидактически е материалы к курсу

История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.

 

Справочники, словари, путеводители

o    Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

o   Детские энциклопедии.

o   Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.

o   Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.

o   Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.

o   Путеводители по Русскому музею.

o   Путеводители по Эрмитажу.

o   Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.

 

Литература общего характера

o    Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.

o   Библия. Любое издание.

o   Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.

o   Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.

o   Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.

o   Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.

o    Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.

o   Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.

o   Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

o   Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.

o   Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.

o   Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.

o   Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

o   Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.

o   Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.

o   Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.

o   Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.

o   Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

 

Литература к разделу III «Наследие Средневековья и наследие Петербурга»

1.        Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.

2.    Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост. П. П. фон Винклер. – М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1899 года).

3.    Дворянские роды Российской империи. Т. 1. – СПб., 1993.

4.    Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. – Л., 1977.

5.    Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. – Л., 1977.

6.    Памятные места Ленинградской области. – Л., 1973.

7.        Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.

8.    Туйск Ю. В. Каменные грани Петербурга. – СПб., 2000.

9.    Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.

10.Эйдельман Н. Грань веков. – М., 1986.

 

Технические средства:

1.      Ноутбук

2.      Проектор

3.      Колонки

4.      Экран

5.      Принтер

 

Тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»  6 класс

 

№ урока

сроки

Тема урока

Требования к уровню подготовки

учащихся

Домашнее

задание

Введение

1.

1 неделя

 Наследие V-XV веков

Знают периодизацию истории, характерные черты культуры разных эпох.

Петербургская тетрадь, ч. 3, Введение.

2.

2 неделя

Наследие Византии

Объясняют понятия по теме.  Объясняют интерес к истории средневековья, определяют отличия и характеризуют  подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 19, стр. 7-12.

 

Тема 1. «Наследие Византии, православной Руси, Петербурга»

3.

3 неделя

Наследие православной Московской Руси

Сравнивают различные объекты, выделяют черты преемственности в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 20, стр. 12-15.

4.

4 неделя

Византия- Московская Русь- Петербург

Характеризуют памятники по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы византийского стиля, находят их в облике города

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 20, стр. 15-17.

5.

 5 неделя

Подлинные памятники Византии и Московской Руси (Эрмитаж, Русский музей)

Описывают объект: передают его внешние характеристики, сюжет, основные приемы; задают вопросы

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 21, стр. 17-19.

6.

6 неделя

Средневековые храмы и монастыри нашего края: Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой тихвинский Успенский  монастырь

Определяют понятие храма как великого наследия древности. Описывают архитектурные памятники

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 22, стр. 20-23.

7.

7 неделя

Храмы Петербурга. Казанский собор- памятник воинской славы  России

Объясняют понятия по теме.  

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 23, стр.23-27

8.

8 неделя

Храмы Петербурга –Иссакиевский  собор 

Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 22, стр. 27-30.

9.

10 неделя

Храмы Петербурга – памятники истории города- Спас  на Крови - чудо мазайки.

Связывают историю храма с историей города.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 23, стр. 31-34

10.

11 неделя

Православные монастыри в Петербурге Александро-Невская лавра.

Объясняют понятия по теме.  Знают различия храма и монастыря; основные функции монастыря

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 24, стр.34-37.

Тема 2. «Наследие Европы и наследие нашего края»

11.

12 неделя

Повторение пройденного. «Наследие  Византии. Наследие средневековой православной Руси»

Объясняют причину появления европейской культуры на территории Балтийского края. Знают главные памятники Старой Ладоги.

тетрадь

12.

13 неделя

Памятные места и памятники средневековья на территории края.  Мрачные стены- высокие башни.

Выявляют сходство и различия памятников. Характеризуют качества, признаки памятника.

Петербургская тетрадь, ч. 3, тема 2, x 25, стр.40 - 44.

13.

14 неделя

Петербургские замки

Проявляют понимание и уважение к ценностям культуры своего и других народов. Рассказывают о влиянии шведской культуры на культуру СПб, знают имена выдающихся политиков, деятелей культуры и науки, повлиявших на становление и развитие отношений России со Швецией.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 26, стр. 38-47

 

 

14.

15 неделя

Подлинные памятники средневековой Европы в балтийском  регионе и в Петербурге

Характеризуют качества, признаки памятника.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 27, стр. 49-53.

15.

16 неделя

Памятники Петербурга, напоминающие о русско-шведских отношениях до основания Петербурга

Выявляют сходство и различия памятников

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 28, стр. 53 - 61.

16.

17 неделя

«Следы» средневековой архитектуры  в облике Петербурга

Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 29, стр. 61-65

17.

19 неделя

«Отзвуки» средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга

Умеют работать с различными источниками, обобщать, делать выводы

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 30, стр. 65-73

18

20 неделя

Петербургские гербы

Объясняют понятия по теме.  Рассказывают о наследии средневековья – науке геральдике. Конструируют герб.

Петербургская тетрадь, ч. 3, x 31, стр. 73-79. Творческая работа

19.

21 неделя

Обобщение по теме «Наследие средневековья и наследие Петербурга»

Выполнение разноуровневых заданий

Осуществляют итоговый контроль деятельности

Петербургская тетрадь, ч. 3, стр. 80-84

Тема 3. «Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга»

 

20.

22 неделя

Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже

Объясняют понятия по теме.  Понимают эмоциональное состояние и религиозные чувства других народов

 

Творческое задание

21.

23 неделя

Наследие Китая

Объясняют понятия по теме.  Понимают эмоциональное состояние и религиозные чувства других народов

Творческое задание

22.

24 неделя

Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе

Объясняют понятия по теме.  Понимают эмоциональное состояние и религиозные чувства других народов

Творческое задание

Тема 4.  «Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга»

23.

25 неделя

Наследие эпохи  Возрождения

Ориентируются в системе ценностей эпохи Возрождения.  Объясняют понятия по теме.  

таблица

24.

26 неделя

Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге. Экскурсия в Эрмитаж.

Характеризуют уникальные образцы  искусства Возрождения. Дают оценочные суждения о памятниках эпохи Возрождения в Петербурге. Объясняют понятия коллекция, музей Эрмитаж. Рассказывают об античных коллекциях Эрмитажа.

тетрадь

25.

28 неделя

Петербургские памятники, напоминающие об эпохе Возрождения: литературные, живописные, архитектурные

Объясняют понятия по теме.  Называют имена деятелей культуры, стили, жанры.

Творческое задание

26.

29 неделя

Обобщение по теме «Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга»

Выполнение разноуровневых заданий

Осуществляют итоговый контроль деятельности

Эссе

Тема 5. «Наследие нового времени и наследие Петербурга»

27.

30 неделя

Наследие нового времени. Петербург – город нового времени. 

Знают карту Европы XVIIXVIII вв., вклад европейских стран во всемирное культурное наследие. Соотносят уникальную Природу СПб и достижения Человека: реки и каналы, набережные и мосты.

Творческое задание

28.

31 неделя

Развитие европейской науки, техники. Петербург – центр российской науки и техники, город открытий.

Знают научные центры современного СПб; тенденции развития науки и техники на протяжении истории  СПб.

Творческое задание

29.

32 неделя

Европейская мода и ее влияние на петербургскую.

Объясняют понятия по теме.  Объясняют роль моды в жизни общества, анализируют причину смены стилей, причину сильного влияния европейских тенденций моды. Делают выводы.

Творческое задание

30.

33 неделя

Влияние европейского искусства на петербургское. Уникальность петербургских произведений искусства.

Объясняют понятия по теме.  Сравнивают различные произведения искусства, выделяют общие черты и различия.

таблица

31.

34 неделя

Урок обобщения. Уникальная Петербургская культура.

Выполнение разноуровневых заданий

Осуществляют итоговый контроль деятельности

тетрадь

32.

35 неделя

Урок обобщения. Уникальная Петербургская культура как часть всемирного и российского наследия.

Выполнение разноуровневых заданий

Осуществляют итоговый  контроль деятельности

тетрадь

33.

36 неделя

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

Выполнение разноуровневых заданий

Осуществляют итоговый контроль и контроль по видам  деятельности

Эссе

34.

37 неделя

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

Выполнение разноуровневых заданий

Осуществляют итоговый контроль  и контроль по видам  деятельности

тетрадь

35.

38 неделя

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

Выполнение разноуровневых заданий

Осуществляют итоговый контроль и контроль по видам  деятельности

тетрадь