Пояснительная записка
Планирование составлено на основе Требований к краеведческой подготовке учащихся, разработанных сотрудниками кафедры прикладной культурологии СПбАППО совместно с методистами районных Научно-методических центров.
Цели курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
Место курса «История и культура Санкт-Петербурга» в учебном плане петербургской школы (в основной школе)
· с 5 по 9 класс как региональный компонент образования (как обязательный курс);
· кол-во часов в год –34 – 35 ч., кол-во часов в неделю – 1 ч.
Цель программы:
Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Кроме того:
-продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
-способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
· выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Основными технологиями являются:
Требования к уровню подготовки учащихся:
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.
Выпускники 6 класса
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга; объясняют их историко-культурную значимость;
- перечисляют петербургские традиции, связанные с периодом средневековья; рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия;
- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
Ориентируются:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
Умеют:
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 5 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
Таким образом, основные планируемые образовательные результаты в системе УУД:
Личностные универсальные учебные действия
- формирование системы ценностных ориентаций школьника;
- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявление понимания и уважения к ценностям культуры своего и других народов;
- осознание необходимости самосовершенствования;
- понимание эмоционального состояния и чувств окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Регулятивные универсальные учебные действия
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- планировать решение учебной задачи;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- различать особенности диалогической и монологической речи;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; задавать вопросы;
- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
- писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
|
Тема |
Кол.часов |
1. |
Введение. |
2 |
2. |
Тема 1. «Наследие Византии, православной Руси, Петербурга» |
8 |
3. |
Тема 2. «Наследие средневековья и наследие Петербурга» |
9 |
4. |
Тема 3. «Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга»
|
3 |
5. |
Тема 4. «Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга» |
4 |
6. |
Тема 5. «Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга» |
6 |
7. |
Повторение и обобщение по курсу |
3 |
|
Итого: |
35 час./ 1час в нед. |
Содержание программы
Введение
Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.
Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.
Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья (*отбор материала по усмотрению учителя). Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.
Тема 1. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга
Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.
Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.
Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).
Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).
Тема 2. Наследие Европы и наследие нашего края
Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники). Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».
Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии (* отбор объектов по усмотрению учителя).
«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки (* отбор объектов по усмотрению учителя). Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.
«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов (* отбор материала по усмотрению учителя). «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, (*) музыкальная культура, (*) «рыцарское поведение».
Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках (* отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).
Тема 3. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга
Исламский мир и его наследие.
Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже, РНВ. Мусульманская мечеть и ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман.
Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров (* отбор по усмотрению учителя).
Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.
Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе.
(*) Учебная прогулка (по усмотрению учеников, родителей, учителя).
Тема 4. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга
Наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет литературы, искусства, архитектуры.
Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи Возрождения: литературные, живописные, архитектурные. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).
Тема 5. Наследие нового времени и наследие Петербурга
Карта Европы XVII — XVIII вв. Вклад европейских стран во всемирное культурное наследие.
Подлинные памятники западноевропейской художественной культуры в Эрмитаже. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские музеи – хранители истории, отражение достижений наук, художественной культуры (* Отбор музеев по усмотрению учителя).
Исторический центр Петербурга – сочетание уникальной Природы и достижений Человека: реки и каналы, набережные и мосты, разнообразие архитектурных стилей и технических достижений; простор невских берегов и «ансамблевость» его застройки (* отбор материала по усмотрению учителя).
Создатели уникального наследия Петербурга и памятники, напоминающие о них (храмы, кладбища, топонимы, монументы) (* отбор материала по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).
Учебно-методический комплекс
1. Учебники, допущенные к использованию
Комитетом по образованию Администрации Сагнкт-Петербурга
1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.- 5 класс
2. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004. – 6 класс
2. Дидактически е материалы к курсу
История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.
Справочники, словари, путеводители
o Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
o Детские энциклопедии.
o Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
o Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
o Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
o Путеводители по Русскому музею.
o Путеводители по Эрмитажу.
o Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.
Литература общего характера
o Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
o Библия. Любое издание.
o Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
o Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
o Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
o Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
o Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
o Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
o Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
o Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
o Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
o Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
o Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
o Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
o Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
o Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
o Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
o Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.
Литература к разделу III «Наследие Средневековья и наследие Петербурга»
1. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.
2. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост. П. П. фон Винклер. – М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1899 года).
3. Дворянские роды Российской империи. Т. 1. – СПб., 1993.
4. Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. – Л., 1977.
5. Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. – Л., 1977.
6. Памятные места Ленинградской области. – Л., 1973.
7. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.
8. Туйск Ю. В. Каменные грани Петербурга. – СПб., 2000.
9. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.
10.Эйдельман Н. Грань веков. – М., 1986.
Технические средства:
1. Ноутбук
2. Проектор
3. Колонки
4. Экран
5. Принтер
Тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга» 6 класс
№ урока сроки |
Тема урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Домашнее задание |
Введение |
|||
1. 1 неделя |
Наследие V-XV веков |
Знают периодизацию истории, характерные черты культуры разных эпох. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, Введение. |
2. 2 неделя |
Наследие Византии |
Объясняют понятия по теме. Объясняют интерес к истории средневековья, определяют отличия и характеризуют подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 19, стр. 7-12.
|
Тема 1. «Наследие Византии, православной Руси, Петербурга» |
|||
3. 3 неделя |
Наследие православной Московской Руси |
Сравнивают различные объекты, выделяют черты преемственности в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 20, стр. 12-15. |
4. 4 неделя |
Византия- Московская Русь- Петербург |
Характеризуют памятники по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы византийского стиля, находят их в облике города |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 20, стр. 15-17. |
5. 5 неделя |
Подлинные памятники Византии и Московской Руси (Эрмитаж, Русский музей) |
Описывают объект: передают его внешние характеристики, сюжет, основные приемы; задают вопросы |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 21, стр. 17-19. |
6. 6 неделя |
Средневековые храмы и монастыри нашего края: Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой тихвинский Успенский монастырь |
Определяют понятие храма как великого наследия древности. Описывают архитектурные памятники |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 22, стр. 20-23. |
7. 7 неделя |
Храмы Петербурга. Казанский собор- памятник воинской славы России |
Объясняют понятия по теме. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 23, стр.23-27 |
8. 8 неделя |
Храмы Петербурга –Иссакиевский собор |
Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 22, стр. 27-30. |
9. 10 неделя |
Храмы Петербурга – памятники истории города- Спас на Крови - чудо мазайки. |
Связывают историю храма с историей города. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 23, стр. 31-34 |
10. 11 неделя |
Православные монастыри в Петербурге Александро-Невская лавра. |
Объясняют понятия по теме. Знают различия храма и монастыря; основные функции монастыря |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 24, стр.34-37. |
Тема 2. «Наследие Европы и наследие нашего края» |
|||
11. 12 неделя |
Повторение пройденного. «Наследие Византии. Наследие средневековой православной Руси» |
Объясняют причину появления европейской культуры на территории Балтийского края. Знают главные памятники Старой Ладоги. |
тетрадь |
12. 13 неделя |
Памятные места и памятники средневековья на территории края. Мрачные стены- высокие башни. |
Выявляют сходство и различия памятников. Характеризуют качества, признаки памятника. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, тема 2, x 25, стр.40 - 44. |
13. 14 неделя |
Петербургские замки |
Проявляют понимание и уважение к ценностям культуры своего и других народов. Рассказывают о влиянии шведской культуры на культуру СПб, знают имена выдающихся политиков, деятелей культуры и науки, повлиявших на становление и развитие отношений России со Швецией. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 26, стр. 38-47
|
14. 15 неделя |
Подлинные памятники средневековой Европы в балтийском регионе и в Петербурге |
Характеризуют качества, признаки памятника. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 27, стр. 49-53. |
15. 16 неделя |
Памятники Петербурга, напоминающие о русско-шведских отношениях до основания Петербурга |
Выявляют сходство и различия памятников |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 28, стр. 53 - 61. |
16. 17 неделя |
«Следы» средневековой архитектуры в облике Петербурга |
Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 29, стр. 61-65 |
17. 19 неделя |
«Отзвуки» средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга |
Умеют работать с различными источниками, обобщать, делать выводы |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 30, стр. 65-73 |
18 20 неделя |
Петербургские гербы |
Объясняют понятия по теме. Рассказывают о наследии средневековья – науке геральдике. Конструируют герб. |
Петербургская тетрадь, ч. 3, x 31, стр. 73-79. Творческая работа |
19. 21 неделя |
Обобщение по теме «Наследие средневековья и наследие Петербурга» |
Выполнение разноуровневых заданий Осуществляют итоговый контроль деятельности |
Петербургская тетрадь, ч. 3, стр. 80-84 |
Тема 3. «Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга»
|
|||
20. 22 неделя |
Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже |
Объясняют понятия по теме. Понимают эмоциональное состояние и религиозные чувства других народов
|
Творческое задание |
21. 23 неделя |
Наследие Китая |
Объясняют понятия по теме. Понимают эмоциональное состояние и религиозные чувства других народов |
Творческое задание |
22. 24 неделя |
Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе |
Объясняют понятия по теме. Понимают эмоциональное состояние и религиозные чувства других народов |
Творческое задание |
Тема 4. «Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга» |
|||
23. 25 неделя |
Наследие эпохи Возрождения |
Ориентируются в системе ценностей эпохи Возрождения. Объясняют понятия по теме. |
таблица |
24. 26 неделя |
Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге. Экскурсия в Эрмитаж. |
Характеризуют уникальные образцы искусства Возрождения. Дают оценочные суждения о памятниках эпохи Возрождения в Петербурге. Объясняют понятия коллекция, музей Эрмитаж. Рассказывают об античных коллекциях Эрмитажа. |
тетрадь |
25. 28 неделя |
Петербургские памятники, напоминающие об эпохе Возрождения: литературные, живописные, архитектурные |
Объясняют понятия по теме. Называют имена деятелей культуры, стили, жанры. |
Творческое задание |
26. 29 неделя |
Обобщение по теме «Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга» |
Выполнение разноуровневых заданий Осуществляют итоговый контроль деятельности |
Эссе |
Тема 5. «Наследие нового времени и наследие Петербурга» |
|||
27. 30 неделя |
Наследие нового времени. Петербург – город нового времени. |
Знают карту Европы XVII — XVIII вв., вклад европейских стран во всемирное культурное наследие. Соотносят уникальную Природу СПб и достижения Человека: реки и каналы, набережные и мосты. |
Творческое задание |
28. 31 неделя |
Развитие европейской науки, техники. Петербург – центр российской науки и техники, город открытий. |
Знают научные центры современного СПб; тенденции развития науки и техники на протяжении истории СПб. |
Творческое задание |
29. 32 неделя |
Европейская мода и ее влияние на петербургскую. |
Объясняют понятия по теме. Объясняют роль моды в жизни общества, анализируют причину смены стилей, причину сильного влияния европейских тенденций моды. Делают выводы. |
Творческое задание |
30. 33 неделя |
Влияние европейского искусства на петербургское. Уникальность петербургских произведений искусства. |
Объясняют понятия по теме. Сравнивают различные произведения искусства, выделяют общие черты и различия. |
таблица |
31. 34 неделя |
Урок обобщения. Уникальная Петербургская культура. |
Выполнение разноуровневых заданий Осуществляют итоговый контроль деятельности |
тетрадь |
32. 35 неделя |
Урок обобщения. Уникальная Петербургская культура как часть всемирного и российского наследия. |
Выполнение разноуровневых заданий Осуществляют итоговый контроль деятельности |
тетрадь |
33. 36 неделя |
Повторительно-обобщающий урок по курсу. |
Выполнение разноуровневых заданий Осуществляют итоговый контроль и контроль по видам деятельности |
Эссе |
34. 37 неделя |
Повторительно-обобщающий урок по курсу. |
Выполнение разноуровневых заданий Осуществляют итоговый контроль и контроль по видам деятельности |
тетрадь |
35. 38 неделя |
Повторительно-обобщающий урок по курсу. |
Выполнение разноуровневых заданий Осуществляют итоговый контроль и контроль по видам деятельности |
тетрадь |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.