Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса
«Школа России»
2
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса разработана в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство.1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России») М.: Просвещение, 2015;
- в соответствии с учебным планом ……
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовнонравственного раз вития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. В 1 классе — 33 ч в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Ученик, окончивший 1 класс, научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
3
Ученик получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приѐмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
4
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Предметные результаты:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
3. Содержание учебного предмета.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
5
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности.
Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы.
Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
№ |
|
Наименование разделов и тем |
|
|
Кол-во |
|
|
|
|
|
|
|
|
часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Ты учишься изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения |
9 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером украшения |
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки |
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
5 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Тематическое планирование. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
№ |
№ в |
Тема урока |
Кол-во |
Форма и виды |
|
||
п/п |
теме |
|
час |
контроля |
|
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения.
(9 час.)
6
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Введение. Изображения всюду вокруг нас. |
1 |
|
Фронт. опрос. |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Мастер Изображения учит видеть. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
Изображать можно пятном. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
Изображать можно в объеме. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
5 |
5 |
Изображать можно линией. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
Разноцветные краски. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
7 |
7 |
Изображать можно и то, что невидимо |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
(настроение) |
|
|
|
8 |
8 |
Художники и зрители. Оформление выставки |
1 |
|
Выставка |
|
|
творческих работ учащихся. |
|
|
рисунков |
9 |
9 |
Художники и зрители (обобщение темы). |
1 |
|
Выставка работ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. |
|
||
|
|
(8 час.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
1 |
Мир полон украшений. Цветы |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
11 |
2 |
Красоту надо уметь замечать. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
12 |
3 |
Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
13 |
4 |
Красивые рыбы. Монотипия. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
14 |
5 |
Украшения птиц. Объѐмная аппликация. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
15 |
6 |
Узоры ,которые создали люди |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
16 |
7 |
Как украшает себя человек |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
17 |
8 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник. |
1 |
|
Выставка работ. |
|
|
(обобщение по теме) |
|
|
|
|
|
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки |
|
||
|
|
(11 час.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
1 |
Постройки в нашей жизни. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
19 |
2 |
Дома бывают разными. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
20 |
3 |
Домики, которые построила природа. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
21 |
4 |
Дом снаружи и внутри. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
22 |
5 |
Строим город. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
23 |
6 |
Строим город. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
24 |
7 |
Все имеет свое строение. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
25 |
8 |
Строим вещи. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
26 |
9 |
Строим вещи. |
1 |
|
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
27 |
10 |
Город, в котором мы живем |
1 |
|
Коллективная |
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
работа |
|
|
|
|
|
|
28 |
11 |
|
Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
1 |
Выставка работ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. |
|||
|
|
|
(5 час.) |
|
|
29 |
1 |
|
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. |
1 |
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
30 |
2 |
|
Праздник Весны. Праздник птиц. |
1 |
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
31 |
3 |
|
Разноцветные жуки. |
1 |
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
32 |
4 |
|
Сказочная страна. |
1 |
Предст. работ. |
|
|
|
|
|
|
33 |
5 |
|
Времена года Здравствуй, лето! (обобщение |
1 |
Выставка работ. |
|
|
|
темы) |
|
|
5. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного предмета.
· Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2015.
· Учебник Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.1 класс. под редакцией Б.М. Неменского.
· Неменская Л.А. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. – М.: Просвещение,
2019.
· Экспозиционный экран.
· Ноутбук.
· Проектор.
· Магнитная доска для выставки рисунков
8
9
10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.