Рабочая программа по учебному предмету
"Изобразительное искусство" для 4 класса
«Школа России»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса разработана в соответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- рабочей программой предмета "Изобразительное искусство" Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных. организаций / Б. М. Неменского — М. : Просвещение, 2014
- в соответствии с учебным планом …….
Цель программы:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи программы:
-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусств, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства, понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В 4 классе на изучение курса «Изобразительное искусство» выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Используемый УМК: авторы: Горяева Н.А, Неменская Л.А. и др. «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник». 4 класс. М., Просвещение, 2014 год.
2.Планируемые результаты освоения программы учащимися
Выпускник начальной школы научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись,
скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства,
выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Личностные результаты:
· Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
· Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· Понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· Сформированность эстетических потребностей ( потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств;
· Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
· Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой коллективной работы;
· Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
· Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое рабочее место;
· Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
· Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовном развитии;
· Сформированность основ художественной культуры, эстетическогог отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;
· Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
· Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства)
· Применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
· Усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего региона;
· Умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике.
3.Содержание программы
№ |
Тема урока |
Часы |
|
|
|
|
1 |
|
Истоки родного искусства |
8 ч. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Древние города нашей земли |
8 ч. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
Каждый народ - художник |
10 ч. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
Искусство объединяет народы. |
8 ч. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 ч. |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование |
|
|
|
|
|
|
|
34 часа (1 час в неделю) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
|
Тема урока |
|
Форма контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
Пейзаж родной земли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный |
|
|
|
|
|
|
|
мир. |
|
|
|
|
3 |
|
3 |
Украшение деревянных построек и их значение. Образ |
|
|
|
|
|
|
|
традиционного русского дома. |
|
|
|
|
4 |
|
4 |
Образ традиционного русского дома. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
5 |
Образ красоты человека. Женский портрет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
6 |
Образ красоты человека. Мужской портрет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
7 |
Народные праздники. |
|
|
|
|
|
|
|
Коллективное панно |
|
|
|
|
8 |
|
8 |
Обобщение темы четверти «Истоки родного |
|
|
|
|
|
|
|
искусства». |
|
|
|
|
|
|
|
ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
1 |
Древнерусский город-крепость. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
2 |
Древние соборы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
3 |
Древний город и его жители. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
4 |
Древнерусские воины-защитники. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
5 |
Города Русской земли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
6 |
Узорочье теремов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
7 |
Праздничный пир в теремных палатах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (11 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
1 |
Страна восходящего солнца. |
|
|
|
|
|
|
|
Образ художественной культуры Японии. |
|
|
|
|
17 |
|
2 |
Страна восходящего солнца. |
|
|
|
|
|
|
|
Образ художественной культуры Японии. |
|
|
|
|
18 |
|
3 |
Изображение японок в национальной одежде. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
4 |
Искусство народов гор и степей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
5 |
Города в пустыне. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
6 |
Образ художественной культуры Древней Греции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
7 |
Древнегреческие праздники. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
8 |
Образ художественной культуры средневековой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Западной Европы. Европейские города. |
|
24 |
9 |
Портрет средневекового жителя. |
|
|
|
|
|
25 |
10 |
Портрет средневекового жителя. |
|
|
|
|
|
26 |
11 |
Многообразие художественных культур в мире. |
|
|
|
Обобщение темы. |
|
|
|
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ |
|
|
|
(8 часов) |
|
27 |
1 |
Материнство |
|
|
|
|
|
28 |
2 |
Мудрость старости. |
|
|
|
|
|
29 |
3 |
Сопереживание. |
|
|
|
|
|
30 |
4 |
Герои- защитники. |
|
|
|
|
|
31 |
5 |
Юность и надежды. |
|
|
|
|
|
32 |
6 |
Искусство народов мира. Обобщение темы |
|
|
|
|
|
33 |
7 |
Викторина «Этот волшебный мир искусства» |
|
|
|
|
|
34 |
8 |
Выставка творческих работ |
|
|
|
|
|
|
|
Итого 34 урока |
|
|
|
|
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
· Коротеева Е. И. Твоя мастерская : рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Каждый народ художник» для 4 класса начальной школы / Е. И. Коротеева ; под реакцией Б. М. Неменского – М. : Просвещение, 2009 год.
· Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 класс /Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева (и др) : под редакцией Б. М. Неменского – М. Просвещение, 2006 год
· Неменская Л. А. Каждый народ художник : учебник для 4 класса начальной школы
/Неменская Л. А.; под реакцией Б. М. Неменского – М. : Просвещение, 2011 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.