Рабочая программа к элективному курсу "Основы уголовного права"

  • pdf
  • 15.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа электива.pdf

Российская ФедерацияРоссия Федерацията

Республика Саха (Якутия)Саха Ореспуубулукэтин

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА«Мииринэй оройуона» «Мирнинский район»Муниципальнай оройуонун

Муниципальное автономное«26 №-дээх орто уопсай

общеобразовательное учреждение

уерэхтээћин оскуолата»

«Средняя общеобразовательная

муниципальнай автономнай уопсай

школа № 26»

уерэхтээћин тэрилтэтэ


678170 Республика Саха (Якутия), МИРНИНСКИЙ район, г. Мирный, ул. Тихонова, д. З

Тел. (факс)8 (41136) 3-46-72, 8 (41136) 4-36-58, 3-19-50, 3-46-88, E-mail: rodnaya.mb0ll26(iyandex.rll ИНН 14330/4767, КПП 143301001.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ российской ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образование ”Мирнинский район“

МАОУ ”СОШ №26”

УТВЕРЖДАЮ

Истомина НВ.

Приказ №ЗОЗ от «31» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К элективному курсу

«Основы уголовного права»

Автор - составитель:

Куделина Татьяна Николаевна,

Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ г. Мирного РС (Я).

АННОТАЦИЯ

Предлагаемая программа элективного курса «Основы уголовного права» адресована педагогам и учащимся старших классов (9-11 классы) и рассчитана на 10 учебных часов.

Программ служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав и обязанностей

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы уголовного законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на поведенческих аспектах подростков. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает подросткам лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире, избежать сложных моментов жизненных ситуаций.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

*           Углубить знания о сущности юридической ответственности в целом, её целях, принципах, видах; о юридической ответственности несовершеннолетних

*           Способствовать развитию правовой культуры, ценностных ориентаций личности:

*           уважение к закону — есть основа юридической ответственности,

*           Воспитывать чувство ответственности, самостоятельность, независимость суждений, критичность мышления

*           Предупреждение асоциального поведения, формирование целостного представления о личной ответственности человека за антиобщественные деяния

ЗАДАЧИ КУРСА:

1.      Содействовать воспитанию у подростков чувства ответственности за свои поступки; формированию гражданской позиции, уважения к закону.

2.      Способствовать дальнейшему формированию умений и навыков учащихся работать с первоисточниками, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; работать в группе, публично выступать.

ДОСТИГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По завершению элективного курса учащиеся должны:

1. Иметь представление:

1.1.      О причинах совершения правонарушений и преступлений;

1.2.      Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;

1.3.      О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.

1.4.      Об уголовной ответственности за совершение правонарушения;

1.5.      О понятии правопорядка.

2. Знать:

2.1.      Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;

2.2.      Что за любые виды преступлений наступает ответственность;

2.3.      Об организации правосудия в нашей стране.

З. Уметь:

З. 1. Отличать правонарушение от преступления;

3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;

3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях и при сдаче экзамена в режиме ЕГЭ

4.  Приобрести опыт:

4.1.  Работы со специальной справочной литературой;

4.2.  Работы с нормативно-правовыми документами РФ;

4.3.  Работы с правовой программой «КонсультантПлюс»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Тема 1: Введение.

Цель: Увлечь учеников основами уголовного права.

Ввести учеников в содержание курса, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Познакомить с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и итоговых работ, которые предстоит выполнить учащимся за данное время.

Тема 2: Правонарушение и преступление. Причины правонарушений.

Цель: Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать первоначальные представления об уголовном процессе.

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.

Тема З: Вина и ответственность.

Цель: Способствовать формированию понятий вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания их роли в определении наказания; убедить учащихся в том, что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности.

Тема 4: Ответственность за правонарушения против собственности.

Цель: Способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности; способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков.

Тема 5: Ответственность за правонарушения против личности.

Цель: Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; уважение к важнейшим правам человека — на жизнь и неприкосновенность личности; рассмотреть основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности за них.

Тема 6: Гру правонарушения несовершеннолетних.

Цель: Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы; способствовать осознанию преступных целей антисоциальньгх объединений несовершеннолетних; сформировать представления об ответственности за групповые правонарушения.

Тема 7: Как не стать жертвой преступления?

Цель: Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.

Тема 8: Правопорядок и милиция.

Цель: Сформировать у учащихся осознание чувства ответственности за преступления; расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью; способствовать пониманию реальньж законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.

Тема 9: «Судебное заседание»

Цель: Предупреждение асоциального поведения, формирование целостного представления о личной ответственности человека за антиобщественные деяния. Ролевая игра.

Тема 10: Итоговое занятие Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения курса, презентация работ, выполнение тестов, подведение итогов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

 

Тема

 

Кол-во часов

Деятельность учащихся

 

 

 

1

2

Знакомство с уголовным правом.

1

 

1

 

Беседа с учителем, конспектирование. Выполнение теста.

Правонарушение и преступление. Причины правонарушений.

1

 

 

 

Участвуют в дискуссии, заполняют таблицу «Виды правонарушений» Самостоятельная работа в группах.

3

4

5

Вина и ответственность.

1

 

 

1

Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28. Выполняют текущий тест.

Ответственность за правонарушение против собственности.

1

 

 

 

Практическая работа с УК РФ. Ст. 158168. Текущее тестирование.

Ответственность за правонарушение против личности.

1

 

1

 

Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни».

6

7

8

Групповые правонарушения несовершеннолетних.

1

 

1

1

Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94. Текущее тестирование.

Как не стать жертвой преступления.

1

 

1

1

Конспектирование, обогащение словаря.

Правопорядок и милиция.

1

 

 

1

Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах. Текущее тестирование.

Судебное заседание.

 

 

 

 

Участие в ролевой игре.

10

Итоговое занятие.

1

 

 

1

Защита презентаций, выполнение тестовых заданий.

Всего часов:

 

 

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По завершению элективного курса учащиеся должны:

1. Иметь представление:

1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений;

12. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;

1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.

2.  Знать:

2.1.        Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;

2.2.        Что за любые виды преступлений наступает ответственность;

2.3.        Об организации правосудия в нашей стране.

З. Уметь:

3.1. Отличать правонарушение от преступления;

3 2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;

3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.

4.  Приобрести опыт:

4.1.  Работы со специальной справочной литературой;

4.2.  Работы с нормативно-правовыми документами РФ;

4.3.  Коллективной работы в группах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

2.      Курс Российского уголовного права. Общая часть. [Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. — М.:

Спарк, 2011

Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2010. — 514 с.

3.      Уголовное право РФ.Общая часть/ Под общ. ред. М.П. Журавлева, СИ. Никулина.- М.: Норма, 2011. - 570с.

4.      Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2012. - 720 с.

5.      Игнатов, А.Н. Уголовное право России/А.Н Игнатов. — СПб: Питер, 2009. — 612 с.