РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
6 КЛАССА «МЫ ВМЕСТЕ»
АВТОР: Классный руководитель 6 класса
Кожухарева Л.Н
с. Илир
2014г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
«МЫ ВМЕСТЕ!»
|
Разработчик программы
|
Классный руководитель 6 класса Кожухарева Л.Н
|
|
|
Цели программы
|
Научить школьника организовывать свое жизненное и образовательное пространство, жить в гармонии с миром и самим собой, научиться планировать свой образовательный маршрут, определять приоритеты, ставить цели и задачи, планировать действия, управлять временем и успешно социализироваться в обществе |
Задачи программы
|
1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников; 2. Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности; 3. Развивать творческие способности детей; 4. Создать условия для самореализации каждого члена классного коллектива; 5. Создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта; 6. Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; 7. Формировать целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств. 8. Создание здоровой атмосферы в классе |
Срок реализации программы
|
2014 -2015уч. г
|
Ожидаемые конечные результаты
|
Ученик 6 класса: • мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению ее результатов; • способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; • проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности; • стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Если ты думаешь на год вперед, посади семя,
если ты думаешь на десятилетие, посади дерево,
если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”
Восточная мудрость
Именно в стенах школы ученик познает азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей?
Ребёнок всегда должен оставаться ребёнком – весёлым, непоседливым, всем-всем интересующимся. Чтобы глаза горели на уроках и вне их. Чтобы ему нравилось учиться, жить жизнью класса, школы.
Программа «МЫ вместе» предназначена для определения направлений развития коллектива учащихся класса. Становление открытого, гражданского общества в России, продолжение демократических реформ нуждается в консолидации общества. Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наблюдаются всплески ксенофобии, насилия, терроризма. Именно школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
• Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
• Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подростков
• Основная образовательная программа общего образования МКОУ «Илирская СОШ №1»
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
Научить школьника организовывать свое жизненное и образовательное пространство, жить в гармонии с миром и самим собой, научиться планировать свой образовательный маршрут, определять приоритеты, ставить цели и задачи, планировать действия, управлять временем и успешно социализироваться в обществе
Формула-кредо классного руководителя:
Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!
Задачи воспитательной работы в классе
1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников;
2. Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
3. Развивать творческие способности детей;
4. Создать условия для самореализации каждого члена классного коллектива;
5. Создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
6. Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
7. Формировать целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств.
8. Создание здоровой атмосферы в классе
Задачи воспитательной работы в области формирования:
личностной культуры
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственностиоснованной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
социальной культуры
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
семейной культуры
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни: |
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
|
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
12-13 лет (возраст шестиклассников) - возраст, пограничный между детством и отрочеством.
Шестиклассников отличает необыкновенная познавательная активность, любознательность, широта познавательных интересов: история, философия, астрономия, политика, экология, магия, эзотерика и многое другое, казалось бы совершенно не связанное с повседневной жизнью подростка.
Правда, психологи отмечают, что интересы эти поверхностны, разбросанны, неустойчивы, а главное, зачастую далеки от школьной программы.
Главным и определяющим для подростков становится общение со сверстниками. Интересы и увлечения - лучшее средство для такого общения. Подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. Отсюда и характерная для подростков «мода» на увлечения, когда какое-нибудь хобби внезапно охватывает весь класс или даже всю школу, а потом этот интерес так же внезапно гаснет.
Доктор психологических наук А. Прихожан** отмечает, что подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Например, «мода» нюхать различные бытовые химические препараты приводит к детской токсикомании.
Причем для подростков-шестиклассников характерна безоглядность увлечений, когда любой ситуативный интерес может стать сверхценным, чрезмерным.
Вместе с тем у младших подростков встречается и полное отсутствие увлечений. Причин этого много: и отсутствие интересов у окружающих взрослых, и их настойчивость в развитии какого-либо интереса у подростка, и социальные условия. Отсутствие интересов может быть и следствием неуверенности в себе. Трудности и неуспехи в новой сфере могут привести к апатии, разочарованию.
Отсутствие интересов у подростков часто бывает следствием «отказа от усилия», стремления без особого труда преодолеть скуку и найти себе какое-то развлечение.
Такие подростки легко попадают под чужое влияние, становятся членами асоциальных группировок, а значит, требуют особого внимания родителей и педагогов.
Укрепление самооценки подростка, обучение приемам самоанализа, самоорганизации являются важными факторами, способствующими развитию познавательного интереса.
.На развитие интересов подростка влияют и общая атмосфера школы, увлеченность педагогов, познавательная активность сверстников
В жизни шестиклассника возникают новые проблемы, успешность решения которых определяет и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.
Залог успешности программы воспитания - создание таких условий (в классе, школе), в которых ребенок чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик сверстники учителя
социум. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия - такова главная цель совместной работы классного руководителя и шестиклассников.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительные особенности программы обусловлены возрастными особенностями шестиклассников.
Психологические характеристики возраста.
самосознание: интересуются своей личностью, формируется самооценка, которая влияет на эмоциональное состояние; формируется относительно независимая от мнения взрослых мораль, появляется склонность к поискам кумира, способность к философским размышлениям; следствие - нужны беседы по душам, нельзя уходить от вопросов на личные темы;
конформизм: ориентируются на мнение сверстников, стремятся завоевать авторитет в группе (иногда не вполне адекватными способами); следствие - нет смысла критиковать подростковую мораль и тем более заниматься нравоучениями;
коммуникативная активность: общение со сверстниками имеет первостепенную важность, причем не только разговоры, но и игры, флирт, борьба (возня) и т. д.; следствие -нужно организовывать игры, в том числе флиртовые;
эмансипация: стремятся жить и действовать, «как взрослые», это касается и вредных привычек, противодействуют диктату, анализируют поведение взрослых, повышенно чувствительны к несправедливости; следствие - поддерживать серьезный, искренний, уважительный тон отношений, избегать «педагогического лицемерия», с пониманием относиться к упрямству;
эмоциональная неустойчивость: тревожны, повышенно чувствительны к оценкам окружающих, могут проявлять подростковую жестокость; следствие - относиться с пониманием, не реагировать по принципу «сам дурак»;
актирность. чем напряженнее жизнь, тем больше она нравится, интересы становятся избирательными; следствие -загружать, предлагать различные виды деятельности;
сексуальность: проявляют серьезный интерес к вопросам пола, преимущественно наблюдая, интересуются возможностями собственного организма; следствие - вести тактичный диалог, рассказывать об этой стороне жизни в здоровом и нравственном ключе.
Как же строить воспитательную работу с младшими подростками?
Задача классного руководителя - создать педагогическое пространство для развития личности ребенка, обогащения его внутреннего мира. Эта работа применительно к шестиклассникам может включать в себя такие направления:
Особенности возраста объясняют о с о б е н н о с т и программы:
- целенаправленное обучение школьников коллективной и групповой деятельности;
- предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных областях знаний, взаимосвязанное с последующим самоанализом;
- подготовка школьников к определению собственного образовательного маршрута.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
Направление работы
|
Цели
|
Формы работы
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
Создать условия для развития УУД, необходимых для успешной учебной деятельности шестиклассников, помочь ученику реализовать интеллектуальный потенциал в окружающей жизни Базовые ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость
|
Познавательные беседы; • предметные факультативы; • олимпиады; • интеллектуальные марафоны; • общественный смотр знаний; • интеллектуальный клуб; • предметные проектные недели; • исследовательские проекты; Акция «БУНТ» («Большая Уборка Нашей Территории»); • социальные акции и проекты
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Дать школьникам нравственные ориентиры, научить осознавать нравственные нормы и правила Базовые ценности: Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике |
Этические беседы; • дебаты; • тематический диспут; • проблемно-ценностные дискуссии • читательские конференции; • марафоны благотворительности
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека |
Воспитание любви к России, своему народу, своему краю, уважение закона, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества |
· исследовательские проекты · экскурсии по памятным местам · акции · встречи с интересными людьми · вахта Памяти |
Формирование ценностного отношения к семье, здоровому образу жизни |
Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, способствовать осознанному выбору здорового образа жизни, уважение к родителям, забота о старших и младших
|
• Беседы о ЗОЖ; • занятия в спортивных секциях; • спортивные школьные турниры и оздоровительные акции; • спортивные конкурсы, марафоны; • дни здоровья; • походы, экскурсии; • создание информационных буклетов
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
Формирование бережного отношение к родной земле, природе. Воспитание экологического сознания. |
Экологические десанты. Конкурсы листовок, плакатов. Акции. Классные часы |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах иценностях |
Формирование понимания прекрасного, умение видеть, понимать и создавать прекрасное, создать условия для изучения национальных праздников, традиций |
Классные часы, проекты • Занятия объединений художествен) творчества; художественные выставки; акции в окружающем социуме |
ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Месяц
|
Методика
|
Цель |
ответственные |
сентябрь |
«Выбор»
Мониторинг здоровья |
Изучение интересов и увлечений обучающихся. Запись в кружки и факультативы. Составление индивидуальных образовательных маршрутов Заполнения листка здоровья |
Классный руководитель
Медработник, кл. руководитель |
Октябрь |
«Мой личностный рост» |
Определение степени активности обучающихся в деятельности по саморазвитию своей личности |
Классный руководитель
|
Ноябрь |
Учебная мотивация |
Выявление причин трудностей обучающихся в учебе, оказание помощи |
Классный руководитель психолог |
Декабрь |
«Какой у нас коллектив» |
Изучение уровня развития коллектива, степени удовлетворенности учащихся коллективом |
Классный руководитель
|
Январь |
Круглый стол |
Формирование активной жизненной позиции |
Классный руководитель
|
Февраль |
Диагностика этики поведения
|
Цель: выяснить поведение детей в различных жизненных ситуациях, отношение к другим |
Классный руководитель |
Март |
Коммуникативные склонности учащихся |
Цель: выявление коммуникативных склонностей |
Классный руководитель |
Апрель |
Уровень воспитания и социализации |
Выявление уровня воспитания и социализации |
Классный руководитель |
Май |
Анкетирование «Мои впечатления от прошедшего учебного года. Выставка достижений. Конкурс портфолио учащихся |
Подведение итогов за год, динамика развития личности, коллектива, эффективность воспитательной работы |
Классный руководитель |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
ПО СОЗДАНИЮ МАКСИМАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОГО РЕБЕНКА
Методы работы
|
Формы работы
|
Условия
|
Диагностические методы
|
Изучение, наблюдение, тестирование, беседа, составление характеристик
|
Сотрудничество с учителями предметниками для изучения психологического состояния обучающихся и возможной коррекции здоровья учащихся |
Организационные методы
|
Организация коллектива и органов его самоуправления; регулирование ролей; организация внеклассной работы
|
Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей учащихся
|
Коммуникативные методы
|
Построение отношений на бесконфликтной основе; переход к доверительным отношениям; ориентация на сотрудничество
|
Изучение способностей к общениюкаждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики
|
Методы координации и коррекции
|
Выработка единых требований к учащимся; коррекция поведения
|
Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместногопланирования жизни класса во внеурочной деятельности
|
Методы формирующего воздействия
|
Создание проблемных воспитывающих ситуаций; формирование сознания, опыта; сюжетно-ролевые игры; работа в малых группах; уроки-дискуссии; внеклассные мероприятия
|
Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности. Создание благоприятной атмосферыобщения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания
|
Функционально - деятельностный компонент программы
Совет класса;
Семейные вечера;
Поэтические вечера;
Путешествия;
Дебаты;
Уроки-размышления;
Совместные праздники (Дни рождения, семейные, новогодние вечера);
Тренинги общения (тренинги, которые нравятся самим ребятам);
Праздники семейных традиций;
Поддержка каждого ученика силами самих учеников.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействие на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагог
Органы ученического самоуправления в классном коллективе
Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.
Модель развития самоуправления в классном коллективе
Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из отделов, координирует и направляет работу которых мэр города-класса. Практическая деятельность в составе одной из 7 отделов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Актив класса:
Староста– координирует деятельность всех учащихся класса:
Ø заместитель классного руководителя.
Мэр класса - -координирует и направляет работу всех отделов;
-помогает учителю составлять план работы;
-организует ученический коллектив на классные и общественные дела
· Отдел знаний– фиксируют пропуски уроков учащихся по болезни и без причины, , подводят итоги успеваемости класса за месяц:
Ø ответственный за проверку тетрадей, школьно-письменных принадлежностей;
Ø ответственный за проверку дневников;
Ø ответственный за пропуски уроков;
Ø «Диспетчер» по расписанию;
Ø ответственный за учёбу.
· Отдел порядка и уюта– оказывают помощь классному руководителю в дежурстве по школе, распределяет дежурных по постам, организует дежурство в классе, подводят итоги по результатам дежурства:
Ø ответственный за проведение генеральных уборок;
Ø старший дежурный;
Ø ответственный за составление графика дежурства.
· – ведут контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, организовывают субботники и воскресники по уборке территории, помощь коперативам «Рассвет», «Заря», помощь престарелым:
Ø мастер трудовых дел;
Ø ответственный за проведение субботников и воскресников;
Ø ответственный за сохранность и ремонт мебели в кабинете.
· Отдел СМИ– оформляют классный уголок, выпускают классные и школьные газеты к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, оформляют классный альбом «Наша школьная жизнь»:
Ø летописец;
Ø журналист;
Ø редактор;
Ø оформитель;
· Отдел экологии– заботятся о растениях, кустарниках, деревьях класса и школы, организовывают акции «Посади дерево и сохрани его», «Береги первоцветы», «Цветы в наш школьный сад»:
Ø ответственные за состояние растений;
Ø старший эколог.
· Отдел здоровья и спорта– отвечают за популяризацию физкультуры среди учащихся класса, готовят команды класса для участия в спортивных состязаниях, акциях, ведут учёт учащихся питающихся в школьной столовой:
Ø ответственный за питание;
Ø ответственный за проведение акций в неделю добра и другие;
Ø ответственный за формирование команд для спортивных мероприятий;
Ø ответственный за учёт спортивных достижений учащихся.
· Отдел культуры– занимаются подбором необходимого материала для подготовки сценариев, викторин, вечеров, праздников в классе, часов общения, информационных часов:
Ø организатор досуга;
Ø сценарист;
Ø режиссёр;
Ø ди-джей.
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – службы временных поручений, где каждый может получить новое поручение.
Направления работы с ученическим самоуправлением
1. Распределение поручений.
2. Планирование воспитательной работы класса.
3. Классные собрания.
4. Организация дежурства по классу.
5. Организация дежурства по школе.
6. Работа с активом: “Оказание помощи отстающим и слабым детям”.
7. Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.
8. Контроль посещаемости и поведения.
9. Посещение на дому заболевших детей.
10. Заседания актива “О выполнении поручений”.
11. Выпуск стенгазет
12. Изучение локальных нормативных документов.
13.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням*.
• Первый уровень результатов - приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем (классным руководителем, психологом) как значимыми для учащегося носителями положительного социального знания и повседневного опыта. (Формы внеурочной деятельности, соответствующие первому уровню результатов: этическая беседа, познавательная беседа, занятия объединений художественного творчества, социальная проба**, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, образовательная экскурсия.)
• Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. (Формы внеурочной деятельности, соответствующие второму уровню результатов: игра с деловым акцентом, общественный смотр знаний, дебаты, тематический диспут, концерты, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы, художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе и школе, КТД (коллективное творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ропевые продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого, школьные спортивные турниры и оздоровительные акции, туристский поход.)
• Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами дружественной среды школы, в открытой общественной среде. (Формы внеурочной деятельности, соответствующие третьему уровню результатов: социально-моделирующая игра, детские внешкольные проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальный марафон и т. п.), школьный музей-клуб, проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов; досугово-развлекательные, художественные, спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме; социально-образовательный проект.)
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Ученик 6 класса:
• мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению ее результатов;
• способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
• проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
· стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки и техники, анализировать результаты деятельности всего
коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Критерий эффективности функционирования программы
|
Показатели эффективности функционирования
|
Способы определения эффективности
|
Успешная социализация учащихся
|
Повышение качества образования
|
Участие в интеллектуальных турнирах
|
Личностный рост учащихся
|
Методика «Личностный рост». Накопление и формирование портфолио учеников. Книга рекордов класса «Самый-самый: Фестиваль проектов «Мои увлечения».
|
|
Развитие лидерских качеств учащихся
|
Педагогическое наблюдение. Методы экспертной оценки и самооценки учащихся
|
|
Устойчивая положительная внутренняя мотивация учащихся к учению
|
Методика изучения познавательных процессов личности учащихся
|
|
Удовлетворение образовательных запросов, требований, ожиданий учащихся, родителей, общества
|
Анкетирование «Мои впечатления от прошедшего учебного года». Методика «Удовлетворенность родителей деятельностью образовательногоучреждения».
|
|
Стабильность физического и психического состояния
|
Педагогическое наблюдение. Ежегодный медицинский осмотр
|
|
Развитие ключевых компе-тентностей обучающихся
|
Участие в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности. «Выставка достижений»
|
|
Становление коллектива
|
Создание «Классное портфолио» (на бумажном носителе или в электронном виде)
|
|
Культура личности ученика
|
Интеллектуальное развитие
|
Диагностика учебных достижений, научно-практической, проектной деятельности и т. д.
|
Физическое развитие
|
Диагностика уровня здоровья учащихся, спортивные достижения и т. д.
|
|
Нравственное развитие
|
Диагностика уровня воспитанности, сформированности личностных качеств и т. д. Педагогическое наблюдение
|
|
Эстетическое развитие
|
внешний вид учащихся и т. д.
|
|
Уровень развития коммуникативных умений
|
Диагностика сформированности коммуникативных качеств личности. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
|
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Портфолио «Наш 6 класс».
Презентация исследовательского проекта «Зодчие нашего поселка»
Фестиваль проектов «Мои увлечения».
Презентация «В гостях у 6 класса»- творческий отчет о жизни класса в 2014-2015 учебном году
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц
|
Направления воспитательной работы |
|||||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
|
|
Сентябрь |
Классный час »Моя малая Родина» Цель: Воспитание любви к малой Родине, знакомство с историей села, замечательными людьми Классный час «Дети Беслана» |
Трудовой десант: уборка школьного двора Классное собрание: выборы актива, знакомство с предлагаемыми факультативами и кружками, составление индивидуальных образовательных маршрутов |
|
Участие в общешкольном Дне здоровья Кл. час «Железная дорога-зона повышенной опасности» Цель: формирование навыков соблюдения правил безопасности на железной дороге. |
|
|
Октябрь |
|
Готовимся к зиме: утепление окон в кабинете |
ЧАС ОБЩЕНИЯ «Пока не меркнет свет, пока горит свеча» Цели: выявить у учащихся представления о дружбе, доброте, человечности. способствовать сплочению классного коллектива, формированию чувства взаимопомощи; товарищества. |
Участие в акции «Письмо водителю» Викторина «Как ты знаешь правила безопасного поведения на улицах и дорогах» |
|
Классный час «2014 год- Год культуры в России» Цель:Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире, прививать интерес и любовь к культуре россии. развивать воображение, мышление и речь. воспитывать любовь к своей родине, качества культурного человека. |
Ноябрь |
|
Классное собрание по итогам 1 четверти, отчет актива о проделанной работе, утверждение плана работы на 2 четверть Участие в декаде математики и информатики Цель: развитие познавательных и творческих способностей учащихся |
Поставь оценку классу. Ролевая игра «Открытый микрофон» Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, выявить отношение учеников к школе, классу, учителям, классному руководителю, развитие критического мышления, способности оценивать свои и чужие поступки, воспитание активной жизненной позиции |
ПДД: Знаки для пешеходов и для водителей Классный час «Твое здоровье и питание » Цели: Сформировать ценное отношение к своему здоровью; Сформировать представление о влиянии питания на здоровье; Оценить свое питание и составить рацион в соответствии с принципами рациональности.
|
Устный журнал «На пороге экологической катастрофы».\ ЦЕЛЬ: расширить представление ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе, ознакомить с фактами уничтожения природы России; способствовать формированию положительнойнравственной оценки таких качеств личности, как экологическаякультура, экологическая грамотность; побуждать стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях. Акция «Каждой пичужке-кормушку» |
Работа над проектом «Зодчие нашего поселка» Цель: развитие навыков исследовательской и поисковой работы, изучение культурного наследия родного края
|
Декабрь |
Урок «Верность слову» Цель: знакомство с понятиями «долг», «верность», воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки. |
Устный журнал «Оружием знания-против наркомании» Цель; расширить знания детей о проблемах общества, способствовать развитию самосознания, развитию критического мышления. |
|
ПДД: движение транспортных средств Классный час» Что имеем, не храним, потерявши, плачем» Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей соблюдению навыков здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
|
Акция «У меня в порядке книжки и тетрадки» |
Классный час «Семь чудес света» Цель: 1.Познакомить учащихся с историей «Семи чудес света»,раскрыть их уникальность, значение для античной эпохи. 2..Воспитывать уважение и интерес к культурному многообразию мира, к истории других народов.
|
Январь |
Тренинговое занятие «Как противостоять давлению сверстников» Цель: формирование умения сказать: «Нет» |
|
Классный час «Все люди под одним небом живут» Цель: формирование коммуникативных умений; развитие познавательных процессов, умения выражать свои мысли, чувства. |
ПДД: остановочный путь транспортных средств Классный час «Здоров будешь - все добудешь!» (викторина-игра) Цель: способствовать формированию здорового образа жизни.
|
|
Работа над проектом «Традиции и обычаи православных праздников» Цель: расширить представление о православных праздниках, способствовать укреплению духовно-нравственных традиций православной культуры, воспитание нравственного поведения учащихся |
Февраль |
Игровая программа «Полоса препятствий» Цель: расширение кругозора учащихся, развитие познавательной активности, формирование интереса к изучению исторического прошлого России, воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. |
Классный час «Как успеть все» Цель: помочь детям проверить их отношение ко времени, познакомить с советами психологов, которые помогут уч-ся научиться управлять своим временем |
Классный час «Современный этикет»
|
ПДД: движение по загородным дорогам |
|
|
Март |
|
Индивидуальная работа с учащимися Классное собрание по итогам четверти |
Час общения «Мальчик с девочкой дружил» Цель: дать представление о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений, знакомство с основами этикета, создание дружеской атмосферы в классе |
ПДД: наличие номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах |
Классный час «И станет мачехой земля» Цель: углубить представления детей об экологической безопасности, способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру |
|
апрель |
|
|
Классный час «Учитесь делать добрые дела!» Цели: Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты; формировать знания о бережном отношении к окружающим людям
|
ПДД: технические требования, предъявляемые к велосипедистам. Движение групп велосипедистов |
Кл час «Огонь ошибок не прощает» цель: формирование бережного и осторожного отношения с огнем. |
Участие в фестивале «Радуга талантов» Цель: развитие творческих способностей учащихся
|
Май |
Устный журнал «Горький хлеб блокады» Цель: формирование гражданских, патриотических чувств гордости за судьбу своей страны, чувство уважения к истории и традициям нашей Родины |
|
|
Уважай правила дорожного движения Цель: Способствовать отработке знаний по Правилам Дорожного Движения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, чувство взаимопомощи |
Акция «Берегите первоцвет» |
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание программы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)
Направления духовно-нравственного развития и воспитания |
Темы |
Формы (собрания, родительские конференции, совместные мероприятия, открытые уроки, круглые столы и др.) |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
· Классный час «Моя малая Родина» · . Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у детей. · Организовать совместный праздник родителей и детей, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи. · Приглашение родителей на открытые уроки и классные часы. |
Открытый урок Военно-патриотическая неделя. Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!». Весёлые старты. Открытое общешкольное мероприятие Митинг у монумента павшим в ВОВ
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул. |
Конкурс «Дочки-матери» |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
|
Родительское собрание
Совместное мероприятие
|
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни |
1. Моему ребенку 12-13 лет. Какие опасности их подстерегают. 2. «Здоровые дети в здоровой семье» 3. ««Профилактика употребления детьми психоактивных веществ. Преодоление негативных привычек. Здоровый образ жизни. 4. Питание и здоровье 5. .Ознакомить родителей с такими понятиями как «аффект», «стресс». 6. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
|
Родительское собрание Родительская конференция
Круглый стол Родительское собрание по итогам III четверти«Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка» |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
Привлечение родителей к участию в акциях милосердия, «Чистый поселок», «Посади дерево», Акция «Каждой пичужке наша кормушка»
|
Акции, совместные мероприятия Экологический десант |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
Конкурс осенних букетов и композиций. Акция «Новогодняя игрушка». Праздник «Здравствуй Новый год» |
Совместное участие в конкурсе, акции. Организация праздника для детей |
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ожидаемые результаты |
Критерии отслеживания результата |
Методики |
Сроки |
Охват внеурочной деятельностью |
1. Занятость учащихся во внеурочное время |
сводная таблица
|
В течение года |
Состояние преступности |
1.Отсутствие правонарушений и отсева учащихся;
|
количество учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД
|
В течение года |
Уровень воспитанности |
1. Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям; 2. Демонстрация знаний этикета и делового общения; 3. Овладение социальными навыками |
сводная таблица по классу |
апрель |
Сформированность познавательного потенциала |
1. Освоение учащимися образовательной программы 2. Развитость мышления 3. Познавательная активность учащихся 4. Сформированность учебной деятельности |
1. Школьный тест умственного развития 2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости 3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка 4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 5. Педагогическое наблюдение |
Апрель-май
|
Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника
|
1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета поведения |
1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3.Педагогическое наблюдение. |
По четвертям |
Сформированность нравственного потенциала
|
2.Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" 2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" 3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" 4. Метод ранжирования 5. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик" |
Январь, май |
Сформированность физического потенциала
|
1. Состояние здоровья 2. Развитость физических качеств личности |
1. Состояние здоровья обучающихся 2. Развитость физических качеств личности 3. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика 4. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств 5. Отсутствие вредных привычек |
Сентябрь-май Сентябрь, май
В течение года |
Сформированность эстетического потенциала |
1.Развитость чувства прекрасного 2.Сформированность других эстетических чувств |
|
В течение года |
Результативность в районных и областных мероприятиях |
Имидж класса, школы |
Сводная таблица |
В течение года |
Оценка микроклимата в классе
|
1. Нравственные ценности. 2 . Создание благоприятного психологического климата в коллективе. |
Методика С.М. Петровой «Пословицы» Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности». Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора». Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью классного коллектива». Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью в образовательном учреждении».
|
Январь, май |
Сформированность ученического коллектива |
1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. Развитость самоуправления 3. Сформированность совместной деятельности
|
1. Анкетирование; 2. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова; 4. Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова; 8.Методика "Наши отношения" |
Декабрь апрель |
Интеграция учебной и внеучебной деятельности.
|
Рост познавательной активности учащихся. Наличие высокой мотивации в учебе. Расширение кругозора учащихся. Самореализация в разных видах творчества.
|
Анализ результативности участия во внеклассной работе. Анкета «Зеркало». Анкета «Патриот».
Методика Д.В. Григорьевой «Личностный рост» |
Апрель-май
|
Источники:
СД-диски:
Организация деятельности классного руководителя. ФГОС. Издательство «Учитель»
Классный руководитель в современной школе. ФГОС. Издательство «Учитель»
Социальное развитие личности. «Сюрпризы» переходного возраста. ФГОС. Издательство «Учитель»
Сборник дисков для классного руководителя: видеопрезентации для классных часов; азбука безопасной жизнедеятельности. Создано ООО «Открытый урок» по заказу ООО «Инфоурок»
Организация внеурочной деятельности. Программы. Конспекты занятий. ФГОС. Издательство «Учитель»
2. Академия затей: праздники, игры, конкурсы/авт.-сост. О.В. Пивненко.-Волгоград: Учитель, 2008.
3. Классные часы. 5-6 классы. В мире прекрасного /авт.-сост. Н.Ф.Ромашина.-Волгоград: Учитель, 2008.
4. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 классы. – ВАКО, 2009
5. Нравственное воспитание учащихся 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Е.В. Васильева.- Волгоград: Учитель, 2008
6. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие / В.Н. Суслов. –Ростов н/Д: Легион, 2011
7. 50 идей классного руководителя. Практическая копилка педагога / М.А. Тыртышная. . –Ростов н/Д: Феникс, 2007
8. Игры-обучение, тренинг, досуг…/ под ред. В.В.Петрустнского// в четырех книгах.- М: Новая школа, 1994
9. Моему ребенку 13-16 лет /авт.-сост. Я.В. Хохлова.-Волгоград: Учитель, 2013.
10. Классному руководителю о самоуправлении в классе. Методические рекомендации /авт-сост. М.А. Александрова, Е. И. Баранова и др. –М.:ТЦ Сфера, 2005
11. Классные часы 6 класс /авт.-сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО, 2013
12. Классные часы «Сюрпризы» переходного возраста. /авт.-сост. М.Ю.Михайлова и др. Волгоград: Учитель, 2009
13. Души прекрасные порывы: классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы / сост. Е.В. Васильева.- Волгоград: Учитель, 2008
14. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О.В.Летнева..- Волгоград: Учитель, 2007
15. Школа и родители: сценарии совместных мероприятий / авт.-сост. Л.В. Автух..- Волгоград: Учитель, 2013
16. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги /авт.-сост. И.А. Устюгова.- Волгоград: Учитель, 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.