Приложение 1 к приказу от №
Приложение к
образовательной программе среднего профессионального образования по
специальности / профессии (указывается код, наименование), утвержденной
решением педагогического совета
БУ «Нижневартовский строительный колледж» (протокол от (указывается дата в формате 00.00.0000) № (указывается дата в формате 00))
Рассмотрено на заседании МО (указывается наименование МО)
Протокол № … . |
|
Рекомендована к утверждению Протокол № … |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета |
АЦ.03 |
|
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний |
|
(индекс) |
|
(наименование) |
Профессия/ специальность |
15220 |
|
|
|
|||
Облицовщик-плиточник |
|||
|
(код) |
|
(наименование) |
Наименование учебного цикла |
Адаптационный цикл |
||
|
|
|
(согласно учебному плану) |
Составитель |
|
|
Ярмухаметова Г.Р. Преподаватель |
(должность, фамилия, инициалы)
2021
г.
Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 4
3. Структура учебного предмета. 5
4. Содержание учебного предмета. 6
5. Тематический план учебного предмета. 7
6. Условия реализации рабочей программы.. 8
7. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета. 9
Настоящий учебный план основной программы профессионального обучения 15220 Облицовщик-плиточник бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский строительный колледж» разработан на основании:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513"Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 N 29322)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. N 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
4. Приказ Минтруда России от 15.06.2020 N 336н "Об утверждении профессионального стандарта "Штукатур" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2020 N 59005)
5. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 12н "Об утверждении профессионального стандарта "Плиточник" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2017 N 45388)
При составлении учебного плана учитывались:
1. Письмо
Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 «О направлении Методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального
образования»
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты (далее ЛР):
ЛР.1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ЛР.2. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
ЛР.3. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
ЛР.4. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
ЛР.5. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
ЛР.6. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
Метапредметные результаты (далее – МР):
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
МР.1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
МР.2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
МР.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Предметные результаты (далее ПР):
Предметные результаты освоения базового и углубленного уровня учебного предмета «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»
ПР.1. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовке.
Выпускник научится:
применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
· оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
· сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
· характеризовать особенности системы российского права;
· различать формы реализации права;
· различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
· выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
· целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
· характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
· характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
· характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
ПР.2. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся, путем более глубокого освоения основ наук.
· оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
· выделять структурные элементы системы российского законодательства;
· анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
· проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
· различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
· дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
· применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций ( ОК) :
Перечень общих компетенций
Код |
Наименование общих компетенций |
ОК 2 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 5 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Виды учебной работы |
Объем часов |
Максимальная /общая[1] учебная нагрузка обучающихся |
32 |
Обязательная учебная нагрузка обучающихся, в том числе: |
32 |
Лекции, уроки |
32 |
практические занятия |
Не пред. |
лабораторные занятия |
Не пред. |
курсовая работа (проект) |
Не пред. |
консультации |
Не пред. |
Самостоятельная работа обучающихся |
Не пред. |
Промежуточная аттестация в форме (указать) |
Не пред. |
Раздел 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия
Понятие «социальная адаптация». Виды социальной адаптации: физиологическая, управленческая (организационная), психологическая, экономическая, педагогическая, профессиональная. Механизмы социальной адаптации: психические механизмы, социально-психологические механизмы, социальные механизмы. Виды социально-психологической адаптации: функциональная, организационная, ситуативная
Раздел 2. Законодательство о правах инвалидов
Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 г: Общие принципы. Общие обязательства. Равенство перед законом. Обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, 1971.; Рекомендация Совета Европы по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами, 1983 и др. Конституция Российской Федерации о правах и свободах гражданина.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»: понятия: социальная защита населения, медико-социальная экспертиза, реабилитация и абилитация инвалидов. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, образование и обеспечение занятости.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: формы социального обслуживания, виды социальных услуг, финансовое обеспечение социального обслуживания.
Федеральная программа «Доступная среда». Приказ Минтруда России от 12.10.2016 № 570н «Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов».
Проведение реабилитационных мероприятий. Предоставление технических средств реабилитации и услуг.. Обеспечение инвалидов жилой площадью, льготы по оплате жилья. Обеспечение занятости инвалидов. Материальное обеспечение инвалидов. Социально-бытовое обслуживание инвалидов. Санаторно-курортное лечение инвалидов
Раздел 3. Основы гражданского и семейного законодательства
Понятие и система гражданского права. Гражданский кодекс РФ. Понятие гражданско-правового договора. Правоспособность и дееспособность граждан. Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования, наследование по закону и по завещанию). Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей. Понятие семейного права. Семейный кодекс РФ. Брачно-семейное законодательство РФ; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности родителей и детей.
Раздел 4. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов.
Трудовой кодекс РФ. Понятие труда, предмет и метод трудового права. Понятие и виды трудового правоотношения. Понятие, стороны и виды трудового договора. Трудовая дисциплина и ответственность в сфере труда.
Нормативные правовые акты, регулирующие труд инвалидов. Оформление трудовых отношений. Создание доступных условий труда. Рабочее время. Время отдыха. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов. Оплата труда инвалидов
Раздел 5. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов
Интегрированное профессиональное обучение инвалидов. Специализированные профессиональные образовательные организации. Специальные условия для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированные образовательные программы. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с различными нарушениями функций организма. Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (послед. ред.) «О занятости населения в Российской Федерации». Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам. Специализированные предприятия. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Программы трудоустройства инвалидов. Сопровождаемое содействие занятости инвалидов. Квотирование рабочих мест. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.
Раздел 6. Медико-социальная экспертиза
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (посл. ред.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Условия и порядок установления инвалидности. Перечень документов: в случае признания гражданина инвалидом, в случае отказа в признании гражданина инвалидом
Раздел 7. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов
Понятие реабилитации инвалидов. Цель реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида. Основные мероприятия реабилитации или абилитации инвалидов в ИПРА: мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации или абилитации, по занятию спортом, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями. Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду. Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Профессиональная реабилитация инвалидов: профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация. Оснащение (оборудование) специального рабочего места для трудоустройства инвалида.
Услуги органов службы занятости населения. Ответственность работодателей (должностных лиц) за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; за непредставление или несвоевременное представление (представление в искаженном виде) сведений о выполнении квоты, движении рабочих мест.
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
в том числе |
ЛР |
МР |
ПР |
|||||
Л |
ПЗ |
ЛЗ |
СР |
К |
ПА |
|
|
|
|||
Раздел 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. 2 сем |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
Основы социальной адаптации. |
1 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР2 |
МР2 |
ПР1 |
Тема 2 |
Механизмы социальной адаптации |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР3 |
МР2 |
ПР1 |
Раздел 2.Законодательство о правах инвалидов |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
Конституция Российской Федерации о правах и свободах гражданина. |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР2 |
МР2 |
ПР1 |
Тема 2 |
Международные договоры о правах инвалидов. |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР3 |
МР1 |
ПР2 |
Тема 3 |
Законодательство Российской Федерации о правах инвалидов |
3 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР3 |
МР2 |
ПР2 |
Тема 4 |
Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР3 |
МР2 |
ПР1 |
Раздел 3. Основы гражданского и семейного законодательства. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
Основы гражданского законодательства. |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР2 |
МР2 |
ПР1 |
Тема 2 |
Основы семейного законодательства. |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР3 |
МР1 |
ПР2 |
Раздел 4. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов. |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
Основы трудового законодательства. |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР1 |
МР1 |
ПР1 |
Тема 2 |
Особенности регулирования труда инвалидов. |
3 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР1 |
МР2 |
ПР2 |
Раздел 5. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов. |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
Государственная политика в области профессиональной подготовки и профессионального образования инвалидов. |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР3 |
МР1 |
ПР1 |
Тема 2 |
Государственная политика в области трудоустройства инвалидов |
3 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР2 |
МР2 |
ПР1 |
Раздел 6. Медико-социальная экспертиза |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
Порядок направления гражданина на МСЭ. Проведение медико-социальной экспертизы |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР1 |
МР2 |
ПР1 |
Раздел 7. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
Сущность понятия «Реабилитация инвалидов», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР3 |
МР2 |
ПР1 |
Тема 2 |
Профессиональная реабилитация инвалидов |
2 |
Л |
|
|
|
|
|
ЛР1 |
МР1 |
ПР1 |
Сокращения:
Л – лекции
ПЗ – практические занятия
ЛЗ – лабораторные занятия
СР – самостоятельная работа
К – консультации
ПА– промежуточная аттестация
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».
Оборудование учебного кабинета:
· настольные персональные компьютеры с выходом в Интернет и альтернативными устройствами ввода информации;
· компьютерная техника с использованием системы Брайля (рельефно-точечного шрифта), программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи;
· электронные лупы, видеоувеличители;
· комплекты специализированной компьютерной мебели;
· рабочее место преподавателя;
· интерактивная доска;
· экран;
· оборудованные учебные места для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
Технические средства обучения:
· лицензионное программное обеспечение;
· мультимедийный проектор;
· акустическая система.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, электронных образовательных ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Конституция РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Сборник кодексов Российской Федерации - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Конвенция ООН о правах инвалидов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Конвенция о правах ребенка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Международные договоры в сфере защиты прав инвалидов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents
9. Информационно - правовое обеспечение «Гарант» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aero.garant.ru
10. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: уч. пос. для студ. высш. уч. заведений / Н.В.Антипьева. – М.: Владос-Пресс, 2016. -224 с
Интернет ресурсы учебных пособий, монографий и текстов по дисциплине:
http://www.consultant.ru – Справочная система
http://www.invalidnost.com – МСЭ
http://prava-invalidov.com – Юридическая помощь
http://romir.ru - Каталог Право России
http://www.allpravo.ru – Электронная библиотека
http://www.hri.ru – Электронная библиотека международных документов по правам человека
http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhka-invalidov.htm - сайт «Жизнь после травмы спинного мозга». Реабилитация и социализация инвалидов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Использовать нормы позитивного социального поведения; Использовать свои права адекватно законодательству; Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью; Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации; Составлять необходимые заявления, обращения; Составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве; Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. |
Оценка выступлений по обсуждаемым темам. Оценка ведения конспекта. Оценка правильности составления словаря терминов. Оценка выполнения практических заданий №1-№9. |
Знания: |
|
Механизмов социальной адаптации; Основополагающих международных документов относящихся к правам инвалидов; Основ гражданского и семейного законодательства; Основ трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов; Основных правовых гарантий инвалидов в области социальной защиты и образования; Функций органов труда и занятости населения. |
Устный опрос; Оценка выступлений по обсуждаемым темам. Оценка ведения конспекта. Оценка правильности составления словаря терминов. Оценка выполнения практических заданий №1-№9. |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Терминология в соответствии с учебным планом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.