РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
для обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью легкой степени
(Вариант 1)
5-9 класс
учитель-логопед Грудинская Валентина Николаевна
Пояснительная записка
АООП ОО с УО (вариант 1) Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.
-СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
-Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г
-Разработана на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой (Москва: «ВЛАДОС», 2014г.), и требований к уровню подготовки учащихся 5-9 классов с учетом особенностей специальной (коррекционной) школы.
-Устав Школы
-Локальные акты ОУ
Цель программы коррекционной работы:
Обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике речевых нарушений, своевременной диагностике и коррекции этих нарушений, а также дальнейшему развитию ребенка.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
ü Привитие детям навыков коммуникативного общения;
ü Создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной медико-психолого-педагогической коррекции;
ü Активизация и развитие высших психических функций: памяти, мышления, внимания;
ü Коррекция нарушений устной и письменной речи воспитанников:
-Формирование навыков связной речи;
-Развитие лексико-грамматических категорий речи;
-Развитие сенсорной сферы
ü Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с УО консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.
Принципы и подходы
- принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;
- деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности стимулирующей психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи;
- принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы и функции.
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
-принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП образованияобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП обучающихсяс легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей.
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связано между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности являются относительно автономными. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Нарушение речи умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую сторону, так и лексико-грамматическую. Поэтому логопедическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на какой-то один дефект.
Организация коррекционно-развивающего процесса
Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Периодичность и продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 40 минут.
Особенности логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.
2. С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.
4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
5. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.
7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления.
8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)
9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
10. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.
11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы.
12. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
13. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Количество часов, отведённых в планировании на изучение темы, примерное и может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми.
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Коррекционная логопедическая работа осуществляется в три этапа.
I ЭТАП
Цель - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Определение количества и последовательности звуков в слове.
Звуковой анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
Дифференциация, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
II ЭТАП
Цель - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка
Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.
Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.
Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.
Словоизменение имен существительных по падежам. Управление. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, падеже и числе.
Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.
Понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения.
Слова – синонимы. Слова-антонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Фразеологизмы.
III ЭТАП
Цель - восполнение пробелов в формировании связной речи.
Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление схемы предложения.
Развитие связной речи.
Составление предложений. Распространение и сокращение предложений
Составление рассказов из предложений, данных вразбивку.
Составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке.
Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.
Работа с деформированным текстом.
Подробный и краткий пересказ.
Ожидаемые результаты логопедической работы
Основной показатель качества освоения программы - положительная динамика в развитии навыков устной и письменной речи.
Обучающийся должен знать:
гласные и согласные звуки, их признаки;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
изученные части речи и их признаки.
Обучающийся научится:
различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости; давать характеристику гласным и согласным звукам с опорой на образец и опорную схему;
делить слова на слоги для переноса;
обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составлять и распространять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; установливать связи между словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
делить текст на предложения; выделять из текста предложения на заданную тему;
участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
выделять темы текста (о чѐм идет речь), выбирать один заголовок из нескольких, подходящих по смыслу;
самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа.
Материально-техническое обеспечение программы и используемая литература.
1. С.В.Леонтьева..»Коррекция письменной речи»Волгоград 2009г.
2.Логопедическая работа в коррекционных классах.Лалаева., Москва 2009г.
М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
2. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
3. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
4. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
5. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
6. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
7. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
8. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
9. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
11. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
12. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
13. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
14. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
15. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
16. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
17. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
18. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
19. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
20. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
21. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
22. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
23. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Интернет - ресурсы
1. «Солнышко» — детский портал.
2. «Теремок» – детский портал. Развивающие игры для детей.
3. earlystudy.ru Сайт - Учимся играя
4. video.yandex.ru› В гостях у тётушки совы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.