Рабочая программа коррекционно-развивающий занятий по русскому языку 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа коррекционно-развивающий занятий по русскому языку 4 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
11.09.2022
Рабочая программа коррекционно-развивающий занятий по русскому языку 4 класс
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья по русскому языку для учащихся 4 класса
КРЗ русский язык 4 класс.docx

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

от «_____»_____________20___г                                                                                                           Приказ по школе ________________

Зам. директора по УВР                                                                                                                          от «______»_____________20____г.

      _____________                                                                                                                                      Директор  школы____________

 

Рабочая программа

коррекционно-развивающий занятий по русскому языку

 

 4 класс

 

 

 

                                                                                                                                                                           Программу составила

учитель начальных классов

Погодина Лариса Ивановна

 

 

 

2021- 2022 учебный год

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

 

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) по русскому языку для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1.                 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576).

2.                 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598

3.                 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4.                 Адаптированной основной общеобразовательной программой НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5.                 Адаптированной основной общеобразовательной программой НОО для обучающихся с задержкой психического развития.

6.                 Авторской рабочей программой «Русский язык» 1-4 кл, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение, 2015

 

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для 4 классов. Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность. Курс включает 34 занятия: 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

 

Цель: создание и обеспечение оптимальных условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья  основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования.

Задачи:

·     обогащать активный словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,

·     развивать речевую культуру, обучать правилам использования языка в разных ситуациях общения.

Реализация воспитательного потенциала

·              установление доверительных отношений с учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

·              побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

·              привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

·              использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

·              применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 

·              включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  

·              организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

·              инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (ежегодный «Фестиваль проектов»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика коррекционного курса

 

Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный  и групповой характер занятий.  

Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей и коррекции пробелов в знаниях по русскому языку.

Коррекционная направленность обучения русскому языку  реализуется в практической направленности обучения, разделение каждой темы на доступные ученикам порции знаний, детальном объяснении материала, используя разные виды наглядных пособий, последовательном и поэтапном формировании понятий, использовании подготовительных упражнений с целью предупреждения ошибок и трудностей при их выполнении, индивидуальный подход к ученикам с учетом уровня их подготовленности к восприятию нового материала, личностных качеств, познавательных возможностей, работоспособности.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенкавосприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышленияЭти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

 

 

 

 

 

                                             3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

коррекционного курса

 

 Личностными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений:

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

- Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.

- Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

- Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.

- Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.

- Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

- Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов. Раздельно писать предлоги со словами.

 

 

 

 

                                                                                          4. Содержание

Учебно-тематический план

 

4 класс (34 часа)

 

п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение изученного в 3 классе

2

 

2

Предложение

2

 

3

Слово в языке и речи

5

 

4

Имя существительное

6

5

Имя прилагательное

6

6

Местоимение

2

7

Глагол

7

8

Повторение изученного в 4 классе

3

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Календарно-тематическое планирование

4 класс

п\п

Тема урока

Дата

 

Повторение изученного в 3 классе (2 ч)

 

1

Правописание частицы не с глаголами

 

2

Правописание приставок и предлогов

 

 

Предложение (2 ч)

 

3

Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Предложения с однородными членами»

 

4

Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Сложное предложение и простое предложение с однородными членами»

 

 

Слово в языке и речи (5ч)

 

5

Практическая работа: работа со словарями (толковый, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов)

 

6

Индивидуальная коррекция знаний: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов»

 

7

Индивидуальная коррекция знаний: правописание слов с безударным гласным, с парным по глухости-звонкости, непроизносимым согласным, удвоенными согласными

 

8

Индивидуальная коррекция знаний по теме «Наречие. Значение и употребление в речи»

 

9

Индивидуальная коррекция знаний на основе анализа контрольного диктанта №2 «Части речи»

 

 

Имя существительное (7 ч)

 

10

Индивидуальная коррекция знаний по теме «Три склонения имён существительных»

 

11

Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на формирование умений определять падежи у имён существительных

 

12

Индивидуальная коррекция знаний по теме «Падежные окончания имён существительных»

 

13

Индивидуальная коррекция знаний по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

 

14

Индивидуальная коррекция знаний по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

 

15

Индивидуальная коррекция знаний: работа над ошибками допущенными в контрольном диктанте №3 и сочинении-отзыве по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница», морфологический разбор имени существительного

 

16

Индивидуальная коррекция знаний по разделу «Имя существительное», морфологический разбор имени существительного

 

 

Имя прилагательное (6ч)

 

17

Коррекционно-развивающие упражнения: определение рода и числа имён прилагательных

 

18

Индивидуальная коррекция знаний, направленная на формирование общего представления о склонении имён прилагательных

 

19

Индивидуальная коррекция знаний, направленная на формирование общего представления о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях

 

20

Коррекционно-развивающие упражнения: правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе

 

21

Коррекционно-развивающие упражнения: склонение имён прилагательных во множественном числе

 

22

Индивидуальная коррекция знаний по разделу «Имя прилагательное» на основе анализа контрольного диктанта №4, морфологический разбор имени прилагательного

 

 

Местоимение (2 ч)

 

23

Коррекционно-развивающие упражнения: изменения по падежам местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

 

24

Индивидуальная коррекция знаний на основе анализа проверочной работы №3 по теме «Местоимение»

 

 

Глагол (7 ч)

 

25

Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на формирование умения определять время глаголов

 

26

Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Спряжение глаголов»

 

27

Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Спряжение глаголов»

 

28

Коррекционно-развивающие упражнения: правописание глаголов

 

29

Коррекционно-развивающие упражнения: морфологический разбор глагола

 

30

Обобщение и коррекция знаний по разделу «Глагол»

 

31

Индивидуальная коррекция знаний на основе анализа проверочной работы №5

 

 

Повторение (3ч)

 

32

Обобщение и индивидуальная коррекция знаний по разделу: «Предложение»

 

33

Обобщение и индивидуальная коррекция знаний по разделу: «Слово в языке и речи»

 

34

Обобщение и индивидуальная коррекция знаний по разделу: «Части речи»

 

 


 

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с требованиями

Фестиваль проектов»).

Фестиваль проектов»).

Характеристика коррекционного курса

Характеристика коррекционного курса

Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче

Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска…

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска…

Предметные результаты : - Анализировать речь людей (при анализе текстов)

Предметные результаты : - Анализировать речь людей (при анализе текстов)

Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень

Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень

Содержание Учебно-тематический план 4 класс (34 часа) № п\п

Содержание Учебно-тематический план 4 класс (34 часа) № п\п

Календарно-тематическое планирование 4 класс № п\п

Календарно-тематическое планирование 4 класс № п\п

Индивидуальная коррекция знаний: работа над ошибками допущенными в контрольном диктанте №3 и сочинении-отзыве по репродукции картины

Индивидуальная коррекция знаний: работа над ошибками допущенными в контрольном диктанте №3 и сочинении-отзыве по репродукции картины

Обобщение и коррекция знаний по разделу «Глагол» 31

Обобщение и коррекция знаний по разделу «Глагол» 31
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2022