СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
от «_____»_____________20___г Приказ по школе ________________
Зам. директора по УВР от «______»_____________20____г.
_____________ Директор школы____________
Рабочая программа
коррекционно-развивающий занятий по русскому языку
4 класс
Программу составила
учитель начальных классов
Погодина Лариса Ивановна
2021- 2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) по русскому языку для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576).
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
3. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4. Адаптированной основной общеобразовательной программой НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Адаптированной основной общеобразовательной программой НОО для обучающихся с задержкой психического развития.
6. Авторской рабочей программой «Русский язык» 1-4 кл, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение, 2015
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для 4 классов. Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность. Курс включает 34 занятия: 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.
Цель: создание и обеспечение оптимальных условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования.
Задачи:
· обогащать активный словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,
· развивать речевую культуру, обучать правилам использования языка в разных ситуациях общения.
· установление доверительных отношений с учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
· побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
· привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
· использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
· применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
· включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
· организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
· инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (ежегодный «Фестиваль проектов»).
2. Характеристика коррекционного курса
Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный и групповой характер занятий.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей и коррекции пробелов в знаниях по русскому языку.
Коррекционная направленность обучения русскому языку реализуется в практической направленности обучения, разделение каждой темы на доступные ученикам порции знаний, детальном объяснении материала, используя разные виды наглядных пособий, последовательном и поэтапном формировании понятий, использовании подготовительных упражнений с целью предупреждения ошибок и трудностей при их выполнении, индивидуальный подход к ученикам с учетом уровня их подготовленности к восприятию нового материала, личностных качеств, познавательных возможностей, работоспособности.
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.
- Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
- Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.
- Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.
- Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.
- Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов. Раздельно писать предлоги со словами.
4. Содержание
Учебно-тематический план
4 класс (34 часа)
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
1 |
Повторение изученного в 3 классе |
2 |
|
2 |
Предложение |
2 |
|
3 |
Слово в языке и речи |
5 |
|
4 |
Имя существительное |
6 |
|
5 |
Имя прилагательное |
6 |
|
6 |
Местоимение |
2 |
|
7 |
Глагол |
7 |
|
8 |
Повторение изученного в 4 классе |
3 |
|
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п\п |
Тема урока |
Дата |
|
Повторение изученного в 3 классе (2 ч) |
|
1 |
Правописание частицы не с глаголами |
|
2 |
Правописание приставок и предлогов |
|
|
Предложение (2 ч) |
|
3 |
Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Предложения с однородными членами» |
|
4 |
Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Сложное предложение и простое предложение с однородными членами» |
|
|
Слово в языке и речи (5ч) |
|
5 |
Практическая работа: работа со словарями (толковый, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов) |
|
6 |
Индивидуальная коррекция знаний: «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» |
|
7 |
Индивидуальная коррекция знаний: правописание слов с безударным гласным, с парным по глухости-звонкости, непроизносимым согласным, удвоенными согласными |
|
8 |
Индивидуальная коррекция знаний по теме «Наречие. Значение и употребление в речи» |
|
9 |
Индивидуальная коррекция знаний на основе анализа контрольного диктанта №2 «Части речи» |
|
|
Имя существительное (7 ч) |
|
10 |
Индивидуальная коррекция знаний по теме «Три склонения имён существительных» |
|
11 |
Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на формирование умений определять падежи у имён существительных |
|
12 |
Индивидуальная коррекция знаний по теме «Падежные окончания имён существительных» |
|
13 |
Индивидуальная коррекция знаний по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных» |
|
14 |
Индивидуальная коррекция знаний по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных» |
|
15 |
Индивидуальная коррекция знаний: работа над ошибками допущенными в контрольном диктанте №3 и сочинении-отзыве по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница», морфологический разбор имени существительного |
|
16 |
Индивидуальная коррекция знаний по разделу «Имя существительное», морфологический разбор имени существительного |
|
|
Имя прилагательное (6ч) |
|
17 |
Коррекционно-развивающие упражнения: определение рода и числа имён прилагательных |
|
18 |
Индивидуальная коррекция знаний, направленная на формирование общего представления о склонении имён прилагательных |
|
19 |
Индивидуальная коррекция знаний, направленная на формирование общего представления о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях |
|
20 |
Коррекционно-развивающие упражнения: правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе |
|
21 |
Коррекционно-развивающие упражнения: склонение имён прилагательных во множественном числе |
|
22 |
Индивидуальная коррекция знаний по разделу «Имя прилагательное» на основе анализа контрольного диктанта №4, морфологический разбор имени прилагательного |
|
|
Местоимение (2 ч) |
|
23 |
Коррекционно-развивающие упражнения: изменения по падежам местоимений 3-го лица единственного и множественного числа |
|
24 |
Индивидуальная коррекция знаний на основе анализа проверочной работы №3 по теме «Местоимение» |
|
|
Глагол (7 ч) |
|
25 |
Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на формирование умения определять время глаголов |
|
26 |
Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Спряжение глаголов» |
|
27 |
Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Спряжение глаголов» |
|
28 |
Коррекционно-развивающие упражнения: правописание глаголов |
|
29 |
Коррекционно-развивающие упражнения: морфологический разбор глагола |
|
30 |
Обобщение и коррекция знаний по разделу «Глагол» |
|
31 |
Индивидуальная коррекция знаний на основе анализа проверочной работы №5 |
|
|
Повторение (3ч) |
|
32 |
Обобщение и индивидуальная коррекция знаний по разделу: «Предложение» |
|
33 |
Обобщение и индивидуальная коррекция знаний по разделу: «Слово в языке и речи» |
|
34 |
Обобщение и индивидуальная коррекция знаний по разделу: «Части речи» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.