Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 1 дополнительного класса с РАС "Формирование коммуникативного поведения и коррекции эмоционально- волевой сферы"
Оценка 4.8

Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 1 дополнительного класса с РАС "Формирование коммуникативного поведения и коррекции эмоционально- волевой сферы"

Оценка 4.8
docx
01.08.2022
Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 1 дополнительного класса с РАС "Формирование коммуникативного поведения и коррекции эмоционально- волевой сферы"
РП_РАС_1д кл_ Формирование коммуникативного поведения и коррекция эм-вол сф.docx

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

Рассмотрено на педагогическом совете №

 от   .08.2022г.

Согласовано

заместитель директора

по УМР _______________ Проничева Л.Ю

Утверждено

приказом директора школы Тесаловская М.Н. _______

№ ____ от _______2022г

 

 

 

 

 

 

 

   Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся с РАС (вариант 8.3):

«Формирование коммуникативных навыков и коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы»

  (1 дополнительный класс)

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

 

 

Составитель: Тетерина Елена Михайловна

Педагог-психолог

 

 

 

П. Васильевское

2021

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника. Дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра  наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативных навыков и коррекции эмоционально-волевой сферы».

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС  является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.  

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

-    обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

-                формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

-                коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

-                активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

-                развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произвольной регуляции деятельности.

         Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в школе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативных навыков и коррекции эмоционально-волевой сферы» в дополнительном первом классе представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.

Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

 

Место курса в учебном плане

На изучение речевой практики в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

-         применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

-         знать и применять элементарные правила речевого общения;

-         уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

-         участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

-         выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

-         использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

-         использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

 

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

-         овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

-          овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-         овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Разделы курса

Содержание

1

Невербальная коммуникация (41 занятие)

-       распознавание различных эмоциональных состояний

-       отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения

-       демонстрация подходящих к случаю жестов

-       рассматривание разных поз людей в различных ситуациях

-       прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

2

Вербальная коммуникация (16 занятий)

-            Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы.

3

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций (9 занятий)

-            Прогнозирование речевой ситуации                             (рассматривание рисунка)

-            Проигрывание ситуаций из реальной жизни

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

-         Называть своё имя;

-         Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;

-         Подражать движениям и речи взрослого человека;

-         Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во

 часов

Примечание

1 раздел. Невербальная коммуникация

1

Упражнение «Кто умеет улыбаться?»

1

 

2

Упражнение «Мимическая гимнастика».

1

 

3

Упражнение «Зеркало».  «Обезьянка». «Лица»

1

 

4

Классификация чувств

1

 

5

Классификация жестов (приветствие и прощание)

1

 

6

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)

1

 

7

Упражнение .«Это я! Это моё!»

1

 

8

Упражнение «Заколдованный ребёнок»

1

 

9

Упражнение «Вот он какой!»

1

 

10

Рассматривание поз на картинках

1

 

11

Рассматривание поз на картинках

1

 

12

Использование поз с опорой на картинки

1

 

13

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

1

 

14

Классификация чувств

1

 

15

Азбука настроений

1

 

16

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1

 

17

Упражнение «Тише!»

1

 

18

Упражнение «Отдай!»

1

 

19

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

1

 

20

Упражнение «Части тела».

1

 

21

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

 

22

Тренируем мимику

1

 

23

Этюд на выражение радости и страха.

1

 

24

Упражнение «До свидания!»

1

 

25

Упражнение «Я не знаю!»

1

 

26

Классификация жестов (указательный)

1

 

27

Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика)

1

 

28

Рассматривание поз на картинках

1

 

29

Использование поз с опорой на картинки

1

 

30

Использование поз с опорой на картинки

1

 

31

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

 

32

Упражнение «Запомни движения»

1

 

33

Тренируем мимику

1

 

34

Этюд на выражение удивления и огорчения.

1

 

35

Классификация жестов  (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)

1

 

36

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

1

 

37

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1

 

38

Тренируем мимику

1

 

39

Этюд на выражение удивления и огорчения.

1

 

40

Упражнение «Запомни свою позу».

1

 

41

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

 

Раздел 2. Вербальная коммуникация

42

Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание

1

 

43

Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание

1

 

44

Изображать животных

1

 

45

Формулы приветствия

1

 

46

Формулы знакомства

1

 

47

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

1

 

48

Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание

1

 

49

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

1

 

50

Формулы прощания

1

 

51

Формулы извинения

1

 

52

Формулы извинения

1

 

53

Изображать голоса сказочных персонажей

1

 

54

Изображать, как шепчутся листья, как бушует море.

1

 

55

«Узнай по интонации»

1

 

56

« Скажи интонацией»

1

 

57

Формулы просьбы

1

 

Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций

58

Прогнозирование ситуаций

1

 

59

Прогнозирование ситуаций

1

 

60

Разыгрывание ситуаций (доброта)

1

 

61

Разыгрывание ситуаций (вежливость)

1

 

62

Упражнение  «Ты гулял во дворе»

1

 

63

Упражнение  «Ты потерял свою игрушку»

1

 

64

Упражнение  «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

1

 

65

Упражнение  «Как отметить праздник в семье»

1

 

66

Упражнение  «Как поднять маме (папе) настроение»

1

 

   

Литература

1.                       «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.

2.                       Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.

 

Методические пособия для педагога

- Методические рекомендации для учителя

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; ноутбук.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные  и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры

 

 

 


 

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с

Достаточный уровень: - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка; - выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или…

Достаточный уровень: - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка; - выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или…

Вербальная коммуникация (16 занятий) -

Вербальная коммуникация (16 занятий) -

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» 1 22

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» 1 22

Прослушивание эмоциональных записей – смех

Прослушивание эмоциональных записей – смех

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться» 1 65

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться» 1 65
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2022