МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»
Рассмотрено на педагогическом совете № от .08.2022г. |
Согласовано заместитель директора по УМР _______________ Проничева Л.Ю |
Утверждено приказом директора школы Тесаловская М.Н. _______ № ____ от _______2022г
|
Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся с РАС (вариант 8.3):
«Формирование коммуникативных навыков и коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы»
(1 дополнительный класс)
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Составитель: Тетерина Елена Михайловна
Педагог-психолог
П. Васильевское
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника. Дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативных навыков и коррекции эмоционально-волевой сферы».
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произвольной регуляции деятельности.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в школе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативных навыков и коррекции эмоционально-волевой сферы» в дополнительном первом классе представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане
На изучение речевой практики в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ |
Разделы курса |
Содержание |
1 |
Невербальная коммуникация (41 занятие) |
- распознавание различных эмоциональных состояний - отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения - демонстрация подходящих к случаю жестов - рассматривание разных поз людей в различных ситуациях - прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций. |
2 |
Вербальная коммуникация (16 занятий) |
- Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы. |
3 |
Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций (9 занятий) |
- Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка) - Проигрывание ситуаций из реальной жизни |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- Называть своё имя;
- Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
- Подражать движениям и речи взрослого человека;
- Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
||
1 раздел. Невербальная коммуникация |
|||||
1 |
Упражнение «Кто умеет улыбаться?» |
1 |
|
||
2 |
Упражнение «Мимическая гимнастика». |
1 |
|
||
3 |
Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица» |
1 |
|
||
4 |
Классификация чувств |
1 |
|
||
5 |
Классификация жестов (приветствие и прощание) |
1 |
|
||
6 |
Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ) |
1 |
|
||
7 |
Упражнение .«Это я! Это моё!» |
1 |
|
||
8 |
Упражнение «Заколдованный ребёнок» |
1 |
|
||
9 |
Упражнение «Вот он какой!» |
1 |
|
||
10 |
Рассматривание поз на картинках |
1 |
|
||
11 |
Рассматривание поз на картинках |
1 |
|
||
12 |
Использование поз с опорой на картинки |
1 |
|
||
13 |
Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?». |
1 |
|
||
14 |
Классификация чувств |
1 |
|
||
15 |
Азбука настроений |
1 |
|
||
16 |
Разыгрывание сюжета с использованием жестов |
1 |
|
||
17 |
Упражнение «Тише!» |
1 |
|
||
18 |
Упражнение «Отдай!» |
1 |
|
||
19 |
Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?». |
1 |
|
||
20 |
Упражнение «Части тела». |
1 |
|
||
21 |
Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» |
1 |
|
||
22 |
Тренируем мимику |
1 |
|
||
23 |
Этюд на выражение радости и страха. |
1 |
|
||
24 |
Упражнение «До свидания!» |
1 |
|
||
25 |
Упражнение «Я не знаю!» |
1 |
|
||
26 |
Классификация жестов (указательный) |
1 |
|
||
27 |
Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика) |
1 |
|
||
28 |
Рассматривание поз на картинках |
1 |
|
||
29 |
Использование поз с опорой на картинки |
1 |
|
||
30 |
Использование поз с опорой на картинки |
1 |
|
||
31 |
Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» |
1 |
|
||
32 |
Упражнение «Запомни движения» |
1 |
|
||
33 |
Тренируем мимику |
1 |
|
||
34 |
Этюд на выражение удивления и огорчения. |
1 |
|
||
35 |
Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность) |
1 |
|
||
36 |
Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание |
1 |
|
||
37 |
Разыгрывание сюжета с использованием жестов |
1 |
|
||
38 |
Тренируем мимику |
1 |
|
||
39 |
Этюд на выражение удивления и огорчения. |
1 |
|
||
40 |
Упражнение «Запомни свою позу». |
1 |
|
||
41 |
Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» |
1 |
|
||
Раздел 2. Вербальная коммуникация |
|||||
42 |
Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание |
1 |
|
||
43 |
Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание |
1 |
|
||
44 |
Изображать животных |
1 |
|
||
45 |
Формулы приветствия |
1 |
|
||
46 |
Формулы знакомства |
1 |
|
||
47 |
Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание |
1 |
|
||
48 |
Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание |
1 |
|
||
49 |
Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание |
1 |
|
||
50 |
Формулы прощания |
1 |
|
||
51 |
Формулы извинения |
1 |
|
||
52 |
Формулы извинения |
1 |
|
||
53 |
Изображать голоса сказочных персонажей |
1 |
|
||
54 |
Изображать, как шепчутся листья, как бушует море. |
1 |
|
||
55 |
«Узнай по интонации» |
1 |
|
||
56 |
« Скажи интонацией» |
1 |
|
||
57 |
Формулы просьбы |
1 |
|
||
Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций |
|||||
58 |
Прогнозирование ситуаций |
1 |
|
||
59 |
Прогнозирование ситуаций |
1 |
|
||
60 |
Разыгрывание ситуаций (доброта) |
1 |
|
||
61 |
Разыгрывание ситуаций (вежливость) |
1 |
|
||
62 |
Упражнение «Ты гулял во дворе» |
1 |
|
||
63 |
Упражнение «Ты потерял свою игрушку» |
1 |
|
||
64 |
Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться» |
1 |
|
||
65 |
Упражнение «Как отметить праздник в семье» |
1 |
|
||
66 |
Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение» |
1 |
|
||
Литература
1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.
Методические пособия для педагога |
- Методические рекомендации для учителя - Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015 |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; ноутбук. |
Дополнительные средства |
Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.