Рабочая программа
учебного предмета (курса) «Технология»
(базовый уровень)
для 5 класса
Пояснительная записка
Данная программа разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ. Составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. В нее входит авторская программа под редакцией В. Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд».
Цели изучения предмета «Технология».
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Примерная программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
· освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
· овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
· развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
· развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
· воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий: Московская область, г. Воскресенск, МОУ «СОШ № 11» технология изучается в рамках одного из трех направлений: «Технологии ведения дома».
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
При разработке авторских вариантов программ, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент примерной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. В разделе «Кулинария» обучающиеся выполняют творческий проект в конце этого раздела – окончание 1 четверти, в разделе «Рукоделие. Художественные ремёсла. Вышивка» проект выполняется обучающимися в середине учебного года, во 2 четверти. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для более глубокого освоения следует организовывать летнюю технологическую практику школьников за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения. Тематически практика может быть связана с ремонтом учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений и санитарно-технических коммуникаций, а именно: ремонт и окраска стен, столов, стульев, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств, запорных механизмов и др.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 классе — по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников. Поэтому в ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить примерную программу.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Технология».
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно¬-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - 21ч. |
|||||||||
47
48 |
05.03. 2014г.
05.03. 2014г. |
04.03. 2014г.
04.03. 2014г. |
|
|
2 |
Тема 1.Исследовательская и созидательная деятельность.21ч
Понятие «творческий проект»
Пр.р. Выдвижение идей для выполнения проекта |
Банк проектов, журналы МОД, ДПИ, чертежные инструменты, карандаши |
Л. Творческий подход к выполнению изделия. Осознавать пользу труда, бережно относиться к материалам, понимать значимость проектной деятельности, соблюдать этические нормы при изготовлении проекта. Р. Развитие речевой деятельности, работа с учебным, художественным и популярным текстом К. Уметь объяснять свой выбор. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль , уметь взаимодействовать с учителем и коллективом- слушать собеседника, излагать своё мнение, умение договариваться и работать в коллективе. П. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям. |
|
49
50 |
12.03. 2014г.
12.03. 2014г. |
11.03. 2014г.
11.03. 2014г. |
|
|
2 |
Алгоритм проектной деятельности.
Пр.р. Выбор модели проектного изделия. |
Банк проектов, журналы МОД, ДПИ, чертежные инструменты, карандаши |
К. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности, интересов и возможностей. Объяснение своего мнения и выбора и позиции в коммуникации Р.Создание разных видов изделия на основе одной технологии. Л. Стремление к творческой самореализации П. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск и выделение необходимой информацией. Осуществлять сбор информации. |
|
51
52 |
19.03. 2014г.
19.03. 2014г. |
18.03. 2014г.
18.03. 2014г. |
|
|
2 |
Этапы выполнения проекта.
Пр.р. Анализ моделей – аналогов из банка идей. |
Ткань, нитки, рабочая коробка, швейная машина, утюг, гладильная доска, банк проектов, технологические карты поузловой обработки. |
К. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности, интересов и возможностей. Р.Создание разных видов изделия на основе одной технологии. Л. Стремление к творческой самореализации П. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск и выделение необходимой информацией. Осуществлять сбор информации. |
|
53
54 |
02.04. 2014г.
02.04. 2014г. |
01.04. 2014г.
01.04. 2014г. |
|
|
2 |
Требования к проектируемому проекту.
Пр.р. Разработка вариантов изделия. |
Ткань, нитки, рабочая коробка, швейная машина, утюг, гладильная доска, банк проектов, технологические карты поузловой обработки. |
К. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности, интересов и возможностей. Р. Решать простейшие задачи в разработке проекта. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. П. Самостоятельное выполнение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Л. Выдвижение гипотез и их обоснование. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
|
55
56 |
09.04. 2014г.
09.04. 2014г. |
08.04. 2014г.
08.04. 2014г. |
|
|
2 |
Изготовление проекта
Пр.р. Составление эскиза, композиции проекта |
Ткань, нитки, рабочая коробка, швейная машина, утюг, гладильная доска, банк проектов, технологические карты поузловой обработки. |
К. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности, интересов и возможностей. Р.Создание разных видов изделия на основе одной технологии. Л.Формирование представления проектной деятельности для выполнения изделия, развитие чувства прекрасного. П. Предвосхищать результат. Осуществлять сбор информации |
|
57
58 |
16.04. 2014г.
16.04. 2014г. |
15.04. 2014г.
15.04. 2014г. |
|
|
2 |
Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
Пр.р. Подбор материалов и инструментов |
Ткань, нитки, рабочая коробка, швейная машина, утюг, гладильная доска, банк проектов, технологические карты поузловой обработки. |
П.Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии. К. Обсуждение различных точек зрения и суждений о них, умение приводить аргументы и объяснять свой выбор. Р. Создание разных видов изделия на основе одной технологии. Л.Формирование представления проектной деятельности для выполнения изделия, развитие чувства прекрасного. |
|
59
60 |
23.04. 2014г.
23.04. 2014г. |
22.04. 2014г.
22.04. 2014г. |
|
|
2 |
Выполнение творческого проекта
Пр.р. Поэтапное выполнение проекта |
Ткань, нитки, рабочая коробка, швейная машина, утюг, гладильная доска, банк проектов, технологические карты поузловой обработки. |
П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач К. Умение взаимодействовать в коллективе. Осуществлять взаимопомощь во время практической работы. Уметь выражать свои мысли. Р.Составление плана на основе эскизов, осуществление действий по алгоритму. Контроль и коррекция своей деятельности на каждом этапе выполнения изделия. Л.Формирование представления проектной деятельности для выполнения изделия, развитие чувства прекрасного. |
|
61
62 |
30.04. 2014г.
30.04. 2014г. |
29.04. 2014г.
29.04. 2014г. |
|
|
2 |
Работа над проектом
Пр.р. Работа по технологической карте |
Ткань, нитки, рабочая коробка, швейная машина, утюг, гладильная доска, банк проектов, технологические карты поузловой обработки. |
К. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности, интересов и возможностей. Р. Видение ошибок и устранение их. Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. П. Решение задач выбора к конкретному действию. Л. Нравственно-этическая ориентация, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). |
|
63
64 |
07.05. 2014г.
07.05. 2014г. |
06.05. 2014г.
06.05. 2014г. |
|
|
2 |
Эколого-экономическое обоснование
Пр.р. Оценка стоимости готового изделия |
Ткань, нитки, рабочая коробка, швейная машина, утюг, гладильная доска, банк проектов, технологические карты поузловой обработки. |
Л. Осмысление этических и эстетических норм, ценить свой и чужой труд. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности. К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. |
|
65
66 |
14.05. 2014г. 14.05. 2014г. |
13.05. 2014г.
13.05. 2014г. |
|
|
2 |
Испытание изделия.
Контроль качества готового изделия |
утюг, гладильная доска, карты по требованию к готовому изделию, |
П. Адекватно воспринимать предложение учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. |
|
67 |
21.05. 2014г. |
20.05. 2014г. |
|
|
1 |
Защита проекта |
Проектор, компьютер, экран |
Р. Принятие оценки взрослого и сверстника. Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. |
|
Цель урока: ознакомить обучающихся с основными задачами изучения предмета «Технология» в 5 классе; сформировать представление о творческом проекте; ознакомить с этапами выполнения проекта, примерами разнообразных творческих проектов; научить учащихся различать содержание каждого этапа выполнения проекта.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.