Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Переснянская средняя школа
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ Переснянской СШ
от «__» __________ 20____г. ______________/Анашкина С.В./
Протокол № ___________ «___» ___________ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Инфознайка»
Возраст обучающихся: 10–18 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Яковлева Анна Александровна,
Учитель информатики
Пересна
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по информатике «Инфознайка» составлена в соответствии:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Основной образовательной программы основного общего образования
3. Учебного плана МБОУ Переснянской СШ
Актуальность программы. Изучение курса «Инфознайка» позволит учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов создания информационных ресурсов на основе мультимедиа и интернет-технологий, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих работу с персональным компьютером.
Владение информационными технологиями становится базовым требованием к ученикам, оканчивающим школу в XXI веке. Владение компьютером и основами мультимедиа технологий входит в обязательный образовательный минимум, а метод проектов сегодня является неотъемлемой частью современного обучения.
Программа «Инфознайка», предназначенная для работы с учащимися 10-15 лет, дает возможность учащимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания мультимедиа приложений. Работа учащихся по каждому модулю курса организована в форме проектов. Реализация конкретного проекта является очень эффективным видом учебной деятельности. Работая над мультимедиа проектом, ученики получат опыт использования современных технических средств, с одной стороны, с другой стороны – приобретут навыки индивидуальной и коллективной работы, которые пригодятся им в будущей производственной деятельности. Содержание курса позволяет развить основу системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей с другими дисциплинами.
Содержание программы. Программа курса «Инфознайка» построена по модульному принципу. Все содержание программы разбито на 8 основных модулей. Каждый модуль содержит логически связанный учебный материал (теоретический материал, практические задания, задания для самостоятельной работы – выполнение индивидуального или группового проекта), который носит законченный характер. На последнем занятии каждого модуля проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Тематическое и поурочное планирование и структура каждого модуля осуществляет принцип от простого к сложному: изучение всех последующих тем обеспечено предыдущими темами или знаниями полученными в базовом курсе информатики.
Направленность программы − техническая
Программа рассчитана на 102 часа
Форма организации образовательного процесса: очная. В связи с эпидемиологической обстановкой форма обучения может быть в дистанционном формате.
Вид занятий: лекции, практические и лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты (защита проектов).
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Отличительные особенности программы.
Материально-техническое и программное обеспечение нашей школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества. Информатика – это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приёмы и способы работы с информацией.
Данная программа является подготовкой к освоению информационно-коммуникационных технологий и имеет особую значимость для детей: нацелена на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях, ориентирует их на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Осваивая компьютер обучающиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
· ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
· демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
· подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделять явление из общего ряда других явлений;
· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
· выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
· создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
· преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
· переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
· анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;
· преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
· критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
· определять свое отношение к природной среде;
· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
· проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
· выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· создавать письменные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
· использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
По завершению данного курса учащиеся должны знать:
· понятие мультимедиа технологий и метода проетов;
· виды, формы и способы презентации готового мультимедиа проекта;
· различные технологические приемы работы с текстовым процессором Microsoft Word, настольными издательскими системами Microsoft Publisher, PageMaker, средствами создания и обработки цифровых изображений Adobe Photoshop, Adobe Flash, редакторами сайтов НТМL-редакторами , Microsoft FrontPage.
· основные принципы подготовки электронных презентаций PowerPoint для решения различных практических задач;
· требования к оформлению публикаций в различных программных средах;
· основные принципы цифровой обработки изображений;
· понятие анимации и способы её создания;
· методы автоматизации создания HTML-документов;
· работа в визульных web-редакторах;
· принципы информационного насыщения Web-страниц;
· основные приемы работы в изученных приложениях.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
· использовать изученные средства создания компонентов презентации, публикации, анимации, изображений, Web-страницы;
· работать с браузерами, НТМL-редакторами, растровыми и векторными графическими редакторами, текстовыми процессорами и настольными издательскими системами;
· применять основные элементы языка разметки гипертекста для физического и логического форматирования текста, создания списков, таблиц, гиперссылок, графических объектов в документе, публикации, презентации, HTML-документе;
· создавать мультимедийные презентации, используя возможности программы PowerPoint;
· грамотно составлять и оформлять публикации;
· создавать файлы цифровой обработки изображений и использовать Web-графику в виде фона, заголовков, логотипа, значков, кнопок, иллюстраций, анимации, карты-изображения;
· использовать flash-технологию для создания сайтов;
· применять при создании сайта основные принципы web-дизайна.
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
2 |
Средства и технологии создания, обработки и представления мультимедийной информации |
16 |
7 |
9 |
Творческая работа, конкурс |
3 |
Введение в издательскую деятельность |
12 |
6 |
6 |
Творческая работа |
4 |
MS Word как настольная издательская система |
16 |
6 |
10 |
Творческая работа |
5 |
Настольная издательская система MS Publisher |
11 |
7 |
4 |
Творческая работа |
6 |
Настольная издательская система Pagemaker |
5 |
3 |
2 |
Творческая работа |
7 |
Основы Web-дизайна |
41 |
15 |
26 |
Творческая работа, защита проекта, конкурс |
8 |
ИТОГО: |
102 |
45 |
57 |
|
Содержание учебного плана
Модуль Введение представляет вводное занятие, на которм учащиеся знакомятся с целями и задачами курса «Инфознайка».
Продолжительность - 1 час.
Модуль 1. Средства и технологии создания, обработки и представления мультимедийной информации знакомит учащихся с понятием мультимедиа-технологии. Учащиеся изучают технология представления мультимедиа, знакомятся с программами для создания презентаций. Учащиеся выполняют проект в форме презентации.
Продолжительность – 16 часов.
Модуль 2. Введение в издательскую деятельность
Он поможет учащимся дать первоначальные знания основ издательской деятельности, позволяющие красиво и грамотно оформить реферат, сочинение, доклад и т. д., освоив материал этого курса, ученик сможет самостоятельно подготовить к изданию школьный журнал, газету, пр. Учащиеся выполняют проект «Моя модель СМИ».
Продолжительность – 12 часов.
Модуль 3. MS Word как настольная издательская система знакомит учащихся с широко используемой программой в издательской системе, рассматривая основные и дополнительные возможности текстового процеесора Microsoft Word. Учащиеся выполняют проект в любой форме: объявление, визитная карточка, справочник, календарь, статья, адресная книга, опрос, статистика, реклама,...
Продолжительность - 16 час.
Модуль 4. Настольная издательская система MS Publisher знакомит учащихся с современной технологией оформления публикаций, рассматривая особенности использования и преимущества издательской среды Publisher. Учащиеся выполняют проект в любой форме, которую можно создать в изучаемом приложении.
Продолжительность – 11 часов.
Модуль 5. Настольная издательская система Pagemaker позволяет учащимся познакомиться с технологией создания готового продукта СМИ. В ходе занятий учащиеся научатся самостоятельно создавать собственные публикации. Учащиеся выполняют проект в форме публикации газеты или журнала.
Продолжительность – 5 часов.
Модуль 6. Основы Web-дизайна знакомит учащихся с различными способами автоматизации создания Web-страниц. Изучаются визуальные web-редакторы, дающие возможность создавать полноценный сайт. В ходе изучения данного модуля учащиеся выполняют итоговый информационный проект – сайта на выбранную тему. Конкретные темы проектных заданий могут быть предложены преподавателями различных школьных учебных дисциплин.
Продолжительность – 41 часов.
Условия реализации программы: Занятия проводятся в компьютерном кабинете, который соответствует СанПин. Подключение к глобальной сети Интернет. Программное обеспечение ПК соответствует образовательной программе.
Форма аттестации/контроля: творческая работа, защита проектов, участие в конкурсах
Календарный учебный график
№ |
Раздел (тема) |
Кол-во часов |
ДАТА |
Виды занятий |
|||
План |
Факт |
Теория |
Практика |
||||
|
Введение |
1 |
|
|
1 |
|
|
1. СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ |
16 |
|
|
|
|
||
1 |
Мультимедиа-технологии. Основы дизайна. Проектная деятельность учащихся |
1 |
|
|
1 |
|
|
2 |
Представление мультимедийной информации. Обзор программных средств и периферийных устройств ПК |
1 |
|
|
1 |
|
|
3 |
Технология представления мультимедиа. Программы для создания презентаций |
1 |
|
|
1 |
|
|
4 |
Назначение и основные возможности программы MS PowerPoint |
1 |
|
|
1 |
|
|
5 |
Структура презентации |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
6 |
Оформление презентации |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
7 |
Публикация презентации |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
Выполнение проекта |
7 |
|
|
|
7 |
|
2. ВВЕДЕНИЕ В ИЗДАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
12 |
|
|
|
|
||
1 |
Публикации СМИ |
1 |
|
|
1 |
|
|
2 |
Журналистская этика и плагиат |
1 |
|
|
1 |
|
|
3 |
Обзор программных средств компьютерных коммуникаций1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
4 |
Поиск информации |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
6 |
Правила оформления реферата, буклета, брошюры, книги, журнала, рекламного листа |
1 |
|
|
1 |
|
|
7 |
Интеллектуальная собственность и авторское право |
1 |
|
|
1 |
|
|
8 |
Выполнение проекта |
5 |
|
|
|
5 |
|
3. MICROSOFT WORD КАК НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА |
16 |
|
|
|
|
||
1 |
Создание и разметка документа |
1 |
|
|
1 |
|
|
2 |
Оформление документа |
1 |
|
|
1 |
|
|
3 |
Таблицы и графики |
1 |
|
|
1 |
|
|
4 |
Дополнительные возможности Word |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
5 |
Работа со сканером. Подбор параметров сканирования |
1 |
|
|
1 |
|
|
6 |
Редактирование и распознавание документа |
1 |
|
|
1 |
|
|
7 |
Выполнение проекта |
9 |
|
|
|
9 |
|
4. НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА MICROSOFT PUBLISHER |
11 |
|
|
|
|
||
1 |
Знакомство с программой |
1 |
|
|
1 |
|
|
2 |
Создание документов |
1 |
|
|
1 |
|
|
3 |
Управление страницами |
1 |
|
|
1 |
|
|
4 |
Работа с текстом |
1 |
|
|
1 |
|
|
5 |
Стили и таблицы |
1 |
|
|
1 |
|
|
6 |
Работа с изображениями |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
7 |
Работа с цветом и печатью |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
8 |
Выполнение проекта |
2 |
|
|
|
2 |
|
5. НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА PAGEMAKER |
5 |
|
|
|
|
||
1 |
Возможностями программы PageMaker. Основные сведения. Публикации. Создание публикаций вручную и с помощью шаблона |
1 |
|
|
1 |
|
|
2 |
Текст. Импорт, вёрстка и форматирование текста. Типографическое оформление текста Графика. |
1 |
|
|
1 |
|
|
3 |
Сборка книги. Индексы. Содержание. Цвет. Основы управления цветом. Печать и экспорт. Параметры и опции печати |
1 |
|
|
1 |
|
|
4 |
Выполнение проекта |
2 |
|
|
|
2 |
|
8. ОСНОВЫ WEB- ДИЗАЙНА |
41 |
|
|
|
|
||
1 |
Введение в web-технологии |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
2 |
Интернет и ее служба WWW |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
3 |
Основы создания HTML- документа |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
4 |
Технология Web-публикации |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
5 |
Графика на Web-странице |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
6 |
Создание Web-графики |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
7 |
Эффекты движения на Web-странице |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
8 |
Динамический HTML. Каскадные таблицы стилей |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
9 |
HTML-формы. Назначение и виды HTML-формы |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
10 |
Примеры использования HTML-формы |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
11 |
Редакторы web-страниц |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
12 |
Работа в визуальном web-редакторе. Усовершенствование web-страниц |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
13 |
Публикация Web-сайта |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
14 |
Управление Web-сайтом на сервере |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
15 |
Правовые аспекты разработки web-сайтов. Размещение и публикация web-сайтов |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
16 |
Выполнение проекта |
11 |
|
|
|
11 |
|
|
ИТОГО: |
102 |
|
|
45 |
57 |
|
Методическое обеспечение программы
№ |
Раздел/ Тема занятия |
Форма занятия |
Приемы и методы |
Дидактические материалы |
Техническое оснащение, материалы и инструменты |
Формы подведения итогов |
1 |
Введение |
Лекция |
объяснительно-иллюстративный, фронтальный |
Инструктаж по ТБ мультимедийные материалы |
компьютер |
|
2 |
Средства и технологии создания, обработки и представления мультимедийной информации |
комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов, конкурс. |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный |
научная и специальная литература, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства |
компьютер |
Защита проектов, участие в конкурсах |
3 |
Введение в издательскую деятельность |
комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов. |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный |
научная и специальная литература, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства |
компьютер |
Защита проектов, |
4 |
MS Word как настольная издательская система |
комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов. |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный |
научная и специальная литература, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства |
компьютер |
Защита проектов, |
5 |
Настольная издательская система MS Publisher |
комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов, конкурс. |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный |
научная и специальная литература, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства |
компьютер |
Защита проектов, |
6 |
Настольная издательская система Pagemaker |
комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов. |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный |
научная и специальная литература, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства |
компьютер |
Защита проектов, |
7 |
Основы Web-дизайна |
комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов, конкурс. |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный |
научная и специальная литература, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства |
компьютер |
Защита проектов, участие в конкурсах |
Список литературы
1. М.Н. Бородин «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. TeachProtm Adobe PageMaker 7.0 базовый курс. Мультимедийный учебник на CD-ROM, ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение», 2001, 2002.
3. Бурлаков М.В. Adobe Flash CS3. Самоучитель. – М: Вильямс, 2007.
4. Гурский Ю.А., Жвалевский А.В. Г95 Photoshop CS2/ Библиотека пользователя (+CD). – СПб.: Питер, 2006, - 640с.: ил. – (Серия «Библиотека пользователя»).
5. Интерактивный курс Adobe Photoshop CS2, «Новая школа», 2007.
6. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. – 212 с., 16с. ил.: ил. ISBN 5-94774-151-2
7. Макарова Н.В, Акимов В. Б., Петухова ЕВ., Смирнова О.Н Информатика: 10-11 кл. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
8. Обучение Adobe Photoshop 7.0.Мультимедийный самоучитель на CD-ROM, Media 2000 Copyright.
9. Обучение Microsoft Publisher 2003.Мультимедийный самоучитель на CD-ROM, Media 2000 Copyright, 2006.
10. Основы Интернет - технологий: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003, - 195с.
11. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005, - 480с.
12. Слепченко К. Flash CS3 на примерах (+ видеокурс на CD-ROM). СПб: БХВ, 2007.
13. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.: Учебник для 10-11 кл. - М.: Лаборатория базовых знаний 2003. - 512 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.