Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №26»
Петропавловск-Камчатского городского округа
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа №26» ___________/Омельченко И.В./ «____»___________2019г.
|
«Согласовано» Зам. Директора по ВР МБОУ «Средняя школа №26» ____________/ / «____»_____________2019г. |
Рабочая программа кружка
«Магия творчества»
Направление: декоративно-прикладное искусство
Возраст детей: 7 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мадярий А.М.
Петропавловск – Камчатский, 2019г.
Пояснительная записка
Искусство – это, прежде всего человеческий труд, как и всякий другой. А потом уже - все остальное. Чтобы сделать труд продуктивным, надо организовать его научно. (А. Серебров)
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Актуальность программы
При реализации данной программы дети приобщаются к поисковой работе и умении использовать её в своём творчестве. А актуальность заложена в реализации основной цели преподавания декоративно- прикладного искусства, формирование внутреннего мира человека, эмоциональной отзывчивости, приобщение к ценностям и традициям народной культуры, а также модульности программы, которая гарантирует четкость, глубину, последовательность изучения материала отслеживания результатов полученных знаний.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- Формировать образное, пространственное мышление, выразить свою мысль;
- Совершенствовать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями.
Развивающие:
- Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- Формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину;
- Прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Принципы обучения и воспитания:
1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гумманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих предполагающих создание оптимальной среды для воспитания.
3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала
возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной
педагогической среды.
5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
7. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно:
- взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
- взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
- на уровне содержания курса: взаимодействие всех тем, входящих в структуру программы;
- на уровне содержания занятия: любая тема раскрывается через взаимодействие персонажа, в котором он существует, а значит действует.
Содержание программы
Содержание программы «Магия творчества» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории (окружающего мира)) в освоении различных видов и техник искусства.
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бумагопластики.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 3 раз в неделю. Возраст обучающихся 6-9 лет, оптимальное количество детей в учебной группе 9-14 человек, так как при большем количестве педагог не сможет работать индивидуально.
Формы и методы
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
На занятиях используются методы:
• Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
• Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
• Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
• Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
• Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
• Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
• Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия.
Все занятия в программе построены на дидактических принципах:
- наглядности
- доступности
- систематичности и последовательности
- связь теории с практикой.
Темы занятий составлены так, что обеспечивают последовательное развитие
и совершенствование приобретенных навыков у детей.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Режим занятий - вторая половина дня.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
2) формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
4)формирование мотивации к творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
Предметные результаты:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
7) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе.
Подведение итогов (способы проверки) по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел Тема |
Количество |
Дата |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
по плану |
по факту |
||
I. Пластилинография (20 ч) |
|
|||||
1-2 |
Вводное занятие «Пластилиновое чудо» Правила техники безопасности. |
2 |
1 |
1 |
11.09 |
|
3-7 |
Техника размазывания: «Осенняя берёза», «Осенний букет», «Ёжик в лесу». |
6 |
2 |
3,5 |
12-19.09 |
|
8-11 |
Мозаичная пластилинография: «Бабочка», «Веселый дракончик» |
4,5 |
1 |
3,5 |
20-26.09 |
|
12 |
Контурная пластилинография: «Домик» |
1 |
|
1 |
27.09 |
|
13-20
|
Рисование смешанными техниками пластилинографии: шариками, валиками, жгутиками Коллективное творчество «Чудо остров» |
6,5
|
0,5 |
6 |
02-03.10 09.10
|
|
II. Бумагопластика |
||||||
21 |
Вводное занятие: Знакомство с бумагой. |
1,5 |
1 |
0,5 |
10.10 |
|
Аппликация (23,5 ч) |
||||||
22 |
Обрывная аппликация: «Вулканы Камчатки» |
1 |
|
1 |
11.10 |
|
23-24 |
Обрывная аппликация: «Аквариум» |
2 |
|
2 |
16.10 |
|
25 |
Объёмная аппликация: «Ромашки» |
1,5 |
|
1,5 |
17.10 |
|
26 |
Объёмная аппликация: «Радуга» |
1 |
|
1 |
18.10 |
|
27-28 |
Объёмная аппликация: «Подсолнух» |
2 |
|
2 |
23.10 |
|
29 |
Объёмная аппликация: «Летняя поляна» |
1,5 |
|
1,5 |
24.10 |
|
30 |
Объёмная аппликация: «Цветы-гиацинты» |
1 |
|
1 |
25.10 |
|
31-32 |
Аппликация «Совенок» |
2 |
|
2 |
06.11 |
|
33 |
Аппликация «Букет из цветной бумаги» |
1,5 |
|
1,5 |
07.11 |
|
34 |
Объёмная аппликация: «Павлин из бумажных полосок» |
1 |
|
1 |
08.11 |
|
35-36 |
Аппликация из салфеток «Черепашка» |
2 |
|
2 |
13.11 |
|
37 |
Объёмная аппликация: «Крокодил» |
1,5 |
|
1,5 |
14.11 |
|
38 |
Объёмная аппликация: «Лисичка» |
1 |
|
1 |
15.11 |
|
39-40 |
Аппликация «Дельфин» |
2 |
|
2 |
20.11 |
|
41-42 |
Обрывная аппликация «Радуга» |
2,5 |
|
2,5 |
21-22.11 |
|
Торцевание (9,5 ч) |
||||||
43 |
Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ. |
1 |
1 |
|
27.11 |
|
44-45 |
Изготовление поделки в технике торцевания «Снежинка». |
2,5 |
|
2,5 |
27-28.11 |
|
46 |
Изготовление открытки в технике торцевания «Снеговик». |
1 |
|
1 |
29.11 |
|
47-48 |
Изготовление поделки «Новогодние игрушки». |
2 |
|
2 |
04.12 |
|
49-50 |
Изготовление панно «Яркий калейдоскоп» |
2,5 |
|
2,5 |
05-06.12 |
|
Поделки из салфеток (12 ч) |
||||||
51 |
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Знакомство со свойствами материала. |
2 |
1 |
1 |
11.12 |
|
52 |
Изготовление поделки из салфетных комочков «Барашек». |
1,5 |
|
1,5 |
12.12 |
|
53 |
Изготовление поделки из салфетных комочков «Подарок». |
1 |
|
1 |
13.12 |
|
54-55 |
Изготовление коллективной работы. Панно «Летний калейдоскоп». |
2 |
|
2 |
18.12 |
|
56 |
Изготовление поделки из цветов. |
1,5 |
|
1,5 |
19.12 |
|
57-58 |
Собери буквы |
3 |
|
3 |
20-25.12 |
|
59 |
Коллективная работа: «Дерево счастья» |
1,5 |
|
1.5 |
26.12 |
|
Оригами (21 ч) |
||||||
60 |
Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в этой технике. Условные обозначения и базовые формы. |
1 |
1 |
|
27.12 |
|
61-62 |
Панно «Пингвины». |
2 |
|
2 |
15.01 |
|
63 |
Изделия: «Лягушка», «Журавлик». |
1,5 |
|
1,5 |
16.01 |
|
64 |
Изделия: «Собака - кусака», «Цветок». |
1 |
|
1 |
17.01 |
|
65-67 |
Модульное оригами: «Клубничка».
|
2 |
|
2 |
22.01 |
|
68 |
Изделия: «Закладки» |
1,5 |
|
1,5 |
23.01 |
|
69 |
Изготовление и оформление открытки к 8 Марта. |
1 |
|
1 |
24.01 |
|
70-71 |
Изделие: «Гномик» |
2 |
|
2 |
29.01 |
|
72 |
Изделие: «Тюльпан» |
1,5 |
|
1,5 |
30.01 |
|
73 |
Изделия: «Рыбки» |
1 |
|
1 |
31.01 |
|
74-75 |
Изделие: «Елочка» |
2 |
|
2 |
05.02 |
|
76 |
Изделие: «Цветок-Звезда» |
1,5 |
|
1,5 |
06.02 |
|
77 |
Изделие: «Мышь» |
1 |
|
1 |
07.02 |
|
78-79 |
Коллективная работа: «Создай свой зоопарк» |
2 |
|
2 |
12.02 |
|
Квиллинг (15 ч) |
||||||
80 |
Знакомство с бумажной филигранью. Просмотр работ. Виды завитков. Освоение техники скручивания. |
1,5 |
1,5 |
|
13.02 |
|
81 |
Выполнение работы «Зеленый виноград». |
1 |
|
1 |
14.02 |
|
82-83 |
Изготовление бахромчатых цветов. |
2 |
|
2 |
19.02 |
|
84 |
Изготовление цветов - роз в разных техниках: из полоски бумаги, из спиральной полоски, нарезанной по кругу. |
1,5 |
|
1,5 |
20.02 |
|
85 |
Изготовление и оформление панно «Цветочный фейерверк». Коллективная работа. |
1 |
|
1 |
21.02 |
|
86-87 |
Изготовление открытки «Сердечко». |
2 |
|
2 |
26.02 |
|
88-89 |
Изготовление и оформление панно «Жар-птица». |
2,5 |
|
2,5 |
27-28.02 |
|
90-91 |
Изготовление и оформление открыток. |
2 |
|
2 |
04.03 |
|
92 |
Изготовление открытки «Цветы к празднику». |
1, 5 |
|
1,5 |
05.03 |
|
Бумагопластика (26,5 ч) |
||||||
93 |
Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в этой технике. |
1 |
1 |
|
06.03 |
|
94-95 |
Изделие: «Angry Birds» |
2 |
|
2 |
11.03 |
|
96 |
Изготовление открытки. |
1,5 |
|
1 |
12.03 |
|
97 |
Изготовление открытки «Цыплёнок» |
1 |
|
1 |
13.03 |
|
98-99 |
Изготовление поделки «Зайчик» |
2 |
|
2 |
18.03 |
|
100 |
Изготовление поделки «Совушка» |
1,5 |
|
1,5 |
19.03 |
|
101 |
Изготовление поделки «Пчёлки на сотах» |
1 |
|
1 |
20.03 |
|
102-104 |
Изготовление поделки «Розы из бумаги» |
3,5 |
|
3,5 |
25-26.03 |
|
105-107 |
Изготовление открытки «Солнце» |
3 |
|
3 |
27.03 01.04 |
|
108-109 |
Изготовление поделки «Цветочные клумбочки» |
2,5 |
|
2,5 |
02-03.04 |
|
110-111 |
Изготовление поделки «Паук из фольги» |
2 |
|
2 |
08.04 |
|
112 |
Изготовление поделки «Мышка-коробочка» |
1,5 |
|
1,5 |
09.04 |
|
113 |
Изготовление поделки «День космонавтики» |
1 |
|
1 |
10.04 |
|
114-117 |
Изготовление поделки «Волшебные зверюшки» |
4,5 |
1 |
3,5 |
15-17.04 |
|
118-119 |
Изготовление поделки «Пес» |
2 |
|
2 |
22.04 |
|
120 |
Изготовление поделки «Дракоша» |
1,5 |
|
1,5 |
23.04 |
|
121 |
Изготовление поделки «Домик» |
1 |
|
1 |
24.04 |
|
122-124 |
Изготовление поделки «Часы-мишка» |
3,5 |
|
3,5 |
29-30.04 |
|
125-128 |
Изготовление открытки «День победы» |
4,5 |
1 |
3,5 |
06-08.05 |
|
129-130 |
Изготовление поделки «Ящерица» |
2 |
|
2 |
13.05 |
|
131-132 |
Изготовление поделки «Улий» |
2,5 |
|
2,5 |
14-15.05 |
|
133-134 |
Изготовление поделки «Телефон» |
2 |
|
2 |
20.05 |
|
135-136 |
Изготовление поделки «Кактус» |
2,5 |
|
2,5 |
21-22.05 |
|
137-139 |
Изготовление поделки «Лебедь» |
3,5 |
|
3,5 |
27-28.05 |
|
Заключительное занятие (1 ч) |
||||||
140 |
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ. |
1 |
|
|
29.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.