Рабочая программа кружка "Патриот"

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кружок 2020.docx

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа кружковой деятельности «Патриот»  составлена на основании:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

2. Примерной программы внеурочной деятельности основного образования;

3. Примерной авторской программы: «С.В. Сабиной «Я – гражданин России» (с.74-86) //ФГОС.

Цели:

· познакомить учащихся с героическими страницами нашей истории;

· развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;

· выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;

· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; ;

· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.

· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.

Задачи:

· Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников- воинов вооруженных сил РФ;

· Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;

· Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов с использованием мультимедийной аппаратуры.

· Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.

Количество часов по учебному плану на 2021-2022 учебный год – 1 час в неделю. 35 часов за год.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

 Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.

 Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, лекции с обсуждением документов; беседы; семинары; практические занятия;конференции; заседания круглых столов; «мозговой штурм»; анализ альтернативных ситуаций; работа в группах, парах, индивидуально; творческие работы; защита проектов.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учеников (приложение 1);

Система оценки достижения планируемых результатов (приложение 2 );

Учебно-методическое обеспечение (приложение 3)

Раздел 1. Планируемые  результаты освоения учебного предмета

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня:

·         Первый уровень результатов освоения программы - духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, исследовательских работах. Элементарные социальные знания учащиеся получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Учащиеся знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

·         Второй уровень результатов переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у учащихся появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

·         Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи, презентации проектов. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.

 

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- активное участие в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

 

При достижении метапредметных результатов будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия;

- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),

- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Содержание программы.

 

Ратные подвиги русских князей.

Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.

Герои Куликовской битвы.

Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.

Герои Смутного времени.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». ...

Великие полководцы и покорители морей 18 века.

Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру .... 

Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года

У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество.

Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в.

Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу.

Героизм участников обороны Севастополя.

Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин.

Герои Первой мировой войны.

Забытая война и преданные героиЮные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин.

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели.

Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот.

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин.

Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

Героизм советских летчиков. Саратовские летчики - в память о них…..

Подвиги Волжской Военной Флотилии.

Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве.

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.

Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.

Вьетнамские исследователи из СССР.

Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев

Ребята из Афганистана. Саратовские герои.

Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко, Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов из Саратова.

Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат.

Они защищали Отечество…… Дело Ю. Буданова.

Космическое мышление.

Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России.

Героизм в наше время.

Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких.

Чрезвычайные ситуации . МЧС.

Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей.

Ребята- дошколята. Юные герои.

Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков.

Патриоты современной России.

Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал.

МЫ- будущее нашей страны!

В жизни всегда есть место подвигу!

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3.Тематическое планирование

 

 

 

 

Тема

Количество часов

Планируемые образовательные результаты

1

Вводное занятие

1

 

2

«Я гражданин России»

7

 

3

«Я и семья»  

3

 

4

«Я и культура»

4

 

5

«Я и мое Отечество»

14

 

6

« Я и моя малая Родина»

5

 

Повторение

1

 

Всего

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.

 

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

 

1.

Вводное занятие

1

02.09

 

 

2

Патриот и гражданин

1

09.09

 

 

3

Россия - Родина моя. Символы государства.

1

16.09

 

 

4

Экскурс в историю России

1

23.09

 

 

5

Государственные праздники России

1

30.09

 

 

6

Когда мы едины, мы непобедимы!

1

07.10

 

 

7

Родной край – частица России. Символика края.

1

14.10

 

 

8

Имена, которыми мы гордимся

1

21.10

 

 

9

История семьи в истории страны.

1

28.10

 

 

10

«Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…»

1

11.11

 

 

11

Участие в акции «Бессмертный полк»

1

18.11

 

 

12

Отечественные фильмы о войне

1

25.11

 

 

13

Музыкальные произведения о войне

1

02.12

 

 

14

Писатели о Родине, о войне, о героях…

1

09.12

 

 

15

Памятники истории вокруг нас.

1

16.12

 

 

16

История Вооружённых сил РФ.

1

23.12

 

 

17

История военной символики и формы (мундира)

1

13.01

 

 

18

Виды и рода войск в России

1

20.01

 

 

19

Военная техника

1

27.01

 

 

20

Великие полководцы.

1

03.02

 

 

21

Великая забытая война

1

10.02

 

 

22

Вторая мировая война.

1

17.02

 

 

23

Великие сражения ВОВ

1

24.02

 

 

24

Блокада Ленинграда

1

03.03

 

 

25

Фашистские концентрационные лагеря

1

10.03

 

 

26

Пионеры герои ВОВ

1

17.03

 

 

27

Герои Великой Отечественной войны

1

24.03

 

 

28

«Они прошли победным маршем по Красной площади Кремля…»

1

07.04

 

 

29

Города – герои ВОВ

1

14.04

 

 

30

Детство, опаленное войной

1

21.04

 

 

31

История войны - в истории Морозовского района

1

28.04

 

 

32 33

Наши земляки в годы ВОВ

2

05.05

12.05

 

 

34

Памятники ВОВ в России

1

19.05

 

 

35

Итоговое занятие

1

26.05

 

 

Приложение 1.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учеников:

  1. Моя семья:

    • Все профессии нужны, все профессии важны;
    • Зверье мое;
    • Моя родословная;
    • Наш семейный альбом;
    • Традиции моей семьи;
    • Любимые праздники моей семьи;
    • Чтоб к внукам шла связующая нить…;
  2. Моя школа:

    • Герои Советского союза – выпускники нашей школы;
    • Школьные династии;
    • Школа будущего;
    •  «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее»;
  3. Мой родной город:

    • Так рождался Ярославль;
    • Город–красавец на Волге стоит;
    • Старые названия новых улиц;
    • Отечество люби не словами, а делами;
    • Герои земли Ярославской;
    • Никто не забыт, ничто не забыто;
    • Ярославская земля – родина русского флота;
    • Ярославль – родина первого русского театра;
    • Помоги городу стать чище;
    • Ярославль глазами художников;
    • Песни и стихи о Ярославле;
    • Древний город, устремленный в будущее;
    • Прогулка по улицам любимого города;
    • Путешествие в мир театра;
  4. Район, в котором я живу:

    • Где эта улица, где этот дом;
    • Золотые звезды на улицах Ярославля;
    • Моя улица;
  5. Путешествия по России:

    • Золотое кольцо России;
    • На родине Сергия Радонежского;
    •  Прекрасное – рядом;
    • Роль столицы в жизни России;
    • Путешествуйте с нами;
    • Семейные путешествия.

 

Приложение 2.

Система оценки достижения планируемых результатов:

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:

• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);

• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:

·         комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных и предметных результатов);

·         использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

·         оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

·         сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

·         использование персонифицированных процедур оценки достижений обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы внеурочной деятельности;

·         уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;

·         использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы при интерпретации результатов педагогических измерений.

Однако, учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием потребности различных школьных «институтов» в результатах такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Приложение 3.

Учебно-методическое обеспечение:

Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.

Техническое оснащение:

  • проектор;
  • экран;
  • видео – диски;
  • магнитофон;
  • компьютер.

Дидактическое обеспечение программы: ( используются наглядные пособия следующих видов: естественный или натуральный, объёмный, схематический или символический, картинный и картинно-динамический, звуковой, смешанный):

  • методические разработки по темам программы;
  • подборка информационной справочной литературы;
  • сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
  • наглядные пособия по темам;
  • карты индивидуального пользования по темам;
  • образцы творческих работ;
  • инструктаж последовательного выполнения работы;
  • учебники и журналы;
  • видео и фотоматериалы.

Санитарно – гигиенические требования.

Для реализации программы необходимо иметь:

  • светлое просторное помещение;
  • у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
  • расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;
  • кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
  • в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
  • в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.
  3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
  4. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.
  5. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.
  6. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.
  7. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.
  8. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.
  9. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.

Литература для учителя

  1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.
  4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. И доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
  5. Дружинина А. Е. Толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. – 2011. – №6.
  6. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.
  7. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.
  8. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.
  9. Мохотаева Н. Н. Программа «Формирование нравственных ценностей» // Классный руководитель. –2012. – № 3.
  10. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.
  11. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.
  12. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.
     

Литература для учащихся:

  1. Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.
  2. Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
  3. Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
  4. Будкин, А. Законы лучше не нарушать, а знать // Мы . - 2009 . - № 4.
  5. Все о Донецке : спр.. - Донецк : Донбасс, 1983.
  6. Все о Донецке : горожанам и гостям столицы Донбасса : спр. пособие. - Донецк : Донбасс, 2003.
  7. Дашко В. Права детей // Позакласний час . - 2013 . - № 9/10.
  8. Мартышин В.С. Твоя родословная : духовно-нравственные основы семьи. - М.: Школьная Пресса, 2000.
  9. Рогозин Ю. П. Секреты общения. - М.:Знание, 1991.
  10. Федоров С. Символ несокрушимости Донбасса [ Саур - могила] // Донецкая республика. - 2015. - 12-19 февраля (№ 2).
  11. Я познаю мир: детская энциклопедия. История./Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.