Пояснительная записка.
Рабочая программа кружковой деятельности «Патриот» составлена на основании:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Примерной программы внеурочной деятельности основного образования;
3. Примерной авторской программы: «С.В. Сабиной «Я – гражданин России» (с.74-86) //ФГОС.
Цели:
· познакомить учащихся с героическими страницами нашей истории;
· развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
· выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; ;
· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Задачи:
· Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников- воинов вооруженных сил РФ;
· Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
· Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов с использованием мультимедийной аппаратуры.
· Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Количество часов по учебному плану на 2021-2022 учебный год – 1 час в неделю. 35 часов за год.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, лекции с обсуждением документов; беседы; семинары; практические занятия;конференции; заседания круглых столов; «мозговой штурм»; анализ альтернативных ситуаций; работа в группах, парах, индивидуально; творческие работы; защита проектов.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учеников (приложение 1);
Система оценки достижения планируемых результатов (приложение 2 );
Учебно-методическое обеспечение (приложение 3)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня:
· Первый уровень результатов освоения программы - духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, исследовательских работах. Элементарные социальные знания учащиеся получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Учащиеся знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
· Второй уровень результатов переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у учащихся появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
· Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи, презентации проектов. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей города и края;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- активное участие в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
При достижении метапредметных результатов будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия;
- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Раздел 2. Содержание программы.
Ратные подвиги русских князей. Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский. |
Герои Куликовской битвы. Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби. |
Герои Смутного времени. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». ... |
Великие полководцы и покорители морей 18 века. Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру .... |
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года |
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество. |
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в. Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу. |
Героизм участников обороны Севастополя. Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин. |
Герои Первой мировой войны. Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин. |
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели. Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот. |
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин. |
Массовый героизм в Великой Отечественной войне. Героизм советских летчиков. Саратовские летчики - в память о них….. |
Подвиги Волжской Военной Флотилии. Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве. |
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой. |
Вьетнамские исследователи из СССР. Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев |
Ребята из Афганистана. Саратовские герои. Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко, Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов из Саратова. |
Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат. Они защищали Отечество…… Дело Ю. Буданова. |
Космическое мышление. Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России. |
Героизм в наше время. Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. |
Чрезвычайные ситуации . МЧС. Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей. |
Ребята- дошколята. Юные герои. Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков. |
Патриоты современной России. Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал. |
МЫ- будущее нашей страны! В жизни всегда есть место подвигу! |
Раздел 3.Тематическое планирование
|
|
||
№ |
Тема |
Количество часов |
Планируемые образовательные результаты |
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
2 |
«Я гражданин России» |
7 |
|
3 |
«Я и семья» |
3 |
|
4 |
«Я и культура» |
4 |
|
5 |
«Я и мое Отечество» |
14 |
|
6 |
« Я и моя малая Родина» |
5 |
|
Повторение |
1 |
|
|
Всего |
35 |
|
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
|
1. |
Вводное занятие |
1 |
02.09 |
|
|
2 |
Патриот и гражданин |
1 |
09.09 |
|
|
3 |
Россия - Родина моя. Символы государства. |
1 |
16.09 |
|
|
4 |
Экскурс в историю России |
1 |
23.09 |
|
|
5 |
Государственные праздники России |
1 |
30.09 |
|
|
6 |
Когда мы едины, мы непобедимы! |
1 |
07.10 |
|
|
7 |
Родной край – частица России. Символика края. |
1 |
14.10 |
|
|
8 |
Имена, которыми мы гордимся |
1 |
21.10 |
|
|
9 |
История семьи в истории страны. |
1 |
28.10 |
|
|
10 |
«Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…» |
1 |
11.11 |
|
|
11 |
Участие в акции «Бессмертный полк» |
1 |
18.11 |
|
|
12 |
Отечественные фильмы о войне |
1 |
25.11 |
|
|
13 |
Музыкальные произведения о войне |
1 |
02.12 |
|
|
14 |
Писатели о Родине, о войне, о героях… |
1 |
09.12 |
|
|
15 |
Памятники истории вокруг нас. |
1 |
16.12 |
|
|
16 |
История Вооружённых сил РФ. |
1 |
23.12 |
|
|
17 |
История военной символики и формы (мундира) |
1 |
13.01 |
|
|
18 |
Виды и рода войск в России |
1 |
20.01 |
|
|
19 |
Военная техника |
1 |
27.01 |
|
|
20 |
Великие полководцы. |
1 |
03.02 |
|
|
21 |
Великая забытая война |
1 |
10.02 |
|
|
22 |
Вторая мировая война. |
1 |
17.02 |
|
|
23 |
Великие сражения ВОВ |
1 |
24.02 |
|
|
24 |
Блокада Ленинграда |
1 |
03.03 |
|
|
25 |
Фашистские концентрационные лагеря |
1 |
10.03 |
|
|
26 |
Пионеры герои ВОВ |
1 |
17.03 |
|
|
27 |
Герои Великой Отечественной войны |
1 |
24.03 |
|
|
28 |
«Они прошли победным маршем по Красной площади Кремля…» |
1 |
07.04 |
|
|
29 |
Города – герои ВОВ |
1 |
14.04 |
|
|
30 |
Детство, опаленное войной |
1 |
21.04 |
|
|
31 |
История войны - в истории Морозовского района |
1 |
28.04 |
|
|
32 33 |
Наши земляки в годы ВОВ |
2 |
05.05 12.05 |
|
|
34 |
Памятники ВОВ в России |
1 |
19.05 |
|
|
35 |
Итоговое занятие |
1 |
26.05 |
|
|
Приложение 1.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учеников:
Приложение 2.
Система оценки достижения планируемых результатов:
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:
• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:
· комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных и предметных результатов);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур оценки достижений обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы внеурочной деятельности;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы при интерпретации результатов педагогических измерений.
Однако, учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием потребности различных школьных «институтов» в результатах такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности.
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Приложение 3.
Учебно-методическое обеспечение:
Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.
Техническое оснащение:
Дидактическое обеспечение программы: ( используются наглядные пособия следующих видов: естественный или натуральный, объёмный, схематический или символический, картинный и картинно-динамический, звуковой, смешанный):
Санитарно – гигиенические требования.
Для реализации программы необходимо иметь:
ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
Литература для учащихся:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.