Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности"

  • docx
  • 08.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала азбука дорожной безопасности. пояснительная записка.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности» предназначена для обучения учащихся 3 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана школы на 2022–2023 учебный год.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.

Правительство РФ обращается  ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

      Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

Программа «Азбука дорожной безопасности»  имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.  Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Цель: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Задачи:

1. Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2. Научить основным правилам дорожного движения.

3. Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4. Формировать  личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах.

5. Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Технологии обучения: технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества, игровые технологии.

 

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Описание места курса  в учебном плане

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.

Виды контроля: текущий, итоговый.

Планируемые результаты освоения курса

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации;

- проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);

-  проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в литературе по правилам дорожного движения;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы

В результате реализации программы учащиеся 2-го класса научатся:

·        правилам перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

·        расширят свои знания по группам дорожных знаков;

·        расширят свои знания по видам транспорта;

·        изучат причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта);

·        выучат обязанности пассажиров;

·        освоят правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

·        научатся переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

·        научатся обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;

·        научатся ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

·        научатся не создавать помех движению транспорта;

·        научатся определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

·        научатся соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.

Содержание программы

Дорожная грамота (7 часов)

Экскурсия «Знаки, разметка, транспорт на улицах села» (1 ч)

Экскурсия по селу с соблюдением правил безопасного поведения на улице и на дороге.

Составление маршрута безопасности «Дом-школа-дом» (1 ч)

Учимся выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.

Экскурсия «Моё любимое село» (1 ч)

Знакомство с историей села, с улицами родного села, зарисовка дорожных знаков, которые встречаются во время экскурсии.

Дорога и её элементы, правила поведения на ней (1 ч)

Повторение терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «проезжая часть». Разыгрывание дорожных ситуаций на макете «Мой безопасный путь в школу и домой» Во время игры учимся правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитываем наблюдательность и осторожность.

Конкурс рисунков «Случай на дороге» (1 ч)

Выполнение творческого задания по итогам экскурсии. Выставка творческих работ.

Дорожная разметка (1 ч)

Назначение дорожной разметки. Рисуем: пешеходный переход (разметка «зебра»), сплошная линия (разделяющая потоки автомобилей, движущихся в разные стороны), «островок безопасности» (наклонные линии).

Тормозной путь транспортных средств (1 ч)

Беседа. Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля. Лепка: транспорт различного вида и назначения.

Наш друг – светофор (5 часов)

Знакомство со светофором (3 ч)

Роль светофора на дороге. Виды светофоров. По шаблонам изготавливаем дорожные знаки, конструируем макет светофора. Коллективное панно «Веселая дорога».

Весёлый КВН «Красный, жёлтый, зелёный» (1 ч)

Конкурсная программа. Определение знатоков сигналов светофора.

Праздник «У светофора нет каникул» (1 ч)

Показывание творческих номеров (агитбригады, кукольного спектакля, сценки).

Правила дорожного движения (22 часа)

Законы улиц и дорог (2 ч)

Беседа о том, кто и когда придумал колесо. Развитие видов транспорта в городе. Коллективное изготовление панно «Город» (аппликация из цветной бумаги и картона, карандаши и фломастеры, клей, ножницы понадобятся для работы).

Обязанности пассажиров (1 ч)

Ролевая игра «Можно-нельзя».

Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов (1 ч)

Формируем у учащихся представление об опасности на железной дороге. Учим оборудование железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов.

Причины дорожно-транспортных происшествий (1 ч)

Экскурсия-наблюдение за действиями участников дорожного движения. Во время экскурсии у учеников формируются осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок участников дорожного движения.

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки» (1 ч)

Ролевая игра «Кто на чем и как едет?» , «Узнай знак по описанию».

Простые правила для велосипедиста (1 ч)

Знакомство с правилами для велосипед и с дорожными знаками для велосипедистов. Просмотр слайдов с правильными и неправильными действиями велосипедистов.

Общие требования к водителям велосипедов (1 ч)

Составление памятки для велосипедистов. Викторина «Мой друг – велосипед!».

История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения (1 ч)

Беседа (презентация). Составление игры «Логические дорожки».

Письмо родителям (1 ч)

Составляем обращение к взрослым, чтобы они были внимательными участниками дорожного движения.

Выпуск брошюр «Будь внимателен на дорогах» (1 ч)

Коллективное составление брошюры–комикса. Оформление стенда в классе.

Первая доврачебная помощь (1 ч)

Учимся оказывать первую помощь. Повторяем номера экстренной помощи, составляем личную карточку безопасности. (Ф.И., дата рождения, адрес, группа крови – если знает ребенок, Ф.И. – мамы и папы, их номера телефонов, номер службы спасения, номер полиции).

Постановка творческого выступления агитбригады «Новые приключения Буратино» (3 ч)

Распределение ролей, вычитываем роль. Изготовление декораций и костюмов. Работаем над мимикой и жестами, выразительностью речи.

Выпуск стенгазеты (1 ч)

«Простые правила для велосипедистов, скейтбордов и самокатов».

Викторина «Автомобили, автомобили буквально все заполонили» (1 ч)

Викторина о правилах дорожного движения.

Постановка и показ кукольного спектакля «Приключения Хрюши в городе» (2 ч)

Распределение ролей. Учимся играть куклой. Разучиваем песни к спектаклю и учим роли. Показ спектакля.

Участие в конкурсе рисунков (2 ч)

«Я пешеход» или «Какие мы пассажиры». Ученик сам выбирает тему своего рисунка. Оформление класса рисунками, дорожными знаками. Рисованный мультфильм.

Итоговое занятие. Тест (1 ч)

Подведение итогов. Проверка знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания

Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

            1. Активность.

            2. Участие в досугах, соревнованиях, праздниках, соревнованиях.

            3. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

            4. Творческий рост и личные достижения воспитанников.