Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Орлята России"
Оценка 5

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Орлята России"

Оценка 5
docx
08.07.2023
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Орлята России"
орлята россии. пояснительная записка.docx

Пояснительная записка

Содержательные основы

Программы развития социальной активности обучающихся

начальных классов «Орлята России»

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана школы на 2022-2023 учебный год.

Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.

Актуальность Программы «Орлята России»

Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное  участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует  восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.

Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»

Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте

Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе  социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском  обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)

Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом.

Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система  высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47).

Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.

Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 80с.)

 

 

Ценностные основания Программы «Орлята России»

Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.

Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.

          Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.

Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.

Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.

Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой

принадлежности.

Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!

Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.

В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе учатся жить».

Построение курса внеурочной деятельности для 3 класса

Реализация программы «Орлята России» для детей 3 класса начинается с первой четверти учебного года.

Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы.

В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята

России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.

Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не семестрами/ триместрами.

Четверть

Деятельность

Даты

Комментарии

I четверть

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе

сентябрь

Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе.

«Орлёнок – Лидер»

октябрь

Реализация Программы начинается с

данного трека, который позволяет

актуализировать/ приобрести опыт

совместной деятельности в

коллективе, что необходимо в начале

учебного года. Также занятия трека

позволят выявить первичную оценку

уровня сплочённости класса и

лидеров для дальнейшего

формирования микрогрупп.

Каникулы с 29 октября по 6 ноября

II

четверть

«Орлёнок – Эрудит»

ноябрь

Вторая четверть отличается высокой

мотивацией у детей на учебную

деятельность. В этот временной

промежуток в школах проходят

различные олимпиады.

В рамках трека происходит

знакомство ребёнка с разными

способами получения информации.

«Орлёнок – Мастер»

декабрь

Данный трек проходит в два этапа:

1 – подготовка новогоднего

спектакля/номера/концерта;

2 – знакомство с мастерами своего

дела и лучшими мастерами

региона/страны.

Каникулы с 30 ноября по 9 января

III

четверть

Игра для подведения

промежуточных

итогов участия в

Программе

январь

Игра по итогам 3х треков:

«Орлёнок – Лидер»

«Орлёнок – Эрудит»

«Орлёнок – Мастер»

Игру учитель проводит

самостоятельно, используя

предоставленные методические

рекомендации.

«Орлёнок –

Доброволец»

январь

Тематика трека актуальна круглый

год, поэтому учитель может

обращаться к имеющемуся

социальному опыту детей и истории

добровольческого/ волонтерского/

тимуровского движения в любое

время учебного года.

«Орлёнок –

Спортсмен»

февраль

Учитывая разницу в погодных

условиях предлагается трек провести

в данное время: в большинстве школ

проходят различные соревнования,

посвященные 23 февраля и пр. В том

числе, в соответствии с возрастом,

можно провести Весёлые страты,

«Папа, мама, я – спортивная семья» и

другие соревнования, чтобы

минимизировать воздействия

гиподинамического кризиса

середины учебного года.

«Орлёнок – Эколог»

март

Несмотря на большую разницу в

климате регионов страны, весна –

наиболее благоприятный период для

реализации трека. Погодные условия

позволяют уже часть мероприятий

трека проводить за пределами здания

школы.

Каникулы с 20 по 27 марта

IV

четверть

«Орлёнок –

Хранитель

исторической

памяти»

апрель

В логике Программы важно, чтобы

все треки прошли до трека «Орлёнок

– хранитель исторической памяти»,

так как он является треком,

подводящим итоги участия в учебном

году. Основная смысловая нагрузка

трека:

Я – хранитель традиций своей семьи,

Мы (класс) – хранители своих

достижений,

Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году

май

В УМК – использование игровых

методов диагностики результатов.

Основными результатами, которые

нам необходимо оценить, станут:

- личностное развитие ребёнка

(изменение его позиции от

«наблюдателя» до «активного

участника»);

- сформированность класса как

коллектива;

- уровень принятия/осознания

ценностей, заложенных в Программе.

 

 

 

 

 

Логика построения треков

Класс

 

Реализация трека

3

 

1 занятие

2 занятия

3 занятие

4 занятие

Орлятский урок

Погружение в

тематику трека

(работа с

понятиями,

качествами)

Занятия/мастер

классы, участие в

которых поможет

детям выработать

идею для КТД

Подготовка КТД

Реализация КТД

(для себя,

параллельного

класса, родителей,

младших классов).

Встреча с интересным человеком

по тематике трека.

Подведение итогов, опорные

схемы, анализ, награждение.

Диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание внеурочной деятельности для 3 класса

Трек «Орлёнок – Лидер» (4 часа)

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда

Символ трека – конструктор «Лидер»

В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений.

«Лидер – это …». «Я могу быть лидером» (1 ч)

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая  работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду. Игра на командообразование. Анализируем: что получилось? Что не получилось? Кто выступил в роли

лидера? Работаем в группах с конструктором. «Лидер», собираем качества лидера, в виде опорной схемы. Игра на командообразование. Анализ игры по

конструктору «Лидер». Какие качества присущи лидеру? Что ещё необходимо лидеру?

Повторение конструктора «Лидер».

Работа в группах: назвать 1-3 известных лидеров нашей страны, почему их можно считать лидерами, какими качествами они обладают. Если появляются новые качества, которых не было раньше в конструкторе «Лидер», то конструктор дополняем.

А кто может быть лидером? Лидером может быть каждый, и я могу!

Тренинг на выявления лидера в команде (с чек-листами, где дети после каждого упражнения записывают, кто, по их мнению, был лидером). Тренинг должен содержать упражнения художественноэстетического содержания, интеллектуального, спортивного и т.п.

Работа с конструктором «Лидер», подведение итогов. Подведение итогов:

Видео от учителя «Интервью с лидером». Ответ на вопрос: «Какие качества помогли мне стать лидером? Обсуждаем: где может проявить себя, раскрыться лидер? Во всех ли ситуациях я могу быть лидером? В конструктор заносим опорную схему «Я могу быть лидером».

 

«В команде рождается лидер». «КЛАССный выходной» (1 ч)

Возвращаемся к конструктору «Лидер», где учитель заранее добавляет много новых качеств лидера как положительных, так и отрицательных. Обсуждаем! Убираем лишнее.

Чтобы обладать этими качествами, что необходимо мне лично сделать? – обсуждаем в группах. Обсуждаем положительные и отрицательные стороны лидерства.

Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной». С целью для сплочения коллектива класса, родителей и наставников. Привлечение наставников обязательно – старшеклассников, которые помогают в организации испытаний. Предполагается, что эти испытания раскроют лидерские качества в учениках. Дети учатся преодолевать себя, свои страхи, учатся ставить цели.

«От идеи – к делу». КТД «Вместе мы сможем всё» (1 ч)

По методике КТД работаем над созданием общего дела для других ребят (для

1-2 классов, в параллели, для родителей и пр.).

Готовимся, проводим и анализируем (6 этапов коллективнотворческого дела по И.П. Иванову).

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой». «Мы дружный класс!» (1 ч)

 

Гость рассказывает, как важно быть ответственным перед людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой.

Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер».Каждая группа (по ЧТП) придумывает, готовит и показывает для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный класс! Итоговая социометрия.

 

 

 

 

 

 

Трек «Орлёнок – Эрудит» (4 часа)

Ценности, значимые качества трека: познание

Символ трека – конверт-копилка

Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот  период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.

 «Кто такой эрудит?». «Я – эрудит, а это значит…» (1 ч)

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием (повторения понятия) «Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова

– подобрать из предложенных вариантов определений наиболее точное и понятно.

Повторяем интеллектуальные секреты эрудита – смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлечённость, изобретательность, коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? (чтение, учеба, образование). Способы решения интеллектуальных задач – интеллект, логика, дедукция, интуиция. Учимся работать в парах: игра «Интеллектуальный кроссворд» с применением различных способов решения.

«Игра – это полезно и интересно». «Эрудит – это широкий кругозор» (1 ч)

Методы активизации мозговой деятельности: упражнения на развитие логики, смекалки, задачи для интеллектуальной разминки. Учимся работать в группах и подбирать вопросы по теме игры. Выдвигаем способы запоминать, думать, узнавать… Игра «Эврика» – за освоение способов запоминания и поиска информации, составления вопросов по интеллектуальным знаниям.

- 1 этап игры – каждая группа детей подбирает вопрос учителю из доступных

источников, учитель демонстрирует обучающимся как он ищет ответ на вопрос и отвечает ребятам.

- 2 этап игры – учитель задаёт ребятам вопросы, они ищут ответ и отвечают.

- 3 этап – дети задают вопрос друг другу.

Презентация «10 великих изобретений русских учёных» - как ученые расширяют свои знания. Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого нужно сделать? Знакомство с детской литературой, журналами, Интернет ресурсами, где можно найти знания. Заполняем по группам круг Знаний.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!». КТД «Играй, учись и узнавай» (1 ч)

 

Вспоминаем 4 занятие, составляем план, что делали – решали, для кого будем проводить, придумывали, обсуждали, планировали, распределяли. Готовим вопросы, оформление и т.д. Пробуем провести в своём классе. Анализируем. Вывод – КТД (вводится это понятие для ребят) - это…

Повторяют этапы КТД на практике. Заполняя таблицу с проектированием нового КТД, его подготовкой, проведением, анализом. Проводим КТД для ребят 1-2 класса.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!». Итоги трека «На старте новых открытий» (1 ч)

Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, которая воплощает в себе успех в рамках изучаемого трека. Приглашенный гость может быть известен на городском, региональном, всероссийском уровне. Приглашаем с учётом того, что он интересен детям данного возраста.

Смотрят фото/видео как проходил трек. Работа с символом трека - конвертомкопилкой Эрудита. Открывают конверткопилку анализируют результат, совместно составляют «опорную схему» и размещают в классном уголке. Работа в парах: придумать и проиграть с ребятами конкурс/ вопрос на эрудицию. Награждение и поощрение лучших ребят.

                                

 

 

 

 

 

Трек «Орлёнок – Мастер» (5 часов)

Ценности, значимые качества трека: познание

Символ трека – шкатулка Мастера

В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

«Мастер – это…». «Россия мастеровая» (1 ч)

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа по группам, задание: приведите из своей жизни примеры мастеров своего дела, ребята рассказывают друг другу («Моя мама мастер своего дела. Она ...»). Блицвысказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама повар. Она мастер готовить салаты» …)

Презентации  учителя о 10 самых известных мастерах родного края России.

Учимся придумывать: кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит мастер, чтобы показать людям своё произведение (обращаемся к

шкатулке Мастера). Учимся работать в группах. Разбивка на микрогруппы по 5 человек. Притча о мастерах (в методических рекомендациях) – обсуждаем, делаем вывод.

«Город Мастеров». «В гости к мастерам» (1 ч)

Игра по станциям «Город мастеров» с использованием различных направлений деятельности, одной из станций должна стать знакомство с пословицами о мастерах.

-  1 вариант: идём на экскурсию к мастерам (знакомимся с профессиональными мастерами – это может быть театр, музей, библиотека, дворец творчества и пр.).

- 2 вариант: родители/наставники демонстрируют своё мастерство ребятам.

- 3 вариант: мастеркласс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На данном занятии ученикам можно предложить участие в мастер-классах по развитию актёрских способностей, для развития мимики, речи, постановки

голоса, угадыванию эмоций и пониманию друг друга посредством игры «Крокодил».

«От идеи – к делу!». КТД «Мастер своего дела» (1 ч)

Учимся работать в группах, проектировать, идти к совместному результату,

реализовывать. Работаем по этапам КТД.

Предложите своё дело, которое покажет, что мы тоже можем быть мастерами. Работа по группам. Выдвижение идей. Выбор самой интересной и т.п.

Реализуем в классе для себя или для ребят 1-2 класса (необходимо прописать для учителей, как это сделать).

«Мастер – это звучит гордо!». «Путь в мастерство» - подводим итоги (2 ч)

Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, который является

Мастером своего дела! Приглашенная персона может быть известной на городском, региональном, всероссийском уровне – по возможностям школы и фантазии учителя. С учётом того, что приглашаемая персона интересна детям данного возраста.

Смотрят фото/видео как проходил трек. Открывают шкатулку мастера, анализируют результат, совместно составляют опорную схему и размещают в классном орлятском уголке. Награждение и поощрение ребят.

Подведение промежуточных итогов (2 часа)

Игра по итогам 3-х треков:

«Орлёнок – Лидер»

«Орлёнок – Эрудит»

«Орлёнок – Мастер» (2 ч)

Проведение игры по итогам 3 треков.

 

 

 

Трек «Орлёнок – Доброволец» (2 часа)

Ценности, значимые качества трека:

милосердие, доброта, забота

Символ трека – круг Добра

Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный

временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.

 «От слова к делу». «Спешите на помощь безвозмездно!». КТД «Создай хорошее настроение». «С заботой о старших» (1 ч)

Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтёр. Добровольчество»: лексическая работа –значение новых слов.

Волонтёрское движение в России. Где помогают волонтёры и почему всем это важно. Почему люди говорят волонтёрам спасибо»? Виды волонтёрства.

Список добрых дел. Выбираем «Создай хорошее настроение». Обсуждаем: Как можно создать хорошее настроение другим? Придумываем.

Демонстрация детьми результатов КТД «Создай хорошее настроение». Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек? (для родных, соседей) Что значит быть добрым рядом с

ними? Рассказ учителя о «Фонде «Старость в радость».

Подготовка КТД «От идеи к делу». КТД «Подари улыбку миру!». «Доброволец – это доброе сердце». «Портрет добровольца» (1 ч)

Привлечение к проведению КТД советников, наставниковподростков: показывают примеры флешмобов. Напоминаем этапы подготовки КТД и по ним проектируем и организуем. Репетируем.

Встречаемся с творческими группами других классов, договариваемся,  организуем. Встречаемся с администрацией школы – договариваемся о месте, времени и др.

Непосредственно проводим запланированное и уже разработанное с детьми коллективнотворческое дело. Совместно анализируем.

«Доброволец – это доброе сердце».

Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества. Дополняют «Классный круг добра» новой информацией, которую, возможно, узнали от гостя.

Работа с символом трека: коллективная работа «Классный круг добра». Дополняем качествами добровольца, выбирая из предложенного учителем перечня (милосердный, злой, отзывчивый, вредный) или составляют свой перечень качеств.

Дополняем делами, которые ещё можем сделать – данные дела могут быть

организованы в треке «Орленок-Эколог» или в других треках. На ладошках, которые дети изготовили самостоятельно на предыдущих занятиях, дописывают, продолжая фразу «Быть добрым и заботиться о других – это …».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трек «Орлёнок – Спортсмен» (5 часов)

Ценности, значимые качества трека:

здоровый образ жизни

Символ трека – чек-лист

Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

«Движение – жизнь!». «Основы ЗОЖ» (1 ч)

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Орлёнок – Спортсмен»: лексическая работа – значение нового слова. Что такое здоровый образ жизни? Из чего он складывается? Что необходимо обязательно делать, если хотим долго оставаться здоровыми? Создаем визуальный образ «Орлёнка - Спортсмена», дописывая к нему ответы детей. В ходе разговора учитель обращает внимание на слова детей о важности зарядки.

Вспоминаем и повторяем зарядку, делимся впечатлениями о том, как дома выполняем зарядку. Определяем основы ЗОЖ: работаем по группам: каждая группа представляет свой результат работы: режим дня, правильное питание, закаливание, гигиена, безопасное поведение – можно рисовать, можно сделать коллаж, можно представить визуально и пр.

«Мы гордимся нашими спортсменами». «Сто затей для ста друзей» (1 ч)

Учитель показывает и рассказывает о 10 великих спортсменах страны. Работа в группах – выбрать вид спорта, нарисовать его эмблему, придумать и показать одно из движений (или упражнение из этого вида спорта), придумать рассказ об этом виде спорта.

Игра с элементами ТРИЗ: придумываем новый вид спорта. Мини-соревнования по этим видам спорта. Как и где я могу играть в эти игры? Чему могу научить своих друзей?

 

КТД «Спортивное». Спортивная игра «Книга рекордов» (1 ч)

Кто такой болельщик? Чем он «болен»? Роль болельщика? Как можно поддержать свою команду? ТД «Плакат болельщика». Формат плаката – А4 для каждой команды. Ребята придумывают, рисуют, «защищают» плакат. Каждая команда придумывает кричалку, лучшую разучивают все вместе.

Спортивные соревнования. Используем плакаты, кричалки. Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен»: размещение 6-го пункта в чек-листе – Я принял(а) участие в соревнованиях».

«Встреча-подарок». «Азбука здоровья» (2 ч)

Встреча – подарок с интересными людьми из области спорта. Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть профессиональным

спортсменом. Размещение 7-го пункта в чек-листе - «Я узнал(а) как стать профессионалом в спорте».

Подведение итогов. Что важного для себя узнали? – обобщение  чек-листа. Составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках

окружающего мира, в рамках других треков).

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трек - «Орлёнок – Эколог» (4 часа)

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина

Символ трека – рюкзачок Эколога

Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют  проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

«ЭКОЛОГиЯ».  «Страна экологии».  «Мой след на планете» (1 ч)

Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Экология. Эколог»: лексическая работа - значения новых слов. КТД «Экологическая тропа»: Работа в парах. Работа с рюкзачком Эколога: в ходе КТД собираем рюкзачок эколога (что должен знать эколог), чтобы отправиться в путешествие по треку. Подведение итогов.

Мотивация: видеофильм красота природы России. Как сохранить? Уберечь? Работа с символом трека - рюкзачком Эколога: составляем правила эколога (добавляем в рюкзачок). Что люди делают у нас в стране, чтобы  сохранить природу?  Презентация/видео о работе экологов (добровольцев,  профессионалов, взрослых и детей). Кейс «Страна экология» – решаем экологические задачи.

Актуализация важности бережного отношения к природе и планете. Какие экологические проблемы есть в нашем регионе? Как мусор влияет на природу? Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?» Как уменьшить количество бытового мусора?

КТД «Знаю, умею, действую». Экологический квест «Ключи природы». Игра по станциям «Путешествие в природу» (1 ч)

Обсуждаем где разместили плакаты? Как отреагировали окружающие? Важность того, что сделали?

1 вариант: экскурсия в экологический центр или на станцию юннатов города.

2 вариант: интеллектуальная игра «Знаю, умею» (опыт проведения исследований, наблюдение за природой, эксперимент с озвучиванием звуков

животных, птиц, сравнение «природных» и «искусственных» звуков, работа с

детской энциклопедией «Что такое? Кто такой?»).

Проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к подготовке квеста от

класса. Выдвигаем предложения по КТД «Ключи природы». Работаем по этапам КТД.

Проводим и анализируем. Провести можно для ребят 1-2 класса, для другого класса, для родителей в рамках родительского собрания и т.д. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля» – обсуждаем.

Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом. «Шагая в будущее – помни о планете» (2 ч)

На заключительное занятие в рамках данного трека приглашается личность,

добившаяся успехов в сфере изучения экологии, сохранения природы, животного и растительного мира.Гость рассказывает ребятам о том, в чем заключается миссия эколога для окружающей среды. Работа с символом трека – рюкзачком Эколога. Анализ: в рюкзачок эколога вкладываем  свои впечатления о встрече.

Работа с рюкзачком эколога: достаем из рюкзачка всё содержимое, которое

собрали, участвуя в треке, смотрим фото/видео как проходил трек, рисунки – обсуждаем как прошел трек, создаём опорную схему по треку и размещаем в орлятском классном уголке. Смотрим мультфильм  «Мальчик и Земля». Делаются выводы о роли эколога, о его роли для природы. Поощрения и награждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (5 часов)

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина

Символ трека – альбом «Мы – хранители»

Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти». «Традиции моей страны» (1 ч)

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Понятие  «Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Учимся работать в группах – обдумывают идею. КТД «Альбом памяти». Обсуждаем: я – семья - Россия – традиции и важность их сохранения. – какие традиции есть в России?Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце (шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.).

Кодекс «Орлёнка – Хранителя». «Знать, чтобы хранить» (1 ч)

Познавательная виртуальная экскурсия – смотрим мультфильм «Мульти Россия» (о стране, о регионе, о других городах). Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в России. Познавательная играквест  «Ключи истории» (возможно проведение в музее города, в библиотеке, в общественном центре) с элементами поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль хранителей и решают интеллектуальнотворческие задачи из области истории и культуры родного края и России.

КТД «История становится ближе». КТД «Мы – хранители памяти» (1 ч)

Учимся работать в группах, использовать поисковый способ решения поставленной задачи. Решение исторических кейсов. Формируем важность

и значимость работы по КТД для ребят: результат работы презентуем для

других, рассказывая о своих успехах на каждом этапе.

 

 

«Расскажи мне о России. «Мы – хранители» (2 ч)

Диалог «на равных» с человеком, который добился успехов, отвечающих смысловому наполнению трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Смотрят фото/видео как проходил трек. Перелистывают альбом, анализируют результат, размещают в орлятском классном уголке.

Подведение итогов (2 часа)

Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году (2 ч)

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой блок и предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной  активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».

Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования  активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Изменение позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективнотворческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса. Предлагаемая последовательность треков – результат анализа реализации Программы в 2021-2022 учебном году, а также аналитических сессий Консультационного совета Программы (временный совещательный орган создан в феврале 2022г. в ВДЦ «Орлёнок» на базе отдела обеспечения реализации Программы «Орлята России»).

         Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи курса:

1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.

2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.

5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,  прививать интерес к физической культуре.

6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.

7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.

8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.

Предполагаемые результаты курса

Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.

По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:

понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России,  Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации;

- проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- сравнивать свои качества с качествами лидера;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Критерии оценивания

Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Орлята России» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

            1. Активность.

            2. Участие в досугах, соревнованиях, праздниках, соревнованиях.

            3. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

            4. Творческий рост и личные достижения воспитанников.

Описание места курса  в учебном плане

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.

Виды контроля: текущий, итоговый.

Формы проведения занятий: флешмоб, игра, динамическая пауза, беседа, тренинг, видео, верёвочный курс, КТД, встреча с интересными людьми, презентация, Круг Знаний, работа в группах, подведение итогов, блиц-высказывания, экскурсия, мастер-класс, просмотр мультфильма, работа с чек-листом, игра-обсуждение, спортивные соревнования, поделка, игра-квест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Содержательные основы

Пояснительная записка Содержательные основы

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил…

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил…

Ценностные основания Программы «Орлята

Ценностные основания Программы «Орлята

В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки

В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки

Каникулы с 29 октября по 6 ноября

Каникулы с 29 октября по 6 ноября

Орлёнок – Спортсмен» февральУчитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр

Орлёнок – Спортсмен» февральУчитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр

IV четверть «Орлёнок –

IV четверть «Орлёнок –

Логика построения треков

Логика построения треков

Содержание внеурочной деятельности для 3 класса

Содержание внеурочной деятельности для 3 класса

В команде рождается лидер». «КЛАССный выходной» (1 ч)

В команде рождается лидер». «КЛАССный выходной» (1 ч)

Трек «Орлёнок – Эрудит» (4 часа)

Трек «Орлёнок – Эрудит» (4 часа)

Презентация «10 великих изобретений русских учёных» - как ученые расширяют свои знания

Презентация «10 великих изобретений русских учёных» - как ученые расширяют свои знания

Трек «Орлёнок – Мастер» (5 часов)

Трек «Орлёнок – Мастер» (5 часов)

Крокодил». «От идеи – к делу!»

Крокодил». «От идеи – к делу!»

Трек «Орлёнок – Доброволец» (2 часа)

Трек «Орлёнок – Доброволец» (2 часа)

Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества

Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества

Трек «Орлёнок – Спортсмен» (5 часов)

Трек «Орлёнок – Спортсмен» (5 часов)

КТД «Спортивное». Спортивная игра «Книга рекордов» (1 ч)

КТД «Спортивное». Спортивная игра «Книга рекордов» (1 ч)

Трек - «Орлёнок – Эколог» (4 часа)

Трек - «Орлёнок – Эколог» (4 часа)

Что такое? Кто такой?»). Проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к подготовке квеста от класса

Что такое? Кто такой?»). Проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к подготовке квеста от класса

Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (5 часов)

Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (5 часов)

Расскажи мне о России. «Мы – хранители» (2 ч)

Расскажи мне о России. «Мы – хранители» (2 ч)

Целевой блок и предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Целевой блок и предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности

Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности

России, своего региона, местам почитания героев и защитников

России, своего региона, местам почитания героев и защитников

Регулятивные УУД: - определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации; - проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи; - учиться…

Регулятивные УУД: - определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации; - проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи; - учиться…

Критерии оценивания Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Орлята

Критерии оценивания Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Орлята

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Орлята России"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Орлята России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2023