Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Патриот»
с кадетскими классами»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель ШМО _________ /Т. В. Юнева/ Протокол №1 от «29» августа 2019г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР ___________ /О.Н.Майстренко/ «29» августа 2019г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР ____________ /Барановский Д.П./ Приказ № ______ от «____» августа 2019г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Занимательная математика»
для учащихся 1Б класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Черникова Елизавета Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Результаты освоения курса «Занимательная математика»
Программа курса «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с авторской программой Е. Э. Кочуровой «Занимательная математика».
Цель программы: развитие математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Возрастная группа – учащиеся 1 класса.
На изучение курса «Занимательная математика» в учебном плане школы отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
Программа «Занимательная математика» позволит решить следующие задачи:
· способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;
· расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
· развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
· способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий, познакомить с оригинальными путями рассуждений;
· формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, навыки исследовательской деятельности;
· научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Формы проведения занятий: экскурсии; нестандартные формы (презентации, решение проектных задач, заочные путешествия, практические работы, исследовательские проекты, решение логических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов).
Формы учёта знаний и умений: тесты, письменные работы, презентации, сообщения, практические работы, творческие проекты.
Оценка результативности образовательной деятельности: викторины, дистанционные конкурсы, олимпиады по математике различного уровня, фестивали и конференции, активное участие в «Неделе математики» в начальной школе, выпуск стенгазет.
Образовательные результаты внеурочной деятельности.
Приобретение школьниками социальных знаний:
· поиск и работа с нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной
проявлять интерес к новому учебному материалу;
· развитие этические чувства; ориентирование в нравственном содержании поступков;
· развитие способности к самооценке, потребности в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению;
· формулирование собственного мнения и позиции; осуществление различных точек зрения, принятие другого мнения и позиции, адекватно воспринимать оценку учителя;
· умение договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы.
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:
· анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать;
· высказываться, опираясь на свой жизненный опыт;
· анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии; выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий.
· умение анализировать свои интересы, потребности, ценности, а также интересы, потребности, ценности других людей.
· воспитание чувства справедливости, ответственности.
Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия:
· выделять математические проявления в жизни;
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
· сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
· моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
· применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
· анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
· умение работать с задачами: анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; конструировать несложные задачи.
Содержание курса «Занимательная математика»
по 1 ч в неделю, всего 33 ч.
№ п\п |
Темы |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
|
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности |
Практическая часть занятия / форма организации деятельности |
|||
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины |
12 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Внетабличные случаи умножения и деления. |
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
|
2 |
Мир занимательных задач |
9 |
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. |
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. |
3 |
Геометрическая мозаика |
12 |
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Танграм. |
Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. |
|
Всего |
33 ч. |
|
|
Темы проектов, исследовательских работ учащихся
№ п/п |
Тема проектов, исследовательских работ |
Сроки реализации |
1 |
Исследовательская работа на тему «Части и целое» |
сентябрь |
2 |
Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов» |
октябрь |
3 |
Мини-проект: «Книжка малютка «Мои первые задачи». |
октябрь |
4 |
Исследовательский мини-проект: «Составление математической карусели». |
апрель |
Тематическое планирование
№ урока
|
Темы занятий |
Содержание |
Кол-во часов |
Дата проведе-ния
|
Коррек тировка |
1 |
Математика — это интересно. |
Решение нестандартных задач. Игра «Пчела» («пчела» перемещается покомандам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). |
1 |
02.09 |
|
2 |
Танграм: древняя китайская головоломка. Исследовательская работа на тему «Части и целое» |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
1 |
09.09 |
|
3 |
Путешествие точки. |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
1 |
16.09 |
|
4 |
Игры с кубиками. |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
1 |
23.09 |
|
5 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениекартинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
30.09 |
|
6 |
Волшебная линейка. |
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
1 |
07.10 |
|
7 |
Праздник числа 10. |
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
1 |
14.10 |
|
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма. |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
21.10 |
|
9 |
Игра-соревнование «Весёлый счёт». |
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
1 |
11.11 |
|
10 |
Игры с кубиками. |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
1 |
18.11 |
|
11-12 |
Конструкторы лего. |
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. |
2 |
25.11 02.12
|
|
13 |
Весёлая геометрия. |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
1 |
09.12 |
|
14 |
Математические игры. |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». |
1 |
16.12 |
|
15-16 |
«Спичечный» конструктор. |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
2 |
23.12 30.12 |
|
17 |
Задачи-смекалки. |
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. |
1 |
13.01 |
|
18 |
Прятки с фигурами. |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
1 |
20.01 |
|
19 |
Математические игры. |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитаниев пределах 20». |
1 |
27.01 |
|
20 |
Числовые головоломки. |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
03.02 |
|
21-22 |
Математическая карусель. |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
2 |
10.02 24.02 |
|
23 |
Уголки. |
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
1 |
02.03 |
|
24 |
Игра в магазин. Монеты. |
Сложение и вычитание в пределах 20. |
1 |
09.03 |
|
25 |
Конструирование фигур из деталей танграма. |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
16.03 |
|
26 |
Игры с кубиками. |
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7,а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. |
1 |
06.04 |
|
27 |
Математическое путешествие. |
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. |
1 |
13.04 |
|
28 |
Математические игры. |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
1 |
20.04 |
|
29 |
Секреты задач. |
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
1 |
27.04 |
|
30 |
Математическая карусель. |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
1 |
04.05 |
|
31-33 |
Числовые головоломки. Математическая игра. |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». |
3 |
11.05 18.05 25.05 |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. -2009. - № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 2013.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2016.
6. Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
7. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2011.
8. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2016.
9. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М: Вентана-Граф, 2014.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.