РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная математика» для учащихся 1 класса
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная математика» для учащихся 1 класса

Оценка 4.7
doc
математика
02.02.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА 	 «Занимательная математика» для учащихся 1 класса
Программа курса «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с авторской программой Е. Э. Кочуровой «Занимательная математика».
1 кл. РП ЗАН.МАТ..doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Патриот»

с кадетскими классами»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

«Согласовано»

Руководитель  ШМО

_________ /Т. В. Юнева/

Протокол  №1   

от   «29» августа  2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ «Патриот»

с кадетскими классами»  ЭМР

___________ /О.Н.Майстренко/

«29»  августа    2019г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ «Патриот»

 с кадетскими классами» ЭМР

____________  /Барановский Д.П./

Приказ  № ______

от  «____» августа 2019г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

           

«Занимательная математика»

для учащихся 1Б класса

 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель:

Черникова Елизавета Алексеевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты освоения курса «Занимательная математика»

 

Программа курса «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с авторской программой Е. Э. Кочуровой  «Занимательная математика». 

            Цель программы: развитие математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Возрастная группа – учащиеся 1 класса.

На изучение курса «Занимательная математика» в учебном плане школы отводится 33 часа в год, 1 час в неделю. 

Программа «Занимательная математика» позволит решить следующие задачи:

·         способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;

·          расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

·          развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;

·         способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий, познакомить с оригинальными путями рассуждений;

·         формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, навыки исследовательской деятельности;

·         научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности,    мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы  и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Формы проведения занятий: экскурсии; нестандартные формы (презентации, решение проектных задач, заочные путешествия, практические работы, исследовательские проекты, решение логических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов).

Формы учёта знаний и умений: тесты, письменные работы, презентации, сообщения, практические работы, творческие проекты.

Оценка результативности образовательной деятельности: викторины, дистанционные конкурсы, олимпиады по математике различного уровня, фестивали и конференции, активное участие в «Неделе математики» в начальной школе, выпуск стенгазет.

 

Образовательные результаты внеурочной деятельности.

Приобретение школьниками социальных знаний:

·                                 поиск и работа с нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной

            проявлять интерес к новому учебному материалу;

·                                 развитие этические чувства; ориентирование в нравственном содержании поступков;

·                                 развитие способности к самооценке, потребности в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению;

·                                 формулирование собственного мнения и позиции; осуществление различных точек зрения, принятие другого мнения и позиции, адекватно воспринимать оценку учителя;

·                                  умение договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы.

·                                 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:

 

·                                 анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать;

·                                 высказываться, опираясь на свой жизненный опыт;

·                                 анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии; выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий.

·                                 умение анализировать свои интересы, потребности, ценности, а также интересы, потребности, ценности других людей.

·                                 воспитание чувства справедливости, ответственности.

Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия:

·                                 выделять математические проявления в жизни;

·                                 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

·                                 сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

·                                 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового

кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

·                                 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с

числовыми головоломками;

·                                 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

·                                 умение работать с задачами: анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; конструировать несложные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Занимательная математика»

по 1 ч в неделю, всего 33 ч.

№ п\п

Темы

Кол-во часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности

Практическая часть занятия  / форма организации деятельности

1

Числа. Арифметические

действия. Величины

12

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Таблица умножения однозначных чисел

и соответствующие случаи

деления. Внетабличные случаи умножения и деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

 

2

Мир занимательных задач

9

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

Выбор необходимой

информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

3

Геометрическая мозаика

12

Геометрические узоры.

Закономерности в узорах.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным

контуром конструкции. Танграм.

Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

 

Всего

33 ч.

 

 

Темы проектов, исследовательских работ учащихся

 

№ п/п

Тема проектов, исследовательских работ

Сроки реализации

1

Исследовательская работа на тему «Части и целое»

сентябрь

2

Исследовательский  мини-проект: «В мире ребусов»

октябрь

3

Мини-проект: «Книжка малютка «Мои первые задачи».

октябрь

4

Исследовательский мини-проект: «Составление математической карусели».

апрель

Тематическое планирование

 

урока

 

 

Темы  занятий

Содержание

Кол-во часов

Дата проведе-ния

 

Коррек

тировка

1

Математика — это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Пчела» («пчела» перемещается покомандам

«вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

1

02.09

 

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

Исследовательская работа на тему «Части и целое»

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

1

09.09

 

3

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1

16.09

 

4

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

23.09

 

5

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениекартинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

30.09

 

6

Волшебная линейка.

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения

линейки.

1

07.10

 

7

Праздник числа 10.

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

14.10

 

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников,

представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

21.10

 

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт».

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20

расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1

11.11

 

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

18.11

 

11-12

Конструкторы лего.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами

построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

2

25.11

02.12

 

 

13

Весёлая геометрия.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

09.12

 

14

Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

1

16.12

 

15-16

«Спичечный» конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

2

23.12

30.12

 

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

13.01

 

18

Прятки с фигурами.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

1

20.01

 

19

Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитаниев пределах 20».

1

27.01

 

20

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

03.02

 

21-22

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

2

10.02

24.02

 

23

Уголки.

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

1

02.03

 

24

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

09.03

 

25

Конструирование фигур из деталей танграма.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

16.03

 

26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7,а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

1

06.04

 

27

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

1

13.04

 

28

Математические игры.

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

1

20.04

 

29

Секреты задач.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

27.04

 

30

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

1

04.05

 

31-33

Числовые головоломки. Математическая игра.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах

20», «Вычитание в пределах 20».

3

11.05

18.05

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. -2009. - № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 2013.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2016.

6. Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

7. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2011.

8. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2016.

9. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М: Вентана-Граф, 2014.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами»

Результаты освоения курса «Занимательная математика»

Результаты освоения курса «Занимательная математика»

Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: · анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать; · высказываться,…

Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: · анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать; · высказываться,…

Содержание курса «Занимательная математика» по 1 ч в неделю, всего 33 ч

Содержание курса «Занимательная математика» по 1 ч в неделю, всего 33 ч

Тематическое планирование № урока

Тематическое планирование № урока

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20

Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020