Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 2 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 2 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
09.04.2020
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»,  2 класс
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 2 класс составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского.
2 класс ИЗО.docx

Образовательная область: Искусство

Предмет: Изобразительное искусство

Курс: «Изобразительное искусство».

Класс: 2

Тип программы: Авторская. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2014. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Год обучения: 2019-2020  уч. год

Количество часов в год: 34ч.

Составитель: учитель ИЗО Петрова Ирина Васильевна

 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 2 класс составлена  на основе  нормативных документов и методических рекомендаций в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 31897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.  № 1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», Инструктивно-методическим письмом об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019 -2020 учебном году, Уставом МБОУ гимназии №2, авторской программы (Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2011. Допущено Министерством образования и науки РФ).

        В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Важные ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

        Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.

  Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

    Задачи художественного развития учащихся во 2-м классе:

ü  формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

ü  формирование художественно-творческой активности;

ü  формирование художественных знаний, умений и навыков;

ü  формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;

ü  формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликаций, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.

 

Общая характеристика учебного предмета

           Учебный предмет «Изобразительное искусство» как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах, объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Методической основой изучения курса «Изобразительное искусство» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ современных художественно-педагогических практик, предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек – общество – природа». Содержание программы курса «Изобразительное искусство» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, музыка, курс «Истоки». Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

     Общая тема года во 2-м классе — «Искусство и ты». Второй год обучения развивает представления детей о трех формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека. Художественное раз­витие ребенка сосредотачивается на способах выражения в ис­кусстве чувств человека, на художественных средствах эмоцио­нальной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. У учащихся формируются навыки сотрудничества, готовность к диалогу, уважение к иному мнению.  Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства используются разнообразные методы и формы обучения.

        Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Много внимания уделяется обсуждению детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Периодически оформляются выставки творческих работ, что дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои результаты, ощутить радость успеха.

Основные принципы программы:

  1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней.

4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда:

 а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); 
б)  тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; 
в)  темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти.

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания. В рабочей программе выстроена система учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение. 

 

Место учебного предмета в учебном плане

       Учебный предмет «Изобразительное искусство» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В учебном плане гимназии изучение данного курса входит в обязательную часть образовательного процесса.

      В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 34 часа. Срок реализации рабочей программы для 2-го класса 2019-2020 учебный год.

        

 

Основные технологии, методы, формы обучения

         Для реализации программы используются технология сотрудничества и культуровоспитывающая технология (И.Н.Закатова), благодаря которым ребенок получает возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, демонстрация способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися право творческого выбора. Большое значение в формировании эмоционально – оценочного отношения и формирования вкуса имеет место коллективных форм работы, требующих объединения творческих усилий всех его участников, что способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

        Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные.

       Систематизирующим методом является выделение трех ос­новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  изобразительная художественная деятельность;

  декоративная художественная деятельность;

  конструктивная художественная деятельность.

       Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос­ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Весь год состоит из четырех больших тем (это четверти) и подтем (это уроки внутри четвертей), которые выстроены в порядке логического раскрытия сути каждой из них. Тематическая цельность и последовательность курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося.

       Форма организации учебного процесса: классно-урочная.

 Основные формы учебной деятельности:

- практическое художественное творчество (ребенок выступает в роли художника);

- зрительское восприятие произведений искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры);

- наблюдение и эстетическое переживание окружающей реальности.

       В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

·  изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

· декоративная и конструктивная работа;

·  восприятие явлений действительности и произведений искусства;

·         обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

·  изучение художественного наследия;

·  подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

·         прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

 

Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебная программа

Учебники

 

Методические материалы

Материалы

 для контроля

2

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.

Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство»: 1-9 кл/ под ред. Неменского Б. М.- М.:Просвещение, 2014.

 

 

 

 

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.

 

Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.

Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.

 

 

 

 

 

 

ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.

ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2010.

ü Изобразительное искусство.2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков/авт.-сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель,2010.

ü Александрова А.Г., Капустина Н.В. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».  Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского, Волгоград: Учитель, 2006.

ü Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 1–4 классы: методическое пособие / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

ü  «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева – 2000.

ü  Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138.

ü  Изобразительное искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142.

ü  Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

ü  Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

ü Разработки и презентации занятий по темам.

ü Дидактический и раздаточный материал для детей.

ü Учебные таблицы, предметы народного творчества, макеты русских соборов.

Тесты

Кроссворды

Дидактические карточки по цветоведению

Игры-головоломки

Ребусы

Практические творческие

задания разного уровня

Интеллектуальные, интерактивные игры

 

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ø  Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала по предмету «Изобразительное искусство»:

У обучающегося будут сформированы:

§  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§  понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

      Учащийся получит возможность для формирования:

ü В ценностно-эстетической сфере:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей  и духовных традиций;

- художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

ü  В познавательной сфере:

- первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру;

- понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- умения обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Ø  Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Обучающийся научится:

·         использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

·         умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

·         умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

·         осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

      Обучающийся получит возможность научиться:

       видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

       общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

       активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

       обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

       способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

 

Ø  Предметные результаты

Обучающийся научится:

         понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

         узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство) изобразительного искусства;

         называть известные центы народных художественных ремесел России (Хохлома, Дымково, Городец);

         различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

         узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

         сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства);

         использовать художественные материалы в работе;

         применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи, скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

         пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

         выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

     

     Обучающийся получит возможность научиться:

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной и творческой деятельности;

         воспринимать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

         применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

III. Содержание тем учебного предмета (курса)

«ИСКУССТВО И ТЫ» (34 ч.)

        Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и свя­зей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмо­ционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств че­ловека, отношения к миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Тема 1. Как и чем работает художник? (8 ч.)

         Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных ма­териалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

         Три основных цвета — желтый, красный, синий. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с ос­новными и составными цветами, с цве­товым кругом.

         Белая и черная краски. Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цвет­ных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоцио­нальным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акрило­вые краски.

         Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоциональ­ного состояния природы.

         Выразительные возможности аппликации. Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за рит­мом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

         Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягу­чие линии.

         Выразительность материалов для работы в объеме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которы­ми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

         Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Пере­вод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объ­емных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

         Неожиданные материалы (обобщение темы). Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материа­лов. Смешанные техники. Неожидан­ные материалы. Выразительные возможности мате­риалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ.

Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч.)

          Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходи­ма опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орна­ментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

         Изображение и реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно живот­ных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

         Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантази­ровать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастиче­ские образы. Соединение элементов разных жи­вотных, растений при создании фан­тастического образа. Творческие умения и навыки рабо­ты гуашью.

         Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у при­роды. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.).

         Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у при­роды. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.).

         Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у при­роды. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного ми­ра, их неповторимые особенности.

         Постройка и фантазия. Мастер Постройки учится у при­роды. Изучая природу, Мастер преобразу­ет ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необхо­димые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

         Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всег­да работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и по­стройки. Обобщение материала всей темы.

 

Тема 3. О чем говорит искусство? (11 ч.)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Укра­шения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

         Изображение природы в различных состояниях. Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тре­вожное, спокойное и радостное, груст­ное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обра­щено к чувствам зрителя.

         Изображение характера животных. Выражение в изображении характе­ра и пластики животного, его состоя­ния, настроения. Знакомство с анималистически­ми изображениями, созданными худож­никами в графике, живописи и скульп­туре. Рисунки и скульптурные произве­дения В. Ватагина.

         Изображение характера человека: женский образ. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: вер­ность, нежность, достоинство, доброта и т. д. Внешнее и внутреннее содержа­ние человека, выражение его средства­ми искусства.

         Изображение характера человека: мужской образ. Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, чест­ность, доброта и т. д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

         Образ человека в скульптуре. Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, соз­данные мастерами прошлого и настоя­щего. Изображения, созданные в объ­еме, — скульптурные образы — выра­жают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

         Человек и его украшения. Украшая себя, человек рассказыва­ет о себе: кто он такой (например, сме­лый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин — силу, мужество.

         О чем говорят украшения. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выража­ем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.

         Образ здания. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.

         В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.

Тема 4. Как говорит искусство? (8 ч.)

          Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств ху­дожника.

         Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Цвет и его эмоциональное восприя­тие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочета­ниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

         Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цветов с чер­ной, серой, белой красками — получе­ние мрачных, тяжелых и нежных, лег­ких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов.

         Что такое ритм линий? Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержа­ния работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

         Характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и по­рывистые. Умение видеть линии в окружаю­щей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев).

         Ритм пятен. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

         Пропорции выражают характер. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного це­лого. Пропорции — выразительное сред­ство искусства, которое помогает ху­дожнику создавать образ, выражать ха­рактер изображаемого.

         Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украше­ния, Мастер Постройки, создавая про­изведения в области живописи, графи­ки, скульптуры, архитектуры.

         Обобщающий урок года. Выставка детских работ, репродук­ций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.

 

Основные содержательные блоки курса

«Изобразительное искусство»

Название

содержательного блока

Процент

учебного времени

1

Как и чем работает художник?

23,5%

2

Реальность и фантазия.

20,5 %

3

О чём говорит искусство.

32,4 %

4

Как говорит искусство.

23,6 %

Итого:

100%

 

 

 

 

 

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для 2Бкласса

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид

 контроля

УУД (деятельность учащихся на уроке)

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема 1. Как и чем работает художник? (8 ч.)  

1

Три основные краски создают многоцветие мира.

 

1

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с ос­новными и составными цветами, с цве­товым кругом.

Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). Понятие «живопись».

 

Вводный урок

Вводный

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги,  посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живопис­ными навыками.

Изображать на основе смешива­ния трех основных цветов разнообраз­ные цветы по памяти и впечатлению.

1

 

2

Белая и черная краски.

 

1

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе.

Темное и светлое (смешение цвет­ных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоцио­нальным звучанием цвета.

Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акрило­вые краски.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с бе­лой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материа­лами различные по настроению пейза­жи, посвященные изображению при­родных стихий.

2

 

3

Пастель и цветные мел­ки, акварель, их выра­зительные возможнос­ти.

 

1

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.

Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими.

Передача различного эмоциональ­ного состояния природы.

 

Комбинированный урок

Текущий

Расширять знания о художествен­ных материалах.

Понимать красоту и выразитель­ность пастели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе — дальше).

Изображать осенний лес, исполь­зуя выразительные возможности мате­риалов.

3

 

4

Выразительные возможности аппликации.

1

Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать).

Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за рит­мом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

Комбинированный урок

Текущий

Овладевать техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особен­ности изображения на плоскости с по­мощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

4

 

5

Выразительные возможности графических материалов.

 

1

Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов.

Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягу­чие линии. Понятие «графика».

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графичес­кие материалы, зимний лес.

5

 

6

Выразительность материалов для работы в объёме.

 

1

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.

Знакомство с материалами, которы­ми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Сравнивать, сопоставлять вырази­тельные возможности различных художественных материалов, которые при­меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

 

6

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительные возможности бумаги.

 

1

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.

Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).

Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Пере­вод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объ­емных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). Понятие «макет», «архитектура».

Комбинированный урок

Текущий

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, пря­моугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоско­го листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объек­ты игровой площадки.

 

7

 

8

Неожиданные материа­лы.

1

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материа­лов. Смешанные техники. Неожидан­ные материалы.

Выразительные возможности мате­риалов, которыми работают художники.

Итоговая выставка работ.

Задание: изображение ночного праздничного города.

Материал: неожиданные материа­лы (серпантин, конфетти, семена, нит­ки, трава и т.д.), темная бумага (в ка­честве фона).

Комбинированный урок

Итоговый

Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на ито­говой выставке, оценивать собствен­ную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

8

 

Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч.)

 

9

 

Изображение и реаль­ность.

 

1

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.

Рассматриваем внимательно живот­ных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

Комбинированный урок

Текущий

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении харак­тер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от об­щего к частному.

9

 

10

Изображение и фантазия.

1

Мастер Изображения учит фантази­ровать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастиче­ские образы.

Соединение элементов разных жи­вотных, растений при создании фан­тастического образа. Понятие «фантастический образ».

 

Комбинированный урок

Текущий

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изобра­жения реальных и фантастических жи­вотных (русская деревянная и камен­ная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

10

 

11

Украшение и реальность.

 

1

Мастер Украшения учится у при­роды. Природа умеет себя украшать.

Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.).

 

Комбинированный урок

Текущий

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения раз­личных украшений в природе (паутин­ки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

11

 

12

Украшение и фантазия.

 

1

Мастер Украшения учится у природы, изучает её.

Преобразование природных форм для создания различных узоров, орна­ментов, украшающих предметы быта.

Создание тканей, кружев, украше­ний для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с по­мощью фантазии.

 

Комбинированный урок

Текущий

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать приемы создания орна­мента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материала­ми с по­мощью линий различной толщины.

12

 

13

Постройка и реальность.

 

1

Мастер Постройки учится у при­роды. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.д.), их функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности.

Разнообразие форм подводного ми­ра, их неповторимые особенности.

 

Комбинированный урок

Текущий

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бума­гой (закручивание, надрезание, склады­вание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

13

 

14

Постройка и фантазия.

 

1

Мастер Постройки учится у при­роды.

Изучая природу, Мастер преобразу­ет ее своей

фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необхо­димые для жизни человека.

Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

 

Комбинированный урок

Текущий

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными построй­ками.

Осваивать приемы работы с бу­магой. Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

14

 

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.

1

Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и по­стройки.

Обобщение материала всей темы. Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение.

 

Повторительно-обобщающий урок

Итоговый

Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания.

Понимать  роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их единство)

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

15

 

Тема 3. О чем говорит искусство (11 ч.)

 

16

Изображение природы в различных состояниях.

 

1

Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тре­вожное, спокойное и радостное, груст­ное и нежное.

Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обра­щено к чувствам зрителя.

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

16

 

17

Изображение характе­ра животных.

 

1

Выражение в изображении характе­ра и пластики животного, его состоя­ния, настроения.

Знакомство с анималистически­ми изображениями, созданными худож­никами в графике, живописи и скульп­туре.

Рисунки и скульптурные произве­дения В. Ватагина.

 

Комбинированный урок

Текущий

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

17

 

18

Изображение характе­ра человека: женский образ.

 

1

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: вер­ность, нежность, достоинство, доброта и т. д. Внешнее и внутреннее содержа­ние человека, выражение его средства­ми искусства.

Комбинированные уроки

Текущий

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая вол­шебницы), используя живописные и графические средства.

 

18

 

19

Изображение характе­ра человека: женский образ.

 

1

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: вер­ность, нежность, достоинство, доброта и т. д. Внешнее и внутреннее содержа­ние человека, выражение его средства­ми искусства.

Комбинированные уроки

Текущий

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая вол­шебницы), используя живописные и графические средства.

 

19

 

20

Изображение характе­ра человека: мужской образ.

 

1

Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает.

Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.

Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, чест­ность, доброта и т. д.

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

 

Комбинированные урок

Текущий

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональ­ное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные обра­зы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

20

 

21

Изображение характе­ра человека: мужской образ.

 

1

Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает.

Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.

Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, чест­ность, доброта и т. д.

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

 

Комбинированные урок

Текущий

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональ­ное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные обра­зы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

21

 

22

Образ человека в скульптуре.

 

1

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, соз­данные мастерами прошлого и настоя­щего. Изображения, созданные в объ­еме, — скульптурные образы — выра­жают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Понятие «скульптура».

 

Комбинированный урок

Текущий

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных худо­жественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания обра­зов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

22

 

23

Образ человека в скульптуре.

 

1

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, соз­данные мастерами прошлого и настоя­щего. Изображения, созданные в объ­еме, — скульптурные образы — выра­жают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Понятие «скульптура».

 

Комбинированный урок

Текущий

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных худо­жественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания обра­зов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

23

 

24

 

Человек и его украше­ния.

 

1

Украшая себя, человек рассказыва­ет о себе: кто он такой (например, сме­лый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин — силу, мужество.

 

Комбинированный урок

Текущий

Понимать роль украшения в жиз­ни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бу­маги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т. д.

24

 

25

О чём говорят украшения.

«Морской бой Салтана и пиратов».

 

 

1

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выража­ем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.

 

Комбинированный урок

Текущий

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противопо­ложных по намерениям сказочных фло­тов.

25

 

26

Образ здания.

 

1

Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.

 

Комбинированный урок

Текущий

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой работы.

26

 

27

О чем говорит искусство. Обобщение темы.

 

1

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.

Обсуждение выставки

Повторительно-обобщающий урок

Итоговый

Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

27

 

Тема 4. Как говорит искусство (8 ч.)

 

28

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

 

1

Цвет и его эмоциональное восприя­тие человеком.

Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочета­ниями теплых и холодных цветов.

Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Понятие «тёплые и холодные цвета».

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять теплые и холод­ные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы ра­боты кистью (мазок «кирпичик», «вол­на», «пятнышко»).

Развивать колористические навы­ки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.).

28

 

29

 

Тихие и звонкие цвета.

1

Смешение различных цветов с чер­ной, серой, белой красками — получе­ние мрачных, тяжелых и нежных, лег­ких оттенков цвета.

Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоцио­нальной выразительности цвета — глу­хого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Изображать борьбу тихого (глухо­го) и звонкого цветов, изображая весен­нюю землю.

29

 

30

Линия как средство выражения: ритм линий.

 

1

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержа­ния работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Понятие «Ритм линий».

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружаю­щей действительности.

Получать представление об эмоциональной выразительности линии.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пас­телью, восковыми мелками.

30

 

31

Линия как средство выражения: характер линий.

 

1

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и по­рывистые.

Умение видеть линии в окружаю­щей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев).

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Уметь видеть линии в окружаю­щей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различ­ных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художествен­ный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

31

 

 32

Ритм пятен как средство выражения.

1

Ритм пятен передает движение.

От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

 

Комбинированный урок

Текущий

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости лис­та.

Развивать навыки творческой ра­боты в технике обрывной аппликации.

32

 

33

Пропорции выражают характер.

1

Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного це­лого.

Пропорции — выразительное сред­ство искусства, которое помогает ху­дожнику создавать образ, выражать ха­рактер изображаемого. Понятие «пропорция».

 

 

Комбинированный урок

Текущий

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изме­нения пропорций.

33

 

34

Обобщение темы «Ты  и искусство».

 

1

Выставка детских работ, репродук­ций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни.

Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.

 

Обобщающий урок

Итоговый

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть за­дачи, которые решались в каждой чет­верти.

Фантазировать и рассказывать о

своих творческих планах на лето.

34

 

 


 

Образовательная область : Искусство

Образовательная область : Искусство

Задачи художественного развития учащихся во 2-м классе: ü формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; ü формирование художественно-творческой активности; ü формирование…

Задачи художественного развития учащихся во 2-м классе: ü формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; ü формирование художественно-творческой активности; ü формирование…

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности

Основные технологии, методы, формы обучения

Основные технологии, методы, формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год

II .Планируемые результаты освоения учебного предмета Ø

II .Планируемые результаты освоения учебного предмета Ø

Обучающийся получит возможность научиться: • видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

Обучающийся получит возможность научиться: • видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

III . Содержание тем учебного предмета (курса) «ИСКУССТВО

III . Содержание тем учебного предмета (курса) «ИСКУССТВО

Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч

Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч

Изображение характера человека: женский образ

Изображение характера человека: женский образ

Характер линий. Выразительные возможности линий

Характер линий. Выразительные возможности линий

V . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 2Бкласса № п/п

V . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 2Бкласса № п/п

Пастель и цветные мел­ки, акварель, их выра­зительные возможнос­ти

Пастель и цветные мел­ки, акварель, их выра­зительные возможнос­ти

Выразительность материалов для работы в объёме

Выразительность материалов для работы в объёме

Выразительные возможности бумаги

Выразительные возможности бумаги

Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч

Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч

Комбинированный урок Текущий

Комбинированный урок Текущий

Постройка и реальность. 1

Постройка и реальность. 1

Братья-Мастера Изображения, Украшения и

Братья-Мастера Изображения, Украшения и

Рисунки и скульптурные произве­дения

Рисунки и скульптурные произве­дения

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа

Понятие «скульптура».

Понятие «скульптура».

О чём говорят украшения. «Морской бой

О чём говорят украшения. «Морской бой

Тема 4. Как говорит искусство (8 ч

Тема 4. Как говорит искусство (8 ч

Изображать борьбу тихого (глухо­го) и звонкого цветов, изображая весен­нюю землю

Изображать борьбу тихого (глухо­го) и звонкого цветов, изображая весен­нюю землю

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Обобщение темы «Ты и искусство»

Обобщение темы «Ты и искусство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020