Образовательная область: искусство
Предмет: Изобразительное искусство
Курс: «Изобразительное искусство».
Класс: 3
Тип программы: Авторская. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2014.Допущено Министерством образования и науки РФ.
Год обучения: 2019-2020 уч. год
Количество часов в год: 34ч.
Составитель: учитель ИЗО Петрова Ирина Васильевна
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 31897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», Инструктивно-методическим письмом об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019 -2020 учебном году, Уставом МБОУ гимназии №2, авторской программы (Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2011. Допущено Министерством образования и науки РФ).
В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Важные ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
ü формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
ü формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;
ü совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
ü развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
ü развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
ü овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
ü формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах, объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Методической основой изучения курса «Изобразительное искусство» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ современных художественно-педагогических практик, предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек – общество – природа». Содержание программы курса «Изобразительное искусство» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, музыка, курс «Истоки». Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
Общая тема года в 3 классе — «Искусство вокруг нас», в которой ярко представлено присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. У учащихся формируются навыки сотрудничества, готовность к диалогу, уважение к иному мнению. Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства используются разнообразные методы и формы обучения.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Много внимания уделяется обсуждению детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Периодически оформляются выставки творческих работ, что дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои результаты, ощутить радость успеха.
Основные принципы программы:
1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней.
4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда:
а) блок тем каждого учебного года является поэтапным
раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая
школа);
б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года;
в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти,
и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом
единую мысль четверти.
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания. В рабочей программе выстроена система учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В учебном плане гимназии изучение данного курса входит в обязательную часть образовательного процесса.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 34 часа. Срок реализации рабочей программы для 3-го класса 2019-2020 учебный год.
Основные технологии, методы, формы обучения
Для реализации программы используются технология сотрудничества и культуровоспитывающая технология (И.Н.Закатова), благодаря которым ребенок получает возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, демонстрация способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися право творческого выбора. Большое значение в формировании эмоционально – оценочного отношения и формирования вкуса имеет место коллективных форм работы, требующих объединения творческих усилий всех его участников, что способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.
Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Весь год состоит из четырех больших тем (это четверти) и подтем (это уроки внутри четвертей), которые выстроены в порядке логического раскрытия сути каждой из них. Тематическая цельность и последовательность курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося.
Форма организации учебного процесса: классно-урочная.
Основные формы учебной деятельности:
- практическое художественное творчество (ребенок выступает в роли художника);
- зрительское восприятие произведений искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры);
- наблюдение и эстетическое переживание окружающей реальности.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
• рисование с натуры (рисунок, живопись);
• рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
• лепка;
• аппликация с элементами дизайна;
• беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
• изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
• декоративная и конструктивная работа;
• восприятие явлений действительности и произведений искусства;
• обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
• изучение художественного наследия;
• подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
• прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Учебно-методическое обеспечение
Класс |
Учебная программа |
Учебники
|
Методические материалы |
Материалы для контроля |
3 |
Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.
Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство»: 1-9 кл/ под ред. Неменского Б. М.- М.:Просвещение, 2014.
|
Неменнская Л.А. Изобразительное искусство.Искусство вокруг нас: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.
|
ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269. ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2010. ü Изобразительное искусство.2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков/авт.-сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель,2010. ü Александрова А.Г., Капустина Н.В. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе». Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского, Волгоград: Учитель, 2006. ü Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 1–4 классы: методическое пособие / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008. ü «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева – 2000. ü Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138. ü Изобразительное искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142. ü Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174. ü Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). ü Разработки и презентации занятий по темам. ü Дидактический и раздаточный материал для детей. ü Учебные таблицы, предметы народного творчества, макеты русских соборов. |
Тесты Кроссворды Дидактические карточки по цветоведению Игры-головоломки Ребусы Практические творческие задания разного уровня Интеллектуальные, интерактивные игры |
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ø Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала по предмету «Изобразительное искусство»:
У обучающегося будут сформированы:
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Учащийся получит возможность для формирования:
ü В ценностно-эстетической сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
ü В познавательной сфере:
- первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру;
- понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Ø Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Обучающийся научится:
· использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
• обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Ø Предметные результаты
Обучающийся научится:
• понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
• понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры;
• понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
• узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство) изобразительного искусства;
• называть известные центы народных художественных ремесел России (Хохлома, Дымково, Городец);
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства);
• называть новые термины, разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы); сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы в работе;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи, скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
• пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
• выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной и творческой деятельности;
• воспринимать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
• оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
• использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
• использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
• осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
III. Содержание тем учебного предмета (курса)
Общая тема курса «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» (34 ч)
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношение между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чём состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-мастера – помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Тема 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоем доме (9 ч.)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
Братья – Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребёнка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
• Твои игрушки. Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ — характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров — Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
• Посуда у тебя дома. Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.
• Обои и шторы у себя дома. Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).
• Мамин платок. Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.
• Твои книжки. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Били-бин, Е. Чарушин и др.). Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги.
• Открытки. Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.
• Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
• Памятники архитектуры. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т.д.). Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.
• Парки, скверы, бульвары. Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках— мемориалах воинской славы.
• Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.
• Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград.
• Волшебные фонари. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.
• Витрины. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.
• Удивительный транспорт. Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т.д.).
• Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно.
Художник и зрелище (10 ч.)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
• Художник в цирке. Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.
• Художник в театре. Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа любого зрелища. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.
• Театр кукол. Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица.
• Маски. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маскихарактеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.
• Афиша и плакат. Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Отражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.
• Праздник в городе. Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.
• Школьный карнавал (обобщение темы). Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.
Художник и музей (8 ч.)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды Работы художника, а еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
• Музей в жизни города. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).
• Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.
• Картина — особый мир. Картина-пейзаж. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф.Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакше-ева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.
• Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
• Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Пет-ров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарь-ян, П.Кузнецов, В. Стожаров, В.Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.
• Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины.
• Скульптура в музее и на улице. Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру.
• Художественная выставка (обобщение темы). Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?»
Основные содержательные блоки курса
«Изобразительное искусство»
№ |
Название содержательного блока |
Процент учебного времени |
1 |
Искусство вокруг нас. Искусство в твоем доме. |
26,4% |
2 |
Искусство на улицах твоего города. |
20,5 % |
3 |
Художник и зрелище. |
29,5 % |
4 |
Художник и музей. |
23,6 % |
Итого: |
100% |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 3В класса
Тема 1. искусство вокруг нас. искусство в твоем доме (9 ч.) |
|||||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Тип урока |
Вид контроля |
УУД (деятельность учащихся на уроке) |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
1 |
От родного порога – в мир культуры Земли.
|
1 |
«От родного порога – в мир культуры Земли», приобщение к культуре своего народа, к своей «малой родине». Познание окружающего предметного мира. Предметы – носители духовной культуры, от древности и до наших дней. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
|
Вводный урок |
Вводный |
Проявлять интерес к изобразительному творчеству, проводить самостоятельные наблюдения для создания тематического рисунка; Участвовать в диалоге, знакомится с культурой и традициями своего народа, эмоционально откликаться о художественных произведениях и выражать свои впечатления, выполнять простейшие исследования, анализировать предлагаемые задания; Осуществлять практический поиск и открытие нового, планировать предстоящую практическую деятельность; Оценивать результат своей деятельности, обобщать то новое, что усвоено. |
1 |
|
|
2 |
Твои игрушки.
|
1 |
Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров — Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. |
2 |
|
|
3 |
Посуда у тебя дома.
|
1 |
Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
|
3 |
|
|
4 |
Мамин платок.
|
1 |
Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический) Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). |
4 |
|
|
5 |
Обои и шторы в твоем доме.
|
1 |
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент). |
Комбинированный урок |
Текущий |
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
|
5 |
|
|
6 |
Твои книжки.
|
1 |
Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.). Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. |
6 |
|
|
7 |
Поздравительная открытка.
|
1 |
Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. |
7 |
|
|
8 |
Букет цветов.
|
1 |
Искусство составления букетов. Флористика. Задание: составление коллективной плоской (объемной) композиции из отдельно выполненных цветов.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Проводить самостоятельные наблюдения в природе, развивать эстетический вкус, творческое воображение. Участвовать в диалоге, выбирать выразительные средства, анализировать предлагаемое задание, осуществлять практический поиск, планировать и организовывает предстоящую практическую деятельность. Овладевать навыками вежливого, внимательного отношения к сверстникам, приобретать опыт совместной деятельности. Учиться видеть красоту окружающей природы, использовать в своей работе художественные материалы, организовывать рабочее место. |
8 |
|
|
9 |
Что сделал художник в нашем доме. |
1 |
Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника. |
Повторительно-обобщающий урок |
Текущий |
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников. |
9 |
|
|
Тема 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 ч.) |
|||||||||
10 |
Памятники архитектуры – наследие предков.
|
1 |
Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т.д.). Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством. |
Урок формирования новых знаний |
Текущий |
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
|
10 |
|
|
11 |
Парки, скверы, бульвары города.
|
1 |
Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске).
Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках— мемориалах воинской славы. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
|
11 |
|
|
12 |
Ажурные ограды.
|
1 |
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград. Понятие «ковка». |
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Текущий |
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. |
12 |
|
|
13 |
Волшебные фонари.
|
1 |
Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). |
13 |
|
|
14 |
Витрины магазинов.
|
1 |
Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
|
14 |
|
|
15 |
Улицы нашего города. Транспорт в городе. |
1 |
Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т.д.). |
Комбинированный урок |
Текущий |
Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. |
15 |
|
|
16 |
Труд художника на улицах твоего города. |
1 |
Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно. Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик, города.
|
Повторительно-обобщающий урок |
Итоговый |
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.
|
16 |
|
|
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч.) |
|||||||||
17 |
Художник в цирке. |
1 |
Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Текущий |
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
|
17 |
|
|
18 |
Художник в театре. |
1 |
Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа любого зрелища. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля. Понятие «лицедейство». |
Комбинированный урок |
Текущий |
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. |
18 |
|
|
19 |
Театр кукол.
|
1 |
Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица. Понятие «марионетка». |
Комбинированные уроки |
Текущий |
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. |
19 |
|
|
20 |
Театр кукол.
|
1 |
Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица. Понятие «марионетка». |
Комбинированные уроки |
Текущий |
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. |
20 |
|
|
21 |
Театральные маски.
|
1 |
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
|
21 |
|
|
22 |
Театральные маски.
|
1 |
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
|
22 |
|
|
23 |
Афиша и плакат.
|
1 |
Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). |
23 |
|
|
24 |
Праздник в городе.
|
1 |
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника.
|
24 |
|
|
25 |
Праздник в городе.
|
1 |
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника.
|
25 |
|
|
26 |
Школьный карнавал. |
1 |
Организация театрализованного представления или спектакля с использованием, сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках. |
Повторительно-обобщающий урок |
Итоговый |
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
|
26 |
|
|
Тема 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 ч.) |
|||||||||
27 |
Музей в жизни города.
|
1 |
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея). Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д. |
Урок усвоения новых знаний. |
Текущий |
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
|
27 |
|
|
28 |
Картина — особый мир. Картина-пейзаж.
|
1 |
Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф.Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. |
28 |
|
|
29 |
Картина-натюрморт.
|
1 |
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П.Кузнецов, В. Стожаров, В.Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Развивает устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа. Воспитывает чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним. Участвует в диалоге, знакомится с средствами выражения настроения в натюрморте, о роли цвета. Анализирует предлагаемое задание, организовывает предстоящую практическую деятельность, создает творческую работу на основе собственного замысла. Учится изображать натюрморт по представлению. Применять в работе различные художественные материалы, самостоятельно организовывает рабочее место. Осуществляет самоконтроль качества выполненной работы, оценивает результат своей деятельности, обобщает то новое, что усвоено. |
29 |
|
|
30 |
Картина-портрет.
|
1 |
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрет. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. |
30 |
|
|
31 |
Картины исторические и бытовые.
|
1 |
Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). |
31 |
|
|
32 |
Скульптура в музеях и на улицах.
|
1 |
Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру.
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. |
32 |
|
|
33 |
Музеи архитектуры. |
1ч. |
Видео-экскурсия по музеям архитектуры. Архитектурные ансамбли под открытым небом (Кижи). Рассказ учителя. |
Урок формирования новых знаний. |
Текущий |
Развивает устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, архитектуре своего города. Воспитывает чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним. Участвует в диалоге, знакомится с архитектурными ансамблями под открытым небом нашей Родины, своего города. Обобщает то новое, что усвоено. |
33 |
|
|
34 |
Художественная выставка. |
1 |
Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?» |
Повторительно-обобщающий урок |
Итоговый |
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
|
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.