Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 3 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
09.04.2020
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»,  3 класс
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 3 класс составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского.
3 класс ИЗО.docx

Образовательная область: искусство

Предмет: Изобразительное искусство

Курс: «Изобразительное искусство».

Класс: 3

Тип программы: Авторская. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2014.Допущено Министерством образования и науки РФ.

Год обучения: 2019-2020 уч. год

Количество часов в год: 34ч.

Составитель:  учитель ИЗО  Петрова Ирина Васильевна

 

 

I. Пояснительная записка

 

          Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс составлена  на основе  нормативных документов и методических рекомендаций в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 31897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.  № 1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», Инструктивно-методическим письмом об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019 -2020 учебном году, Уставом МБОУ гимназии №2, авторской программы (Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2011. Допущено Министерством образования и науки РФ).

 

        В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Важные ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

        Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.

 

     

 

 

      Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

  

        Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

ü  формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

ü  формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;

ü  совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

ü  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

ü  развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

ü  овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

ü  формирование навыков работы с различными художественными материалами.

 

Общая характеристика учебного предмета

           Учебный предмет «Изобразительное искусство» как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах, объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Методической основой изучения курса «Изобразительное искусство» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ современных художественно-педагогических практик, предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек – общество – природа». Содержание программы курса «Изобразительное искусство» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, музыка, курс «Истоки». Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

     Общая тема года в 3 классе — «Искусство вокруг нас», в которой ярко представлено присут­ствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искус­ства и каким образом они воздействуют на нас дома, на ули­це, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. У учащихся  формируются навыки сотрудничества, готовность к диалогу, уважение к иному мнению.  Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства используются разнообразные методы и формы обучения.

     Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Много внимания уделяется обсуждению детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Периодически оформляются выставки творческих работ, что дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои результаты, ощутить радость успеха.

Основные принципы программы:

  1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней.

4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда:

 а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); 
б)  тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; 
в)  темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти.

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания. В рабочей программе выстроена система учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение. 

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

      Учебный предмет «Изобразительное искусство» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В учебном плане гимназии изучение данного курса входит в обязательную часть образовательного процесса.

      В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 34 часа. Срок реализации рабочей программы для 3-го класса 2019-2020 учебный год.

 

Основные технологии, методы, формы обучения

         Для реализации программы используются технология сотрудничества и культуровоспитывающая технология (И.Н.Закатова), благодаря которым ребенок получает возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, демонстрация способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися право творческого выбора. Большое значение в формировании эмоционально – оценочного отношения и формирования вкуса имеет место коллективных форм работы, требующих объединения творческих усилий всех его участников, что способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

        Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные.

       Систематизирующим методом является выделение трех ос­новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  изобразительная художественная деятельность;

  декоративная художественная деятельность;

  конструктивная художественная деятельность.

       Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос­ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Весь год состоит из четырех больших тем (это четверти) и подтем (это уроки внутри четвертей), которые выстроены в порядке логического раскрытия сути каждой из них. Тематическая цельность и последовательность курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося.

       Форма организации учебного процесса: классно-урочная.

 Основные формы учебной деятельности:

- практическое художественное творчество (ребенок выступает в роли художника);

- зрительское восприятие произведений искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры);

- наблюдение и эстетическое переживание окружающей реальности.

       В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

    рисование с натуры (рисунок, живопись);

    рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

    лепка;

    аппликация с элементами дизайна;

    беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

    изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

    декоративная и конструктивная работа;

    восприятие явлений действительности и произведений искусства;

    обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

    изучение художественного наследия;

    подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

 

     Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебная программа

Учебники

 

Методические материалы

Материалы

 для контроля

3

Рабочие программы:

«Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.

 

Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство»: 1-9 кл/ под ред. Неменского Б. М.- М.:Просвещение, 2014.

 

 

Неменнская Л.А. Изобразительное искусство.Искусство вокруг нас: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.

 

Изобразительное искусство.

Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс.

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.

 

 

ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.

ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2010.

ü Изобразительное искусство.2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков/авт.-сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель,2010.

ü Александрова А.Г., Капустина Н.В. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».  Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского, Волгоград: Учитель, 2006.

ü Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 1–4 классы: методическое пособие / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

ü  «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева – 2000.

ü  Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138.

ü  Изобразительное искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142.

ü  Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

ü  Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

ü Разработки и презентации занятий по темам.

ü Дидактический и раздаточный материал для детей.

ü Учебные таблицы, предметы народного творчества, макеты русских соборов.

Тесты

Кроссворды

Дидактические карточки по цветоведению

Игры-головоломки

Ребусы

Практические творческие

задания разного уровня

Интеллектуальные, интерактивные игры

 

 

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ø  Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала по предмету «Изобразительное искусство»:

У обучающегося будут сформированы:

§  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

      Учащийся получит возможность для формирования:

ü В ценностно-эстетической сфере:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

ü  В познавательной сфере:

- первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру;

- понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Ø  Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Обучающийся научится:

·         использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

·         умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

·         умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

·         осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

      Обучающийся получит возможность научиться:

       видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

       общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

       активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

       обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

       способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Ø  Предметные результаты

Обучающийся научится:

         понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

         понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры;

         понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

         узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство) изобразительного искусства;

         называть известные центы народных художественных ремесел России (Хохлома, Дымково, Городец);

         различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

         узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

         сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства);

         называть новые термины, разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы); сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства);

         использовать художественные материалы в работе;

         применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи, скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

         пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

         выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

     

     Обучающийся получит возможность научиться:

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной и творческой деятельности;

         воспринимать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

         оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

         использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

         использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

         использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

         анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

         осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

 

III. Содержание тем учебного предмета (курса)

Общая тема курса «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» (34 ч)

 Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношение между людьми, их мечты и заботы.

 Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чём состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-мастера – помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства с видами и жанрами станкового искусства. 

Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.

 

 

Тема 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоем доме (9 ч.)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир  вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.

Братья – Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребёнка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

         Твои игрушки. Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ — характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игру­шек. Роль игрушки в жизни людей. Иг­рушки современные и игрушки про­шлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особен­ности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров — Мас­тера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, укра­шение.

         Посуда у тебя дома. Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украше­ния посуды ее назначением (празднич­ная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посу­ды от материала (фарфор, фаянс, дере­во, металл, стекло). Образцы посуды, созданные масте­рами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождаю­щиеся при восприятии формы и рос­писи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созда­нию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.

         Обои и шторы у себя дома. Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цве­та обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в созда­нии образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных  мотивов, их превращение в орнамент).

         Мамин платок. Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись плат­ков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном обра­зе платка (композиция, характер роспи­си, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседнев­ный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный).  Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на плат­ке. Цветовое решение платка.

         Твои книжки. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Били-бин, Е. Чарушин и др.). Роль обложки в раскрытии содер­жания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Масте­ров над созданием книги.

         Открытки. Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тираж­ной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в созда­нии тиражной графики.

         Труд художника для твоего дома (обобще­ние темы). Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских ра­бот (дети ведут беседу от лица Брать­ев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного по­рога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.

Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в соз­дании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — па­мятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

         Памятники архитекту­ры. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — камен­ной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Паш­кова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т.д.). Памятники архитектуры — достоя­ние народа, эстафета культуры, кото­рую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.

         Парки, скверы, бульва­ры. Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и пар­ков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петер­бурге и т.д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках— мемориалах во­инской славы.

         Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петер­бурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревян­ное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.

         Связь творчества художника с ре­альной жизнью. Роль природных аналогов (снежин­ки, ажурно-сетчатая конструкция пау­тин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград.

         Волшебные фонари. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фо­нарей. Фонари праздничные, торжествен­ные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

         Витрины. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украше­ние города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначе­нием магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформле­ния витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

         Удивительный транс­порт. Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все ви­ды транспорта помогает создавать ху­дожник. Природа — неисчерпаемый источ­ник вдохновения для художника-кон­структора. Связь конструкции автомо­биля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т.д.).

         Труд художника на ули­цах твоего города (се­ла) (обобщение темы). Обобщение представлений о роли и значении художника в создании об­лика современного города. Создание коллективных панно.

Художник и зрелище (10 ч.)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая со­ставная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, де­корация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструк­тивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

         Художник в цирке. Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, лов­кость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, кос­тюмы, реквизит, освещение, оформле­ние арены.

         Художник в театре. Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа лю­бого зрелища. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобрази­тельным искусством. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в созда­нии художественного образа спектакля.

         Театр кукол. Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного ве­селья. Разновидности кукол: перчаточ­ные, тростевые, куклы-марионетки. Те­атр кукол. Куклы из коллекции С. Об­разцова. Работа художника над куклой. Об­раз куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образно­го начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрирован­ные черты лица.

         Маски. Лицедейство и маска. Маски раз­ных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маскихарактеры, маски-настроения. Антич­ные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

         Афиша и плакат. Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Отражение в афише образа спек­такля. Особенности языка плаката, афи­ши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.

         Праздник в городе. Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные празднич­ные сооружения, иллюминация, фейер­верки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.  

         Школьный карнавал (обобщение темы). Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и тех­никах.

Художник и музей (8 ч.)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды Работы художника, а еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

         Музей в жизни города. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений миро­вого и русского искусства. Музеи в жизни города и всей стра­ны. Разнообразие музеев (художествен­ные, литературные, исторические му­зеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспо­зиции и особой атмосферы музея).

         Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская гале­рея, Русский музей, Музей изобрази­тельных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказываю­щих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.

         Картина — особый мир. Картина-пейзаж. Картины, создаваемые художника­ми. Где и зачем мы встречаемся с кар­тинами. Как воспитывать в себе зритель­ские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф.Василь­ева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакше-ева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выра­зительного средства в пейзаже.

         Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Знаменитые   художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; ху­дожники эпохи Возрождения), их кар­тины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проник­новение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

         Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве.  Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жан­ре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Пет-ров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарь-ян, П.Кузнецов, В. Стожаров, В.Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.

         Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших историче­ских событий, героев в картинах исто­рического жанра. Красота и переживания повседнев­ной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сце­нок из домашней жизни, историй, со­бытий. Учимся смотреть картины.

         Скульптура в музее и на улице. Скульптура — объемное изображе­ние, которое живет в реальном про­странстве. Отличие скульптуры от живо­писи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру.

         Художественная выстав­ка (обобщение темы). Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выста­вок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведе­ние итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого чело­века?»

 

Основные содержательные блоки курса

«Изобразительное искусство»

 

Название

содержательного блока

Процент

учебного времени

1

Искусство вокруг нас. Искусство в твоем доме.

26,4%

2

Искусство на улицах твоего города.

20,5 %

3

Художник и зрелище.

 29,5 %

4

Художник и музей.

23,6 %

Итого:

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для 3В класса

Тема 1.  искусство вокруг нас. искусство в твоем доме (9 ч.)

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

УУД

(деятельность учащихся на уроке)

Дата по плану

Дата по факту

1

 От родного порога – в мир культуры Земли.

 

 

1

«От родного порога – в мир культуры Земли», приобщение к культуре своего народа, к своей «малой родине». Познание окружающего предметного мира. Предметы – носители духовной культуры, от древности и до наших дней.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

 

Вводный урок

Вводный

Проявлять интерес к изобразительному творчеству, проводить самостоятельные наблюдения  для создания тематического рисунка;

Участвовать  в диалоге, знакомится с культурой и традициями своего народа, эмоционально откликаться о  художественных  произведениях и выражать свои  впечатления, выполнять простейшие исследования, анализировать предлагаемые задания;

Осуществлять практический поиск и открытие нового, планировать предстоящую практическую деятельность;

Оценивать результат своей деятельности,

обобщать то новое, что усвоено.

1

 

2

Твои игрушки.

 

 

1

Разнообразие форм и декора игру­шек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки про­шлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особен­ности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой.

Участие Братьев-Мастеров — Мас­тера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, укра­шение.

Комбинированный урок

Текущий

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформ­ления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового реше­ния.

2

 

3

Посуда у тебя дома.

 

 

1

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украше­ния посуды ее назначением (празднич­ная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посу­ды от материала (фарфор, фаянс, дере­во, металл, стекло). Образцы посуды, созданные масте­рами промыслов (Гжель, Хохлома).  Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождаю­щиеся при восприятии формы и рос­писи посуды.

Комбинированный урок

Текущий

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и ха­рактер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в про­цессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.   

 

3

 

4

Мамин платок.

 

 

1

Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись плат­ков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани.

Выражение в художественном обра­зе платка (композиция, характер роспи­си, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседнев­ный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный).

 Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на плат­ке. Цветовое решение платка.

 

Комбинированный урок

Текущий

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от то­го, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также ха­рактер узора (растительный,  геометрический)

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в со­здании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

4

 

5

Обои и шторы в твоем доме.

 

 

1

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цве­та обоев в настроении комнаты.

Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в созда­нии образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных  мотивов, их превращение в орнамент).

Комбинированный урок

Текущий

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

 

5

 

6

Твои книжки.

 

 

1

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.).

Роль обложки в раскрытии содер­жания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Масте­ров над созданием книги.

 

Комбинированный урок

Текущий

Понимать роль художника и Брать­ев-Мастеров в создании книги (много­образие форм книг, обложка, иллюст­рации, буквицы и т.д.).

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведе­ния нескольких художников-иллюстра­торов детской книги.

Создавать проект детской книж­ки-игрушки.

Овладевать навыками коллектив­ной работы.

6

 

7

Поздравительная открытка.

 

1

Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тираж­ной графики).

Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.

Роль выдумки и фантазии в созда­нии тиражной графики.

 

Комбинированный урок

Текущий

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в созда­нии форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определен­ному событию или декоративную за­кладку (работа в технике граттажа, гра­фической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображе­ния.

7

 

8

 Букет цветов.

 

1

Искусство составления букетов.

Флористика.

Задание: составление коллективной плоской (объемной) композиции из отдельно выполненных цветов.

 

Комбинированный урок

Текущий

Проводить самостоятельные наблюдения в природе,

развивать эстетический вкус, творческое воображение.  

 Участвовать в диалоге, выбирать выразительные средства, анализировать предлагаемое задание, осуществлять практический поиск, планировать и организовывает предстоящую практическую деятельность. Овладевать навыками вежливого, внимательного отношения к сверстникам, приобретать опыт совместной деятельности.

Учиться видеть красоту окружающей природы, использовать в своей работе художественные материалы, организовывать рабочее место.

8

 

9

Что сделал художник в нашем доме.

1

Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских ра­бот (дети ведут беседу от лица Брать­ев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Повторительно-обобщающий урок

Текущий

Участвовать в творческой обучаю­щей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсо­водов, Братьев-Мастеров.

Осознавать важную роль художни­ка, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

9

 

Тема 2.  ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 ч.)

10

Памятники архитектуры – наследие предков.

 

 

1

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — камен­ной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Паш­кова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т.д.).

Памятники архитектуры — достоя­ние народа, эстафета культуры, кото­рую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.

Урок формирования новых знаний

Текущий

Учиться видеть архитектурный об­раз, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и совре­менных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, кото­рое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповтори­мое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

 

10

 

11

Парки, скверы, бульвары города.

 

 

1

Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и пар­ков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой.

Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске).

 

Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках— мемориалах во­инской славы.

Комбинированный урок

Текущий

Сравнивать и анализировать пар­ки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художествен­ный ансамбль.

 

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объем­но-пространственную композицию из бумаги.

 

Овладевать приемами коллектив­ной творческой работы в процессе соз­дания общего проекта.

 

11

 

12

Ажурные ограды.

 

 

1

Чугунные ограды в Санкт-Петер­бурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревян­ное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.

Связь творчества художника с ре­альной жизнью.

Роль природных аналогов (снежин­ки, ажурно-сетчатая конструкция пау­тин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград. Понятие «ковка».

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Воспринимать, сравнивать, давать

эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в род­ном городе, отмечая их роль в украше­нии города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особен­ное.

Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.

Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

12

 

13

Волшебные фонари.

 

 

1

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города.

Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фо­нарей.

Фонари праздничные, торжествен­ные, лирические.

Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

 

Комбинированный урок

Текущий

Воспринимать, сравнивать, ана­лизировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании на­рядных обликов фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы ра­боты с бумагой (скручивание, закручи­вание, склеивание).

13

 

14

Витрины магазинов.

 

 

1

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украше­ние города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины.

Связь оформления витрины с назначе­нием магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.

Праздничность и яркость оформле­ния витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Комбинированный урок

Текущий

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витри­ны как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профи­лем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процес­се создания образа витрины.

 

14

 

15

Улицы нашего города. Транспорт в городе.

1

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все ви­ды транспорта помогает создавать ху­дожник.

Природа — неисчерпаемый источ­ник вдохновения для художника-кон­структора. Связь конструкции автомо­биля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т.д.).

Комбинированный урок

Текущий

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

15

 

16

Труд художника на ули­цах твоего города.

1

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании об­лика современного города.

Создание коллективных панно.

Беседа о роли художника в созда­нии облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик, города.

 

Повторительно-обобщающий урок

Итоговый

Осознавать и уметь объяснять

важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четвер­ти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллектив­ной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

 

 

 

 

 

16

 

Тема 3.  Художник и зрелище (10 ч.)

17

Художник в цирке.

1

Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности,  демонстрирующее силу, красоту, лов­кость человека, его бесстрашие.

Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, кос­тюмы, реквизит, освещение, оформле­ние арены.

 

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание кра­сочных декораций, костюмов, цирково­го реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красоч­ные выразительные рисунки или аппли­кации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, весе­лое, подвижное.

 

17

 

18

Художник в театре.

1

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа лю­бого зрелища.

Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобрази­тельным искусством.

Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в созда­нии художественного образа спектакля. Понятие «лицедейство».

Комбинированный урок

Текущий

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные реше­ния, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумаж­ными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной компози­ции.

18

 

19

Театр кукол.

 

1

Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного ве­селья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Те­атр кукол. Куклы из коллекции С. Об­разцова.

Работа художника над куклой. Об­раз куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образно­го начала при создании куклы.

Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрирован­ные черты лица. Понятие «марионетка».

Комбинированные уроки

Текущий

Иметь представление о разных ви­дах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать вырази­тельную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персона­жу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

19

 

20

Театр кукол.

 

1

Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного ве­селья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Те­атр кукол. Куклы из коллекции С. Об­разцова.

Работа художника над куклой. Об­раз куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образно­го начала при создании куклы.

Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрирован­ные черты лица. Понятие «марионетка».

Комбинированные уроки

Текущий

Иметь представление о разных ви­дах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать вырази­тельную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персона­жу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

20

 

21

Театральные маски.

 

1

Лицедейство и маска. Маски раз­ных времен и народов.

Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Антич­ные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии.

Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Комбинированный урок

Текущий

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театрально­му представлению или празднику.

 

21

 

22

Театральные маски.

 

1

Лицедейство и маска. Маски раз­ных времен и народов.

Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Антич­ные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии.

Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Комбинированный урок

Текущий

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театрально­му представлению или празднику.

 

22

 

23

Афиша и плакат.

 

1

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр.     

Выражение в афише образа спек­такля.

Особенности языка плаката, афи­ши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.

Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.

 

Комбинированный урок

Текущий

Иметь представление о назначе­нии театральной афиши, плаката (при­влекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спек­такле).

Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирко­вому представлению; добиваться об­разного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или пла­ката).

23

 

24

Праздник

в городе.

 

 

1

Роль художника в создании праздничного облика города.

Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные празднич­ные сооружения, иллюминация, фейер­верки, флаги и др.

Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.

Комбинированный урок

Текущий

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Маслени­цу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформ­ления праздника.

 

24

 

25

Праздник

в городе.

 

 

1

Роль художника в создании праздничного облика города.

Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные празднич­ные сооружения, иллюминация, фейер­верки, флаги и др.

Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.

 

Комбинированный урок

Текущий

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Маслени­цу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформ­ления праздника.

 

25

 

26

Школьный карнавал.

1

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием, сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д.

Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и тех­никах.

Повторительно-обобщающий урок

Итоговый

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним празд­никам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллектив­ного художественного творчества.

 

26

 

Тема 4.  ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 ч.)

27

Музей в жизни города.

 

1

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений миро­вого и русского искусства. Музеи в жизни города и всей стра­ны. Разнообразие музеев (художествен­ные, литературные, исторические му­зеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.).

Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспо­зиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская гале­рея, Русский музей, Музей изобрази­тельных искусств им. А. С. Пушкина.

Музеи (выставочные залы) родного города.

Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказываю­щих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.

Урок усвоения новых знаний.

Текущий

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный рус­ский музей, Эрмитаж, Музей изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

 

27

 

28

Картина — особый мир. Картина-пейзаж.

 

1

Картины, создаваемые художника­ми. Где и зачем мы встречаемся с кар­тинами.

Как воспитывать в себе зритель­ские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины.

Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф.Василь­ева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д.

Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах.

Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выра­зительного средства в пейзаже.

Комбинированный урок

Текущий

Иметь представление, что карти­на — это особый мир, созданный ху­дожником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настрое­нии и разных состояниях, которые ху­дожник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

28

 

29

Картина-натюрморт.

 

1

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке.

Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жан­ре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П.Кузнецов, В. Стожаров, В.Ван Гог и др.).

Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.

 

Комбинированный урок

Текущий

Развивает устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа. Воспитывает чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним.

Участвует в диалоге, знакомится с средствами выражения настроения

в натюрморте, о роли цвета.

Анализирует предлагаемое задание,  организовывает предстоящую практическую деятельность, создает творческую работу на основе собственного замысла.

 Учится изображать натюрморт по  представлению.

Применять в работе различные  художественные материалы, самостоятельно организовывает рабочее место.

 Осуществляет самоконтроль качества выполненной работы,

оценивает результат своей деятельности, обобщает то новое, что усвоено.

29

 

30

Картина-портрет.

 

1

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые   художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; ху­дожники эпохи Возрождения), их кар­тины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проник­новение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрет.

Комбинированный урок

Текущий

Иметь представление об изобрази­тельном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (роди­тели, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразитель­ные возможности цвета.

30

 

31

Картины исторические и бытовые.

 

1

Изображение в картинах событий из жизни людей.

Изображение больших историче­ских событий, героев в картинах исто­рического жанра.

Красота и переживания повседнев­ной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сце­нок из домашней жизни, историй, со­бытий.

Учимся смотреть картины.

 

Комбинированный урок

Текущий

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные на­выки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на ули­це и т.д.), выстраивая сюжетную ком­позицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок воско­выми мелками и акварель).

31

 

32

Скульптура в музеях и на улицах.

 

1

Скульптура — объемное изображе­ние, которое живет в реальном про­странстве. Отличие скульптуры от живо­писи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.

Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина).

Учимся смотреть скульптуру.

 

Комбинированный урок

Текущий

Рассуждать, эстетически относить­ся к произведению скульптуры, объяс­нять значение окружающего простран­ства для восприятия скульптуры.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятни­ки, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

32

 

33

Музеи архитектуры.

1ч.

Видео-экскурсия по музеям архитектуры.

Архитектурные ансамбли под открытым небом (Кижи).

Рассказ учителя.

Урок формирования новых знаний.

Текущий

Развивает устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, архитектуре своего города.  Воспитывает чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним.

Участвует  в диалоге, знакомится с архитектурными ансамблями под открытым небом нашей Родины, своего города.

Обобщает то новое, что усвоено.

33

 

34

Художественная выстав­ка.

1

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).

Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выста­вок в жизни людей.

Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведе­ние итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого чело­века?»

Повторительно-обобщающий урок

Итоговый

Участвовать в организации выстав­ки детского художественного творчест­ва, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жиз­ни каждого человека и рассказывать о ней.

 

34

 

 

 

 

 

 

 


 

Образовательная область : искусство

Образовательная область : искусство

Цели курса: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной

Цели курса: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной

Истоки». Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества

Истоки». Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: • рисование с натуры (рисунок, живопись);…

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: • рисование с натуры (рисунок, живопись);…

Неменнская Л.А. Изобразительное искусство

Неменнская Л.А. Изобразительное искусство

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год

Обучающийся получит возможность научиться: • видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

Обучающийся получит возможность научиться: • видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

Обучающийся получит возможность научиться: • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной и творческой деятельности; • воспринимать произведения искусства…

Обучающийся получит возможность научиться: • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной и творческой деятельности; • воспринимать произведения искусства…

Тема 1. Искусство вокруг нас

Тема 1. Искусство вокруг нас

Труд художника для твоего дома (обобще­ние темы)

Труд художника для твоего дома (обобще­ние темы)

Связь конструкции автомо­биля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т

Связь конструкции автомо­биля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т

Художник и музей (8 ч.) Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре

Художник и музей (8 ч.) Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре

Подведе­ние итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого чело­века?»

Подведе­ние итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого чело­века?»

IV . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 3В класса

IV . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 3В класса

Мас­тера Изображения, Мастера Постройки и

Мас­тера Изображения, Мастера Постройки и

Растительный или геометрический характер узора на плат­ке

Растительный или геометрический характер узора на плат­ке

Поздравительная открытка. 1

Поздравительная открытка. 1

Что сделал художник в нашем доме

Что сделал художник в нашем доме

Парки, скверы, бульвары города

Парки, скверы, бульвары города

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей

Комбинированный урок Текущий

Комбинированный урок Текущий

Художник в театре. 1 Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр)

Художник в театре. 1 Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр)

Работа художника над куклой

Работа художника над куклой

Особенности языка плаката, афи­ши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм

Особенности языка плаката, афи­ши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм

Повторительно-обобщающий урок

Повторительно-обобщающий урок

Знаменитые картины-пейзажи И

Знаменитые картины-пейзажи И

Картина-портрет. 1 Знакомство с жанром портрета

Картина-портрет. 1 Знакомство с жанром портрета

Скульптура в музеях и на улицах

Скульптура в музеях и на улицах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020