Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 4 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
09.04.2020
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»,  4 класс
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство», 4 класс составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского.
4 класс ИЗО.docx

Образовательная область: искусство

Предмет: Изобразительное искусство

Курс: «Изобразительное искусство».

Класс: 4

Тип программы: Авторская. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2014. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Год обучения: 2019-2020 уч. год

Количество часов в год: 34ч.

Составитель:  учитель ИЗО  Петрова Ирина Васильевна

 

 

I.Пояснительная записка

 

          Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 4 класс составлена  на основе  нормативных документов и методических рекомендаций в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 31897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.  № 1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», Инструктивно-методическим письмом об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019 -2020 учебном году, Уставом МБОУ гимназии №2, авторской программы (Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2011. Допущено Министерством образования и науки РФ).

 

        В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Важные ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

        Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.

 

     

 

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

  

        Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

ü  формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

ü  формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;

ü  совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

ü  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

ü  развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

ü  овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

ü  формирование навыков работы с различными художественными материалами.

 

Общая характеристика учебного предмета

           Учебный предмет «Изобразительное искусство» как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах, объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Методической основой изучения курса «Изобразительное искусство» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ современных художественно-педагогических практик, предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек – общество – природа». Содержание программы курса «Изобразительное искусство» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, музыка, курс «Истоки». Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

    Общая тема курса «Изобразительное искусство» в 4 классе — «Каждый народ - художник».  Дети уз­нают, почему у разных народов по-разному строятся традици­онные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопонима­нию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохо­жая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль­туру и ее традиции.

     Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Много внимания уделяется обсуждению детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Периодически оформляются выставки творческих работ, что дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои результаты, ощутить радость успеха.

     Восприятие произведений искусства и практические твор­ческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и со­здавать заданный образ.

Основные принципы программы:

  1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней.

4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда:

 а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); 
б)  тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; 
в)  темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти.

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания. В рабочей программе выстроена система учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение. 

Место учебного предмета в учебном плане

      Учебный предмет «Изобразительное искусство» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В учебном плане гимназии изучение данного курса входит в обязательную часть образовательного процесса.

      В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 34 часа. Срок реализации рабочей программы для 4-го класса 2019-2020 учебный год.

 

Основные технологии, методы, формы обучения

         Для реализации программы используются технология сотрудничества и культуровоспитывающая технология (И.Н.Закатова), благодаря которым ребенок получает возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, демонстрация способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися право творческого выбора. Большое значение в формировании эмоционально – оценочного отношения и формирования вкуса имеет место коллективных форм работы, требующих объединения творческих усилий всех его участников, что способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

        Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные.

       Систематизирующим методом является выделение трех ос­новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  изобразительная художественная деятельность;

  декоративная художественная деятельность;

  конструктивная художественная деятельность.

       Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос­ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Весь год состоит из четырех больших тем (это четверти) и подтем (это уроки внутри четвертей), которые выстроены в порядке логического раскрытия сути каждой из них. Тематическая цельность и последовательность курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося.

       Форма организации учебного процесса: классно-урочная.

 Основные формы учебной деятельности:

- практическое художественное творчество (ребенок выступает в роли художника);

- зрительское восприятие произведений искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры);

- наблюдение и эстетическое переживание окружающей реальности.

       В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

    рисование с натуры (рисунок, живопись);

    рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

    лепка;

    аппликация с элементами дизайна;

    беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

    изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

    декоративная и конструктивная работа;

    восприятие явлений действительности и произведений искусства;

    обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

    изучение художественного наследия;

    подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

   Художественные знания, умения и навыки являются основ­ным средством приобщения к художественной культуре. Сред­ства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

  Систематическое освоение художественного наследия помо­гает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по­иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного ис­кусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен­ной культуры своего народа.

    

Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебная программа

Учебники

 

Методические материалы

Материалы

 для контроля

4

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.

 

Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство»: 1-9 кл/ под ред. Неменского Б. М.- М.:Просвещение, 2014.

 

Неменнская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник:

4 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.

 

Неменнская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.

Твоя мастерская:

4 класс.

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2012.

 

ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.

ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2010.

ü Изобразительное искусство.2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков/авт.-сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель,2010.

ü Александрова А.Г., Капустина Н.В. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».  Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского, Волгоград: Учитель, 2006.

ü Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. [и др.]. Изобразительное искусство. 1–4 классы: методическое пособие / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

ü  «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева – 2000.

ü  Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138.

ü  Изобразительное искусство. 1-6 классы: Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / Авт.-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с.: ил. - Библиогр.: с. 142.

ü  Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

ü  Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

ü Разработки и презентации занятий по темам.

ü Дидактический и раздаточный материал для детей.

ü Учебные таблицы, предметы народного творчества, макеты русских соборов.

Тесты

Кроссворды

Дидактические карточки по цветоведению

Игры-головоломки

Ребусы

Практические творческие

задания разного уровня

Интеллектуальные, интерактивные игры

 

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ø  Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала по предмету «Изобразительное искусство»:

У обучающегося будут сформированы:

§  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

      Учащийся получит возможность для формирования:

ü В ценностно-эстетической сфере:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

ü  В познавательной сфере:

- первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру;

- понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Ø  Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Обучающийся научится:

         использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

         умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

         умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

         осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

         умению планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

         рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

         осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

      Обучающийся получит возможность научиться:

       видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

       общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

       активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

       обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

       способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Ø  Предметные результаты

Обучающийся научится:

         понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

         понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры;

         понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

         узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство) изобразительного искусства;

         называть известные центы народных художественных ремесел России (Хохлома, Дымково, Городец);

         различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

         узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

         сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства);

         называть новые термины, разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы); сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства);

         использовать художественные материалы в работе;

         применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи, скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

         пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

         выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

           Обучающийся получит возможность научиться:

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной и творческой деятельности;

         воспринимать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

         оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

         использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

         использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

         использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

         анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

         осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

         обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

         узнавать ведущие художественные музеи России и художественных музеи своего региона;

         использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

         передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

         компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

         навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

 

III. Содержание тем учебного предмета (курса)

Общая тема курса «КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК».

ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ.  (34 ч.)

Тема 1. Истоки родного искусства (8 ч.)

    Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной кра­соте человека. Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший эле­мент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического пережива­ния народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческо­му прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

         Пейзаж родной земли. Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности сред­нерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Сав­расов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Гра­барь и др.). Роль искусства в понима­нии красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

         Деревня — деревянный мир. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характе­ре традиционной культуры народа. Образ традиционного русского до­ма — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических пред­ставлений — представлений о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традици­онной деревни и т. д. Деревянная храмовая архи­тектура. Красота русского деревянного зодчества.

         Красота человека. Представление народа о красоте че­ловека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

         Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.  Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кусто­диев). Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях рус­ских художников.

Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.

Задание 2. Изображение сцен тру­да из крестьянской жизни.

         Народные праздники (обобщение темы). Праздник — народный образ радос­ти и счастливой жизни. Роль традиционных народных празд­ников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. Образ народного праздника в изоб­разительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Тема 2. Древние города нашей земли (7 ч.)

      Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русско­го города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суз­даль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формирова­нии образа.

         Родной угол. Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.). Понятия «вертикаль» и «горизонталь».

         Древние соборы. Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы го­сударства. Собор — архитектурный и смысловой центр города. Конструкция и символика древне­русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.

Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города). Вариант задания: изображение хра­ма.

         Города Русской земли. Организация внутреннего простран­ства города. Кремль, торг, посад — ос­новные структурные части города. Раз­мещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произ­ведения архитектуры и их роль в жиз­ни древних городов. Жители древнерусских городов, со­ответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструк­ции и декора. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пско­ва, Владимира, Суздаля (или других тер­риториально близких городов). Архи­тектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

         Особый облик города, сформированный историей и характером деятель­ности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блажен­ного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коло­менском. Памятники архитектуры в дру­гих городах.

Задание: моделирование жилого на­полнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа).

Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).

         Древнерусские воины-защитники. Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их фор­ма и красота. Цвет в одежде, символи­ческие значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

         Древнерусский город-крепость. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пско­ва, Владимира, Суздаля (или других тер­риториально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

    Особый облик города, сформированный историей и характером деятель­ности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блажен­ного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коло­менском. Памятники архитектуры в дру­гих городах.

         Узорочье теремов. Рост и изменение назначения горо­дов — торговых и ремесленных цент­ров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Отражение природной красоты в ор­наментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое бо­гатство украшений.

Задание: изображение интерьера теремных палат.

         Пир в теремных палатах (обобщение темы). Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерус­ского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участни­ков пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ков­ши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. Значение старинной архитектуры для современного человека.

Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация).

Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь)

Тема 3. Каждый народ — художник (11 ч.)

       Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных по­строек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Ху­дожественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимо­пониманию.

         Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в япон­ской культуре. Умение видеть бесцен­ную красоту каждого маленького момен­та жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой. Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орна­мент росписи японского платья-кимо­но, отсутствие интереса к индивидуаль­ности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.

Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праз­дник хризантем» и др. Особенности изображения, украше­ния и постройки в искусстве Японии. Понятие «асимметрия».

         Народы гор и степей. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в са­мых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с при­родными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построе­нии своего мира.

      Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими кры­шами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произ­ведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и ко­жаная посуда. Орнамент и его значе­ние; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

 

         Города в пустыне. Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со ста­ном кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — пор­тал. Минареты. Мавзолеи. Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей. Торговая площадь — самое многолюдное место города.

Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).

 

         Древняя Эллада. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Образ греческой природы. Мифоло­гические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Кон­струкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов ис­кусств в едином ансамбле. Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропор­ций в образе построек.

     Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая гре­ками. Скульптура. Восхищение гармо­ничным человеком — особенность ми­ропонимания. Искусство греческой вазописи. Рас­сказ о повседневной жизни. Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украше­ния и постройки в искусстве древних греков.

         Европейские города Средневековья. Образ готических городов средневе­ковой Европы. Узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов.

     Образ готического храма. Его вели­чие и устремленность вверх. Готиче­ские витражи и производимое ими впе­чатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь го­рода. Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмб­лемы и одежды. Средневековые готи­ческие костюмы, их вертикальные ли­нии, удлиненные пропорции. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и укра­шениях.

         Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красо­ты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в пред­ставлении этого народа).

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах.

 

Тема 4. Искусство объединяет народы (8 ч.)

        От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уваже­ние к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусст­ва — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

         Материнство. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, даю­щей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском ис­кусстве, тема материнства в искусстве XX века.   Развитие навыков творческого вос­приятия произведений искусства и на­выков композиционного изображения.

         Мудрость старости.  Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духов­ной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в тради­циях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Вин­чи, Эль Греко и т.д.).

Задание: изображение любимого по­жилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

         Сопереживание. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вы­зывает сопереживание зрителя. Искус­ство воздействует на наши чувства. Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужо­му страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

         Герои-защитники. Все народы имеют своих героев-за­щитников и воспевают их в своем ис­кусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление ду­ховной красоты. Героическая тема в искусстве раз­ных народов. Памятники героям. Монументы славы.

         Юность и надежды. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Примеры произведений, изображаю­щих юность в русском и европейском искусстве.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путе­шествиях, открытиях.

         Искусство народов мира (обобщение темы). Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

     Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произве­дениях искусства разных народов мира. Искусство помогает людям понимать себя и других людей. Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учи­телей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

 

 

Основные содержательные блоки курса

 «Изобразительное искусство»

 

Название

содержательного блока

Процент

учебного времени

1

Истоки родного искусства.

23,5%

2

Древние города нашей земли.

20,5 %

3

Каждый народ — художник.

 32,4 %

4

Искусство объединяет народы.

23,5 %

Итого:

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для 4Б класса

 

п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

УУД (деятельность учащихся на уроке

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.

1

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности сред­нерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.

Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Сав­расов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Гра­барь и др.). Роль искусства в понима­нии красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Комбинированные уроки

Вводный

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особен­ности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыка­ми работы гуашью.

 

1

 

2

Пейзаж родной земли.

1

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности сред­нерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.

Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Сав­расов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Гра­барь и др.). Роль искусства в понима­нии красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Комбинированные уроки

Вводный

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особен­ности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыка­ми работы гуашью.

 

2

 

3

Деревня - деревянный мир.

 

 

1

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характе­ре традиционной культуры народа.

Образ традиционного русского до­ма — избы. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные виды изб.

Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества. Понятие «зодчество».

 

Комбинированные уроки

Текущий

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструк­ции русской избы и назначение ее от­дельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской

Овладевать навыками конструиро­вания — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изобра­жений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организо­ванно в команде одноклассников под руководством учителя.

3

 

 

4

Деревня - деревянный мир.

 

 

1

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характе­ре традиционной культуры народа.

Образ традиционного русского до­ма — избы. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные виды изб.

Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества. Понятие «зодчество».

 

Комбинированные уроки

Текущий

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструк­ции русской избы и назначение ее от­дельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской

Овладевать навыками конструиро­вания — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изобра­жений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организо­ванно в команде одноклассников под руководством учителя.

4

 

5

Образ красоты человека.

 

1

Представление народа о красоте че­ловека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.

Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Воспевание труда в произведениях рус­ских художников.

Комбинированные уроки

Текущий

Приобретать  представление об

особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народно­го костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображе­ния, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на­родного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

5

 

6

Образ красоты человека.

 

1

Представление народа о красоте че­ловека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.

Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Воспевание труда в произведениях рус­ских художников.

Комбинированные уроки

Текущий

Приобретать  представление об

особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народно­го костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображе­ния, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на­родного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

 

6

 

7

Народные праздники.

1

Праздник — народный образ радос­ти и счастливой жизни.

Роль традиционных народных празд­ников в жизни людей.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изоб­разительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Комбинированные уроки

Текущий

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные пан­но на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

 

7

 

8

Народные праздники.

1

Праздник — народный образ радос­ти и счастливой жизни.

Роль традиционных народных празд­ников в жизни людей.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изоб­разительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Комбинированные уроки

Текущий

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные пан­но на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

 

8

 

Тема 2. Древние города нашей земли (7 ч)

9

Родной угол.

1

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.).

 Понятия «вертикаль» и «горизонталь».

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значе­ние вертикалей и горизонталей в орга­низации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

9

 

10

Древние соборы.

1

Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы го­сударства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древне­русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.

Комбинированный урок

Текущий

Получать представление о конструкции здания древнерусского камен­ного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразитель­ное решение).

 

10

 

11

Города русской земли.

1

Организация внутреннего простран­ства города. Кремль, торг, посад — ос­новные структурные части города. Раз­мещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произ­ведения архитектуры и их роль в жиз­ни древних городов.

Жители древнерусских городов, со­ответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструк­ции и декора.

Комбинированный урок

Текущий

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и оп­ределять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту истори­ческого образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

 

11

 

12

Древнерусские воины-защитники.

1

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их фор­ма и красота. Цвет в одежде, символи­ческие значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Комбинированный урок

Текущий

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Вас­нецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображе­ния фигуры человека.

12

 

13

 

 

 

 

Древнерусский город-крепость.

1

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пско­ва, Владимира, Суздаля (или других тер­риториально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

Особый облик города, сформированный историей и характером деятель­ности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.

Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блажен­ного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коло­менском. Памятники архитектуры в дру­гих городах.

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Текущий

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерус­ской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранив­ших исторический облик, — свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архи­тектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодче­ства для современного общества.

Создавать образ древнерусского го­рода.

13

 

14

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах.

1

Рост и изменение назначения горо­дов — торговых и ремесленных цент­ров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Отражение природной красоты в ор­наментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое бо­гатство украшений.

Комбинированный урок

Текущий

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении ин­терьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер По­стройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерь­ера терема (подготовка фона для сле­дующего задания).

14

 

Тема 3.  Каждый народ — художник (11 ч.)

15

Страна восходящего солнца – Япония.

3

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в япон­ской культуре. Умение видеть бесцен­ную красоту каждого маленького момен­та жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.

Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орна­мент росписи японского платья-кимо­но, отсутствие интереса к индивидуаль­ности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.

Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праз­дник хризантем» и др. Особенности изображения, украше­ния и постройки в искусстве Японии. Понятие «асимметрия».

 

 

 

 

Урок формирования новых знаний

Текущий

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.

Воспринимать эстетический харак­тер традиционного для Японии пони­мания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные пред­ставления о красоте русской и япон­ской женщин.

Понимать особенности изображе­ния, украшения и постройки в искус­стве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Япо­нии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

               

15

 

16

Образ художественной культуры Японии.

 

Комбинированный урок

Текущий

16

 

17

Образ художественной культуры Японии.

 

Комбинированный урок

Текущий

17

 

18

Народы гор и степей.

2

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в са­мых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с при­родными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построе­нии своего мира.

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими кры­шами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и ко­жаная посуда. Орнамент и его значе­ние; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Комбинированный урок

Текущий

Понимать и объяснять разнообра­зие и красоту природы различных ре­гионов нашей страны, способность че­ловека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыка­ми в процессе создания самостоятель­ной творческой работы.

18

 

19

Города в пустыне.

1

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со ста­ном кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — пор­тал. Минареты. Мавзолеи.

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — самое многолюдное место города.

Комбинированный урок

Текущий

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных по­строек с особенностями природы и при­родных материалов.

Создавать образ древнего средне­азиатского города.

Овладевать навыками конструиро­вания из бумаги и орнаментальной гра­фики.

 

19

 

20

Города в пустыне.

 

1

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со ста­ном кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — пор­тал. Минареты. Мавзолеи.

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — самое многолюдное место города.

Комбинированный урок

Текущий

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных по­строек с особенностями природы и при­родных материалов.

Создавать образ древнего средне­азиатского города.

Овладевать навыками конструиро­вания из бумаги и орнаментальной гра­фики.

 

20

 

21

Древняя Эллада.

1

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Кон­струкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Роль пропор­ций в образе построек.

Искусство греческой вазописи. Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украше­ния и постройки в искусстве древних греков.

Комбинированный урок

Текущий

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные эле­менты древнегреческого храма, измене­ние образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструк­цию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участ­ников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

21

 

22

Древняя Эллада.

1

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Кон­струкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Роль пропор­ций в образе построек.

Искусство греческой вазописи. Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украше­ния и постройки в искусстве древних греков.

 

Комбинированный урок

Текущий

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные эле­менты древнегреческого храма, измене­ние образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструк­цию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участ­ников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

22

 

23

Европейские города Средневековья.

1

Образ готических городов средневе­ковой Европы. Узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов.

Образ готического храма. Его вели­чие и устремленность вверх. Готиче­ские витражи и производимое ими впе­чатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь го­рода.

Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмб­лемы и одежды. Средневековые готи­ческие костюмы, их вертикальные ли­нии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и укра­шениях. Понятие «готический стиль».

Комбинированный урок

Текущий

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной си­стемы.

 

23

 

24

Европейские города Средневековья.

1

Образ готических городов средневе­ковой Европы. Узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов.

Образ готического храма. Его вели­чие и устремленность вверх. Готиче­ские витражи и производимое ими впе­чатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь го­рода.

Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмб­лемы и одежды. Средневековые готи­ческие костюмы, их вертикальные ли­нии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и укра­шениях. Понятие «готический стиль».

Комбинированный урок

Текущий

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной си­стемы.

 

24

 

25

Многообразие художественных культур в мире.

1

Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красо­ты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в пред­ставлении этого народа). Обобщение темы.

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Повторительно-обобщающий урок

Итоговый

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее про­явлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в вы­сказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

25

 

Тема 4. Искусство объединяет народы (8 ч.)

26

Все народы воспевают материнство.

1

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства   на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

  Развитие навыков творческого вос­приятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.

Комбинированный урок

Текущий

Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композицион­ного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

26

 

27

Все народы воспевают материнство.

1

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства   на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

  Развитие навыков творческого вос­приятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.

Комбинированный урок

Текущий

Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композицион­ного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

27

 

28

Мудрость старости.

1

Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духов­ной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в тради­циях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Вин­чи, Эль Греко и т.д.).

Комбинированный урок

Текущий

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

28

 

29

Сопереживание – великая тема искусства.

 

1

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искус­ство воздействует на наши чувства.

Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужо­му страданию.

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

Комбинированный урок

Текущий

Уметь объяснять, рассуждать, как

в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на об­разы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными сред­ствами свое отношение при изображе­нии печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

 

29

 

30

Герои, борцы и защитники.

 

1

Все народы имеют своих героев-за­щитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление ду­ховной красоты.

Героическая тема в искусстве раз­ных народов. Памятники героям. Монументы славы.

 

Комбинированный урок

Текущий

Приобретать творческий компози­ционный опыт в создании героическо­го образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт соз­дания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевать навыками изображе­ния в объеме, навыками композицион­ного построения в скульптуре.

30

 

31

Герои, борцы и защитники.

 

1

Все народы имеют своих героев-за­щитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление ду­ховной красоты.

Героическая тема в искусстве раз­ных народов. Памятники героям. Монументы славы.

 

Комбинированный урок

Текущий

Приобретать творческий компози­ционный опыт в создании героическо­го образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт соз­дания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевать навыками изображе­ния в объеме, навыками композицион­ного построения в скульптуре.

 

31

 

32

Юность и надежды.

1

Тема детства, юности в изобразительном искусстве.

В искусстве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Примеры произведений, изображаю­щих юность в русском и европейском искусстве.

 

Комбинированный урок

Текущий

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвящен­ных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными сред­ствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического виде­ния жизни.

32

 

33

Юность и надежды.

1

Тема детства, юности в изобразительном искусстве.

В искусстве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Примеры произведений, изображаю­щих юность в русском и европейском искусстве.

 

Комбинированный урок

Текущий

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвящен­ных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными сред­ствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического виде­ния жизни.

 

33

 

34

Искусство народов мира.

1

Вечные темы в искусстве.

Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произве­дениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей. Обобщение темы

Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учи­телей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Обобщающий урок

Итоговый

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знако­мых по урокам) народов, об особеннос­тях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Образовательная область : искусство

Образовательная область : искусство

Цели курса: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной

Цели курса: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной

Содержание программы курса «Изобразительное искусство» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, музыка, курс «Истоки»

Содержание программы курса «Изобразительное искусство» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, музыка, курс «Истоки»

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: • рисование с натуры (рисунок, живопись);…

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: • рисование с натуры (рисунок, живопись);…

Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев

Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год

Рабочие программы: «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» - 2011 год

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

России (Хохлома, Дымково, Городец); • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;…

России (Хохлома, Дымково, Городец); • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;…

III . Содержание тем учебного предмета (курса)

III . Содержание тем учебного предмета (курса)

Постройка, украшение и изображение в народном костюме

Постройка, украшение и изображение в народном костюме

Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города)

Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города)

Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой

Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой

Ремесленные цеха, их эмб­лемы и одежды

Ремесленные цеха, их эмб­лемы и одежды

Роль искусства в жизни человека

Роль искусства в жизни человека

IV . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 4Б класса № п/п

IV . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 4Б класса № п/п

Левитан, И. Гра­барь и др.). Роль искусства в понима­нии красоты природы

Левитан, И. Гра­барь и др.). Роль искусства в понима­нии красоты природы

Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира

Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира

Образ красоты человека. 1

Образ красоты человека. 1

Народные праздники. 1 Праздник — народный образ радос­ти и счастливой жизни

Народные праздники. 1 Праздник — народный образ радос­ти и счастливой жизни

Постройка, украшение и изображение в здании храма

Постройка, украшение и изображение в здании храма

Особый облик города, сформированный историей и характером деятель­ности жителей

Особый облик города, сформированный историей и характером деятель­ности жителей

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой

Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты

Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты

Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей

Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей

Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры

Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры

Образ готического храма. Его вели­чие и устремленность вверх

Образ готического храма. Его вели­чие и устремленность вверх

Великие произведения искусства на тему материнства: образ

Великие произведения искусства на тему материнства: образ

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя

Юность и надежды. 1 Тема детства, юности в изобразительном искусстве

Юность и надежды. 1 Тема детства, юности в изобразительном искусстве

Искусство народов мира. 1

Искусство народов мира. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020