Образовательная область: искусство
Предмет: Изобразительное искусство
Курс: «Изобразительное искусство».
Класс: 7
Тип программы: Авторская. Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. М.: Просвещение – 2016. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Год обучения: 2019-2020 уч. год
Количество часов: в год – 35 часов, 1 час в неделю
Составитель: учитель ИЗО и черчения Петрова Ирина Васильевна
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству (Авторы: Неменский Б.М. (науч. рук-ль), Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., 2014год) и направлена на реализацию Федерального государственного стандарта основного общего образования (2010 г.). Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 №31897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.05.2012 №413», Инструктивно-методическим письмом об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 201-2020 учебном году, Уставом МБОУ гимназии №2.
С 2017-2018 учебного года в образовательной организации реализуется федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для 7-ых классов.
Данная программа соответствует особенностям развития гимназии: образовательное учреждение работает в инновационном режиме в статусе муниципальной опорной площадки, реализуя программу «Развитие гуманитарного образования с использованием инновационных технологий в образовательном процессе» (Приказ Департамента образования Администрации г. Сургута №02-11-139/14 от18 марта 2014 года «О присвоении, продлении и прекращении статуса опорной образовательной организации»). Программа предусматривает реализацию предметного содержания в соответствии со статусом образовательного учреждения на повышенном уровне сложности. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Цель: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах, объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Общая тема курса «Изобразительное искусство» в 7 классе – «Дизайн и архитектура в жизни человека» – посвящена изучению архитектуры и дизайна, то есть конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Учебный материал направлен на изучение основ изобразительного искусства, где рассматриваются: дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств, их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами; архитектура, как отражение социальных отношений и эстетических идеалов; организация пространственно-структурной среды городов. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Ориентация программы на духовное развитие учащихся находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростков, стремящихся понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Темы четвертей последовательно обогащают общую тему года.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки – творческие отчеты, уроки-экскурсии. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты, явления и события искусства с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство», который является необходимым компонентом основного общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство».
В учебном плане гимназии изучение данного курса входит в обязательную часть образовательного процесса. Для реализации курса «Изобразительное искусство» в учебном плане общеобразовательного учреждения выделен один час из обязательной части учебного плана, всего на курс - 35 часов в год (1 час в неделю). Срок реализации рабочей программы 2019-2020 учебный год.
Основные технологии, методы, формы обучения
Для реализации программы используются технология сотрудничества и культуровоспитывающая технология (И.Н.Закатова), благодаря которым ребенок получает возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, демонстрация способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися право творческого выбора. Большое значение в формировании эмоционально – оценочного отношения и формирования вкуса имеет место коллективных форм работы, требующих объединения творческих усилий всех его участников, что способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.
Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные.
Формы организации учебного процесса представлены в виде бесед-объяснений, практических работ. Наряду с традиционными методами обучения применяется метод творческих проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы. Создание проекта направлено на получение определенного продукта, в то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но и в первую очередь на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности формирует у детей такие универсальные учебные действия как умение структурировать учебный материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог и многое другое.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов.
Основные формы учебной деятельности:
- практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами;
- зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных, метапредметных результатов обучения.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
ü изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
ü декоративная и конструктивная работа;
ü восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
ü изучение художественного наследия;
ü подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
ü прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчеты, уроки-экскурсии. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Учебно-методическое обеспечение
Класс |
Учебная программа |
Учебники
|
Методические материалы |
Материалы для контроля |
7 |
Примерная программа «Изобразительное искусство»: 5-9 кл/ под ред. Неменского Б. М.- М.:Просвещение, 2011. - 129 с.
«Изобразительное искусство»: 7 кл.: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской/ авт.-сост. И.Н.Клочкова.-Волгоград: Учитель:ИП Гринин Л.Е.,2013. – 31 с. |
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс, Учебник для общеобразовательных организаций / Под ред. Б.М.Неменнского, - М.: Просвещение, 2017 г.
ü |
ü Б. М. Неменского. 5-8 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, J1.А.Неменская, И. А. Горяева, А. С. Питерских. - Москва. : Просвещение, 2014. ü Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008. ü Неменский, Б. М., Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. [и др.]. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил. ü Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника). ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269. ü О.В. Свиридова « «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год ü О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год. ü Оросова Т.В., «Изобразительное искусство» 7 класс, «Учитель – АСТ», 2007 год ü Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2010. ü Курочкина Н.А. О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библиогр.: с. 104-105. ü Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. ü Изобразительное искусство.2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков/авт.-сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель,2010. Электронные образовательные ресурсы: ü Учимся понимать архитектуру: школа развития личности Кирилла и Мефодия (Электронный ресурс). - М. :Кирилл и Мефодий, 2007. ü Моя первая энциклопедия искусства (Электронный ресурс).- М. :1С-Паблишинг, 2010 ü Синицына, А. Уроки живописи в видеоформате (Электронный ресурс). ü Синицына, А. Уроки рисования карандашом, рисование портретов (Электронный ресурс). Ресурсы Интернета: http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей. http://www.prosv.ru - Издательство "Просвещение", http://www.piter.com - Издательство "Питер". www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образование». www.college.ru –«Открытый колледж» -сайт дистанционного обучения школьников. http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU». www.museum.ru – Портал «Музеи России», www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж. http://pedagogy.ucoz.ru/ – учителю ИЗО и черчения, http://www.izocd.ru/ – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др. Боярский костюм Древней Руси (женский). Боярышня у окна (с прялкой)– URL: http://school-collection.edu.ru |
Тесты Кроссворды Дидактические карточки по цветоведению Игры-головоломки Ребусы Практические творческие задания разного уровня Интеллектуальные, интерактивные игры |
II. Планируемые результаты освоения предмета
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов.
Ø Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
У обучающегося будут сформированы:
ü ответственное отношение к учению, готовность и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
ü понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека, чувства гордости за культуру и искусство Родины, уважительное отношение к культуре и искусству других народов мира в целом;
ü эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
ü эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Обучающийся получит возможность для формирования:
ü целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
ü основ художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
ü образного мышления, наблюдательности и воображения, творческих способностей, эстетических чувств;
ü осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
ü коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
ü морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
ü осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Ø Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Обучающийся научится:
ü самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
ü самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
ü соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
ü оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
ü организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся получит возможность научится:
ü рассматривать произведения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
ü пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
ü понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
ü вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
ü осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Ø Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Обучающийся научится:
ü различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
ü освоению практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
ü эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
ü владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
ü использовать в художественной деятельности основные средств художественной выразительности (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива) в своей творческой деятельности;
ü создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
ü выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научится:
ü анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
ü понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;
ü выделять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
ü конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
ü моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
ü работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
ü конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
ü владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
ü создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
ü использовать разнообразные художественные материалы.
Содержание тем учебного курса
Общая тема курса «Дизайн и архитектура в жизни человека», 35 часов
Тема 1. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (7 ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
1. Основы композиции в конструктивных искусствах. |
2. Прямые линии и организация пространства |
3. Цвет – элемент композиционного творчества. |
4. Искусство шрифта. |
5. Основы макетирования в графическом дизайне. |
6. Текст и изображение как элементы композиции. |
7. Многообразие форм полиграфического дизайна.
|
Тема 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч.)
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы.
Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Тема 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. |
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Тема 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 ч.) Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
|
|
|
Основные содержательные блоки курса
«Изобразительное искусство»
№ п\п |
Название содержательного блока |
Процент учебного времени |
1 |
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. |
20% |
2 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. |
22,8% |
3 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. |
34,2% |
4 |
Тема 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. |
22,8 % |
Итого: |
100% |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 7А класса
№ п/п урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Тип урока |
Вид контроля |
УУД (деятельность учащихся на уроке) |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема 1. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (7 ч.) |
||||||||
1 |
Основы композиции в конструктивных искусствах.
|
1
|
Общие представления об объёмно-пространственной и плоскостной композиции. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции. Композиция из геометрических фигур.
|
Урок формирования новых знаний
|
Вводный |
Получать представление об объёмно-пространственной и плоскостной композиции; Выполнять основные типы композиций: симметричную и асимметричную, фронтальную и глубинную; Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов; Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя. |
1 |
|
2 |
Прямые линии и организация пространства.
|
1 |
Роль прямых линий в организации пространства. Использование прямых линий для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. Композиция из геометрический фигур и прямых линий.
|
Комбинированный урок
|
Текущий |
Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства; Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
2 |
|
3 |
Цвет – элемент композиционного творчества.
|
1 |
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии, и пятна, интонационность и многоплановость. Задание: «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства», выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве». |
Комбинированный урок |
Текущий |
Понимать роль цвета в конструктивных искусствах; Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
3 |
|
4 |
Искусство шрифта.
|
1 |
Буква как изобразительно - смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Воспринимать печатное слово и типографскую строку как элементы плоскостной композиции, букву как изобразительно – смысловой символ звука; Познакомиться с логотипами; Определять отличия и графические особенности нескольких разных шрифтов из книг, журналов, газет, рекламных объявлений; Создать совместный эскиз эмблемы, торговой марки, символического изображения, личной печати, фирменного знака; Различать понятия «буква», «искусство шрифта», «архитектура шрифта», шрифтовые гарнитуры; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
4 |
|
5 |
Основы макетирования в графическом дизайне.
|
1 |
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность и их соединения, образно - информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве. Создание совместной творческой работы «Плакат – открытка. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Освоить синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность; Освоить стилистику изображений и способов их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки; Понимать и объяснять образно – информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе; Владеть навыками композиционно – смыслового принципа: монтажом, графикой, цветовым единством; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
5 |
|
6 |
Текст и изображение как элементы композиции.
|
1 |
Основные элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Различные способы компоновки книжного и журнального разворота.
|
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Текущий |
Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала; Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота; Создавать практическую творческую работу в материале; Самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; Выбирать для решения задач различные источники информации; Развивать умение применять полученные знания на практике; Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
6 |
|
7 |
Многообразие форм полиграфического дизайна.
|
1 |
Появление полиграфического искусства. Дизайн книги и журнала начинается с того, что художник создает макет, воплощение в эскизных рисунках своего замысла, стилевое единство и художественное решение всех элементов. Различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Коллективное макетирование книги (журнала).
|
Повторительно-обобщающий |
Итоговый |
Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
7 |
|
Тема 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч.) |
||||||||
8 |
Объект и пространство.
|
1 |
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Проекционная природа чертежа.
|
Урок формирования новых знаний |
Вводный |
Развивать пространственное воображение; Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху; Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
8 |
|
9 |
От плоскостного изображения к объёмному макету.
|
1 |
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения. Создание коллективного объёмно – пространственного макета. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки; Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки; Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции; Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов; Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
9 |
|
10 |
Архитектура - композиционная организация пространства.
|
1 |
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объёмно-пространственного макета из 2—3 объёмов).
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции; Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов; Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий.
|
10 |
|
11 |
Здания как сочетание различных объёмов. Понятие модуль.
|
1 |
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль как основа эстетической цельности в конструкции. Модульные элементы в создании эскизного макета дома. Выполнение коллективной творческой работы «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое».
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Проследить взаимосвязь структур зданий различных архитектурных стилей и эпох; Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них; Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий.
|
11 |
|
12 |
Важнейшие архитектурные элементы здания.
|
1 |
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, двери, окна, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Выполнение коллективной творческой работы «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое» (создание макета).
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития; Познакомиться с возникновением и историческим развитием главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, двери, окна, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.); Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
12 |
|
13 |
Вещь: красота и целесообразность.
|
1 |
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.
|
Урок формирования новых знаний. |
Текущий |
Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи4 Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это; Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и Вчерашнего; Создавать творческие работы в материале; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
13 |
|
14 |
Форма и материал.
|
1 |
Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
|
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Текущий |
Проследить взаимосвязь формы и материала, влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться; Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала, роль материала в определении формы. Создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей; Осознавать влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи Развивать творческое воображение; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
14 |
|
15 |
Цвет в архитектуре и дизайне.
|
1 |
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета.Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона). |
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Итоговый |
Получить представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно – дизайнерского объекта; Иметь представление о формообразующем значении цвета в дизайне и архитектуре, о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна; Знать о преобладании локального цвета в дизайне и архитектуре; Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре; Отличать роль цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
15 |
|
Тема 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч.) |
||||||||
16 |
Город сквозь времена и страны.
|
1 |
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» (зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображен. произведений архитектуры и дизайна одного стиля). |
Урок формирования новых знаний
|
Вводный |
Познакомиться с образом и стилем; Понимать значение архитектурно – пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города; Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно – художественных стилей разных эпох; Провести художественно – аналитический обзор развития обзорно – стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных эпох; Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
16 |
|
17 |
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
17 |
|
||
18 |
Город сегодня и завтра.
|
1
|
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Выполнение практической работы по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). |
Урок формирования новых знаний |
Текущий |
Познакомиться с социальным аспектом «перестройки» в архитектуре. Разобрать проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города; Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве; Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов; Разобрать проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
18 |
|
19 |
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
19 |
|
||
20 |
Живое пространства города.
|
1 |
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация пространственной среды в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Выполнение практической работы по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы организации городского пространства).
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей; Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей; Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя. |
20 |
|
21 |
Город, микрорайон, улица.
|
1 |
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема- планировка и реальность. Цветовая среда. Создание макетной или графической схемы – карты, создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде. |
Комбинированный урок |
Текущий |
Познакомиться с историческими формами планировки городской среды и их связью с образом жизни людей; Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей; Познакомиться с различными композиционными видами планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно – разомкнутая, ассиметричная, прямоугольная; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
21 |
|
22 |
Вещь в городе и дома.
|
1 |
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Связь между архитектурой и человеком. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Выполнение практических работ по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно-графической композиции и дизайн-проекта оформления витрины магазина).
|
Урок формирования новых знаний |
Текущий |
Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в проживании городского пространства; Собрать информацию о неповторимости старинных кварталов жилья, о малых архитектурных формах, дизайне и индивидуализации городской среды; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
22 |
|
23 |
Городской дизайн.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
23 |
|
||
24 |
Интерьер и вещь в доме.
|
1 |
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Выполнение практической и аналитической работ по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» (создание образно-коллажной композиции или подготовка реферата). |
Урок формирования новых знаний
|
Текущий |
Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа); Познакомиться с дизайнерскими деталями интерьера, зонированием; Провести аналогию от унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера; Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами; Учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций самостоятельно и под руководством учителя; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий.
|
24 |
|
25 |
Дизайн – средство создания интерьера.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
25 |
|
||
26 |
Природа и архитектура.
|
1 |
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно- ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). Выполнение аналитической и практической работы по теме «Композиция архитектурно-ландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта с простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т. д.).
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры; Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.); Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий.
|
26 |
|
27 |
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
|
1 |
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»). |
Урок применения знаний, умений и навыков. |
Итоговый |
Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией; Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
27 |
|
Тема 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 ч.) |
||||||||
28 |
Мой дом – мой образ жизни.
|
1 |
Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и сантехнических задач. Выполнение аналитической и практической работы по теме «Создание плана-проекта «Дом моей мечты» (выполнение проектного задания с обоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории). |
Урок формирования новых знаний, умений, навыков. |
Вводный |
Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище; Учитывать в проекте инженерно- бытовые и санитарно-технические задачи; Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
28 |
|
29 |
Дизайн и архитектура моего сада.
|
1 |
Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и др. водоёмы и мини–пруды. Сомасштабные сочетания растения сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Выполнение практических работ по темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу икебаны» (выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции).
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории; Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка; Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
29 |
|
30 |
Конструктивные принципы дизайна одежды.
|
1 |
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Выполнение аналитической и практической работы по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста; создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба).
|
Урок формирования новых знаний |
Текущий |
Приобретать общее представление о технологии создания одежды; Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике; Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий. |
30 |
|
31 |
Сфера имидж-дизайна.
|
1 |
Искусство дизайна одежды. Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч. Выполнение коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фото-коллажа на тему современного молодёжного костюма, создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма в натуральную величину).
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием; Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике; Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды; Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. |
31 |
|
32 |
Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. |
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
32 |
|
||
33 |
Дизайна одежды. История костюма.
|
1 |
Комбинированный урок |
Текущий |
33 |
|
||
34 |
Автопортрет на каждый день.
|
1 |
Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. Выполнение практических работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа).
|
Комбинированный урок |
Текущий |
Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом; Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима; Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как единое композиционное целое; Вырабатывать чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту; Учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. |
34 |
|
35 |
Моделируя себя — моделируешь мир.
|
1 |
Человек — мера вещного мира. Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра. Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его социокультурный облик. |
Повторительно-обобщающий урок |
Итоговый |
Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего нужно «быть», а не «казаться»; Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года. |
35 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.