Рабочая программа курса по внеурочной деятельности
«Истоки»
(направление внеурочной деятельности: социокультурное)
среднего общего образования для 6 класса
Разработчик: Мягкова С.В.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории.
Программа курса составлена на основе программы «Истоки» Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.- М.: Издат. Дом. «Истоки», 2015г.- 144.
Авторы-составители: Главный редактор Издательского дома «Истоки», профессор, член-корреспондент РАЕН, руководитель программы «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин. Заведующая методическим кабинетом ИСТОКОВЕДЕНИЯ Издательского дома «Истоки» Л.И. Сильвестрова. Руководитель Учебно-методического центра духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского, г. Калининград, М.Е. Соколова.
Нормативно-правовой основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» в структуре Федерального государственного образовательного стандарта общего образования являются Закон РФ «Об образовании» (ред. 2.02.2011 г.), Послание Президента РФ Федеральному собранию от 30.11.2010 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки № 373 от 6.10.2009 г.) и документы регионального уровня.
Программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС основного общего образования и является основой программы духовно-нравственного развития и воспитания, а так же социализации обучающихся.
Цели и задачи:
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
Программа исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.
Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Ее стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспи тание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума.
Задачи программы:
развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриотических и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации;
установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования с социальными и экономическими концепциями развития регионов, особенностями их исторического, религиозного, культурного и этнического развития;
развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурс личности всех участников педагогического процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующие положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление отдельного региона и всей России;
выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;
создать систему подготовки, переподготовки и консультирования педагогических кадров различного уровня (от управленцев до рядовых педагогов), социальных работников, педагогов дополнительного образования, способных к решению поставленных задач.
Основные направления:
Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук.
Основными направлениями данной программы являются:
1. Реализация концепции социокультурного подхода к истокам в образовании, направленного на развитие личности ребенка, и становление в нем, прежде всего, духовно-нравственного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. Социокультурный системный под ход к истокам в образовании, являясь методологической основой программы «Социокультурные истоки», был рассмотрен и получил поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы. Учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации, созданные на основе социокультурного системного подхода, в 2002 году получили гриф Министерства образования Российской Федерации.
2. Введение во всех звеньях образования учебного курса «Истоки», призванного ввести в содержание современного образования систему категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера, а также направленного на формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему. Учебный курс «Истоки», разработанный и апробированный в течение шестнадцати лет в учреждениях дошкольного образования, начальной и основной школы до 8 класса основной школы включительно (в настоящее время разрабатывается комплект материалов для 9-11 классов), реализуется в пятидесяти девяти регионах Российской Федерации.
3. Реализация
программы «Воспитание на социокультурном опыте», позволяющей шаг за
шагом прийти к возрождению пер
воначального контекста ценностей Истоков, а также способствующей
становлению целостной системы обучения и воспитания,
объединяя усилия Семьи и Школы и сохраняя при этом индивидуальный опыт и
программы развития каждого образовательного
учреждения. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» разработана
и апробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы,
предназначена для внеурочной и внеклассной работы.
4. Утверждение в педагогическом
процессе активных форм об учения и воспитания, педагогических технологий,
доказавших в
течение многих лет свою эффективность и направленных на развитие ресурсов
личности ученика, учителя и родителей, на фор мирование мотивации к
социокультурному обновлению и духов ному возрождению Малой Родины, региона и всего
Отечества.
5. Внедрение комплекса программ дополнительного образования и досуговой деятельности для детей, подростков и юношества, реализуемых через детско-юношеские духовно-просветительские центры и центры духовно-нравственной культуры.
6. Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления малых социумов (поселения, района, городского микрорайона), муниципальных образований и регионов.
7. Реализация издательской программы, итогом которой является создание целостного педагогического инструментария во всех звеньях образования по Истоковедению.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс.
Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА.
Отечество.
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.
Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли.
Происхождение слова «столица».
Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сотский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.
Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы.
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».
Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной.
Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ.
Деревня.
Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образа сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.
Город.
Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства.
Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.
Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.
Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.
Памятные и святые места.
Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.
Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.
Жизненный круг времени.
Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.
Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.
Старость: сила духа и немощи совершенства.
Годичный круг времени.
Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.
Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.
Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов.
Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница.
Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.
Седмица.
Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели.
Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
Обобщающий урок «Наше Отечество»
Календарно-тематическое планирование курса. 6 класс.
№
|
Темы уроков |
Дата |
Цели и задачи Содержание и вопросы
|
|
|
Вводный урок (1 час) |
|||
1 |
«Отечество»
|
|
Отечество – земля отцов. Отечество – ширь просторов. Мир между Западом и Востоком. Отечество – связь времен. Едино, но многолико. |
Что такое вечные ценности, что вы к ним относите? Что значит образ Отечества? |
|
Слово и образ Отечества (11 часов) |
|||
2 |
«Святая Русь» |
|
Духовно-нравственный идеал русского народа. Цвета, звуки, образы Отечества. |
Почему Русь Святая? |
3-4 |
«Столица» «Стольный град Москва» |
|
Москва – собор земли Русской. Москва – третий Рим. Москва – слово в камне. |
Почему главный город именуют столицей?
|
5 |
«Ядро земли Русской» (Золотое кольцо России) |
|
Края и земли. Междуречье Оки и Волги – ядро земли Русской. Три великих образа: кн. Александр Невский, пр. Сергий Радонежский, пр. Андрей Рублев. Владимирский образ Божией Матери. |
|
6 |
«Северная Фиваида»
|
|
Северная Фиваида. Образ святых Вологодского и Белозерского края. Духовные центры. |
(возможно использование в/ф, аудиокассет, краеведческого материала) |
7 |
«Поморы. Земля Новгородская» |
|
Поморы – заповедник русской культуры. Особый мир северного края. Великий Новгород, ядро земли Новгородской. Тихвинский образ Божией Матери. |
|
8 |
«Поволжье. Сибирь» |
|
Многолико и многоязычно Поволжье. «Волга-матушка». Вольница. Казанская икона Божьей Матери. Степан Разин. Путь «Встречь солнцу». Особый образ Сибири. Строгановы. Государева вотчина. Сибирский характер. |
|
9-10 |
«Рубежи и пределы» |
|
Границы государства и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Мужество поморов и подвиги преображения. Образы западных рубежей. «Ожерелье земли русской». Смоленский образ Божьей Матери. Образы рубежей южных. Дикое поле. Образы восточных пределов. Камень. Великий океан «Встреч солнцу». Легенды о запредельном. Образы Беловодья и памяти народной. |
|
11 |
Повторительно-обобщающий урок «Образ Отечества» |
|
Духовно-нравственные идеалы Отечества. Образ Отечества. |
|
12 |
Резервный урок
|
|
|
(возможно рекомендовать к теме «Северная Фиваида») |
|
|
|
Слово и образ малой Родины (11 часов) |
|
13 |
«Милая моя Родина…»
|
|
Что значит образ малой родины? Кто такие земляки? Мир знаков и символов российских малых пространств. Смыслы и ценности образа и слова малой родины. |
(в этой теме большая связь с краеведческим материалом) |
14 |
«Город. Семейство русских городов» |
|
Семья русских городов. Покровители городов. Назначение города. Не стоит город без праведников. |
|
15 |
«С чего начинается город?» |
|
Городская среда. Кремль. Значение Кремля. Посады. Малые миры большого города. |
|
16 |
«Духовная жизнь города» |
|
Собор: собор людей, святых и святынь. Соборная горка. Площади города. Храмы. Православная топонимия русского города. |
|
17 |
«Жизнь и быт горожан» |
|
Улица: застройка, название, мир улиц. Переулки и дворы. Памятные места города. Поклонная гора. Образ города с поклонной горы. |
|
18 |
«Города легендарные» |
|
Города легендарные – град Китеж. |
|
19 |
«Образы деревни» |
|
Образы деревни, села, починка, погоста. Типы поселений, планировка. Деревенская околица. Образы сельского храма и часовни. |
|
20 |
«Ритмы жизни деревни» |
|
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Мир. Триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств». |
|
21 |
«Памятные и приметные места. Гора. Дерево». |
|
Гора. Горы в Библии. Гора – место молитвы и духовного прозрения. Горы-памятники. Дерево. Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи. |
|
22 |
«Камень. Родник. Источник» |
|
Камень. Камни-следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем. Родник. Легенды о родниках. Святой источник. |
|
23 |
«Остров. Озеро. Лукоморье». |
|
Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри. Озеро. Великие озера. Святое озеро. Излучина. Лука. Лукоморье. |
|
|
|
|
Слово и образ времени (9 часов) |
|
24 |
«Жизненный круг» |
|
Век – вечность. Век – жизнь. Жизненный круг. Первое семилетие: младенчество и детство. Познание родного очага. |
|
25 |
«Отрочество и юность» |
|
Второе семилетие: отрочество. Третье рождение. Участие в делах семьи. Третье семилетие: юность. Вступление во взрослую жизнь. Твердое владение всеми навыками труда. |
|
26-27 |
«Семилетия зрелости» |
|
Семилетия зрелости. Отцовство и материнство. Житейский опыт и мудрость. Пожилые и старые. Почитание родителей. Хранители устоев семейного очага. Наказы стариков. |
|
28 |
«Годичный круг времени» |
|
Год и место. Год январский. Образ Христа. Год сентябрьский. Образ Богородицы. Год мартовский. Образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов. |
|
29 |
«Зима. Весна. Лето. Осень». |
|
Зима: «умирание природы». Рождество. Весна: пробуждение природы. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето: полнота возрожденной природы. Троица. Спас. Преображение. Осень: угасание природы. Рождество Богородицы. Воздвижение Креста. Покров. |
|
30 |
«Всему свое время» |
|
Всему свое время. У Бога живы все. Каждому времени своя пища. |
|
31 |
«Малые круги жизни» |
|
Символика седмичного круга. Трудовой ритм недели. Особые седмицы. |
|
32 |
«День и час» |
|
День красный, черный, белый, пестрый. Полдень и полночь. Час и мгновение.
|
|
|
|
|
Повторение и обобщение курса |
|
33-34 |
«Наше Отечество» |
|
Слово и образ Отечества. Российская цивилизация. Российское пространство и время, целостность и единство. От большого к малому. Время творит образы. Особый образ Российской цивилизации. |
Обобщающее повторение (в форме активного экзамена) |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса «Истоки» направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Регулятивные УУД:
· планирование организации контроля труда; · организация рабочего места; · выполнение правил гигиены учебного труда. |
Познавательные УУД:
|
Коммуникативные УУД: · умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. · умение выделять главное из прочитанного; · слушать и слышать собеседника, учителя; · задавать вопросы на понимание, обобщение
|
Личностные УУД:
|
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·
определение
общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
· адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ожидаемые результаты курса
1.В плане личностного развития, обучающиеся должны уметь определить собственное воззрение на служение Отечеству, иметь качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам,
ориентацию школьников на базовые духовно –нравственные ценности российской культуры и иметь собственную жизненную позицию.
2.В плане социализации,обучающиеся должны знать и ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремиться к социальной консолидации и стабильности российского общества.
3.Понимать духовно –нравственные смыслы важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения,
творчества и др.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.