Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Финансовая грамотность» для учащихся 5 «а» класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Большеберезниковская СОШ», учебной программы для общеобразовательных учреждений Финансовая грамотность. 5-7 классы. Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - М.: ВАКО, 2018 г.
Задачи:
ü формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;
ü приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг. Курс внеурочной деятельности направлен на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Место курса внеурочной деятельности: План внеурочной деятельности школы отводит 34 часа для обязательного изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 5 классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 час в неделю.
Форма проведения: дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса.
Тема 1. Деньги (10ч.).
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Основные понятия: деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Компетенции:
1. Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
2. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
3. Перечислять виды денег.
4. Приводить примеры товарных денег.
5. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
6. Составлять задачи с денежными расчётами.
7. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
8. Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
9. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.
Тема 2. Доходы семьи (11 ч.).
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Компетенции:
1. Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
2. Описывать виды заработной платы.
3. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
4. Объяснять, как связаны профессии и образование.
5. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
6. Объяснять причины различий в заработной плате.
7. Приводить примеры кредитов.
Тема 3. Расходы семьи (8ч.)
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.
Компетенции:
1. Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
2. Описывать направления расходов семьи.
3. Классифицировать виды благ.
4. Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
5. Сравнивать и оценивать виды рекламы.
6. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
7. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Тема 4. Семейный бюджет (5ч.).
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Компетенции:
1. Составлять семейный бюджет на условных примерах.
2. Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
3. Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
4. Описывать формы сбережений.
5. Описывать последствия превышения расходов над доходами.
6. Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
7.
Объяснять,
при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.
Календарно-тематическое планирование 5А
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
|
План |
Факт |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи |
|
Тема 1. Деньги (10 ч) |
|||
1. |
02.09 |
Что такое финансовая грамотность? |
|
2. |
09.09 |
Деньги: а что это такое? |
|
3 |
16.09 |
Удивительные факты и истории о деньгах |
|
4 |
23.09 |
Фальшивые деньги: история и современность. Статья 186 УК. |
|
5 |
30.09 |
Какие бывают деньги и какая у них функция? |
|
6 |
07.10 |
Игра: Бартерный обмен |
|
7 |
14.10 |
Нумизматика. |
|
8 |
21.10 |
Кто печатает деньги и где они хранятся? Что такое банк и для чего он нужен? |
|
9 |
28.10 |
Гохран РФ. |
|
10 |
11.11 |
Почему к деньгам нужно относиться бережно? |
|
Тема 2. Доходы семьи (11 ч) |
|||
11. |
18.11 |
«Каждому приходится выбирать..» |
|
12. |
25.11 |
Откуда берутся деньги? Виды доходов. |
|
13. |
02.12 |
Заработная плата. |
|
14 |
09.12 |
Собственность и доходы от нее. |
|
15 |
16.12 |
Социальные выплаты: пенсии, пособия. Материнский капитал. Кредит. |
|
16 |
23.12 |
Решение задач. |
|
17 |
13.01 |
Мир профессий. |
|
18 |
20.01 |
Учимся считать карманные деньги. |
|
19 |
27.01 |
Решение задач на доходы. |
|
20 |
03.02 |
Ролевая игра «Доходы семьи» |
|
21 |
10.02 |
Проекты «Доходы семьи» |
|
Тема 3. Расходы семьи (8 ч). |
|||
22 |
17.02 |
Куда уходят деньги? Как управлять расходами? Покупки. |
|
23 |
24.02 |
Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы. Судебные приставы. |
|
24 |
03.03 |
Предметы первой необходимости. |
|
25 |
10.03 |
Страхование. |
|
26 |
24.03 |
Деньги на отдых и развлечения. |
|
27 |
31.03 |
Игра «Планируем праздник». |
|
28 |
07.04 |
Реклама и рекламные акции. Решение задач |
|
29 |
14.04 |
Решение задач «Расходы семьи» |
|
Тема 4. Семейный бюджет (5 ч). |
|||
30 |
21.04 |
Семейный бюджет. Соотношение доходов и расходов - профицит и дефицит. Сбалансированный бюджет. |
|
31 |
28.04 |
Кредиты, долги, сбережения семейные и личные, вклады, депозиты и пластиковые карты. Решение задач. |
|
32 |
05.05 |
Электронные формы составления бюджета. Сроки бюджета. |
|
33 |
12.05 |
Проекты «Семейный бюджет» |
|
34 |
19.05 |
Урок повторения. Зачет. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.