Рабочая программа курса «Родная (русская) литература» для 2а класса

  • doc
  • 20.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2а Сечко Родная русская литература.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

 

 

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

начальных классов
Протокол от

«30» августа 2019 г.
 № 1
Руководитель _________
Л.В Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _________/

А.В. Тимошева

 «31» августа 2019г

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

  школы - интерната по МР
________Б.Н. Мушаева

 Протокол НМС от

 «31» августа 2019 г.

 № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Т.Р. Исманов
 
Приказ от «02» сентября 2019г.
№ 216

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по родной (русской) литературе

 

для 2а класса

 

1часа в неделю (всего 34 часа)

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: учитель начальных классов Сечко О. М., ВК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год    

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Родная (русская) литература» для 2а класса на 2019–2020 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».

2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

5. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. От 08.05.2019 приказом №233) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6. Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении» № 189 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).

7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» № 81 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2015 г. Регистрационный № 40154).

8. Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. От 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».

9. ООП НОО МКОУ «Мыскаменская школа-интернат».

10. Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе программы авторов Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение. 1 – 4 классы» УМК «Школа России».

Учебник: «Литературное чтение» 2 кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.) - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).

Родная (русская) литература - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно­речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Чтение на родном языке (русском) способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Родная (русская) литература» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных произведений происходит преображение личности учащегося. Формируется нравственно-этическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средство самообразования.

«Родная (русская) литература» обеспечивает единство обучения и воспитания, создает условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения по данному предмету:

- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя;

- приобретение умения работать с разными видами информации; приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

- обогащение личного опыта учащегося духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру.

Основные задачи:

-   развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

-       формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух,

-       формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка,

-    формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

1.        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2.       Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

3.       Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

4.       Формирование эстетических чувств.

5.       Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6.                  Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

7.       Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1.       Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

2.       Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3.       Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4.       Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждения.

5.       Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла.

6.       Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7.       Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1.       Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2.       Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3.       Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4.       Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5.       Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.

6.       Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7.       Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2                  класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Учащиеся 2 класса научатся:

Осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или подготовленного ребёнка (в сочетании с музыкальным сопровождением);

Четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;

Читать целыми словами без разделения на слоги дву- и тресложных слов;

Читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

Сознательно, правильно читать (без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту;

Читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

Подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой на вопросы и иллюстрации;

Ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника.

Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:

Делить текст на части, находить главную мысль прочитанного (с помощью учителя).

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя);

Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся 2 класса научатся:

Выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;

Различать слова авторов и героев;

Определять тему произведения по заглавию;

Составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок, объединённых общей темой;

Высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

Отгадывать загадки;

Читать по ролям литературное произведение;

Использовать различные способы работы с деформированным текстом;

Создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:

Рисовать словесные картины на основе прочитанного текста (с помощью учителя);

Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты. Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся 2 класса научатся:

Знать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

Знать 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;

Знать имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;

Находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

Отличать прозаический текст от поэтического, сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;

Отличать прозаический текст от поэтического;

Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание литературного чтения представлено следующими разделами:

·        Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

·        Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

·        Работа с художественным произведением.

·        Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

·        Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы - «Виды речевой деятельности. Культура речевого

общения» - ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко­речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которых зависит понимание прочитанного текста и. как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость чтения позволит им чувствовать уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержания литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа предусматривает развитие выразительной устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел - «Виды работы с текстом. Коммуникативно - познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление, плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно - речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст - описание, текст - рассуждение, текст - повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно- познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно­нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно - эстетической деятельности, формирование нравственно - этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя, понимать различия в познании мира с помощью научно - понятийного и художественно - образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно - познавательного произведений, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно - познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение - произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно - образную форму всё богатство окружающего

мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно­нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения на родном языке (русском) включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез - анализ - синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно - эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолировано, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения на родном языке (русском) включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно - эстетических ценностях, словесно - художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрен анализ путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально - нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении. В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков) художественные и научно - познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы

(сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно - эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно - эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно - эстетического воспитания и духовно- нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно - эстетической и нравственно - мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно - речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно - духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение на родном языке» обеспечит развитие коммуникативно - речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

 

Любите книгу – 2часа

Мир народной сказки – 4часа

Краски осени – 4 часа

Весёлый хоровод – 3 часа

Мы – друзья – 3 часа

Здравствуй, матушка-зима! – 2 часа

Чудеса случаются – 3 часа

Весна! Весна! и всё ей радо – 2 часа

Мои самые близкие и дорогие – 3 часа

Люблю всё живое – 4 часа

Жизнь дана на добрые дела – 4 часа

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru