Рабочая программа курса "Русская словесность" 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа курса "Русская словесность" 5 класс

Оценка 4.9
docx
10.02.2024
Рабочая программа курса "Русская словесность" 5 класс
Курс Русская словесность 23-24.docx

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Волгодонского района

МБОУ: Прогрессовская ООШ

 

 

                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                

Директор МБОУ: Прогрессовская ООШ

___________С.В. Лескина

Приказ от __________    №_______

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

 

---------------------------Т.Е.Булычева

     

                                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Русская словесность»

(предметная область «Русский язык и литература»)

для образовательных организаций,

реализующих программы основного общего образования

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического

                                                                          объединения по общему образованию

                                                                             (протокол от 26 октября 2020 № 4/20)

для обучающихся 5   класса

                                                                      на 2023-2024   учебный год

 

Составитель:  Перетятько Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

п. Прогресс    2023 г.

 

 

 

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному курсу «Русская словесность» (предметная область «Русский язык и литература» составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения учебного курса «Русская словесность», даётся общая характеристика курса, определяется место учебного курса «Русская словесность» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса. Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования предметной области «Русский язык и литература» на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного курса «Русская словесность». Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Русская словесность».

Пояснительная записка

Цели изучения учебного курса «Русская словесность»

Программа учебного курса «Русская словесность» разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка и литературы‚ изучение основ русской словесности. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской словесности в рамках предметной области «Русский язык и литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса. В соответствии с этим в курсе русской словесности актуализируются следующие цели:

1) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

2) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

3) освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

4) формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

5) воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

6) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

7) освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

8) овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

 

Место учебного предмета «Русская словесность» в учебном плане

Программа по курсу русской словесности составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Общая характеристика учебного курса «Русская словесность»

Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с обязательными к изучению программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется расширение и дополнение основного курса по русскому языку и литературе. Программа учебного курса «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями учащихся, с уровнем их языкового и литературного развития. В программе выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности (5—6 классы), и второй — основы  словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова (7—9 классы).

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Кроме известных учащимся понятий, в программу по курсу словесности включен ряд новых понятий. Например, понятия о словесности и ее материале, о различных видах авторского повествования, о стилизации, сказе и др. При этом особо следует отметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях.

 В освоении учебного курса «Русская словесность» учащиеся идут «от слова к словесности»: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком — к смыслу, идее произведения словесности.

Каждый раздел программы по курсу словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык  в собственных высказываниях.

В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Таким образом, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями, наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

В 5 классе учащиеся знакомятся с богатством лексики русского языка, с прямым и переносным значением слов; с начальным понятием о тексте. Они получают первоначальное представление о произведениях разных родов и видов и об особенностях словесного выражения содержания в них. В 6 классе в центре внимания понятия о значении стилистической окраски слов и выражений и средств художественной изобразительности, здесь вырабатывается умение применять эти свойства языка в собственных высказываниях, развивается представление о законах употребления языка в каждом из родов и видов словесности. В 7 классе школьники изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски. В 8 классе школьники осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах; учатся оценивать качества текста, воспринимать произведения в соответствии с их жанрово-родовой природой, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка. В 9 классе учащиеся получают представление о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи, как единство художественного содержания и его словесного выражения.

Изучение словесности в 5—9 классах должно помочь формированию умений учащихся адекватно воспринимать чужое устное или письменное высказывание, самостоятельно понимать смысл художественного произведения, исходя из его словесной формы, а также творчески употреблять язык, применяя в собственных высказываниях изученные приемы языкового выражения содержания. Овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества послужат развитию личности школьника.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской словесности опирается на содержание основного курса, представленного в предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основное содержание настоящей программы соотносится с основным содержанием курсов русского языка и литературы в образовательной организации, дополняет их и имеет преимущественно практико-ориентированный характер.

 Рабочая программа курса «Русская словесность» для обучающихся 5 класса  создана на основе   авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой,   опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2015  

   Авторская  программа   курса «Русская словесность» рассчитана на 70 аудиторных  часов и  является дополнением к программе по русскому языку  в 5 классе. Настоящая рабочая программа рассчитана на 34 часа.

   Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

   Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.

   Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

   К задачам элективного курса относятся:

·         Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).

·         Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.

·         Учить ребят создавать собственный текст.

·         Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.

·         Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.

·         Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.

    Работа в соответствии с поставленными целями и задачами  даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому  итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:

    Ученики должны знать:

·         Теоретические сведения об основах словесности

·         Роды, виды и жанры словесности

·         Роль выразительных средств языка в художественной речи

·         Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

·         Понимать художественное произведение

·         Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..

В 5 классе учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную  и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;

-получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных  произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

   Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе  по  словесности  диалог  рассматривается  как  одна  из форм  словесного  выражения  содержания,  говорится  об  употреблении диалога в разговорном  и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах  по  литературе изучаются басни Крылова. В  программе по словесности басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определенными языковыми средствами.

   Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат   инструментом    постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.

Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений,   которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений  самостоятельно постигать   смысл,    выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески  употреблять   язык   в   собственных  высказываниях.

 В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

 Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный  смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник

Требования к уровню подготовки обучающихся

5 класс: К концу первого года обучения учащиеся должны:

·         выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;

·         уметь работать с толковым и этимологическим словарями;

·         различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;

·         верно определять тему и основную мысль текста;

·         создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;

·         различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;

·         определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.

Для повышения уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:

- составление тестов по изучаемым темам;

- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;

- творческие работы по составлению оригинальных тропов;

- проведение практикумов;

- творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.

Ожидаемый результат:

При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ,  уровнем развития связной речи школьников.

Требования к результатам освоения учебного курса «Русская словесность»

Личностными результатами выпускников основной школы являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;

7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты изучения словесности предполагают:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Содержание       учебного курса «Русская словесность»

5 класс

Что такое слово             Содержание

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Виды деятельности учащихся

Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка. Выработка умения отвечать на вопросы по рассмотренной картине. Формирование умения сочинять небольшой рассказ по определенному заданию.

Словесность   Содержание

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

Виды деятельности учащихся

Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Выработка умения составлять рассказ по картине. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

Богатство лексики русского языка      Содержание

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Слова-термины, способы определения понятия.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произведениях.

Антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, их роль в художественных произведениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Виды деятельности учащихся

Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения много­значные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Прямое и переносное значение слова    Содержание

Прямое значение слова.

Употребление слова в переносном значении.

Сравнение. Эпитет. Аллегория.

Виды деятельности учащихся

Понимание прямого и переносного значений слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.

Текст  Содержание

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание.

Тема и основная мысль (идея) текста.

Способы связи предложений в тексте: смысловые, грамматические; последовательные, параллельные.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

Виды деятельности учащихся

Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.

Стихи и проза  Содержание

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.          Ритм.

Интонация. Цель высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза.            Рифма в стихах.  Строфа как единица композиции стихотворной речи.

Виды деятельности учащихся

Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.

Устная народная словесность            Содержание

Понятия о произведении устной народной словесности.

Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.

Виды деятельности учащихся

Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

Литературное эпическое произведение   Содержание

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Эпическое произведение — произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть, роман.    Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Виды деятельности учащихся

Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение         Содержание

Лирическое произведение — произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

Виды деятельности учащихся

Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

Литературное драматическое произведение    Содержание

Драматическое произведение — произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.

Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

Виды деятельности учащихся

Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.

Тематическое планирование уроков 5 класс

Тема урока

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей  программе

Основные темы раздела

Вводный урок

1

1

Значение слова «слово». Как возникло слово. Для чего служат слова.

Что такое слово

3

2

Что такое словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык. Язык художественной словесности.

Словесность

9

5

Лексическое значение слова.

Слова однозначные и многозначные.   Слова-термины.   Омонимы.   Синонимы.

Антонимы.   Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова, архаизмы. Фразеологизмы.

Богатство лексики русского языка

12

5

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Прямое и переносное значения слова

4

2

Что такое текст.  Тема текста. Основная мысль (идея) текста.

 Повествование. Описание.  Рассуждение. Диалог и монолог.

Текст

7

3

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения .Ритм. Интонация. Цель высказывания и интонация.  Особенности интонации в стихах. Рифма в стихах. Строфа.

Стихи и проза

8

4

Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. Сказка и правда. Небылицы. Пословицы и поговорки. Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки. Считалки.

Устная народная словесность

7

3

Литературная сказка. Басня. Рассказ, повесть, роман. Особенность языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения.

Литературное эпическое произведение

6

3

Что такое лирическое произведение. Стихи о природе.  Стихи о животных и другие.

Литературное лирическое произведение

6

3

Что такое драматическое произведение. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

Литературное драматическое произведение

4

2

Что такое драматическое произведение. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

Заключительный урок

1

1

Что такое словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык. Язык художественной словесности.

Всего

68

34

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план         курса    «Русская словесность»     5 класс

 

№ занятия

Тема занятия

Всего часов

Форма организации деятельности

                          Сроки

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЯЗЫКА.

 

 

 

1

Вводное занятие . Язык и слово. Цели и задачи курса.

Стилистические возможности слов и

выражений.

1

Выразительное чтение. Работа с этимологическим словарем.

1.09.

2023г.

2

3

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания

людей

2

Формирование умения сочинять небольшой рассказ по определенному заданию.

8.08

15.09

 

.СЛОВЕСНОСТЬ

4

5

Словесность как словесное творчество, словесное искусство.

2

Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях.

22.09

 

29.09

6-7

Диалог и монолог. Просторечие.

2

Умение построить диалог.

6.10

13.10

8

Отличие значения языка

в жизни от значения языка в произведении.

1

Выработка умения составлять рассказ по картине.

20.10

 

БОГАТСТВО ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

9

Лексическое значение слова.

1

Работа с толковыми словарями.

27.10

10

Слова однозначные и многозначные.

1

Умение читать словарную статью.

10.11

11

Омонимы, синонимы, антонимы и их роль в художественных произведениях.

1

Умение находить в тексте художественного произведения многозначные¬ слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении.

17.11

12

Омонимы, синонимы, антонимы и их роль в художественных произведениях.

1

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

24.11

13

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.Фразеологизмы

1

Работа с этимологическим словарем

1.12

 

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

14

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

1

Работа со словарем

8.12

15

Сравнение.Эпитет.Аллегория.

1

Работа с художественными текстами

15.12

 ТЕКСТ

16

Тема и основная мысль (идея) текста.

Способы связи предложений в тексте: смысловые, грамматические; последовательные, параллельные.

1

Определение темы и основной мысли текста.

Устное и письменное изложение повествовательного текста

22.12

 

29.12

17

Форма словесного выражения-повествование.

1

Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему.

 

18

Форма словесного выражения- описание.

Форма словесного выражения- рассуждение.

1

Создание словесного описания предмета.

Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении.

12.01

 

 

СТИХИ И ПРОЗА

19

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

1

Различение стихотворной и прозаической речи.

19.01

20

Ритм. Интонация.

1

Различение видов интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, их чтение.

26.01

21-22

Рифма в стихах.

2

Подбор рифм к предложенным словам.

2.02

9.02

 

УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.

23

Понятия о произведении устной народной словесности.  Виды сказок.

1

Рассказывание сказки, небылицы.

16.02

24

Другие виды народной словесности: небылицы, пословицы, поговорки

1

Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

1.03

25

Загадки, скороговорки, считалки.

1

Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок.

15.03

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

26

Эпическое произведение — произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

1

. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести

22.03

27

28

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

2

Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

5.04

12.04

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

29-31

Лирическое произведение —выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

3

Выразительное чтение стихов.

19.04

26.04

3.05

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

32-33

Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Авторские ремарки.

2

Чтение пьесы по ролям.

17.05

24.05

 

 

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

 Литература (основная и дополнительная).

 

1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2017

2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. – М., 2019.

3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010.  

4.Программы для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 кл. автор.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2017

-Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.

-Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

-Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.

-Виноградов В.В. Проблемы русской стилист ки. — М., 1981.

-ВинокурГ. О. О языке художественной литерату-ры / сост. Т. Г. В и н о к у р; предисл. В. П. Григорьева. —М., 1991.

-Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи.  Лексикология и лексикография. — М., 1981.

-Г о р ш к о в А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.

-Львова СИ. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному курсу «Русская словесность» (предметная область «Русский язык и литература» составляют следующие документы:

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному курсу «Русская словесность» (предметная область «Русский язык и литература» составляют следующие документы:

Место учебного предмета «Русская словесность» в учебном плане

Место учебного предмета «Русская словесность» в учебном плане

В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др

В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка,…

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка,…

Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи

Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи

Требования к результатам освоения учебного курса «Русская словесность»

Требования к результатам освоения учебного курса «Русская словесность»

Предметные результаты изучения словесности предполагают: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Предметные результаты изучения словесности предполагают: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Содержание учебного курса «Русская словесность» 5 класс

Содержание учебного курса «Русская словесность» 5 класс

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях

Различение видов устной народной словесности

Различение видов устной народной словесности

Что такое слово 3 2

Что такое слово 3 2

Календарно-тематический план курса «Русская словесность» 5 класс № занятия

Календарно-тематический план курса «Русская словесность» 5 класс № занятия

Тема и основная мысль (идея) текста

Тема и основная мысль (идея) текста

Перечень учебно-методических средств обучения

Перечень учебно-методических средств обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024