РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Удивительный мир слов»
2 класса
начальное общее образование,
базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова; сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф.
Содержание рабочей программы курса
1. Результаты освоения курса
2. Содержание курса
3. Тематическое планирование
4. Лист дополнений и изменений
5. Приложение
Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красотуи величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Содержание курса
· Мир полон звуков
· Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
· Для чего служит человеческая речь?
· Как устроен речевой аппарат.
· Звуки и слова.
· Связаны ли между собой звуки и смысл?
· Такие разные гласные и согласные.
· Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
· Звукопись как приём художественной речи.
· Правильное ударение и произношение слов.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
Ø разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
Ø игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
Ø проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
Ø мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
· Азбука, прошедшая сквозь века
· Солунские братья.
· Как появились буквы современного русского алфавита.
· Кириллица, название букв древней азбуки.
· Сравнение кириллицы и современного алфавита.
· Использование букв алфавита для обозначения чисел.
· Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
· Как появилась буква «Ё».
· Особенности использования букв.
· Строчные и прописные буквы.
Практическая и игровая деятельность:
Ø чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также
Ø чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
Ø экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
Ø конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
Ø рисование: «Весёлая буква Ё».
· Всему название дано
· Какие слова появились первыми.
· Звукоподражательные слова у разных народов.
· Лексическое богатство языка.
· Как выбирают имя человеку?
· Как улицы получают свои названия?
· Какие русские имена встречаются на карте мира?
· О чём может рассказать слово «борщ»?
· Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая и игровая деятельность:
Ø игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
Ø мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
Ø проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
Ø конкурс «Придумываем название для новых конфет».
· Как делаются слова
· История происхождения слов.
· Поиск информации о происхождении слов.
· Слова производные и непроизводные.
· Словообразовательные связи слов.
· Корень — главная часть слова.
· Группы однокоренных слов.
· Механизм образования слов с помощью суффикса.
· Группы суффиксов по значению.
· Механизм образования слов с помощью приставки.
· Группы приставок по значению.
· Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием
· «моделей» частей слова.
Практическая и игровая деятельность:
Ø игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,
Ø «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,
Ø «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
Ø лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
Ø конструирование слов по словообразовательным моделям;
Ø проект «Как конфеты получают свои названия».
· Секреты правильной речи
· Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
· Сочетание слов по смыслу.
· Ограничения сочетаемости слов.
· Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
· Нарушение сочетаемости слов.
· Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
· Исправление ошибок в словоупотреблении.
· Многозначные слова.
· «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
· Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
· Стилистическая окраска слов.
· Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
· Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
· Слова исконно русские и заимствованные.
· История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
· Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Практическая и игровая деятельность:
Ø игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,
Ø «Закончи пословицы»;
Ø решение кроссвордов;
Ø составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю
Ø антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
Ø составление шуточных рассказов и стихов.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Название темы |
Кол-во час |
1 |
Звуки вокруг нас. |
1 |
2 |
Фабрика речи. |
1 |
3 |
Бессмыслица + бессмыслица = смысл. |
1 |
4 |
Полоса препятствий. |
1 |
5 |
Рисуем звуками. |
1 |
6 |
Трудности словесного ударения. |
1 |
7 |
Буквы старые и новые. |
1 |
8 |
Так считали наши предки. |
1 |
9 |
Страницы древних книг. |
1 |
10 |
Живая и весёлая буква алфавита. |
1 |
11 |
Загадки русской графики. |
1 |
12 |
Рождение языка. |
1 |
13 |
Сколько слов в языке? |
1 |
14 |
Имена, имена, имена… |
1 |
15 |
Увлекательные истории о самых простых вещах. |
1 |
16 |
Словари — сокровищница языка. |
1 |
17 |
«Дальние родственники». |
1 |
18 |
Слова «готовые» и «сделанные». |
1 |
19 |
Есть ли «родители» у слов? |
1 |
20 |
Внимание, корень! |
1 |
21 |
Такие разные суффиксы. |
1 |
22 |
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? |
1 |
23 |
Что нам стоит слово построить? |
1 |
24 |
Словарное богатство русского языка. |
1 |
25 |
Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». |
1 |
26 |
Выбираем точное слово. |
1 |
27 |
Одно или много? |
1 |
28 |
Когда у слов много общего? |
1 |
29 |
Когда значения спорят? |
1 |
30 |
Слова одинаковые, но разные. |
1 |
31 |
«Местные жители» и «иностранцы». |
1 |
32 |
Как рождаются фразеологизмы? |
1 |
33 |
Выбор фразеологизма в речи. |
1 |
34-35 |
Резерв |
2 |
|
Итого |
35 |
Календарно – тематическое планирование
№ п. п. |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Форма организации и виды деятельности обучающихся |
|||
Мир полон звуков (6 ч) |
|||||||
1 |
Звуки вокруг нас |
1 |
|
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; - анализировать информацию, представленную на рисунке;
|
|||
2 |
Фабрика речи |
1 |
|
||||
3 |
Бессмыслица+бессмыслица=смысл |
1 |
|
||||
4 |
Полоса препятствий |
1 |
|
||||
5 |
Рисуем звуками |
1 |
|
||||
6 |
Трудности словесного ударения. |
1 |
|
||||
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) |
|||||||
7 |
Буквы старые и новые |
1 |
|
- сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; - интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической - формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; - составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; |
|||
8 |
Так считали наши предки Страницы древних книг |
1 |
|
||||
9 |
Живая и веселая буква алфавита |
1 |
|
||||
10 |
Загадки русской графики |
1 |
|
||||
11 |
Буквы старые и новые |
1 |
|
||||
Всему название дано (5 ч) |
|||||||
12 |
Рождение языка. Какие слова появились первыми. |
1 |
|
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; - воспринимать на слух и понимать информационный текст; - самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. - моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; - самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; |
|||
13 |
Сколько слов в языке? |
1 |
|
||||
14 |
Имена, имена, имена… Увлекательные истории о самых простых вещах. |
1 |
|
||||
15 |
Словари – сокровищница языка. Рождение языка. Какие слова появились первыми. |
1 |
|
||||
16 |
Сколько слов в языке? |
1 |
|
||||
Как делаются слова (7 ч) |
|||||||
17 |
«Дальние родственники» |
1 |
|
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями; - анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. - наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; - выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; |
|||
18 |
Слова «готовые» и «сделанные». |
1 |
|
||||
19 |
Есть «родители» у слов? |
1 |
|
||||
20 |
Внимание, корень! |
1 |
|
||||
21 |
Такие разные суффиксы. |
1 |
|
||||
22 |
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? |
1 |
|
||||
23 |
Что нам стоит слово построить? |
1 |
|
||||
Секреты правильной речи (11 ч) |
|||||||
24 |
Словарное богатство русского языка |
1 |
|
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; - наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; - самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
|
|||
25 |
Вместе и врозь |
1 |
|
||||
26 |
Выбираем точное слово |
1 |
|
||||
27 |
Одно или много? |
1 |
|
||||
28 |
Когда у слов много общего? |
1 |
|
||||
29 |
Когда значения спорят? |
1 |
|
||||
30 |
Слова одинаковые, но разные |
1 |
|
||||
31 |
«Местные жители и иностранцы» |
1 |
|
||||
32 |
Как рождаются фразеологизмы? |
1 |
|
||||
33 |
Выбор фразеологизма в речи |
1 |
|
||||
34-35 |
Резерв |
2 |
|
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений |
Содержание |
Реквизиты документа |
Подпись лица, внёсшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
Выполнение программы 2020 – 2021 уч.г
ФИО учителя:___________________________________________________________
Предмет: _______________________________________________________________
Класс(ы): _________
Период |
По плану |
Фактически |
Отставание |
Причина |
Способ устранения отставания |
I четверть |
|
|
|
|
|
II четверть |
|
|
|
|
|
III четверть |
|
|
|
|
|
IV четверть |
|
|
|
|
|
год |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.