Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«В мире информации.
Работаем с информационными источниками.»
по общеинтеллектуальному направлению
для учащихся 1 класса
Ширяева С.Б., учитель высшей
квалификационной категории
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Програма курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» разработана для обучающихся первого класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа курса позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.
Одной из главных задач является повышение качества образования и воспитания обучающихся. Данная программа способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в среднем звене.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
Новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.
Цель курса – создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных УУД, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Задачи курса:
-содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
-способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
-формировать УУД познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
-создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
-создавать условия для развития у детей познавательных интересов, сформировать стремления ребёнка к расмышлению и поиску.
Решение данных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностью построения курса является то, что в него включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Характерной особенностьюкурса является занимательность изложения и практическая направленность материала.
Курс имеет уровневое построение . Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на её содержание.
Показатели и критерии диагностики информационной компетенции обучающихся 1класса.
1.Работа с источниками информации:
-знание того, какие источники информации существуют;
-умение использовать различные источники информации;
-умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, нои в реальной жизненной ситуации.
2.Обработка и представление результатов:
-умение выделять недоставерные и сомнительные элементы;
-умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
-умение обобщать сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
-умение описать и представить результаты своей работы.
Принципы проведения занятий.
Курс для 1класса рассчитан на 15 занятий по 35 минут.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные:
-умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);-умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.
Метапредметные
Регулятивные:
-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
-планировать реализацию учебной задачи;
-контролировать и оценивать свои действия;
-определять и формулировать цель деятельности;
-работать по предложенному плану
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
-владеть общими приёмами решения задач;
-ориентироваться в своей системе знаний: оличать новое от уже известного;
-делать предварительный отбор источников информации;
-перерабатывать полученную информацию;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
-выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
-доносить свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения в группе;
-учиться выполнять различные роли в группе.
В результате изучения курса первоклассники:
-приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией;
-научатся использовать различные виды чтения: осознанное, изучающее, поисковое;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
-научатся самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации;
-овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно- символической форме;
-научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Учебно-методический комплект:
Содержание программы.
Календарно-тематическое планирование
|
Дата |
Факт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.