АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование рабочей программы |
Наименование основной образовательной программы ОО |
Срок реализации |
УМК, использованный при реализации рабочей программы |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» , 9 класс |
Основная образовательная программа основного общего образования |
2019-2020 учебный год |
1. А.В.Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (5-9 классы). 2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2011) 3. Кузьмин И.А., Кузьмина В.Е., Красикова И.В., «Истоки», 9 кл.ч.1и2. Рабочая тетрадь. |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 9
класса является составной частью целостного педагогического направления,
призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей российской цивилизации.
Курс « Социокультурные истоки» предназначен для основной школы и призван привести учащихся к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Данный курс является продолжением освоения социокультурного и духовно-нравственного контекста, ведущих видов человеческой деятельности; воздействует на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества; обогащает социальный и нравственный опыт учащихся множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.
Целью курса «Социокультурные истоки» является: формирование исторического мышления, гуманизма, толерантности; развития исторического кругозора, мировоззрения.
Задачи курса «Социокультурные истоки»:
Основными формами организации учебных
занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение,
комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина, сообщения, доклады,
презентации, практикумы, дискуссии, беседы, лабораторные работы, проекты,
индивидуальное и групповое выполнение заданиФормы контроля: проверочные и
тестовые работы; словарные и хронологические диктанты, самостоятельные
ответы по заготовленным карточкам.
В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Всеобщей истории;
· применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
· Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
Содержание курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Введение.
Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. Сословие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.
Глава 1. Крестьянство.
Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.
Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.
Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.
Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.
Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.
Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.
Глава 2. Мастера – ремесленники.
Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы.
Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника.
Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.
Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая.
Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).
Мастера-храмостроители.
Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе.
Глава 3. Купцы и предприниматели.
Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.
Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Основы предпринимательского успеха.
Глава 4. Слово и Образ Отечества. Отечество.
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.
Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли.
Происхождение слова «столица».
Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.
Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы.
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».
Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной. Обобщение.
Глава 5. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ.
Деревня.
Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водоГлаваьные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образа сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.
Город. Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства. Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.
Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.
Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.
Памятные и святые места. Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.
Глава 6. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.
Жизненный круг времени.
Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.
Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.
Старость: сила духа и немощи совершенства.
Годичный круг времени.
Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.
Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.
Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов. Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница. Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.
Седмица. Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая. Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
Введение. Высокий смысл основных видов человеческой деятельности: земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство, воинское служение, священнослужение, управление и суд, |
2 |
|
Крестьянство. Крестьянское сословие во все времена, традиционные признаки российского крестьянина, крестьянское дело: крестьянин – земледелец, охотник, грибник. Единство человека и природы. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве. |
6 |
|
Мастера – ремесленники. Старинные сообщества, важнейшие признаки ремесленника, производственный труд, знание материалов и творческое воображение мастера, мастера – храмостроители, ремесленник – творец мастерства. |
6 |
|
Купцы и предприниматели Купцы и предприниматели – деловые люди. Роль купечества и предпринимательства. Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Основы успеха предпринимательства. |
3 |
|
Слово и образ Отечества. Отечество- земля отцов. Россия- общая Родина – мать многих народов |
2 |
|
Столица, края и земли. Образ Москвы. Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский и Андрей Рублев |
2 |
|
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники и купцы-промышленники. Образ храма – воина и Божьей Матери |
2 |
|
Вологодско-Белозерский край. Образы святых: преподобные Кирилл Белозерский и Димитрий Прилуцкий. Русский Север - заповедник народной культуры |
2 |
|
Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина» Образы землепроходцев и мореходов. Поволжье - многоликое и разноязыкое |
2 |
|
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной |
2 |
|
Слово и образ малой Родины. Деревня. Образ деревни: сельский храм и часовня, трудовые ритмы, шумный праздник села. |
2 |
|
Город. Духовный образ русского города; святыни города, городская среда. Образ родного города |
2 |
|
Памятные и святые места. Просторы земли Русской |
2 |
|
Всего |
35 |
При реализации рабочей программы в дни отмены занятий по неблагоприятным климатическим или эпидемиологическим условиям программа реализуется в дистанционной форме, в т.ч. с использованием возможностей платформы «Мобильное электронное образование».
Тематическое планирование с определением количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Дата проведения
план |
факт |
1 |
Введение. Общий обзор. Виды человеческой деятельности. |
1 |
Подготовить сообщения о видах труда (групповое задание) |
07.09.2019 |
|
2 |
Виды труда: земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство, воинское служение. |
1 |
Презентация. Устный рассказ о видах труда, дать характеристику(работа в группах) |
14.09.2019 |
|
3 |
Крестьянство Крестьянское сословие. |
1 |
Сообщить о традиционных признаках российского крестьянина |
21.09.2019 |
|
4 |
Общий обзор. Крестьянское дело. |
1 |
Устный рассказ о крестьянине-земледельце, охотнике, грибнике и т.д. |
28.09.2019 |
|
5 |
Крестьянское единство человека и природы |
1 |
Сообщение учащихся о божественном влиянии природы на богатый урожай, деревенские праздники. |
05.10.2019 |
|
6 |
Семейное общественное и государственное сл ужение крестьянина. |
1 |
Доклады – семейный быт крестьян, взаимоотношения, пахота, основные дела хлебороба (работа в группах) |
12.10.2019 |
|
7 |
Духовный смысл крестьянского дела |
1 |
Сообщение на тему «Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии» |
19.10.2019 |
|
8 |
Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве. |
1 |
Дать характеристику современной деревни, быту и предназначению современной технологии и уборочных машин на полях страны. |
26.10.2019 |
|
9 |
Мастера - ремесленники Старинные сообщества мастеров-ремесленников. |
1 |
Рассказ о ремесленных кооперативах, артели, слободы, цехи. Понятия : мастер, подмастерье и ученик. |
09.11.2019 |
|
10 |
Важнейшие признаки ремесленника. |
1 |
Сообщение : мастерская. Работа на заказ, призванное личное мастерство ремесленника. |
16.11.2019 |
|
11 |
Разнообразие материалов и творческое воображение мастера. |
1 |
Производственный труд, знание и предметное использование материалов. Ответить на вопрос: «Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленника ?» |
23.11.2019 |
|
12 |
Мастера – ремесленники - храмостроители |
1 |
Сообщение о жизненных уроках ремесла, примеры современных храмостроителей в нашем городе (работа в группах) |
30.11.2019 |
|
13 |
Ремесленник – творец мастерства. |
1 |
Рассказ о ремесленниках - тружениках, участие их в строительстве сельских храмов. Привести примеры. |
07.12.2019 |
|
14 |
Секреты ремесла |
1 |
Знание и преображение природных материалов. Жизненные уроки ремесла. |
14.12.2019 |
|
15 |
Купцы – предприниматели Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества. |
1 |
Беседа. Купцы – предприниматели – деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. |
21.12.2019 |
|
16 |
Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. |
1 |
Сообщение. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование. Квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель – основы успеха. |
11.01.2020 |
|
17 |
Основы успеха современного предпринимательства |
1 |
Презентация на примере развития военного либо агропромышленного комплекса (групповое задание, на выбор) |
18.01.2020 |
|
18 |
Слово и образ Отечества. Отечество – ширь просторов |
1 |
Пересказ и анализ образа России, история и культура, самобытность русского народа, связь поколений соотечественников. |
25.01.2020 |
|
19 |
Святая Русь |
1 |
Устный рассказ о святых в земле Российской просиявших. Цвета и звуки Отечества (Красная площадь, Пасха, Москва-златоглавая) |
25.01.2020** |
|
20 |
Столица. Москва- собор земли Русской |
1 |
Составить рассказ о путешествии по старинной Москве, о строительстве города |
01.02.2020 |
|
21 |
Москва белокаменная |
1 |
Устный рассказ о Москве, о московских соборах, архитектуре |
08.02.2020 |
|
22 |
Края и земли. Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской |
1 |
Сообщения о трех великих образах-Александр Невский, Сергий Радонежский, Андрей Рублев |
15.02.2020 |
|
23 |
Новгородская земля. |
1 |
Групповая презентация – умельцы ремесленники, купцы-промышленники. Северная Фиванда |
22.02.2020 |
|
24 |
Поморье. Русский север-заповедник народной культуры |
1 |
Дать характеристику образам святых Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Культура Севера – деревянный храм, песни Севера, холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. |
29.02.2020 |
|
25 |
Сибирь – « златокипящая государева вотчина» |
1 |
Дать характеристику несметным природным богатства Сибири |
29.02.2020** |
|
26 |
Образы землепроходцев и мореходов |
1 |
Рассказ о путешествии землепроходцев |
07.03.2020 |
|
27 |
Поволжье - многоликое и разноязыкое |
1 |
Сообщения о М.Ломоносове |
14.03.2020 |
|
28 |
Рубежи и пределы. Границы государства и пределы Отечества |
1 |
Составить рассказ о Псково-Печерском монастыре и Смоленской иконы Божией Матери. Образы града Китяжа и Беловодья |
21.03.2020 |
|
29 |
Страны неведомые, земли незнаемые |
1 |
Сообщение «Как осваивалась Камчатка» (Байкал, Камчатка, Семен Дежнев) |
21.03.2020** |
|
30 |
Слово и образ малой Родины. Образ деревни |
1 |
Рассказ о людях-тружениках, сельском храме. |
04.04.2020 |
|
31 |
Деревенская культура и быт |
1 |
Рассказ о народных деревенских праздниках и обрядах |
11.04.2020 |
|
32 |
Город. Духовный образ русского народа. |
1 |
Рассказ о культурных ценностях города, состояние городской среды |
18.04.2020 |
|
33 |
Образ родного города |
1 |
Составить рассказ «Мой любимый город Сургут» |
25.04.2020 |
|
34 |
Памятные и святые места. Просторы земли Русской |
1 |
Презентация на тему: « Памятные места моей Родины» |
16.05.2020 |
|
35 |
Слово и образ Отечества. Отечество – ширь просторов |
1 |
Пересказ и анализ образа России, история и культура, самобытность русского народа, связь поколений соотечественников. |
23.05.2020 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.