Рабочая программа курса внеурочной деятельности

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный журналист" разработана для обучающихся 6 класса
Иконка файла материала рабочая программа юный журналист 6кл.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Верхнедонского района

МБОУ Шумилинская СОШ

 

 

 

РАССМОТРЕНО  Руководитель ШМО гуманитарного цикла   протокол №_________

СОГЛАСОВАНО      на педагогическом совете

протокол №

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Шумилинской СОШ

     __________

 приказ №

              

 

 

                                                                                                               

                                                                             

 

 от 28.08.2023г.                                                       

                                                                                          

 

 

                                                                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Юный журналист»

уровень основного общего образования

(6 КЛАСС)

 

 

 

 

                                                                                             Составитель: Симонова И.С.

 

 

 

 

 

 

ст. Шумилинская,2024г

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в

образовательный процесс:

Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией

учащихся:

- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение

возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося

социума;

- перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества,

способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в

улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации,

складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с

личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной

ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

2. Цели и задачи программы

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,

эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика

средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка

средствами предмета.

Задачи программы:

- осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в

формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни

школьника и перспективы личностного и познавательного развития.

 

Образовательная программа внеурочной деятельности «Юный журналист»

рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю, итого 34 часа.

Рабочая программа воспитания МБОУ Шумилинской СОШ реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала учебного курса внеурочной деятельности «Юный журналист». Эта работа осуществляется в следующих формах:

•Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

•Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:

— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы

•Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.

•Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым  событиям, явлениям, лицам, произведениям искусства.

•Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

•применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

•Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

•Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания:

- методы контроля и самоконтроля,

- методы самовоспитания,

- методы поощрения,

- методы формирования сознания,

- методы убеждения.

•Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме  организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований), включение в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

•Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

 

 

Содержание программы «Юный журналист»

 6 класс

Раздел I «Краткое введение в историю журналистики»

Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с

современными детскими и подростковыми СМИ.

 Раздел II «Основы журналистики»

Мастерская жанров.

Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-

публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.

Как писать материал и что такое «подача» материала.

Как выбрать «главное». Секреты мастерства. Учимся писать для газеты.

Информация (новость).

Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа

публикации. Способы отображения информации.

Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации.

Где искать свежие новости? Журналист всегда в гуще событий. Запоминаем и

записываем.

Интервью.

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью:

интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка,

интервью-мнение, анкета, опрос.

Заметка.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод

для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.

Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.

Языковая игра. Лексика и фразеология. Тропы. Синтаксис.

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора

события для репортажа, предметная основа жанра. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Фоторепортаж.

Особенности жанра. Как снять интересный фоторепортаж.

Стили русского языка.

Многообразие стилей русского языка и их основные особенности.

Публицистический стиль.

Отличительные черты публицистического жанра. Как писать в газету.

Очерк.

Что такое очерк? Виды очерков: проблемный, портретный, путевой.

Эссе. Задачи эссе. Место эссе в газете. Структура эссе

Фельетон.

Фельетон в современной прессе. История жанра. Особенности жанра.

Памфлет.

Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного

жанра. Композиционно-стилистические особенности памфлета.

Культура речи.

Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из

важнейших требований к его профессиональным качества.

Планируемые результаты

Данная программа ориентирована на формирование функционально грамотной

личности средствами внеурочной деятельности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и

ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно

использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный

решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских.

Человек, обладающий набором ключевых компетенций.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы

отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Предметные результаты.

- Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников,

следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.

- Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности

учеников и учителя, создающего условия творчества.

-Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные

решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые

средства решения различных проблем.

- Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.

- Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию,

выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного,

выделяя смысловые части).

-Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному,

увиденному.

- Организация умения выделять и формулировать тему, идею.

- Формирование умений строить устные и письменные высказывания.

- Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на

необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и

аргументировано отстаивать свою.

- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

- Формирование навыков работы и использования всех возможностей

текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.

Личностные результаты.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения

общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные

поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему

конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно

развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на

точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.

- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные

решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые

средства решения различных проблем.

- Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения,

комфортно чувствуют себя в школе.

- Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные

отношения, возрастает сплоченность класса.

Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности,

работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация

своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- Учиться определять и формулировать цель деятельности.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

предложенным материалом.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную

оценку поставленной проблеме.

- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового

редактора, поиска информации в сети Интернет.

Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием»,

технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор

информации.

Познавательные УУД:

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- Ориентироваться в своей системе знаний.

- Делать предварительный отбор источников информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

предметы и их образы.

Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты

социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и

следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).

- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и

аргументировано отстаивать свою.

- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования

- Формирование навыков работы и использования всех возможностей

текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с

представителями общественности, планерка.

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

                                 Название раздела

кол-во часов

1

Раздел I «Краткое введение в историю журналистики»

 

2

2

Раздел II «Основы журналистики»

 

30

3

Презентация проектов

2

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности «Юный журналист» в 6 классе  1 час в неделю, 34 часа в год

№п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Раздел I «Краткое введение в историю журналистики»

 

1

Как и почему возникла журналистика.

04.09

 

2

Из истории детской прессы. Знакомство с

современными детскими и подростковыми СМИ.

11.09

 

 

Раздел II «Основы журналистики»

 

 

 

3

Мастерская жанров. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-

публицистические.

18.09

 

4

 

Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.

25.09

 

5

Как писать материал и что такое «подача» материала.

02.10

 

6

Как выбрать «главное». Секреты мастерства.

09.10

 

7

Учимся писать для газеты.

16.10

 

8

Информация (новость).

23.10

 

9

Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах.

06.11

 

10

Факт как основа публикации.

13.11

 

11

Способы отображения информации.

20.11

 

12

Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации.

27.11

 

13

Где искать свежие новости? Журналист всегда в гуще событий.

04.12

 

14

Где искать свежие новости? Запоминаем и записываем.

11.12

 

15

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации.

18.12

 

16

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос.

25.12

 

17

Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.

15.01

 

18

Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.

22.01

 

19

Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Языковая игра. Лексика и фразеология. Тропы.

29.01

 

20

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов.

05.02

 

21

Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра.

12.02

 

22

Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

19.02

 

23

Фоторепортаж.

Особенности жанра. Как снять интересный фоторепортаж.

26.02

 

24

Стили русского языка. Публицистический стиль.

05.03

 

25

Отличительные черты публицистического жанра. Как писать в газету.

12.03

 

26

Очерк. Что такое очерк? Виды очерков: проблемный, портретный, путевой.

19.03

 

27

Эссе. Задачи эссе. Место эссе в газете. Структура эссе

02.04

 

28

Фельетон. Фельетон в современной прессе. История жанра. Особенности жанра

09.04

 

29

Памфлет как жанр сатирической публицистики

16.04

 

30

Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из важнейших требований к его профессиональным качествам.

23.04

 

31

Выбор темы. Работа над проектом.

30.04

 

32

Выбор темы. Работа над проектом.

07.05

 

33

Презентация проекта.

14.05

 

34

Презентация проекта.

21.05

 

Согласовано:

Зам директора по УВР ___________________