МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Верхнедонского района
МБОУ Шумилинская СОШ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО гуманитарного цикла протокол №_________ |
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол № |
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Шумилинской СОШ __________ приказ №
|
от 28.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный журналист»
уровень основного общего образования
(6 КЛАСС)
Составитель: Симонова И.С.
ст. Шумилинская,2024г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в
образовательный процесс:
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией
учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение
возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося
социума;
- перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества,
способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в
улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации,
складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с
личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной
ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
2. Цели и задачи программы
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,
эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика
средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка
средствами предмета.
Задачи программы:
- осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни
школьника и перспективы личностного и познавательного развития.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Юный журналист»
рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю, итого 34 часа.
Рабочая программа воспитания МБОУ Шумилинской СОШ реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала учебного курса внеурочной деятельности «Юный журналист». Эта работа осуществляется в следующих формах:
•Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
•Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы
•Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.
•Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям искусства.
•Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
•применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
•Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
•Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания:
- методы контроля и самоконтроля,
- методы самовоспитания,
- методы поощрения,
- методы формирования сознания,
- методы убеждения.
•Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований), включение в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
•Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Содержание программы «Юный журналист»
6 класс
Раздел I «Краткое введение в историю журналистики»
Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с
современными детскими и подростковыми СМИ.
Раздел II «Основы журналистики»
Мастерская жанров.
Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-
публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.
Как писать материал и что такое «подача» материала.
Как выбрать «главное». Секреты мастерства. Учимся писать для газеты.
Информация (новость).
Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа
публикации. Способы отображения информации.
Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации.
Где искать свежие новости? Журналист всегда в гуще событий. Запоминаем и
записываем.
Интервью.
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью:
интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка,
интервью-мнение, анкета, опрос.
Заметка.
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод
для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.
Языковая игра. Лексика и фразеология. Тропы. Синтаксис.
Репортаж.
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора
события для репортажа, предметная основа жанра. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Фоторепортаж.
Особенности жанра. Как снять интересный фоторепортаж.
Стили русского языка.
Многообразие стилей русского языка и их основные особенности.
Публицистический стиль.
Отличительные черты публицистического жанра. Как писать в газету.
Очерк.
Что такое очерк? Виды очерков: проблемный, портретный, путевой.
Эссе. Задачи эссе. Место эссе в газете. Структура эссе
Фельетон.
Фельетон в современной прессе. История жанра. Особенности жанра.
Памфлет.
Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного
жанра. Композиционно-стилистические особенности памфлета.
Культура речи.
Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из
важнейших требований к его профессиональным качества.
Планируемые результаты
Данная программа ориентирована на формирование функционально грамотной
личности средствами внеурочной деятельности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и
ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно
использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный
решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских.
Человек, обладающий набором ключевых компетенций.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Предметные результаты.
- Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников,
следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
- Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности
учеников и учителя, создающего условия творчества.
-Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные
решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые
средства решения различных проблем.
- Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
- Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию,
выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного,
выделяя смысловые части).
-Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному,
увиденному.
- Организация умения выделять и формулировать тему, идею.
- Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
- Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на
необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей
текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Личностные результаты.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно
развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на
точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные
решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые
средства решения различных проблем.
- Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения,
комфортно чувствуют себя в школе.
- Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные
отношения, возрастает сплоченность класса.
Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности,
работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация
своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Учиться определять и формулировать цель деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
предложенным материалом.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку поставленной проблеме.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового
редактора, поиска информации в сети Интернет.
Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием»,
технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор
информации.
Познавательные УУД:
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы.
Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты
социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей
текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с
представителями общественности, планерка.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
кол-во часов |
1 |
Раздел I «Краткое введение в историю журналистики»
|
2 |
2 |
Раздел II «Основы журналистики»
|
30 |
3 |
Презентация проектов |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности «Юный журналист» в 6 классе 1 час в неделю, 34 часа в год
№п/п |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел I «Краткое введение в историю журналистики»
|
|||
1 |
Как и почему возникла журналистика. |
04.09 |
|
2 |
Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ. |
11.09 |
|
|
Раздел II «Основы журналистики»
|
|
|
3 |
Мастерская жанров. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно- публицистические. |
18.09 |
|
4 |
Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. |
25.09 |
|
5 |
Как писать материал и что такое «подача» материала. |
02.10 |
|
6 |
Как выбрать «главное». Секреты мастерства. |
09.10 |
|
7 |
Учимся писать для газеты. |
16.10 |
|
8 |
Информация (новость). |
23.10 |
|
9 |
Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. |
06.11 |
|
10 |
Факт как основа публикации. |
13.11 |
|
11 |
Способы отображения информации. |
20.11 |
|
12 |
Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. |
27.11 |
|
13 |
Где искать свежие новости? Журналист всегда в гуще событий. |
04.12 |
|
14 |
Где искать свежие новости? Запоминаем и записываем. |
11.12 |
|
15 |
Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. |
18.12 |
|
16 |
Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. |
25.12 |
|
17 |
Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. |
15.01 |
|
18 |
Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. |
22.01 |
|
19 |
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Языковая игра. Лексика и фразеология. Тропы. |
29.01 |
|
20 |
Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. |
05.02 |
|
21 |
Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. |
12.02 |
|
22 |
Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. |
19.02 |
|
23 |
Фоторепортаж. Особенности жанра. Как снять интересный фоторепортаж. |
26.02 |
|
24 |
Стили русского языка. Публицистический стиль. |
05.03 |
|
25 |
Отличительные черты публицистического жанра. Как писать в газету. |
12.03 |
|
26 |
Очерк. Что такое очерк? Виды очерков: проблемный, портретный, путевой. |
19.03 |
|
27 |
Эссе. Задачи эссе. Место эссе в газете. Структура эссе |
02.04 |
|
28 |
Фельетон. Фельетон в современной прессе. История жанра. Особенности жанра |
09.04 |
|
29 |
Памфлет как жанр сатирической публицистики |
16.04 |
|
30 |
Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из важнейших требований к его профессиональным качествам. |
23.04 |
|
31 |
Выбор темы. Работа над проектом. |
30.04 |
|
32 |
Выбор темы. Работа над проектом. |
07.05 |
|
33 |
Презентация проекта. |
14.05 |
|
34 |
Презентация проекта. |
21.05 |
|
Согласовано:
Зам директора по УВР ___________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.