Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука Новосибирска"

  • doc
  • 22.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа курса внеурочной деятельности _Азбука Новосибирска_.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности

«АЗБУКА НОВОСИБИРСКА»

 на 2023 – 2024 учебный год

                              Срок освоения 1 год (1 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Вострухина Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Новосибирк – 2023

Пояснительная записка

Программа курса «Азбука Новосибирска»  предназначена для учащихся 1 классов. Является курсом социальной и общеинтеллектуальной, патриотической  направленности.

Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, особенно актуальным это является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учащимся необходимо учиться понимать свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовать с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; ребёнок учится интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Термин "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности, имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, за свою малую Родину.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости новосибирцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Основные принципы, положенные в основу программы:

ü  принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

ü  принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

ü  научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

ü  систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

 

Программа рассчитана на категорию  учащихся 7-9 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в виде практических занятий. Основная форма реализации программы: групповая.

 

Представляемая программа является переработкой нескольких программ «Мой край Родной» (Виноградова С.Л.),  «Юный краевед» (Косьяненко И.В.), «Азбука Новосибирска» (Морозова Г.С.), «Мой родной край» (Исрафилова С.Х) , переработка существующих программ и рассмотренных материалов заключается в расширении круга решаемых задач, в изменении приоритетов, в дополнении содержания.

Цель курса: создание условий для формирования у школьников  интереса к родному краю, своей малой родине.

Задачи курса:

1.             Приобщение школьников к природному, историческому и культурному наследию Новосибирска.

2.             Развитие учебно-исследовательских навыков и творческих способностей в процессе работы.

3.      Воспитание патриотического отношения к своему городу средствами краеведения.

 

Во время занятий в кружке  учащиеся получат возможность

узнать:

ü  суть понятия краеведение, методы  краеведческих исследований;

ü  особенности географического положения и границы города;

ü  год рождения и исторические этапы развития города Новосибирска;

ü  численность населения и национальный состав Новосибирска;

ü  известных людей города;

ü  историко-культурные достопримечательности Новосибирска;

ü  роль города в жизни страны;

ü  уникальные черты Новосибирска.

научиться:

ü  находить свой город на карте России, Новосибирской области;

ü  описывать географическое положение города;

ü  объяснять причины образования города;

ü  объяснять значение символов города (герб, флаг города);

ü  работать с первоисточниками, самостоятельно добывать информацию;

ü  составлять доклады, рефераты;

применять полученные знания и умения в практической деятельности:

ü  ориентироваться в городе;

ü  читать карту города;

ü  находить необходимую для повседневной жизни информацию о городе в различных источниках, включая интернет;

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях:

ü  с уроками географии: умение работать с картой;

ü  с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

ü  с уроками изобразительного искусства: оформление творческих        работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

ü  с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

 

            Планируемые результаты курса

Личностные   и   метапредметные результаты

 

Результаты

 

Формируемые  умения

Средства формирования

 Личностные

·    формированиеу детей мотивации к обучению;

·    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

 

организация на занятиях парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

Регулятивные

·    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·        преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

·        проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

Познавательные

·    умение учиться: навык решения творческих задач,  навык поиска, анализа и интерпретации информации;

·    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу:

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- выделять существенную информацию из текс­тов разных видов (смысловое чтение художественных и познава­тельных текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика):

умение координировать свои усилия с усилиями других:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

·        задавать вопросы;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

·        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·        понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

·        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

·        продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

·        с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение.

 

Что такое  краеведение. С чего начинается Родина. Район, где я живу.

 

Раздел 2. Новосибирск на карте.

 

Определение географического положения города. Площадь территории города,  конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Планировка, районы, главные улицы Новосибирска.

 

Раздел 3. Новосибирск - в прошлом.

 

История и причины возникновения города: основные этапы формирования Новосибирска, первые поселенцы, первые поселения. Основатели Новосибирска. Топонимика Новосибирских названий. Внешний вид города в начале своей жизни.
 
Раздел 4. Символы города (герб, флаг).

 

Раздел 5. Знаменитые Новосибирцы.

История заселения территории города. Численность населения, национальный состав. Знаменитые земляки: основатели города, архитекторы, учёные, врачи, артисты театра и кино.

 

Раздел 6. Достопримечательности нашего города.


Интересные природные объекты: месторождения гранита, сосновые боры, долина реки Обь. Историко-культурные достопримечательности города: площади города, парки, театры,музеи, зоопарк, ботанический сад и др.

 

Раздел 7. Наша школа.

История нашей школы.  Символика школы.  Школьные традиции. Знаменитые выпускники школы.

Раздел 8.Я и моя семья.

Происхождение фамилий. Родословная семьи. Семейные традиции.

 

Раздел 9. Знатоки Новосибирска.

Что я узнал о Новосибирске. Я в судьбе своего города.  Новосибирск в будущем.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

 

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Введение

 

Научно - познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Туристско-краеведческая: экскурсия в музей районов

Реализация рабочей программы воспитания:

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

2

Новосибирск

на карте.

 

Научно - познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Туристско-краеведческая: экскурсия.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения.

 

3

Новосибирск - в прошлом.

 

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Туристско-краеведческая: экскурсия.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

4

Символика Новосибирска.

Гражданско – патриотическая: выставка рисунков.

Туристско-краеведческая: экскурсия в школьный музей, музей Первомайского района.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

·        формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения.

5

Знаменитые Новосибирцы.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

 

6

Достопримечательности нашего города.

 

Туристско-краеведческая: экскурсия.

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.

 

7

Наша школа.

Игровая:  игры на сплочение коллектива, ролевые игры.

Туристско-краеведческая: экскурсия в школьный музей.

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Гражданско – патриотическая: смотр строя и песни к 23 февраля, выставка рисунков.

Спортивно-оздоровительная деятельность: семейный день здоровья с, эстафеты, беседы и мероприятия о здоровом образе жизни,походы с родителями на природу.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

8

Я

и моя семья

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

9

Знатоки Новосибирска.

 

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Раздел

 

Тема  занятия

Кол-во часов

1

Введение.

Что такое краеведение.   

1

С чего  начинается Родина.

1

Экскурсия в музей Октябрьского района.

1

2

Новосибирск

на карте.

 

Географическое положение Новосибирска на карте мира, России, НСО.

1

Площадь территории города. Районы города.

1

Районы города. Планировка, главные улицы.

 

2

3

Новосибирск - в прошлом.

 

История и причины возникновения города.

1

Внешний вид города в начале своего возникновения. Топонимика Новосибирских названий.

1

 

Основатели Новосибирска.                        

Н. Г. Гарин- Михайловский, Г.М.Будагов, Н. М. Тихомиров.

2

4

Символика Новосибирска.

Флаг, герб, гимн  Новосибирска.

 

4

5

Знаменитые Новосибирцы.

Знаменитые земляки: учёные, художники, музыканты, врачи.

1

Андрей  Дмитриевич Крячков – сибирский архитектор.

1

Александр ИвановичПокрышкин.

1

Защита проекта «Знаменитые Новосибирцы».

1

6

Достопримечательности нашего города.

 

Новосибирский зоопарк.

1

Храмы Новосибирска.

1

Театры Новосибирска.

1

Музеи Новосибирска.

1

Защита проекта «Достопримечательности нашего города».

1

7  

Наша школа.

История нашей школы.

1

Символика школы. Школьные традиции.

1

Знаменитые выпускники школы.

1

Зашита проекта «Наша школа».

1

 8

Я

и моя семья.

Происхождение фамилий. Родословная семьи.

1

Семейные традиции.

1

Защита проекта «Моя родословная».

1

9

Знатоки Новосибирска.

Знатоки Новосибирска.

 

2

ИТОГО:

33 ч

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение

 

Печатные пособия

 

Технические средства

Аудиторная доска, интерактивная доска, персональный компьютер мультимедийный проектор, сканер, принтер