Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука Новосибирска"
Оценка 4.6

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука Новосибирска"

Оценка 4.6
doc
22.09.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Азбука Новосибирска"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности _Азбука Новосибирска_.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности

«АЗБУКА НОВОСИБИРСКА»

 на 2023 – 2024 учебный год

                              Срок освоения 1 год (1 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Вострухина Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Новосибирк – 2023

Пояснительная записка

Программа курса «Азбука Новосибирска»  предназначена для учащихся 1 классов. Является курсом социальной и общеинтеллектуальной, патриотической  направленности.

Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, особенно актуальным это является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учащимся необходимо учиться понимать свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовать с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; ребёнок учится интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Термин "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности, имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, за свою малую Родину.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости новосибирцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Основные принципы, положенные в основу программы:

ü  принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

ü  принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

ü  научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

ü  систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

 

Программа рассчитана на категорию  учащихся 7-9 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в виде практических занятий. Основная форма реализации программы: групповая.

 

Представляемая программа является переработкой нескольких программ «Мой край Родной» (Виноградова С.Л.),  «Юный краевед» (Косьяненко И.В.), «Азбука Новосибирска» (Морозова Г.С.), «Мой родной край» (Исрафилова С.Х) , переработка существующих программ и рассмотренных материалов заключается в расширении круга решаемых задач, в изменении приоритетов, в дополнении содержания.

Цель курса: создание условий для формирования у школьников  интереса к родному краю, своей малой родине.

Задачи курса:

1.             Приобщение школьников к природному, историческому и культурному наследию Новосибирска.

2.             Развитие учебно-исследовательских навыков и творческих способностей в процессе работы.

3.      Воспитание патриотического отношения к своему городу средствами краеведения.

 

Во время занятий в кружке  учащиеся получат возможность

узнать:

ü  суть понятия краеведение, методы  краеведческих исследований;

ü  особенности географического положения и границы города;

ü  год рождения и исторические этапы развития города Новосибирска;

ü  численность населения и национальный состав Новосибирска;

ü  известных людей города;

ü  историко-культурные достопримечательности Новосибирска;

ü  роль города в жизни страны;

ü  уникальные черты Новосибирска.

научиться:

ü  находить свой город на карте России, Новосибирской области;

ü  описывать географическое положение города;

ü  объяснять причины образования города;

ü  объяснять значение символов города (герб, флаг города);

ü  работать с первоисточниками, самостоятельно добывать информацию;

ü  составлять доклады, рефераты;

применять полученные знания и умения в практической деятельности:

ü  ориентироваться в городе;

ü  читать карту города;

ü  находить необходимую для повседневной жизни информацию о городе в различных источниках, включая интернет;

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях:

ü  с уроками географии: умение работать с картой;

ü  с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

ü  с уроками изобразительного искусства: оформление творческих        работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

ü  с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

 

            Планируемые результаты курса

Личностные   и   метапредметные результаты

 

Результаты

 

Формируемые  умения

Средства формирования

 Личностные

·    формированиеу детей мотивации к обучению;

·    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

 

организация на занятиях парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

Регулятивные

·    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·        преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

·        проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

Познавательные

·    умение учиться: навык решения творческих задач,  навык поиска, анализа и интерпретации информации;

·    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу:

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- выделять существенную информацию из текс­тов разных видов (смысловое чтение художественных и познава­тельных текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика):

умение координировать свои усилия с усилиями других:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

·        задавать вопросы;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

·        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·        понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

·        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

·        продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

·        с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение.

 

Что такое  краеведение. С чего начинается Родина. Район, где я живу.

 

Раздел 2. Новосибирск на карте.

 

Определение географического положения города. Площадь территории города,  конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Планировка, районы, главные улицы Новосибирска.

 

Раздел 3. Новосибирск - в прошлом.

 

История и причины возникновения города: основные этапы формирования Новосибирска, первые поселенцы, первые поселения. Основатели Новосибирска. Топонимика Новосибирских названий. Внешний вид города в начале своей жизни.
 
Раздел 4. Символы города (герб, флаг).

 

Раздел 5. Знаменитые Новосибирцы.

История заселения территории города. Численность населения, национальный состав. Знаменитые земляки: основатели города, архитекторы, учёные, врачи, артисты театра и кино.

 

Раздел 6. Достопримечательности нашего города.


Интересные природные объекты: месторождения гранита, сосновые боры, долина реки Обь. Историко-культурные достопримечательности города: площади города, парки, театры,музеи, зоопарк, ботанический сад и др.

 

Раздел 7. Наша школа.

История нашей школы.  Символика школы.  Школьные традиции. Знаменитые выпускники школы.

Раздел 8.Я и моя семья.

Происхождение фамилий. Родословная семьи. Семейные традиции.

 

Раздел 9. Знатоки Новосибирска.

Что я узнал о Новосибирске. Я в судьбе своего города.  Новосибирск в будущем.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

 

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Введение

 

Научно - познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Туристско-краеведческая: экскурсия в музей районов

Реализация рабочей программы воспитания:

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

2

Новосибирск

на карте.

 

Научно - познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Туристско-краеведческая: экскурсия.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения.

 

3

Новосибирск - в прошлом.

 

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Туристско-краеведческая: экскурсия.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

4

Символика Новосибирска.

Гражданско – патриотическая: выставка рисунков.

Туристско-краеведческая: экскурсия в школьный музей, музей Первомайского района.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

·        формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения.

5

Знаменитые Новосибирцы.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

 

6

Достопримечательности нашего города.

 

Туристско-краеведческая: экскурсия.

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.

 

7

Наша школа.

Игровая:  игры на сплочение коллектива, ролевые игры.

Туристско-краеведческая: экскурсия в школьный музей.

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Гражданско – патриотическая: смотр строя и песни к 23 февраля, выставка рисунков.

Спортивно-оздоровительная деятельность: семейный день здоровья с, эстафеты, беседы и мероприятия о здоровом образе жизни,походы с родителями на природу.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

8

Я

и моя семья

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

Реализация рабочей программы воспитания:

·        формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

·        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

·        поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

·        поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

9

Знатоки Новосибирска.

 

Художественно – эстетическая.

Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка.

Игровая .

Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков.

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Раздел

 

Тема  занятия

Кол-во часов

1

Введение.

Что такое краеведение.   

1

С чего  начинается Родина.

1

Экскурсия в музей Октябрьского района.

1

2

Новосибирск

на карте.

 

Географическое положение Новосибирска на карте мира, России, НСО.

1

Площадь территории города. Районы города.

1

Районы города. Планировка, главные улицы.

 

2

3

Новосибирск - в прошлом.

 

История и причины возникновения города.

1

Внешний вид города в начале своего возникновения. Топонимика Новосибирских названий.

1

 

Основатели Новосибирска.                        

Н. Г. Гарин- Михайловский, Г.М.Будагов, Н. М. Тихомиров.

2

4

Символика Новосибирска.

Флаг, герб, гимн  Новосибирска.

 

4

5

Знаменитые Новосибирцы.

Знаменитые земляки: учёные, художники, музыканты, врачи.

1

Андрей  Дмитриевич Крячков – сибирский архитектор.

1

Александр ИвановичПокрышкин.

1

Защита проекта «Знаменитые Новосибирцы».

1

6

Достопримечательности нашего города.

 

Новосибирский зоопарк.

1

Храмы Новосибирска.

1

Театры Новосибирска.

1

Музеи Новосибирска.

1

Защита проекта «Достопримечательности нашего города».

1

7  

Наша школа.

История нашей школы.

1

Символика школы. Школьные традиции.

1

Знаменитые выпускники школы.

1

Зашита проекта «Наша школа».

1

 8

Я

и моя семья.

Происхождение фамилий. Родословная семьи.

1

Семейные традиции.

1

Защита проекта «Моя родословная».

1

9

Знатоки Новосибирска.

Знатоки Новосибирска.

 

2

ИТОГО:

33 ч

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение

 

Печатные пособия

 

Технические средства

Аудиторная доска, интерактивная доска, персональный компьютер мультимедийный проектор, сканер, принтер

 


Программа курса внеурочной деятельности «АЗБУКА

Программа курса внеурочной деятельности «АЗБУКА

Пояснительная записка Программа курса «Азбука

Пояснительная записка Программа курса «Азбука

Цель курса: создание условий для формирования у школьников интереса к родному краю, своей малой родине

Цель курса: создание условий для формирования у школьников интереса к родному краю, своей малой родине

Межпредметные связи на занятиях: ü с уроками географии: умение работать с картой; ü с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;…

Межпредметные связи на занятиях: ü с уроками географии: умение работать с картой; ü с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;…

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика): умение координировать свои усилия с усилиями других: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться…

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика): умение координировать свои усилия с усилиями других: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться…

Обь. Историко-культурные достопримечательности города: площади города, парки, театры,музеи, зоопарк, ботанический сад и др

Обь. Историко-культурные достопримечательности города: площади города, парки, театры,музеи, зоопарк, ботанический сад и др

Символика Новосибирска. 4ч

Символика Новосибирска. 4ч

Достопримечательности нашего города

Достопримечательности нашего города

Я и моя семья 3ч

Я и моя семья 3ч

Знаменитые Новосибирцы. Знаменитые земляки: учёные, художники, музыканты, врачи

Знаменитые Новосибирцы. Знаменитые земляки: учёные, художники, музыканты, врачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2023