Программа курса внеурочной деятельности
«АЗБУКА НОВОСИБИРСКА»
на 2023 – 2024 учебный год
Срок освоения 1 год (1 класс)
Составитель:
Вострухина Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Новосибирк – 2023
Пояснительная записка
Программа курса «Азбука Новосибирска» предназначена для учащихся 1 классов. Является курсом социальной и общеинтеллектуальной, патриотической направленности.
Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, особенно актуальным это является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учащимся необходимо учиться понимать свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовать с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; ребёнок учится интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Термин "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности, имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, за свою малую Родину.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости новосибирцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Основные принципы, положенные в основу программы:
ü принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
ü принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
ü научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
ü систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Программа рассчитана на категорию учащихся 7-9 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в виде практических занятий. Основная форма реализации программы: групповая.
Представляемая программа является переработкой нескольких программ «Мой край Родной» (Виноградова С.Л.), «Юный краевед» (Косьяненко И.В.), «Азбука Новосибирска» (Морозова Г.С.), «Мой родной край» (Исрафилова С.Х) , переработка существующих программ и рассмотренных материалов заключается в расширении круга решаемых задач, в изменении приоритетов, в дополнении содержания.
Цель курса: создание условий для формирования у школьников интереса к родному краю, своей малой родине.
Задачи курса:
1. Приобщение школьников к природному, историческому и культурному наследию Новосибирска.
2. Развитие учебно-исследовательских навыков и творческих способностей в процессе работы.
3. Воспитание патриотического отношения к своему городу средствами краеведения.
Во время занятий в кружке учащиеся получат возможность
узнать:
ü суть понятия краеведение, методы краеведческих исследований;
ü особенности географического положения и границы города;
ü год рождения и исторические этапы развития города Новосибирска;
ü численность населения и национальный состав Новосибирска;
ü известных людей города;
ü историко-культурные достопримечательности Новосибирска;
ü роль города в жизни страны;
ü уникальные черты Новосибирска.
научиться:
ü находить свой город на карте России, Новосибирской области;
ü описывать географическое положение города;
ü объяснять причины образования города;
ü объяснять значение символов города (герб, флаг города);
ü работать с первоисточниками, самостоятельно добывать информацию;
ü составлять доклады, рефераты;
применять полученные знания и умения в практической деятельности:
ü ориентироваться в городе;
ü читать карту города;
ü находить необходимую для повседневной жизни информацию о городе в различных источниках, включая интернет;
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях:
ü с уроками географии: умение работать с картой;
ü с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
ü с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
ü с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.
Планируемые результаты курса
Личностные и метапредметные результаты
Результаты
|
Формируемые умения |
Средства формирования |
Личностные |
· формированиеу детей мотивации к обучению; · развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
|
организация на занятиях парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные |
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; · осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · преобразовывать практическую задачу в познавательную; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные |
· умение учиться: навык решения творческих задач, навык поиска, анализа и интерпретации информации; · добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - выделять существенную информацию из текстов разных видов (смысловое чтение художественных и познавательных текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникативные |
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика): умение координировать свои усилия с усилиями других: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; · с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение.
Что такое краеведение. С чего начинается Родина. Район, где я живу.
Раздел 2. Новосибирск на карте.
Определение географического положения города. Площадь территории города, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Планировка, районы, главные улицы Новосибирска.
Раздел 5. Знаменитые Новосибирцы.
История заселения территории города. Численность населения, национальный состав. Знаменитые земляки: основатели города, архитекторы, учёные, врачи, артисты театра и кино.
Раздел 6. Достопримечательности нашего города.
Интересные природные объекты: месторождения гранита, сосновые боры, долина реки
Обь. Историко-культурные достопримечательности города: площади города, парки,
театры,музеи, зоопарк, ботанический сад и др.
Раздел 7. Наша школа.
История нашей школы. Символика школы. Школьные традиции. Знаменитые выпускники школы.
Раздел 8.Я и моя семья.
Происхождение фамилий. Родословная семьи. Семейные традиции.
Раздел 9. Знатоки Новосибирска.
Что я узнал о Новосибирске. Я в судьбе своего города. Новосибирск в будущем.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности |
1 |
Введение
|
3ч |
Научно - познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Туристско-краеведческая: экскурсия в музей районов |
Реализация рабочей программы воспитания: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах. |
|||
2 |
Новосибирск на карте.
|
4ч |
Научно - познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Туристско-краеведческая: экскурсия. |
Реализация рабочей программы воспитания: · формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
· создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения.
|
|||
3 |
Новосибирск - в прошлом.
|
4ч |
Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Туристско-краеведческая: экскурсия. Игровая . Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков. |
Реализация рабочей программы воспитания:
· создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения; · формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; |
|||
4 |
Символика Новосибирска. |
4ч |
Гражданско – патриотическая: выставка рисунков. Туристско-краеведческая: экскурсия в школьный музей, музей Первомайского района. Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. |
· формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
· создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения. |
|||
5 |
Знаменитые Новосибирцы. |
4ч |
Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Игровая . Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков. |
Реализация рабочей программы воспитания:
· создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения; · формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; · поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
|
|||
6 |
Достопримечательности нашего города.
|
5ч |
Туристско-краеведческая: экскурсия. Художественно – эстетическая. Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Игровая . Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков. |
Реализация рабочей программы воспитания: · поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;
· создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения; · формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.
|
|||
7 |
Наша школа. |
4ч |
Игровая: игры на сплочение коллектива, ролевые игры. Туристско-краеведческая: экскурсия в школьный музей. Художественно – эстетическая. Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Гражданско – патриотическая: смотр строя и песни к 23 февраля, выставка рисунков. Спортивно-оздоровительная деятельность: семейный день здоровья с, эстафеты, беседы и мероприятия о здоровом образе жизни,походы с родителями на природу. |
Реализация рабочей программы воспитания: · формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; · создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения; · поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; · поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;
|
|||
8 |
Я и моя семья |
3ч |
Художественно – эстетическая. Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Игровая . Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков. |
Реализация рабочей программы воспитания: · формирование детсквзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; · создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения; · поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; · поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления;
|
|||
9 |
Знатоки Новосибирска.
|
2ч |
Художественно – эстетическая. Научно-познавательная, проблемно-ценностная: беседа, фотовыставка. Игровая . Гражданско – патриотическая: встреча с ветеранами, выставка рисунков. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Введение. |
Что такое краеведение. |
1 |
С чего начинается Родина. |
1 |
||
Экскурсия в музей Октябрьского района. |
1 |
||
2 |
Новосибирск на карте.
|
Географическое положение Новосибирска на карте мира, России, НСО. |
1 |
Площадь территории города. Районы города. |
1 |
||
Районы города. Планировка, главные улицы.
|
2 |
||
3 |
Новосибирск - в прошлом.
|
История и причины возникновения города. |
1 |
Внешний вид города в начале своего возникновения. Топонимика Новосибирских названий. |
1
|
||
Основатели Новосибирска. Н. Г. Гарин- Михайловский, Г.М.Будагов, Н. М. Тихомиров. |
2 |
||
4 |
Символика Новосибирска. |
Флаг, герб, гимн Новосибирска.
|
4 |
5 |
Знаменитые Новосибирцы. |
Знаменитые земляки: учёные, художники, музыканты, врачи. |
1 |
Андрей Дмитриевич Крячков – сибирский архитектор. |
1 |
||
Александр ИвановичПокрышкин. |
1 |
||
Защита проекта «Знаменитые Новосибирцы». |
1 |
||
6 |
Достопримечательности нашего города.
|
Новосибирский зоопарк. |
1 |
Храмы Новосибирска. |
1 |
||
Театры Новосибирска. |
1 |
||
Музеи Новосибирска. |
1 |
||
Защита проекта «Достопримечательности нашего города». |
1 |
||
7 |
Наша школа. |
История нашей школы. |
1 |
Символика школы. Школьные традиции. |
1 |
||
Знаменитые выпускники школы. |
1 |
||
Зашита проекта «Наша школа». |
1 |
||
8 |
Я и моя семья. |
Происхождение фамилий. Родословная семьи. |
1 |
Семейные традиции. |
1 |
||
Защита проекта «Моя родословная». |
1 |
||
9 |
Знатоки Новосибирска. |
Знатоки Новосибирска.
|
2 |
ИТОГО: |
33 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение
Печатные пособия |
|
Технические средства |
Аудиторная доска, интерактивная доска, персональный компьютер мультимедийный проектор, сканер, принтер |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.