Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуальное направление «Занимательная математика».
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуальное направление «Занимательная математика».

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
4 кл
23.09.2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуальное направление «Занимательная математика».
Программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика». Три уровня воспитательных результатов.
Занимательная математика исправлено.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноярская средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

интеллектуальное направление

«Занимательная математика»

 

 

 

Срок реализации программы- 1 год

Возраст обучающихся 10- 11 лет

 

 

 

 

Составитель:

Н.Н.Мозжерина

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

           Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф,  авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,   учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа.     

ЦЕЛЬ:развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

·         расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·         расширять математические знания в области  чисел;

·         содействовать умелому использованию символики;

·         правильно применять математическую терминологию;

·         развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

·         внимание на количественных сторонах;

·         уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

·         развивать краткости речи.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

   Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы для дальнейшего успешного изучения как математики так и других школьных дисциплин, для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Описание места  курса в учебном плане 

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»  в соответствии с учебным планом ООП НОО представлено в таблице 1.                                                                         

Таблица 1

Года обучения

 

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

4 класс

2

34

68

 

 

 

Всего 68 ч

 

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 классов (10 - 11 лет).  Программа рассчитана для проведения в 4 классе - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30 мин.  Программа рассчитана на 1год, всего 68 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни,  о приятных в обществе социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектных задач и организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни,

2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение школьником опыта первичного позитивного отношения к базовым ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом:ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к семье,  к другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации обще- интеллектуальной деятельности, опыта самостоятельного общественного действия в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта  принятия на себя ответственности за других.

При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации воспитанников.

 

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты

Четвероклассник научится:

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

Четвероклассник получит возможность научиться:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Четвероклассник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

  -адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

Четвероклассник получит возможность научиться:

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Четвероклассник научится:

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональныйпособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Четвероклассник получит возможность научиться:

-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

Четвероклассник научится:

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Четвероклассник получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

 

 

 

II.                Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности

 

Числа. Арифметические действия. Величины(22 ч)Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). Математические фокусы. Время. Единицы времени. Единицы длины. Масса. Единицы массы. Литр.

 

       Мир занимательных задач.(36ч)Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи в стихах повышенной сложности Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Задачи- шутки. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Сбор информации и выпуск математической газеты.

Геометрическая мозаика. (10 ч)Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

 

Формы учета результатов освоения программы:

- участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

- участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

-активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.

-выпуск стенгазет.

 

 

 

III. Тематическое планирование

 

 

Распределение часов по разделам

 

Разделы

4 класс

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

22

2.

Мир занимательных задач

36

3.

Геометрическая мозаика

10

 

Итого

68 ч

 

 

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Мир занимательных задач

2

1

Интеллектуальная разминка.

1

2

Интеллектуальная разминка.

1

Числа. Арифметические действия. Величины

2

3

Числа-великаны.

1

4

Числа-великаны.

1

Мир занимательных задач

2

5

Мир занимательных задач.

 

6

Мир занимательных задач.

 

 

Геометрическая мозаика

2

7

Кто что увидит?

1

8

Кто что увидит?

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины

4

9

Римские цифры.

1

10

Римские цифры.

1

11

Числовые головоломки.

1

12

Числовые головоломки.

1

 

Мир занимательных задач.

6

13

Секреты задач.

1

14

Секреты задач.

1

15

В царстве смекалки.

1

16

В царстве смекалки.

1

17

Математический марафон.

1

18

Математический марафон.

1

 

Геометрическая мозаика

2

19

«Спичечный» конструктор.

1

20

«Спичечный» конструктор.

 

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины.

2

21

Выбери маршрут.

 

22

Выбери маршрут.

 

 

Мир занимательных задач.

2

23

Интеллектуальная разминка.

1

24

Интеллектуальная разминка.

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины.

2

25

Математические фокусы.

1

26

Математические фокусы.

1

 

Геометрическая мозаика.

2

27

Занимательное моделирование.

1

28

Занимательное моделирование.

1

 

Мир занимательных задач.

6

29

Математическая копилка.

1

30

Математическая копилка.

1

31

Какие слова спрятаны в таблице?

1

32

Какие слова спрятаны в таблице?

1

33

«Математика — наш друг!»

1

34

«Математика — наш друг!»

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины.

2

35

Решай, отгадывай, считай!

1

36

Решай, отгадывай, считай!

1

 

Мир занимательных задач.

2

37

В царстве смекалки.

1

38

В царстве смекалки.

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины

2

39

Числовые головоломки.

1

40

Числовые головоломки.

1

 

Мир занимательных задач.

2

41

Мир занимательных задач.

1

42

Мир занимательных задач.

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины.

2

43

Математические фокусы.

1

44

Математические фокусы.

1

 

Мир занимательных задач.

6

45

Интеллектуальная разминка.

1

46

Интеллектуальная разминка.

1

47

Блиц-турнир по решению задач.

1

48

Блиц-турнир по решению задач.

1

49

Математическая копилка.

1

50

Математическая копилка.

1

 

Геометрическая мозаика.

2

51

Геометрические фигуры вокруг нас.

1

52

Геометрические фигуры вокруг нас.

1

 

Мир занимательных задач.

6

53

Математический лабиринт.

1

54

Математический лабиринт.

1

55

Математический праздник.

1

56

Математический праздник.

1

57

Интеллектуальная разминка.

1

58

Интеллектуальная разминка.

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины.

2

59

Числа-великаны.

1

60

Числа-великаны.

1

 

Мир занимательных задач.

2

61

Мир занимательных задач.

1

62

Мир занимательных задач.

1

 

Геометрическая мозаика

2

63

Кто что увидит?

1

64

Кто что увидит?

1

 

Числа. Арифметические действия. Величины.

4

65

Римские цифры.

1

66

Римские цифры.

1

67

Числовые головоломки.

1

68

Числовые головоломки.

1

 

                                                                                                               Итого

68

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел. Количество часов.

Тема занятия

Кол-во

 часов

Мир занимательных задач

2 ч

1,2

Интеллектуальная разминка

2

Числа. Арифметические действия. Величины

2 ч

3,4

Числа-великаны

2

Мир занимательных задач

2 ч

5,6

Мир занимательных задач

2

Геометрическая мозаика

2 ч

7,8

Кто что увидит?

2

Числа. Арифметические действия. Величины

4 ч

9,10

Римские цифры

2

 

11,12

Числовые головоломки

2

Мир занимательных задач.

6 ч

13,14

Секреты задач

2

 

15,16

В царстве смекалки

2

 

17,18

Математический марафон

2

Геометрическая мозаика

2 ч

19,20

«Спичечный» конструктор

2

Числа. Арифметические действия. Величины

2 ч

21,22

Выбери маршрут

2

Мир занимательных задач.

2 ч

23,24

Интеллектуальная разминка

2

Числа. Арифметические действия. Величины

2 ч

25,26

Математические фокусы

2

Геометрическая мозаика.

2 ч

27,28

Занимательное моделирование

2

Мир занимательных задач.

6 ч

29,30

Математическая копилка

2

 

31,32

Какие слова спрятаны в таблице?

2

 

33,34

«Математика — наш друг!»

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

2 ч

35,36

Решай, отгадывай, считай

2

Мир занимательных задач.

2 ч

37,38

В царстве смекалки

2

Числа. Арифметические действия. Величины

2 ч

39,40

Числовые головоломки

2

Мир занимательных задач.

2 ч

41,42

Мир занимательных задач

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

2 ч

43,44

Математические фокусы

2

Мир занимательных задач.

6 ч

45,46

Интеллектуальная разминка

2

 

47,48

Блиц-турнир по решению задач

2

 

49,50

Математическая копилка

2

Геометрическая мозаика.

2 ч

51,52

Геометрические фигуры вокруг нас

2

Мир занимательных задач.

6 ч

53,54

Математический лабиринт

2

 

55,56

Математический праздник

2

 

57,58

Интеллектуальная разминка

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

2 ч

59,60

Числа-великаны

2

Мир занимательных задач.

2 ч

61,62

Мир занимательных задач

2

Геометрическая мозаика

2 ч

63,64

Кто что увидит?

2

Числа. Арифметические действия. Величины

4 ч

65,66

Римские цифры

2

 

67,68

Числовые головоломки

2

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «

Четвероклассник получит возможность научиться: -прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; -проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; - самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения…

Четвероклассник получит возможность научиться: -прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; -проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; - самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения…

I. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности

I. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности

Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы № п/п

Математическая копилка. 1 31

Математическая копилка. 1 31

Кто что увидит? 1

Кто что увидит? 1

Раздел. Количество часов. №

Раздел. Количество часов. №

Числа. Арифметические действия

Числа. Арифметические действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2020