Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО Протокол № 2 от 29.08.2019г. руководитель ШМО Е.С. Крылова
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 от 31.08.2019г. председатель МС Т.В.Толмачева |
УТВЕРЖДАЮ Приказ от 31.08.2019г. № 182 директор МБОУ«СОШ №5» Т.А.Лукина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
коррекционно-развивающей направленности
«Занимательный русский язык»
для обучающихся 7Д класса
на 2019-2020 учебный год
Разработала: Белорыбцева Алёна Владимировна, учитель высшей квалификационной категории
г. Братск
2019 год
I. Пояснительная записка
Учащиеся по адаптированной основной образовательной программе в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Они работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако задача образовательного учреждения - создать условия, позволяющие детям получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности.
Задачи данной программы подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
К образовательным задачам относятся: коррекция орфографических и пунктуационных навыков; систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка; восполнение пробелов в знаниях; обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся; формирование умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей; формирование положительной мотивации к обучению.
Коррекционно-развивающие задачи включают в себя: развитие общеинтеллектуальных умений: сравнение, обобщение, классификация; развитие мышления (словесно-логического, образного, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания; развитие активного словарного запаса, умения строить связный устный и/или письменный текст; развитие универсальных учебных действий, таких, как работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьей, параграфом и т.д.
К воспитательным задачам относятся воспитание любви к русскому языку, слову; формирование и развитие навыков самоконтроля, самооценки, саморегуляции.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена на основе:
· Адаптированной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5»;
· Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2019-2020 учебный год;
· Календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 5» на 2019-2020 учебный год.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 7 класса. Учебный план на внеурочную деятельность по данной программе отводит 1 час в неделю, продолжительность изучения учебного предмета 34 учебные недели.
Коррекционная работа
Принцип коррекционной направленности является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучающиеся по адаптированной программе нередко способны работать всего 15-20 минут (наступает утомление, пропадает интерес к занятиям). Со стороны учителя необходим большой такт, использование поощрений работе, позволяющих изменить самооценку ребенка, укреплять в нем веру в свои силы. При организации деятельности показаны задания с опорой на образцы или доступные инструкции. При концентрации внимания необходимо использовать красочность, необычность, предметы, записи должны быть четкими, крупными, демонстрацию сопровождать словесной регуляцией, увеличивать тренировочные упражнения. Развивать познавательную активность ( почему?, объясни.., как думаешь?, установи связь.., обобщи сказанное и.т.д.). Развивать мышление (сравнивать, классифицировать, анализировать), использовать систему поэтапного усвоения материала (коллективная работа - парная работа - индивидуальная и т.д.)
При проведении коррекционных занятий возможно использование следующих методов и форм обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, работа с алгоритмами, работа с таблицей, работа с учебником, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест и др.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и внеурочной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.
III.Формы и виды контроля.
Диагностика, тестирование, интеллектуальные конкурсы, игровые задания и т.д.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Зачем нужна речь?
В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
В мире слов или что такое лексика?
Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.
«Что в имени тебе моем?» Древнерусские имена.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки. Путешествие по России. Диалектные слова.
Можно ли самим придумать слово (неологизмы)?
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.
Морфемы-иностранки.
Смотри в корень!
Когда без словаря не обойтись?
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки).
Суффиксы-волшебники.
Морфемы, которые могут изменяться в слове.
О, Е, Ё после шипящих.
Роль Ъ и Ь знаков в слове.
И и Ы после Ц.
Путешествие в город существительных.
Страна Глаголия.
«Вместо имени». Разряды местоимений.
«Описательные» слова.
В гостях у наречия.
Особое деепричастие.
Из истории русской пунктуации.
Коварные знаки препинания.
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
Стилистика. Типы и стили речи.
Долой однообразие!
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название тем курса |
Кол-во часов
|
Дата |
Форма занятий (деятельность на уроке) |
1. |
Введение. Зачем нужна речь? |
1 |
3.09 |
Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация. |
2 |
В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. |
1 |
10.09 |
Урок - практикум |
3 |
В мире слов или что такое лексика? |
1 |
17.09 |
Урок - практикум |
4 |
Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. |
1 |
24.09 |
Урок –практикум. Составление словарной статьи. |
5 |
«Что в имени тебе моем?» Имена-иностранцы. |
1 |
1.10 |
Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени» |
6 |
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. |
1 |
8.10 |
Презентация. Фразеологический КВН. |
7 |
Путешествие по России. Диалектные слова. |
1 |
15.10 |
Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. |
8 |
Можно ли самому придумать слово (неологизмы)? |
1 |
22.10 |
Урок-практикум. Работа с текстом |
9 |
Превращение мухи в слона. |
1 |
29.10 |
Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв. |
10 |
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. |
1 |
12.11 |
Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум» |
11 |
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. |
1 |
19.11 |
Урок-практикум. Лингвистический диктант. |
12 |
Морфемы-иностранки. |
|
26.11 |
Составление алгоритмов по темам |
13 |
Смотри в корень! |
1 |
3.12 |
Работа с текстом. Игра «Словесный мяч» |
14 |
Когда без словаря не обойтись? |
1 |
10.12 |
Презентация. Работа со словарем |
15 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. |
1 |
17.12 |
Диктант-игра. |
16 |
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. |
1 |
24.12 |
Практическое применение правил |
17 |
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки). |
1 |
14.01 |
Урок-практикум |
18 |
Суффиксы-волшебники. |
1 |
21.01 |
Урок-практикум |
19 |
Морфемы, которые могут изменяться в слове. |
1 |
28.01 |
Урок-практикум |
20 |
О, Е, Ё после шипящих. |
1 |
4.02 |
Семинар - практикум |
21 |
Роль Ъ и Ь знаков в слове. |
1 |
11.02 |
Практическое применение правил |
22 |
И и Ы после Ц. |
1 |
18.02 |
Практическое применение правил |
23 |
Путешествие в город существительных. |
1 |
25.02 |
Тренировочные задания |
24 |
Страна Глаголия. |
1 |
3.03 |
Тренировочные задания |
25 |
«Вместо имени». Разряды местоимений. |
1 |
10.03 |
Тренировочные задания. Работа с текстом. |
26 |
«Описательные» слова. |
1 |
17.03 |
Тренировочные задания |
27 |
В гостях у наречия. Трудные случаи написания. |
1 |
7.04 |
Тренировочные задания |
28 |
Особые причастия и деепричастия. |
1 |
14.04 |
Семинар-практикум |
29 |
Из истории русской пунктуации. |
1 |
21.04 |
Лекция учителя. Презентация |
30 |
Коварные знаки препинания. |
1 |
28.04 |
Семинар-практикум |
31 |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. |
1 |
5.05 |
Компьютерное тестирование |
32 |
Стилистика. Типы и стили речи. |
1 |
12.05 |
Работа с текстом. |
33 |
Долой однообразие! |
1 |
19.05 |
Работа с текстом. Анализ средств выразительности. |
34 |
Для чего нужно изучать русский язык? |
1 |
26.05 |
Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала. |
|
ИТОГО |
34 |
|
|
Используемая литература
1. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
3. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976.
5. Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
6. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
7. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
8. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.