РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
7 кл
25.12.2019
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»
Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности.
Занимательный русский язык 7Д класс.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования города Братска

 

 

РАССМОТРЕНО

Протокол № 2

от  29.08.2019г.

руководитель ШМО

             Е.С. Крылова

             

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1

от  31.08.2019г.

председатель  МС

             Т.В.Толмачева

УТВЕРЖДАЮ

Приказ   от  31.08.2019г.

№ 182

директор МБОУ«СОШ №5»                                   Т.А.Лукина

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

коррекционно-развивающей направленности

«Занимательный русский язык»

для обучающихся 7Д класса

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Разработала:      Белорыбцева Алёна Владимировна, учитель высшей квалификационной категории

                                                                   

 

 

 

 

                           

г. Братск

2019 год

 

 

 

I.           Пояснительная записка

 

Учащиеся по адаптированной  основной образовательной программе в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Они работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако задача образовательного учреждения - создать условия, позволяющие детям получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.

Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности.

Задачи данной программы подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.

К образовательным задачам относятся: коррекция орфографических и пунктуационных навыков; систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка; восполнение пробелов в знаниях; обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся; формирование умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей; формирование положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи включают в себя: развитие общеинтеллектуальных умений: сравнение, обобщение, классификация; развитие мышления (словесно-логического, образного, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания; развитие активного словарного запаса, умения строить связный устный и/или письменный текст; развитие универсальных учебных действий, таких, как работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьей, параграфом и т.д.

К  воспитательным задачам относятся воспитание любви к русскому языку, слову; формирование и развитие навыков самоконтроля, самооценки, саморегуляции.

 

Рабочая программа   курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский язык» составлена на основе:

·        Адаптированной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5»;

·        Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2019-2020 учебный год;

·        Календарного  учебного графика МБОУ «СОШ № 5»  на 2019-2020 учебный год.

 

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 7 класса. Учебный план на внеурочную деятельность по данной программе отводит 1 час в неделю, продолжительность изучения учебного предмета 34 учебные недели.

Коррекционная работа

Принцип коррекционной направленности является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучающиеся по адаптированной программе нередко способны работать всего 15-20 минут (наступает утомление, пропадает интерес к занятиям). Со стороны учителя необходим большой такт, использование поощрений работе, позволяющих изменить самооценку ребенка, укреплять в нем веру в свои силы. При организации деятельности показаны задания с опорой на образцы или доступные инструкции. При концентрации внимания необходимо использовать красочность, необычность, предметы, записи должны быть четкими, крупными, демонстрацию сопровождать словесной регуляцией, увеличивать тренировочные упражнения. Развивать познавательную активность ( почему?, объясни.., как думаешь?, установи связь.., обобщи сказанное и.т.д.). Развивать мышление (сравнивать, классифицировать, анализировать), использовать систему поэтапного усвоения материала (коллективная работа - парная работа - индивидуальная  и т.д.)

При проведении коррекционных занятий возможно использование следующих методов и форм обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, работа с алгоритмами, работа с таблицей, работа с учебником, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест и др.

 

 

II.   Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и внеурочной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.

 

III.Формы и виды контроля.

 

Диагностика, тестирование, интеллектуальные конкурсы, игровые задания и т.д.

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение. Зачем нужна речь?

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

В мире слов или что такое лексика?

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

«Что в имени тебе моем?» Древнерусские имена.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки. Путешествие по России. Диалектные слова.

Можно ли самим придумать слово (неологизмы)?

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

Морфемы-иностранки.

Смотри в корень!

Когда без словаря не обойтись?

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки).

Суффиксы-волшебники.

Морфемы, которые могут изменяться в слове.

О, Е, Ё после шипящих.

Роль Ъ и Ь знаков в слове.

И и Ы после Ц.

Путешествие в город существительных.

Страна Глаголия.

«Вместо имени». Разряды местоимений.

 «Описательные» слова.

В гостях у наречия.

Особое деепричастие.

Из истории  русской пунктуации.

Коварные знаки препинания.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Стилистика. Типы и стили речи.

Долой однообразие!

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название тем курса

Кол-во часов

 

Дата

Форма занятий

(деятельность на уроке)

1.

 

Введение. Зачем нужна речь?

1

3.09

Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.

2

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

1

10.09

Урок - практикум

3

В мире слов или что такое лексика?

1

17.09

Урок - практикум

4

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

1

24.09

Урок –практикум. Составление словарной статьи.

5

«Что в имени тебе моем?»

Имена-иностранцы.

1

1.10

Практикум-исследование.  Проект «Тайна моего имени»

6

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки. Афоризмы.

1

8.10

Презентация. Фразеологический КВН.

7

Путешествие по России. Диалектные слова.

1

15.10

Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.

8

Можно ли самому  придумать слово (неологизмы)?

1

22.10

Урок-практикум. Работа с текстом

9

Превращение мухи в слона.

1

29.10

Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.

10

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

1

12.11

Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум»

11

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

1

19.11

Урок-практикум. Лингвистический диктант.

12

Морфемы-иностранки.

 

26.11

Составление алгоритмов по темам

13

Смотри в корень!

1

3.12

Работа с текстом. Игра «Словесный мяч»

14

Когда без словаря не обойтись?

1

10.12

Презентация. Работа со словарем

15

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

17.12

Диктант-игра.

16

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

1

24.12

Практическое применение правил

17

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки).

1

14.01

Урок-практикум

18

Суффиксы-волшебники.

1

21.01

Урок-практикум

19

Морфемы, которые могут изменяться в слове.

1

28.01

Урок-практикум

20

О, Е, Ё после шипящих.

1

4.02

Семинар - практикум

21

Роль Ъ и Ь знаков в слове.

1

11.02

Практическое применение правил

22

И и Ы после Ц.

1

18.02

Практическое применение правил

23

Путешествие в город существительных.

1

25.02

Тренировочные задания

24

Страна Глаголия.

1

3.03

Тренировочные задания

25

«Вместо имени». Разряды местоимений.

1

10.03

Тренировочные задания. Работа с текстом.

26

 «Описательные» слова.

1

17.03

Тренировочные задания

27

В гостях у наречия. Трудные случаи написания.

1

7.04

Тренировочные задания

28

Особые причастия и  деепричастия.

1

14.04

Семинар-практикум

29

Из истории  русской пунктуации.

1

21.04

Лекция учителя. Презентация

30

Коварные знаки препинания.

1

28.04

Семинар-практикум

31

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

1

5.05

Компьютерное тестирование

32

Стилистика. Типы и стили речи.

1

12.05

Работа с текстом.

33

Долой однообразие!

1

19.05

Работа с текстом. Анализ средств выразительности.

34

Для чего нужно изучать русский язык?

1

26.05

Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала.

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

                                 Используемая литература

1.     Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.

2.     Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.

3.      В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском    языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990

4.     Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976.

5.     Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.

6.     И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.

7.     Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

8.     Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  коррекционно-развивающей направленности «Занимательный русский язык»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2019