Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Грищенко Н.П. "____"_________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ И.О. директора МКОУ "С(К)ШИ ОВЗ" _____________Грищенко Н.П. "____"__________20____г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Направление «Духовно-нравственное»
(основное общее образование)
Срок реализации 5 лет
Составитель:
Русанова Валентина Васильевна
Учитель-дефектолог
Троицк, 2020
1.Пояснительная записка
2.Содержание программы
3. Ожидаемый результат
4.Тематический план
5.Список литературы
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В.А.Сухомлинский Дети – это наше будущее. А будущее наше зависит от нас взрослых: педагогов, родителей и других близких людей из окружения ребенка. Мы должны помнить, что дети - наше отражение. Огромное значение имеет пример взрослых. Педагогу необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, и именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у детей формируются понятия «что такое хорошо, а что такое плохо». Необходимость духовно – нравственного воспитания, когда материальные ценности приобретают большую значимость, нежели духовные, особенно актуальна. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Именно мы, взрослые, должны стать носителями духовно – нравственной культуры. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось, закреплялось стремление ребенка к доброму, возвышенному, святому.
В работе по духовно-нравственному воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья эффективен метод песочной терапии, песок органичен не только для детей, но и для взрослых. И сейчас получает все большее распространение у нас в стране в рамках технологии «Комплексная пескотерапия».
Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказала Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. В отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе».
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации (перенесение вовне, на плоскость песочницы) фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».
Работа в песочнице в направлении нравственного воспитания предполагает не только учет мотивов, но и стимулов, т.е. тех объективных побудителей поведения, которые лежат вне ребенка. Стимул порождает мотив как внутреннюю причину активности личности, т.е. причину мотива. Интеллектуально ребенок может быть вооружен знаниями в области морали, а в сфере соответствующих переживаний (моральных чувств) – нет.
Строя или рисуя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь мы знаем, что сказочный образ всегда потенциален, успешен). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время наше бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека и так далее.
Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но при этом фиксирует в Протоколе выбор фигурок.
Когда выбор сделан, приглашается ребенок к подносам с песком и предлагается ему выбрать, с каким песком ему сегодня будет приятней играть: с влажным или сухим.
С влажным песком приятней взаимодействовать достаточно напряженным, тревожным людям, некоторым гиперактивным детям. Сухой песок рассыпается, и это их раздражает. Замечу, что переход от влажного песка к сухому часто является показателем проявления стабилизирующих психических процессов, позитивной динамики.
Пескотерапия с детьми с ограниченными возможностями актуализирует познавательный интерес детей к нравственным ценностям, заключенным в игре на песке, обогащает и закрепляет их этические знания; делает возможным активный диалог между героями песочного мира по нравственным темам; способствует эффективному самостоятельному выбору гуманных форм поведения, нейтрализует негативные нравственные проявления детей, сводит к минимуму конфликты; а также способствует созданию условий для деятельности в группе по нравственной тематике.
Введение курса внеурочной деятельности «Песочные фантазии» представляет собой рабочую программу, адаптированную для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогический опыт.
Актуальностьрабочей программы «Песочные фантазии».
Ребенку с ограниченными возможностями здоровья сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обществом.
Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, историй в песочнице.
Игра для детей с ограниченными возможностями здоровьяимеет огромное значение, т.к. является ведущим видом деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Строя картину на песке, ребенок как бы переносит на него свой внутренний мир, свои переживания, существующие у него на данный момент. В песочных играх у детей существует правило естественной регуляции игры. Разыгрывая с помощью персонажей нарисованных на песке или маленьких фигурок тот или иной сюжет, мы ставим детей в такие условия, в которых они сами решают, как следует поступить и дети самостоятельно находят выход из той или иной сложной ситуации, находят путь к разрешению конфликта, совместно преодолевают трудности. Так ребенок постепенно освобождается от беспокойства, страхов. Таким образом, у детей возникает способность понимать себя и других, сопереживать и сочувствовать ближнему, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыков общения и эмпатии).
Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Следуя основным принципам организации игр на песке, создается естественная, стимулирующая среда, в которой дети чувствуют себя комфортно, проявляя при этом творческую активность.
Таким образом, пескотерапия в воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья актуализирует познавательный интерес детей к нравственно-духовным ценностям, заключенным в игре на песке, обогащает и закрепляет их этические знания; делает возможным активный диалог между героями песочного мира по нравственно-духовным темам; способствует эффективному самостоятельному выбору гуманных форм поведения, нейтрализует негативные нравственные проявления детей с ограниченными возможностями здоровья, сводит к минимуму конфликты, а также способствует созданию условий для деятельности в группе по нравственно-духовной тематике.
Важнейшая роль в организации песочной терапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети с ограниченными возможностями здоровья остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом, глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.
Новизна программы определена федеральным государственным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах, в соответствии с ФГОС ОВЗ. Акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры обучающегося. Отличительные особенности программы:
Во-первых, при работе с песком существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в работе с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет создавать мир с помощью символов и образов. Один символ или образ может передать чувства, эмоции, конфликты, больше, чем сто слов. Особенно это помогает детям, которым трудно облечь свои переживания в слова.
Достоинство песочной терапии в том, что она может применяться не только с детьми, но и с взрослыми. Именно позволяя себе играть, мы общаемся с миром и с самим собой, снимаем внутреннее напряжение, восстанавливаем свою психическую целостность, находим правильные для себя решения.
В ходе реализации программы «Песочные фантазии» необходимо руководствоваться следующими общими принципами:
1. Принцип динамичности: от простого к сложному;
2. Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;
3. Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных
особенностей развития каждого ребёнка;
4. Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отражать в играх впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.
Цель и задачи программы: Личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных, нравственных свойств личности учащихся, мотивацию к познанию и творчеству. Обеспечение органического сочетания различных видов досуга с различными формами образовательной деятельности. Коррекция речевого развития учащихся.
Задачи программы:
1. Образовательные:
• обучать техническим приемам и способам изображения с
использованием песка;
• формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;
• продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, гигроскопичность, водоотдача).
2. Развивающие:
• развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность, навыки речевого общения;
• развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; - развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
3.Воспитательные:
• воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоциональноэстетического восприятия окружающего мира;
• воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности;
• формирование этических норм в межличностном общении;
• воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
4.Коррекционные:
• развивать точность понимания речи;
• способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
• обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
• пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Программа внеурочной деятельности «Песочные фантазии» рассчитана на обучающихся 5-9 классов и способствует развитию личности ребенка.
Программа рассчитана на 5лет обучения. Общее количество занятий в год – 68 (2 часа в неделю). Продолжительность одного занятия – не более 40 минут.
Формы обучения:
Совместная деятельность педагога с учащимися– беседы общие ииндивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определённыетемы, выставки работ, игры.
Фронтальные формы работы: упражнения и задания; практические итематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способыобучения в парах постоянного состава, в малых группах. Во время учебныхзанятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективноготворчества и индивидуальные работы на уроке.
Подгрупповая и индивидуальная формы работы.
При реализации программы применяются различные виды работы с песком: обучающие и развивающие игры в песочнице, рисование цветным песком картин на бумаге (в бутылках), песочное рисование "Sand-Art".
Методы работы:
• беседа;
• дидактическая игра;
• сюжетно-ролевая игра;
• игра - драматизация;
• игровая ситуация;
• арт - терапевтические методы.
•
Перечень основных средств обучения:
1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
• световые столы; • песочницы
2. Материалы и инструменты:
• кинетический песок;
• просеянный песок;
• песок цветной;
• цветные камни; • формочки
• кисточки.
3. Специальная литература.
Противопоказания к работе с песком:
• Аллергия на пыль и мелкие частицы.
• Легочные заболевания.
• Кожные заболевания и порезы на руках.
Раздел 1. «Азбука песочной графики». Это подготовительный этап освоения техники песочного рисования – знакомство с элементами песочной графики и приемами их воплощения в процессе рисования на световом планшете: приемами передачи света и тени, тональных отношений, приемами рисования различными частями руки (кончиками пальцев, ребром ладони, и пр.), двумя руками одновременно и последовательно, прорисовывание линий (вертикальных, горизонтальных, одинаковой и разной длины), изображения основных геометрических форм (круга, прямоугольника, треугольника) посредством различных приемов. В процессе освоения вышеназванных приемов дети рисуют близкие им предметы, явления окружающей действительности.
Раздел 2. «Песочные картинки» - основной этап обучения, включает циклы занятий, в ходе которых дети рисуют, лепят: сюжетные «песочные» картинки, например, подводного мира, животных и птиц, людей, песочных пейзажей, героев мультфильмов и сказок, картинки песочного настроения. В рамках данных занятий также как и прежде предусмотрены задания, направленные на закрепление и совершенствование техники рисования песком предметов окружающего мира, а также задания творческого характера. В рамках 1 и 2 раздела предусмотрено создание фрагментов сказочной песочной анимации, своеобразных мини анимационных сказочных историй.
Раздел 3. «Тайны жизни песка», включает познавательное содержание, в рамках которого дети знакомятся с изобразительным материалом – песком. Данный раздел представлен мультимедиа журналом (мультимедиа презентации), путешествуя по которому, дети знакомятся с такими тематическими блоками, как «Песок в жизни ребенка», «Происхождение, свойства, состав песка», «Современная жизнь песка», «Песок в жизни человека», «Песок и искусство».
Структура занятия
Вводная часть – ритуал «входа» в занятие: приветствие, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую изобразительную деятельность.
Основная часть занятия
Подготовительная работа. Проведение упражнений для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию. Повторение освоенных приемов песочного рисования. Выполнение репродуктивных графических упражнений, игр, заданий (рисование песком статических песочных картин по образцу педагога).
• Просмотр страницы мультимедиа-журнала «Тайны жизни песка».
Творческая работа. Творческое применение освоенных приемов рисования.
Создание авторских песочных картин.
• Песочная анимация. Придумывание и анимация мини-сказки, истории по теме занятия.
• Минутка свободного рисования (Рисование по замыслу или по просмотренному фрагменту «песочной истории», сказки, мультфильма). Заключительный этап
• рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и фрагментов анимационных сказок), мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность,
• «ритуал выхода» из занятия.
1.Ребёнок должен иметь представления и знать.
• Основные техники песочного рисования.
• Общую информацию об истории искусства песочной анимации современных художников и песочными картинами выполненными другими детьми.
• Ребёнок должен владеть следующими графическимиумениями и навыками.
• Умение видеть красоту в окружающем мире и передавать её, используя песочную технику.
• Умения использовать выразительные возможности графических средств: точки, штриха, линии, пятна.
• Умение линейного рисования на песке при создании графических композиций
• Умение ориентироваться на песочном планшете, заполняя его песком в разной пространственной ориентации (по вертикали и по горизонтали) в зависимости от композиции направлениях с использованием графических средств рисования.
• Умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
• Навык координации системы «рука-глаз» при рисовании песком и на песке.
• Умение создавать композиции по сюжетам сказок и историй.
• Умение использовать основные приёмы рисования на песочном световом планшете: «отпечатки», «рисование», «по песку», «рисование песком».
• Навык плавности, точности движения руки, регуляции силы движений, определение амплитуды, скорости, ритмичности.
• Умение изменять размах и направление руки при рисовании песком.
• Умение гармонично сочетать линии, свет и тень.
• Умение работать пальцами обеих рук.
• У ребёнка должны быть сформированы:
• Устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Желание заниматься песочным рисованием и выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
• Усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
• Элементы саморегуляции своего эмоционального состояния с использованием песка.
• Позитивное эмоциональное состояние во время и после занятий. У ребёнка должна наблюдаться динамика развития:
• Тактильной чувствительности, мелкой моторики руки, зрительномоторной координации;
• Эстетического и художественного восприятия, эстетического вкуса; • Образного мышления, творческого воображения
• Внимания, усидчивости.
• Самостоятельности, активности, инициативы и творчества в изобразительной деятельности
• Речи (в ходе рассказывания сказок, историй).
• Межполушарного взаимодействия • Зрительно-моторной координации.
4. Тематический план
№ п/п |
Тематика художественного блока |
Тематика познавательного блока |
Колво часов |
|
Раздел 1. Азбука песочной графики |
|
|||
1. |
«Здравствуй, песочная страна!» |
«Как можно рисовать на песке?». Разные техники рисования песком (просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребёнком и взрослым). Вводный инструктаж по ТБ. |
1 |
02.09 |
2. |
Знакомство со свойствами песка |
1 |
03.09 |
|
3. |
«Что нам осень подарила?» |
1 |
09.09 |
|
4. |
«Тайные следы и отпечатки» |
Беседа: «Рождение песка» (Как появился песок, возраст песка, как образуется песок) |
1 |
10.09 |
5. |
Рождение песка |
1 |
16.09 |
|
6. |
«Волшебные точки» |
«Виды песка» (какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению и пр.) |
|
17.09 |
7. |
Виды песка |
|
|
23.09 |
8. |
«Ожившие линии» |
«Песчинка под микроскопом» (исследование строения песчинки) |
|
24.09 |
9. |
А я бабушку люблю, а я дедушку люблю… |
|
|
30.09 |
10. |
Спасибо вам, учителя! |
|
|
01.10 |
11. |
«Послушные штрихи и линии» |
«Удивительные свойства песка» (знакомство со свойствами песка и использовании их человеком) |
|
07.10 |
12. |
Использование песка человеком |
|
08.10 |
|
13. |
«Превращение кружка» |
«Почему пески называют зыбучими?» |
|
14.10 |
14. |
Почему пески называют зыбучими? |
|
|
15.10 |
15. |
«Песочные мандалы» |
«Древнее искусство рисования песочных мандал» |
|
21.10 |
16. |
Древнее искусство рисования песочных мандал |
|
|
22.10 |
17. |
Что мы отмечаем в День народного единства? |
|
1 |
28.10
|
18. |
«Хоровод дружбы» |
«Что мы отмечаем в День народного единства?». Техника рисование цветным песком на бумаге. |
1 |
29.10 |
19. |
«Занимательный квадрат и весёлый прямоугольник» |
«Песок путешественник» |
|
11.11 |
20. |
Добро живет повсюду! |
|
|
12.11 |
21. |
Песок путешественник |
|
|
18.11 |
22. |
«Треугольные фантазии» |
«Песок на карте мира» (Самые известные пустыни мира. Пески на территории России. Есть ли песок там, где я живу?) |
|
19.11 |
23. |
Мама может все! |
|
|
25.11 |
24. |
«В стране песочной графики» |
«Могут ли пески петь?» |
|
26.11 |
Раздел 2. Песочные картинки |
|
|||
«Песочные картинки растений» |
|
|||
25. |
«Деревья такие разные» |
«Какие растения любят песчаную почву? |
|
02.12 |
26. |
Какие растения любят песчаную почву? |
|
03.12 |
|
27. |
«Идет волшебница зима!» |
|
09.12 |
|
28. |
Тихо, тихо снег идёт |
|
|
10.12 |
29. |
«Цветы: в жизни и в сказке» |
«Зачем добавлять песок в почву комнатных растений? |
|
16.12 |
30. |
Зачем добавлять песок в почву комнатных растений? |
|
|
17.12 |
31. |
Зимние узоры на песке |
|
|
23.12 |
32. |
Зимние чудеса |
|
|
24.12 |
33. |
«Фруктово-овощные истории» |
«Песочный фульгурит» |
|
13.01 |
34. |
Песочный фульгурит |
|
|
14.01 |
35. |
Фруктовая корзина |
|
|
20.01 |
36. |
На грядке |
|
|
21.01 |
||
«Песочные картинки подводного мира» |
|
|||||
37. |
«Обитатели морей и океанов» |
«Песок на дне и на берегу морском» |
|
27.01 |
||
38. |
Песок на дне и на берегу морском |
|
|
28.01 |
||
39. |
«Подводное царство» |
«Кто живёт в песке?» |
|
03.02 |
||
«Песочные картинки животных и птиц» |
|
|||||
40. |
Песочные картинки животных и птиц |
|
|
04.02 |
||
41. |
«Птицы и насекомые» |
«Незаменимый песок» |
|
10.02 |
||
42. |
Незаменимый песок |
|
|
11.02 |
||
43. |
Кто такие защитники Отечества? |
|
|
17.02 |
||
44. |
День защитников Отечества! |
|
|
18.02 |
||
45. |
«Домашние животные» |
«Лечебные свойства песка» |
|
24.02 |
||
46. |
Лечебные свойства песка |
|
|
25.02 |
||
47. |
Подарок в Весенний праздник 8 марта! |
|
|
03.03 |
||
48. |
Моя мама лучше всех! |
|
|
04.03 |
||
49. |
«Звери» |
«Стеклянная тайна песка» |
|
10.03 |
||
50. |
Стеклянная тайна песка |
|
|
11.03 |
||
«Песочные картинки людей» |
|
|||||
51. |
Песочные картинки людей |
|
|
17.03 |
||
52. |
«Песочные человечки» |
«Песочные часы» |
|
18.03 |
||
53. |
«Песочные портреты» |
«Известные песочные аниматоры и их работы» |
|
31.03 |
||
54. |
День смеха! |
|
|
01.04 |
||
55. |
Известные песочные аниматоры и их работы |
|
|
07.04 |
||
«Рукотворный мир в песочных картинках» |
|
|||||
56. |
Космический пейзаж |
|
|
08.04 |
||
57. |
Рукотворный мир в песочных картинках |
|
|
14.04 |
||
58. |
«Игрушки и предметы быта» |
«Песочные картины в стеклянных сосудах» |
|
15.04 |
||
59. |
Картины песочных пейзажей |
|
|
21.04 |
||
60. |
Весенний пейзаж |
|
|
22.04 |
||
61. |
Песочные картины в стеклянных сосудах |
|
|
28.04 |
||
62. |
Мир! Труд! Май! |
|
|
|
|
29.04 |
63. |
День Победы -это "радость со слезами на глазах" |
|
|
|
|
05.05 |
64. |
День Победы! |
|
|
|
|
06.05 |
65. |
«Транспорт» |
«Картины песке» |
на |
мокром |
|
12.05 |
66. |
Рисую настроение на песке |
|
|
|
|
13.05 |
67. |
Рисую музыку песком |
|
|
|
|
19.05 |
68. |
Викторина «Что я знаю о песке» |
|
|
|
|
20.05 |
ИТОГО В ГОД |
|
|
|
68 |
|
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., «Игры в сказкотерапии», СПб, 2006.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., «Чудеса на песке», Киев, 2004.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2002.
4. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке.
Песочнаяигротерапия–Текст /Т. М. Грабенко,Т. Д. ЗинкевичЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-
124с. ;
5. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативнойтерапии. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-
ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с. ;
7. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.: ИНТ,2010-112с.;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.