Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 21им. Валентина Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «30» августа 2022 г. руководитель МО _______ |
ПРИНЯТА на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31 » августа 2022 г |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _____________/Е.А. Левицкая Приказ № 176 от «31» августа 2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Шахматы
Направление: спортивно – оздоровительное
Возраст: 3 - класс
Руководитель и составитель программы:
Исакова Валентина Михайловна
учитель физической культуры первой категории.
2022 - 2023учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 3- классов МБОУ«СШ №21 им. В.Овсянникова - Заярского».
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа составлена в соответствии с нормативными требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной программы по шахматам.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 3 - классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
4. Образовательной программы МБОУ «СШ № 21 им. В.Овсянникова - Заярского» за 2021-2022 уч. год.
Программа разработана для учащихся 3– классов и на изучение курса установлено определенное количество часов в неделю.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в третьем классе.
Цель курса внеурочной деятельности:
1. Формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
2. Равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
Результаты курса внеурочной деятельности
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
· Личностные
· Метапредметные
· Предметные
· Воспитательные
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим
Мета предметные результаты освоения Программы - характеризуют сформированный уровень универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинное – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям. Воспитание чувства уважения к результатам труда других людей. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности, установку на сохранение и укрепление интеллектуального, физического и духовно-нравственного здоровья, освоить умения и навыки ведения здорового и безопасного образа жизни.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств иповышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матовано одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приёма и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Раздел (модуль)/тема |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. Блок «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» -Правила техники безопасности во время занятий шахматами. Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований |
1час |
- Знать: историю шахматной игры как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. - Знать: Историю возникновения соревнований по шахматам, правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена, контроль времени на партию. - Практическое занятие с игровыми элементами |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html |
2.Блок «Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной интеллектуально – физической деятельности»
-Понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Матованы одинокого короля разными фигурами (повторение) - Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) - Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки |
3 часа |
o Практическое занятие с игровыми элементами o Викторина o Игра
|
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html
|
3.Блок «Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам». - Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах» - «Ферзь и пешка» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? - Тактический прием «завлечение» «Береги пешку» - Тактический прием «отвлечение» «Расставь позицию». -Шахматная комбинация: задачи на мат в 2 хода, Тактический прием «уничтожение защитой» - «Шахматная эстафета» Тактический прием «спертый мат» - Сочетание тактических приемов «Гонка фигур» -Борьба за инициативу. Игра «В море шахмат» - Основы дебюта: атака на не рокировавшегося короля. Игра «Лови, стучи» - Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля. «Расставь позицию». - Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план - Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата - Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» - Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова - Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой - Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата - Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки |
17 часов |
o Практическое занятие с игровыми элементами o Игра o Конкурс в решении позиций на дебютные ловушки, уничтожение защиты o Конкурс в решении позиций при атаке на короля, o Конкурс в решении позиций при уничтожении и защиты o
|
https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/
|
4.Блок «Спортивно – соревновательная деятельность» (13ч) Конкурсы решения - Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? «Прыг – скок – в бок». - Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? «Угадай фигуру» - Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Соревнования ü Шахматный турнир Шахматный праздник
|
3часа
9часов
1час |
Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени влечение, «спертый» мат.
Участие детей в шахматном турнире
«Первенство класса». |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/ https://www.labirint.ru/books/483632/
|
Итого: |
34часа |
|
Календарно-тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
3А-01.09
|
3А-01.09
|
Правила техники безопасности во время занятий шахматами. Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований |
1 |
Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси. Учиться работать в команде, воспитывать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya http://cb-rzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные
|
|
3А-8. 09
|
3А-8. 09
|
Понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Матованы одинокого короля разными фигурами ( повторение) |
1 |
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. шахматный этикет. |
|
|
3А-15.09
|
3А-15.09
|
Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) |
1 |
Знать: понятия о шахматной комбинации, тактических приемах. вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, развивать умение предвидеть результаты своей деятельности. |
|
|
3А-22. 09
|
3А-22. 09
|
Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах» |
1 |
выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций. Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. |
|
|
3А-29.09
|
3А-29.09
|
«Ферзь и пешка» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
1 |
Знать: понятия о шахматной комбинации, формирование основ шахматной культуры; |
|
|
3А-6.10
|
3А-6.10
|
Тактический прием «завлечение» «Береги пешку» |
1 |
Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, зафиксировать и систематизировать полученное знание, подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. |
|
|
3А-13.10
|
3А-13.10
|
Тактический прием «отвлечение» «Расставь позицию». |
1 |
Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования. умение управлять своими эмоциями |
|
|
3А-20.10
|
3А-20.10
|
Шахматная комбинация: задачи на мат в 2 хода, Тактический прием «уничтожение защитой» |
1 |
Умение самостоятельно применять полученные знания на практике в выборе хода Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра |
|
|
3А-27.10
|
3А-27.10
|
«Шахматная эстафета» Тактический прием «спертый мат» |
1 |
овладение способом структурирования шахматных знаний. умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, |
|
|
3А-10.11
|
3А-10.11
|
Сочетание тактических приемов «Гонка фигур» |
1 |
умение строить логические цепи рассуждений; - овладение способом поиска необходимой информации. умение донести свою позицию до других |
|
|
3А-17.11
|
3А-17.11
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? «Прыг – скок – в бок». |
1 |
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
|
|
|
3А-24.11
|
3А-24.11
|
Борьба за инициативу. Игра «В море шахмат» |
1 |
умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
|
|
3А-1.12
|
3А-1.12
|
Основы дебюта: атака на не рокировавшегося короля. Игра «Лови, стучи» |
1 |
умение строить логические цепи рассуждений; Решение дидактических заданий |
|
|
3А-08.12
|
3А-08.12
|
Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля. «Расставь позицию». |
1 |
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций. Решение дидактических заданий |
|
|
3А-15.12
|
3А-15.12
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? «Угадай фигуру» |
1 |
умение анализировать результат своих действий, овладение способом поиска необходимой информации. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
|
|
3А-22.12
|
3А-22.12
|
Шахматный турнир |
1 |
Отработка на практике материала. Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности |
|
|
3А-12.01
|
3А-12.01
|
Шахматный турнир |
1 |
Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира. Решать шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. . |
|
|
3А- |
3А- |
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение |
|
|
3А- |
3А- |
Шахматный турнир |
1 |
Игровая практика. Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. |
|
|
3А-
|
3А-
|
Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план |
1 |
Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдать правила техники безопасности во время участия |
|
|
3А-
|
3А-
|
Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата |
1 |
Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. |
|
|
3А- |
3А- |
Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» |
1 |
Знакомство с простейшими пешечными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
|
|
3А- |
3А- |
Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова |
1 |
Знакомство с простейшими пешечными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
|
|
3А- |
3А- |
Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой |
1 |
Знакомство с простейшими пешечными эндшпилями окончаниями: техника король с пешкой против короля с пешкой |
|
|
3А-
|
3А-
|
Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата |
1 |
Знакомство с простейшими эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
|
|
3А-
|
3А-
|
Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки |
1 |
Просмотр видеофильма. Уметь разобрать и сделать вывод в игре Знакомство с простейшими способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
|
|
3А- |
3А- |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
1 |
Знать: понятия о шахматной комбинации шахматной партии основы пешечных и простейшие окончания |
|
|
3А- |
3А- |
Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов. «Расставь позицию». |
1 |
Отработка на практике материала. Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности |
|
|
3А- |
3А- |
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен. «Ферзь и пешка» |
1 |
Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре. Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. |
|
|
3А-
|
3А-
|
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
|
|
3А-
|
3А-
|
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
|
|
3А- |
3А- |
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
|
|
3А-
|
3А-
|
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
|
|
3А- |
3А- |
Шахматный праздник |
1 |
Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике |
|
ИТОГО |
34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации программы обеспечены учебниками и творческими тетрадями для общеобразовательных учреждений авторов: Уманской Э.Э., Волковой Е.И., Прудниковой Е.А, имеется необходимое: комплекты шахмат на класс для игры.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
· Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый и второй и третий год обучения.
· Учебно-методические пособия.
1. Шахматы. Третий год обучения третий класс. Методическое пособие для учителя.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе третий год обучения методические рекомендации- М.: Просвещение, 2017
· Рабочая тетрадь: Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе второй год обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: третийгод обучения. Методика проведения занятий. – М.: ООО «Дайв», 2009, 256 с. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. – М.: ФиС,
Материально-техническое обеспечение
· Учебное оборудование
· Компьютерная техника
· Электронные образовательные ресурсы
· Образовательные Интернет-ресурсы
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры (шахматы).
http://www.chess-in-schools.org официальный сайт программы «Шахматы в школе» в России
https://www.fide.com/ - официальный сайт «Международной шахматной федерации» (FIDE)
http://moscowchess.org официальный сайт региональной общественной организации – Шахматная федерация г.Москвы
http://ruchess.ru/ официальный сайт общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация»
http://zdd.1september.ru/ Газета "Здоровье детей" Издательского дома "Первое сентября»
http://spo.1september.ru/ Газета "Спорт в школе" Издательского дома "Первое сентября"
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся классов и специфики коллектива.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.