Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Теория литературы»
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Теория литературы»

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русская литература
9 кл—11 кл
04.06.2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Теория литературы»
материал представляет собой Рабочую программу курса внеурочной деятельности "Теория литературы" для учащихся 9 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Теория литературы.doc

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Теория литературы»

для 9 б класса

на 2019 - 2020 учебный год

Направление деятельности: общеинтеллектуальное

 

 

Разработала Турабова Лилия Юрьевна,

учитель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на  углубление умений  учащихся анализировать художественное произведение.  Целью занятий является ознакомление учащихся 9 класса с основными задачами литературоведческой науки, с фундаментальными категориями теории искусства (образ, содержание, форма), понятиями поэтики (автор, система героев, сюжетно-композиционная организация, хронотоп, субъектная организация) и теории стиха (ритм, система стихосложения, стихотворный размер). Теоретические сведения, полученные учащимися, отрабатываются при анализе конкретных художественных произведений.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного стандарта основного общего образования; Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, примерной программы по литературе.

Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.

Срок реализации программы – 1 год.

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные  тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:

1. Фольклор.

2. Литературные роды. Жанры литературы.

3. Художественный образ.

4. Художественное время и пространство (хронотоп).

5. Содержание и форма литературного произведения.

6. Историко-литературный процесс.

7. Авторская позиция.

8. Тема, идея и проблематика художественного произведения.

9. Сюжет и фабула произведения.

10. Конфликт.

11. Композиция.

12. Пафос.

13. Стадии развития действия в художественном произведении.

14. Автор. Персонаж. Характер. Тип.

 

 

15. Система образов.

16. Сказ. Говорящая фамилия. Ремарка.

17. Деталь. Символ. Подтекст.

18. Психологизм.

19. Язык художественного произведения.

20. Изобразительно-выразительные средства (тропы).

21. Стихотворный размер.

22. Рифма.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:

·       ​иметь  представление о  системе жанров литературы,

·       ​свободно владеть  литературоведческой терминологией,

·       ​уметь анализировать поэтический и прозаический текст.

Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.

Личностные результаты предусматриваю умения:

·       ​оценивать значимость для личности творческого воспитания;

·       ​рефлексировать личный опыт;

·       ​высказывать личную точку зрения.

Метапредметными результатами являются умения:

·       ​формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;

·       ​развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства

          для реализации художественного замысла;

·       развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и

          коллективной деятельности.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

Личностные:

·       ​формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

           самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные:

·       ​умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;

·       ​рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия.

Познавательные:

·       ​перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить

          сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую

          цепь рассуждения и т.п.);

·       ​систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ

          текстов различных стилей и жанров).

Коммуникативные:

·       ​ владеть всеми видами речевой деятельности;

·       ​ участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,

·       ​ осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·       ​ ​выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметными результатами являются представления:

·       ​о системе литературных жанров;

·       ​об анализе поэтического и прозаического  текста.

Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:

·       ​ самостоятельность, готовность к саморазвитию,

·       ​ творческая и познавательная активность,

·       ​ гражданственность, патриотизм,

·       ​ духовность, нравственность.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тематика учебного курса

Кол-во часов

Примечание

1

Фольклор.

1

 

2

Литературные роды. Жанры литературы.

5

 

3

Художественный образ.

1

 

4

Художественное время и пространство (хронотоп).

1

 

5

Содержание и форма литературного произведения.

2

 

6

Историко-литературный процесс.

2

 

7

Авторская позиция.

1

 

8

Тема, идея и проблематика художественного произведения.

2

 

9

Сюжет и фабула произведения.

1

 

10

Конфликт.

1

 

11

Композиция.

1

 

12

Пафос.

1

 

13

Стадии развития действия в художественном произведении.

1

 

14

Автор. Персонаж. Характер. Тип.

2

 

15

Система образов.

1

 

16

Сказ. Говорящая фамилия. Ремарка.

1

 

17

Деталь. Символ. Подтекст.

2

 

18

Психологизм.

1

 

19

Язык художественного произведения.

1

 

20

Изобразительно-выразительные средства (тропы).

3

 

21

Стихотворный размер.

1

 

22

Рифма.

1

 

23

Итоговый урок.

1

 

 

 

ИТОГО

 

34

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

 

Раздел/ Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

 

Примеча

ние

По плану

Фактич

 

1

2

3

4

5

6

1

Фольклор.

1

1 неделя

 

 

2

Литературные роды. Жанры литературы.

1

2 неделя

 

 

3

Эпические жанры.

1

3 неделя

 

 

4

Лирические жанры.

1

4 неделя

 

 

5

Драматические жанры.

1

5 неделя

 

 

6

Лиро-эпические жанры.

1

6 неделя

 

 

7

Художественный образ.

1

7 неделя

 

 

8

Художественное время и пространство (хронотоп).

1

8 неделя

 

 

9

Содержание и форма литературного произведения.

1

9 неделя

 

 

10

Авторский замысел и художественный вымысел. Фантастика.

1

10 неделя

 

 

11

Историко-литературный процесс. Классицизм. Сентиментализм.

1

11 неделя

 

 

12

Романтизм. Реализм. Модернизм. Постмодернизм.

1

12 неделя

 

 

13

Авторская позиция.

1

13 неделя

 

 

14-15

Тема, идея и проблематика художественного произведения.

2

14 неделя

15 неделя

 

 

16

Сюжет и фабула произведения.

1

16 неделя

 

 

17

Конфликт.

1

17 неделя

 

 

18

Композиция.

1

18 неделя

 

 

19

Пафос.

1

19 неделя

 

 

20

Стадии развития действия в художественном произведении.

1

20 неделя

 

 

21-22

Автор. Персонаж. Характер. Тип.

2

21 неделя 22 неделя

 

 

23

Система образов.

1

23 неделя

 

 

24

Сказ. Говорящая фамилия. Ремарка.

1

24 неделя

 

 

25-26

Деталь. Символ. Подтекст.

2

25 неделя 26 неделя

 

 

27

Психологизм.

1

27 неделя

 

 

28

Язык художественного произведения.

1

28 неделя

 

 

29-31

Изобразительно-выразительные средства (тропы).

3

29 неделя

30 неделя

 31 неделя

 

 

32

Стихотворный размер.

1

32 неделя

 

 

33

Рифма.

1

33 неделя

 

 

34

Итоговый урок.

1

34 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Учебные пособия и иллюстративный материал:

1.     подборка текстового материала различной стилистики и типов речи для филологического и языкового анализа

2.     иллюстративный материал (на основе материалов СМИ)

3.     справочная литература

 

Контролирующие материалы:

1.     – самостоятельные работы по созданию текстов с использованием ИВС;

2.     – семинары-практикумы по изученной теме;

3.     – творческие конкурсы;

4.     – публикации.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога.

1.      Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М., АЙРИС ПРЕСС, 2009.

2.      Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969.

3.     Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.

4.     Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.

5.     Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

6.      Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

7.      Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в таблицах и схемах. М., 2016

 

Для учащихся.

1.      Энциклопедический словарь;

2.     Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в таблицах и схемах. М., 2016

3.     Детская энциклопедия;

4.     Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;

5.     Словарь иностранных слов;

6.     Словарь синонимов;

7.     Словарь русских пословиц и поговорок.


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Теория литературы» для 9 б класса на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Теория литературы» для 9 б класса на 2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на углубление умений учащихся анализировать художественное произведение

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на углубление умений учащихся анализировать художественное произведение

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Система образов. 16. Сказ. Говорящая фамилия

Система образов. 16. Сказ. Говорящая фамилия

Личностные результаты предусматриваю умения: · ​оценивать значимость для личности творческого воспитания; · ​рефлексировать личный опыт; · ​высказывать личную точку зрения

Личностные результаты предусматриваю умения: · ​оценивать значимость для личности творческого воспитания; · ​рефлексировать личный опыт; · ​высказывать личную точку зрения

Коммуникативные: · ​ владеть всеми видами речевой деятельности; · ​ участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог, · ​ осознанно и произвольно строить речевое…

Коммуникативные: · ​ владеть всеми видами речевой деятельности; · ​ участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог, · ​ осознанно и произвольно строить речевое…

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Пафос. 1 19 неделя 20

Пафос. 1 19 неделя 20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2020