Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____ / ______________ Протокол № 1 от «28» августа 2023 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора МОУ СОШ № 4 УКМО _____ / __________ «28» августа 2023 г.
|
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 4 УКМО _____ /_____________ Приказ №_______ от «___» августа 2023г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Я - эколог
______________________________________________________
Название курса, предмета
10- 11 класс
__________________________________________________
класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-эколог» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ № 4 УКМО.
Рабочая программа включает в себя:
3. Тематическое планирование
Рабочая программа составлена в соответствии с Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, разработанной Правительством Российской Федерации от 3 февраля 2010г. № 134, на основании примерной программы «Экологическая безопасность. Школьный экологический мониторинг» под редакцией И.В. Хомутовой и относится к компоненту образовательной организации
Согласно учебному плану образовательной организации на уровне среднего общего образования отводится на изучение «Я - эколог» 102 часа в 10 -11 классе.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
• бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;
• восприятие природы как ценностного объекта охраны и защиты;
• ответственное отношение к коллективному результату деятельности;
• выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
• развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
• развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
• приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
• достижение взаимопонимания, успешного взаимодействия с педагогами и сверстниками в учебных и жизненных ситуациях;
• способность ставить цели и строить жизненные планы;
• адекватная самооценка учебной и социально значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетенций.
Метапредметные результаты:
• овладение различными видами деятельности по получению нового знания (получать информацию из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, критически оценивать и интерпретировать, умело применять знания на практике);
• чёткое определение проблем и причин их возникновения;
• способность формировать и отстаивать собственное мнение, выявлять причинноследственные связи различных процессов, в том числе экологических;
• использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения экологических проблем, работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т. д.
Предметные результаты:
• сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек — общество — природа»;
• сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
• владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
• владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
• сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
• сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 10—11 классах
По окончании изучения курса учащиеся усвоят:
• основы биоэкологии (экологические связи и организация жизни, общие законы действия факторов среды на организмы, организмы как открытые системы, популяции, сообщества, экосистемы, развитие сообществ, основные законы устойчивости живой природы);
• основы глобальной экологии (экологические кризисы, современные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения, экологические связи в системе «человек — общество — природа»);
• основы региональной экологии (местные социально-экологические проблемы, снижение рисков);
• основные понятия и принципы устойчивого развития;
• специфику социоэкосистем и урбоэкосистем, знания о природных, демографических и социально-экономических факторах устойчивого развития, направлениях оптимизации систем жизнеобеспечения горожан, факторах, обусловливающих качество городской среды;
• знания об экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, о правовых и экономических аспектах природопользования, реализации экологической политики в области природопользования и ресурсосбережения;
• основы экологического мониторинга и рационального ресурсопотребления, знания об экологических рисках при добыче природных ресурсов.
Учащиеся будут обладать следующими умениями и навыками:
• грамотно работать с информацией (получать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике);
• чётко определять проблемы и причины их возникновения;
• формировать и отстаивать собственное мнение;
• оценивать экологическое состояние окружающей среды методами учебного экологического мониторинга, выявлять причинно- следственные связи экологических нарушений, принимать решения по их устранению;
• анализировать последствия своих действий и решений на основе инструментов когнитивного мышления;
• использовать коммуникативные умения и УУД при разработке подходов к решению актуальных экологических проблем, применять принципы социального проектирования — выполнять проектные работы, овладеть отдельными методами экологических исследований.
Содержание курса
МОДУЛЬ 1. Общие вопросы
экологического мониторинга ( 18 ч)
Тема 1.1. Экологический мониторинг. История развития
Понятие
об экологическом мониторинге (мониторинге окружающей среды). Цели экологического
мониторинга. Из истории создания системы мониторинга в России.
Тема 1.2. Виды и подсистемы экологического мониторинга
Классификация видов экологического мониторинга: по пространственному принципу —
локальный, региональный, национальный, межгосударственный и глобальный; по
объекту слежения — фоновый (базовый), импактный (точечный), тематический; по
природным компонентам — геологический, атмосферный, гидрологический,
геофизический, почвенный, лесной, биологический, геоботанический,
зоологический; по организационным особенностям — международный,
государственный, муниципальный, ведомственный и общественный. Подсистемы
экологического мониторинга: геофизический, климатический,
гидрометеорологический, биологический, мониторинг здоровья населения. Уровни
мониторинга: детальный, локальный, региональный, национальный и глобальный.
Объекты наблюдения и показатели.
Тема 1.3. Методы экологического мониторинга
Методы исследования: дистанционные (аэрокосмические) и наземные. Понятие о
биологическом мониторинге. Биологический мониторинг как метод исследования:
этапы и содержание. Понятие о биоиндикации как методе исследования.
Преимущества живых индикаторов. Мониторинг состояния природных ресурсов в
России.
Тема 1.4. Биоиндикация и её виды
Понятие о биоиндикации. Классификация и характеристика видов биоиндикации:
специфическая и неспецифическая биоиндикация; прямая и косвенная биоиндикация;
регистрирующая биоиндикация и биоиндикация по аккумуляции.
Тема 1.5. Картирование загрязнённых участков
Проведение картирования загрязнённых участков: этапы работы и их содержание.
Содержание подготовительного этапа работы: сбор данных об источниках
загрязнения; содержание характеристики промышленных объектов. Сбор материала о
природно-климатических условиях обследуемой территории. Содержание основного
этапа работы: оценка антропогенного воздействия на окружающую среду. Нанесение
информации на карту: объём информации и порядок нанесения.
Тема 1.6. Фитоиндикация как составная часть экологического мониторинга
Фитоиндикация как один из методов оценки качества окружающей среды. Понятие о
фитоиндикации и фитоиндикаторах. Возможности методов фитоиндикации.
Организмы-регистраторы и организмы-накопители. Учёт внешних и внутренних
факторов при проведении биондикации. Морфологические изменения растений,
используемые в биоиндикации. Изменения окраски листьев: хлорозы, некрозы,
преждевременное увядание, дефолиация; изменения размеров органов, формы,
количества и положения органов, жизненной формы, жизненности. Основные растения
— индикаторы загрязнения атмосферного воздуха. Из истории вопроса развития
фитоиндикации как метода. Вклад зарубежных и отечественных
исследователей.
МОДУЛЬ 2. Экологический мониторинг загрязнения наземно-воздушной среды:
современные методы биоиндикационного анализа загрязнения атмосферного воздуха
(32 ч)
Тема 2.1. Лихеноиндикация
Лишайники как определители загрязнения воздушной среды. Понятие о лишайниках
и методе лихеноиндикации. Строение лишайника. Взаимодействие гриба и водоросли.
Понятие о талломе (слоевище). Типы лишайников по внешнему виду талломов:
накипные (корковые), листоватые и кустистые. Характеристика типов лишайников.
Влияние химических веществ на лишайники. Изменения на морфологическом и
анатомо-физиологическом уровнях. Достоинства и недостатки лихеноиндикации как метода
изучения загрязнения окружающей среды. Методы учёта лишайников. Разнообразие и
характеристика методов учёта лишайников: методы маршрутного учёта; метод
профилей; стационарные методы и метод пробных площадей. Параметры
количественного учёта лишайников: встречаемость (частота встречаемости) и
квадрат (учётная площадка). Краткая история развития лихеноиндикации.
Практикум
Опыт «Определение связей водоросли и гриба в составе лишайника»:
определение прочности связей водоросли и гриба в составе лишайника, возможности
их раздельного существования.
Исследовательская работа «Определение степени загрязнения воздуха по
состоянию лишайников»: определение степени покрытия и степени встречаемости
типов лишайников; определение размеров розеток и жизнеспособности лишайников.
Тема 2.2. Оценка состояния среды на основе метода флуктуирующей асимметрии
Асимметрия листового аппарата как показатель стрессовых факторов.
Требования к видам-биоиндикаторам. Методы оценки стрессового воздействия на
растения: морфологические (наличие хлорозов и некрозов,
изменения длины и массы листьев) и физиолого-биохимические (оводнённость,
пигментный состав). Понятие о флуктуирующей асимметрии. Модельные объекты.
Практикум
Исследовательская работа «Изучение флуктуирующей асимметрии у
растений как показателя качества среды обитания». Рекомендации по отбору
материала и работе с ним. Характеристика исследуемых участков района по наличию
стационарных источников загрязнения и по транспортной нагрузке. Обработка
данных по оценке стабильности развития с использованием мерных признаков
(промеров листа). Расчёт показателей асимметрии. Оценка качества среды по
значению интегрального показателя стабильности развития. Методики изучения
параметров флуктуирующей асимметрии листьев: изучение параметров флуктуирующей
асимметрии листьев берёзы повислой, липы сердцелистной, клёна остролистного,
дуба черешчатого.
Исследовательская работа «Расчётная оценка количества выбросов вредных
веществ в воздух от автотранспорта». Расчёт среднесуточного потока
автотранспорта на контрольных участках; удельного расхода топлива; количества
топлива разного вида, сжигаемого двигателями автомашин; количества выделившихся
вредных веществ.
Исследовательская работа «Оценка состояния древостоя парка». Проведение
инвентаризации древесных насаждений изучаемой территории (ключевого участка).
Расчёт высоты объектов без специальных приборов различными способами. Определение
окружности и диаметра ствола; примерного возраста деревьев исследуемой
площадки. Составление формулы древостоя. Определение состояния древостоя парка
с использованием простейшей шкалы.
Тема 2.3. Газочувствительность и газоустойчивость растений
Влияние загрязнителей на химические процессы, происходящие в клетках растений.
Внешние признаки повреждения растений токсичными веществами. Понятие о
газоустойчивости и газочувствительности растений. Адаптация растений к действию
газов. Механизмы устойчивости растений к неблагоприятным факторам.
Биологическая, анатомо-морфологическая и физиолого-биохимическая
газоустойчивость. Влияние климатических условий территории на газоустойчивость
растений. Группы устойчивости растений. Шкала оценки газоустойчивости растений.
Роль зелёных насаждений в очищении городского воздуха. Пылезадерживающие
свойства различных пород деревьев и кустарников. Характеристика растений по
пылефильтрующей способности. Характеристика древесных пород и кустарников по
классам газоустойчивости.
Практикум
Проектно-исследовательская работа «Изучение состояния
растительности и разработка проекта озеленения своего микрорайона». Определение
видового состава древесно-кустарниковых пород, повреждений и заболеваний.
Изучение состояния древесных пород вдоль автодорог с различной степенью
нагрузки. Составление карты газоустойчивости древесно-кустарниковой
растительности района проживания на основе данных проведённого исследования.
Разработка проекта озеленения своего микрорайона.
Тема 2.4. Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды
Снежный покров как индикатор процессов закисления природных сред. Этапы
загрязнения снежного покрова.
Практикум
Исследовательская работа «Снежный покров как индикатор загрязнения
атмосферного воздуха городской среды». Методика работы со снежными пробами:
отбор проб снега, предварительная обработка проб,
подготовка пробы, растапливание пробы. Определение массы поступлений снега на
обследуемую территорию. Количественное определение загрязняющих веществ.
Определение физических свойств талого снега: прозрачности, интенсивности и
характера запаха, цветности.
Методика определения химических свойств талого снега: определение кислотности,
содержания органических веществ, способы определения наличия ионов железа,
свинца, меди, хлора, сульфат-ионов.
МОДУЛЬ 3. Мониторинг водной среды: биоиндикация загрязнения водной среды (16
ч)
Тема 3.1. Методы гидробиологического анализа
Гидробиологический анализ как биологический метод оценки качества воды.
Понятие о гидробиологическом анализе. Показатели степени загрязнения: видовое
разнообразие, плотность видов, плотность организ мов, плотность биомассы и
показательное значение видов. Расчётные индексы в экологическом мониторинге:
индексы, использующие характер питания организмов. Индексы, использующие
соотношение крупных таксонов. Оценка качества экосистемы по индексам видового
разнообразия. Оценка зон сапробности по показательным организмам. Оценка
качества экосистемы по соотношению количества видов, устойчивых и неустойчивых
к загрязнению. Индексы общности (сходства). Краткая характеристика
биологических методов оценки загрязнения вод: преимущества и недостатки.
Сапробность организмов. Оценка степени загрязнённости вод по показательным
(индикаторным) организмам. Понятие о сапробности, сапробности вида, системе
сапробности. Зоны сапробности: олигосапробные, бета-мезосапробные,
альфа-мезосапробные и полисапробные; их характеристика. Факторы, влияющие на
сапробность водоёма.
Тема 3.2. Методика работы с пробами зообентоса
Методика работы с пробами зообентоса. Сбор проб, фиксация, этикетирование,
объём пробы, обработка проб.
Практикум
Составление паспорта характеризуемого водоёма. Описание основных
экологических особенностей водоёма: цвет, прозрачность, температура, запах.
Выявление степени антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз путём применения
метода зооиндикации. Определение класса качества вод. Выявление степени
антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз путём применения метода
фитоиндикации. Экспресс-оценка качества воды по семейству рясковых.
Практическая работа «Изучение качества воды из различных пресных
источников». Определение физических показателей образцов воды: запаха, цвета,
прозрачности. Определение химических показателей
образцов воды: наличия катионов железа, свинца, хлорид-ионов, нитратов и
нитритов, жёсткости воды, анионов кислотных осадков.
МОДУЛЬ 4. Мониторинг почв ( 28 ч)
Тема 4.1. Биоиндикация загрязнения почвенной среды
Изучение загрязнения почв города. Структура животного населения почвы и
факторы его разнообразия. Влияние техногенного загрязнения на почвенных
беспозвоночных. Фаунистическая биоиндикация. Изменение видового состава и
количества почвенных и напочвенных беспозвоночных животных как показатель
антропогенного воздействия на окружающую среду. Выбор организмов для
диагностики состояния почвенной среды. Экологические группы почвенных
организмов, характеристика
групп. История развития и изучения биоиндикации почвы в отечественной науке.
Практикум
Изучение физико-химических свойств почв школьного двора. Установление
зависимости между физико-химическими свойствами почвы и численностью
беспозвоночных.
Опыт «Выявление роли дождевых червей в почвообразовательном процессе».
Опыт «Выявление зависимости между физико-химическими свойствами почвы и
численностью беспозвоночных».
Практическая работа «Определение кислотности почвы с помощью
приготовленных индикаторов на растительной основе». Приготовление индикаторных
отваров и индикаторной бумаги. Определение кислотности образцов почвы
исследуемых участков: отбор и приготовление почвенной пробы. Исследование
окраски полученных растительных индикаторов в кислой и щелочной средах.
Практическая работа «Определение кислотности почвы различными
способами». Определение кислотности почвы с помощью универсального индикатора;
с помощью датчика pH цифровой лаборатории «Архимед»; с помощью мелового
раствора.
Экспериментальная работа «Определение содержания свинца в зелёной массе
газонных трав».
Экспресс-методы оценки токсичности почвенной среды с помощью биотестов.
Опыт «Изучение качества пыльцы растений как показателя загрязнения среды
обитания». Установление зависимости качества пыльцевых зёрен от уровня
физического и химического загрязнения среды.
Опыт «Всхожесть семян кресс-салата как показатель загрязнения почвы».
Влияние качества среды обитания на морфологические и анатомические изменения
растений.
Опыт «Энергия прорастания семян одуванчика лекарственного как показатель
загрязнения почвенной среды». Изучение энергии прорастания семян одуванчика,
собранных с нескольких участков с предположительно разной степенью почвенного и
атмосферного загрязнения.
Тема 4.2. Дождевые черви как индикаторы загрязнённости почвы
Использование жизненных форм дождевых и других беспозвоночных при оценке
степени воздействия автотранспорта и других загрязнителелей на экосистемы
червей. Экологические группы дождевых червей. Влияние климатических факторов и
типа почв на распространение дождевых червей.
Практикум
Исследовательская
работа «Изучение численности дождевых червей в различных
биоценозах как показателя стабильности почвенной среды». Определение условий
обитания дождевого червя и влияния среды на численность и биомассу по почвенным
горизонтам на исследуемых участках города.
Заключение (4 ч)
Подведение итогов работы. Итоговая защита исследовательских работ
Тематическое планирование
Тема |
Основное содержание |
Количество часов |
Модуль 1. Общие вопросы экологического мониторинга (18 ч) |
||
Тема 1.1. Экологический мониторинг. |
История развития Понятие об экологическом мониторинге (мониторинге окружающей среды). Цели экологического мониторинга. Из истории мониторинга в России |
2 |
Тема 1.2. Виды и подсистемы экологического мониторинга |
Классификация видов экологического мониторинга. Подсистемы экологического мониторинга. Уровни мониторинга. Объекты наблюдения и показатели |
2 |
Тема 1.3. Методы экологического мониторинга |
Методы исследования. Биологический мониторинг как метод исследования: этапы и содержание. Преимущества живых индикаторов. Мониторинг состояния природных ресурсов в России |
3 |
Тема 1.4. Биоиндикация и её виды |
Понятие о биоиндикации. Классификация и характеристика видов биоиндикации |
3 |
Тема 1.5. Картирование загрязнённых участков |
Проведение картирования загрязнённых участков: этапы работы и их содержание. Физико-географические и экономико-географические характеристики территории обследования |
4 |
Тема 1.6. Фитоиндикация как составная часть экологического мониторинга |
Фитоиндикация как один из методов оценки качества окружающей среды. Понятие о фитоиндикации и фитоиндикаторах. Организмы-регистраторы и организмы-накопители. Морфологические изменения растений, используемые в биоиндикации. Основные растения—индикаторы загрязнения атмосферного воздуха. Вклад российских и зарубежных учёных в развитие фитоиндикации |
4 |
Модуль 2. Экологический мониторинг загрязнения наземно-воздушной среды: современные методы биоиндикационного анализа загрязнения атмосферного воздуха (32 ч) |
||
Тема 2.1. Лихеноиндикация |
Лишайники как определители загрязнения воздушной среды. Строение лишайников. Влияние химических веществ на лишайники. Методы учёта лишайников. Практикум. Опыт «Определение связей водоросли и гриба в составе лишайника». Исследовательская работа «Определение степени загрязнения воздуха по состоянию лишайников» |
10 |
Тема 2.2. Оценка состояния среды на основе метода флуктуирующей асимметрии |
Асимметрия листового аппарата как показатель стрессовых факторов. Требования к видам-биоиндикаторам. Методы оценки стрессового воздействия на растения. Практикум. Исследовательская работа «Изучение флуктуирующей асимметрии у растений как показателя качества среды обитания». |
10 |
Тема 2.3. Газочувствительность и газоустойчивость растений |
Влияние загрязнителей на химические процессы, происходящие в клетках растений. Внешние признаки повреждения растений токсичными веществами. Адаптация растений к действию газов. Механизмы устойчивости растений к неблагоприятным факторам. Группы устойчивости растений. Шкала оценки газоустойчивости растений. Характеристика древесных пород и кустарников по классам газоустойчивости и пылефильтрующей способности. Практикум. Проектно-исследовательская работа «Изучение состояния растительности и разработка проекта озеленения своего микрорайона» |
6 |
Тема 2.4. Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды |
Снежный покров как индикатор процессов закисления природных сред. Практикум. Исследовательская работа «Снежный покров как индикатор загрязнения атмосферного воздуха городской среды». Изучение физических и химических параметров снега |
6 |
Модуль 3. Мониторинг водной среды: биоиндикация загрязнения водной среды (16 ч) |
||
Тема 3.1. Методы гидробиологического анализа |
Гидробиологический анализ как биологический метод оценки качества воды. Показатели степени загрязнения. Расчётные индексы в экологическом мониторинге. Преимущества и недостатки биологических методов оценки загрязнения воды. Сапробность организмов. Факторы, влияющие на сапробность водоёма. Методика работы с пробами зообентоса |
8 |
Тема 3.2. Методика работы с пробами зообентоса |
Сбор и обработка данных о степени антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз. Практикум. Составление паспорта характеризуемого водоёма. Экологические особенности водоёма. Выявление степени антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз путём применения метода зооиндикации. Выявление степени антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз путём применения метода фитоиндикации. Практическая работа «Изучение качества воды из различных пресных источников». Определение физико-химических показателей воды |
8 |
Модуль 4. Мониторинг почв (28 ч) |
||
Тема 4.1. Биоиндикация загрязнения почвенной среды |
Изучение загрязнения почв города. Структура животного населения почвы и факторы его разнообразия. Фаунистическая биоиндикация. Изменение видового состава и количества почвенных и напочвенных беспозвоночных животных как показатель антропогенного воздействия на окружающую среду. Влияние техногенного загрязнения на почвенных беспозвоночных. Практикум. Исследовательская работа «Изучение физико-химических свойств почв школьного двора. Установление зависимости между физико-химическими свойствами почвы и численностью беспозвоночных». Опыт «Выявление роли дождевых червей в почвообразовательном процессе». Опыт «Выявление зависимости между физико-химическими свойствами почвы и численностью беспозвоночных». Практическая работа «Определение кислотности почвы с помощью приготовленных индикаторов на растительной основе». Практическая работа «Определение кислотности почвы различными способами». Опыт «Всхожесть семян кресс-салата как показатель загрязнения почвы». Опыт «Энергия прорастания семян одуванчика лекарственного как показатель загрязнения почвенной среды». Опыт «Изучение качества пыльцы растений как показателя загрязнения среды обитания». Экспериментальная работа «Определение содержания свинца в зелёной массе газонных трав» |
20 |
Тема 4.2. Дождевые черви как индикаторы загрязнённости почвы |
Использование дождевых червей и других беспозвоночных при оценке степени воздействия автотранспорта и других загрязнителей на экосистемы. Экологические группы дождевых червей. Влияние климатических факторов и типа почв на распространение дождевых червей. |
8 |
Заключение (4 ч) |
||
Конференция. Защита исследовательских работ |
|
4 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.