РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - школьник»: «Жить дружно» (2 год обучения)
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - школьник»: «Жить дружно» (2 год обучения)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
психологическая работа
2 кл
17.02.2024
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности  «Я - школьник»:  «Жить дружно» (2 год обучения)
Цель программы «Я - школьник» Социализация и личностный рост обучающихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками психологической науки. Цель данного модуля: обучение навыкам позитивного общения, сплочение классного сообщества. Данная программа актуальна в этом возрасте потому, что у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии и ребенок способен успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
РП Я-школьник, модуль Жить дружно.docx

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Я - школьник»:

«Жить дружно» (2год обучения)

 

для среднего общего образования

2  класс

Срок реализации   -  1  год

 

 

 Составитель: Богдановская Виктория Викторовна,

педагог-психолог

 

 

 

2023 год

Пояснительная записка       

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - школьник» (далее программа) имеет социально-гуманитарную направленность) и разработана для детей 1-4 класса.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами.  

·         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р).

·         Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).

·         О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533).

·         Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).

·         Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн).

·         Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).

·         Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),

 

Цель программы «Я - школьник» Социализация и личностный рост обучающихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками психологической науки.

           Программа «Я - школьник» для обучающихся 1-4 класса строится в соот­ветствии с его трехкомпонентной структурой, развития личности ребенка, описанной ниже.  

Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья. создание психолого - педагогических условий, способствующих успешной школьной и социальной адаптации обучающихся, их самореализации в жизни и саморазвитии. Создание  условия для развития у  детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.

Структура психологического здоро­вья личности, выделенная О.В. Хухлаевой:

аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение принять «темные» стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодействовать именно с ним;

  инструментальный компонент — это владение рефлексией, как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других;

потребностно-мотивационный компонент —  наличие у человека внутренней потребности в саморазвитии.

Соответственно можно выделить следующие задачи программы:

·                    формирование у обучающихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и не­достатки;

·                    развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;

·                    формирование потребности в саморазвитии и самоизмене­нии у ребенка;

·                    развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

·                    расширение пассивного и активного психологического сло­варя детей;

·                    развитие познавательных процессов

Личностными результатами изучения курса  «Я - школьник» начальной школы  является формирование следующих умений:

·                    определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

·                    в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Я - школьник»  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·                    определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

·                    проговаривать последовательность действий.

·                    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

·                    учиться работать по предложенному учителем плану.

·                    учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.

·                    учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

·                    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·                    делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

·                    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·                    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

·                    перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

·                    преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

·                    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·                    слушать и понимать речь других.

·         ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

·         учиться контролировать свою речь и поступки.

·         учиться толерантному отношению к другому мнению.

·         учиться самостоятельно решать проблемы в общении.

·         осознавать необходимость признания и уважения прав других людей.

·         формулировать своё собственное мнение и позицию.

·         учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

·          совместно довариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·                    учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 Основными принципами работы программы являются:

·         принцип создания развивающей ситуации.  Пробудить обучающихся к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу выполнения определенных заданий;

·         принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста;

·         принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности;

·         принцип доступности. Материал представлен в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес обучающихся, побуждает к размышлениям.

 

Программа предполагает:

Ø индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);  

Ø тесную связь с практикой, ориентацию на создание конкретного персонального продукта.

 

Программа рассчитана на четыре года обучения, разделена на четыре модуля, каждый из которых учитывает возрастные особенности обучающихся, основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.

 

 2 модуль. 2 класс курс «Жить дружно» 34 часа, один раз в неделю.

Пояснительная записка.

Актуальность модуля.

Общение – есть процесс взаимодействия личностей, определенным образом относящихся друг к другу и взаимодействующих друг на друга. Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребёнка, необходимо обратиться к исследованиям Л. И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, её рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворённости своим положением, своим образом жизни (кризисы трёх и семи лет). Эти отношения ребёнка к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.

 Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношения к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить сложно.

 Ребёнок, поступающий в школу, начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление, однако необходимо дать ребёнку больше самостоятельности и развивать у него ответственность, учить его работать в группе, так как в процессе совместной работы дети учатся уважать друг друга, прислушиваться к чужому мнению.

В младшем школьном возрасте происходит четкое разделение на группы общения по половым признакам и формируются первые взаимоотношения между мальчиками и девочками. В современном обществе существует ориентация на сильную личность, поэтому очень важно формировать у детей навыки позитивного, конструктивного и бесконфликтного общения.

 Данная программа актуальна в этом возрасте еще и потому, что у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии и ребенок способен успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

 

Цель данного модуля: обучение навыкам позитивного общения, сплочение классного сообщества.  Достижение поставленной цели реализуется посредством следующих задач:

  • развитие способности принимать и понимать друг друга;
  • развитие уверенности в себе и навыков уверенного поведения;
  • совершенствование навыков общения;
  • формирование позитивного отношения к одноклассникам;
  • обучение альтернативным вариантам поведения;
  • развитие навыков групповой работы;
  • способствовать самопознанию обучающихся, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
  • обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
  • развивать у обучающихся навыки социального поведения и общения с другими людьми, чувство принадлежности к группе;
  • вырабатывать у обучающихся положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • обучать школьников рефлексивным умениям;
  • формировать у школьников потребность в саморазвитии.

 

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Она является частью ком­плексной работы по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников. Реализуется программа в третий год работы с детьми 8-9 лет и предназначена для развития коммуникативных навыков детей и сплочению детского сообщества.

Программа работы с детьми состоит из 34 занятий, которые строятся в игровой форме. Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга.

Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут (время одного урока). Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю.

 

 В работе используются следующие методы: имитационные и ролевые игры, упражнения, направленные на развитие навыков конструктивного индивидуального и группового взаимодействия, прочтение и обсуждение сказок, индивидуальные  и групповые рисунки, коллективно-творческие работы.

 

По окончании прохождения программы 2 модуля «Жить дружно» обучающиеся

должны знать:        

·                    понятие общения, его виды;

·                    роль эмоций и чувств в жизни человека, о природе эмоций, о влиянии эмоций и чувств на здоровье человека;

·                    нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

·                    стили разрешения конфликта;

должны уметь:

·                    вступать в контакт и вести разговор;

·                    слушать собеседника;

·                    высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;

·                    распознавать эмоциональную реакцию других людей и осознавать свои эмоции;

·                    использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей;

·                    владеть приемами саморегуляции;

·                    анализировать и оценивать собственное поведение;

·                    договариваться в конфликтных ситуациях;

·                    принимать своих одноклассников;

·                    работать в группе.

 

Методическое обеспечение:

  • Сюжеты историй и рассказов - текстов для обсуждения (см. Приложение);
  • цветные карандаши, цветные мелки;
  • карточки с заданиями;
  • плакаты с картинками и фразами;
  • мяч;
  • разноцветные жетоны;
  • бумага для рисования;
  • ватманы;
  • раздаточный материал;
  • дидактический материал;
  • игры и упражнения (см. Приложение)

 

Методами и средствами оценки результативности выбраны:

Социометрия.

Источник: Учителю о диагностике эффективности образовательной среды, С.Д. Дерябо, М., 1997.

Цель: исследование внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений.

Описание методики: Методика представляет собой адаптированный для младших школьников вариант социометрии. Ребенок делает до трех выборов и отвержений в личностной и познавательной сферах.

Инструкция: На листке бумаги напиши трех человек из класса, кого бы ты пригласил играть в интересную игру. Кого бы точно не стал приглашать играть вместе с собой.

Анализ результатов.

Все выборы фиксируются в социометрической матрице.

В таблицу вносятся имена всех детей группы (сначала девочки, потом все мальчики или наоборот), присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый ребенок и сколько взаимных выборов он имеет. Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении детей по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1–2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора). Первые две категории считаются благоприятными, две последние  — неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий. Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.  Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Согласно результатам исследований Т.А. Репиной, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной — при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

 

Календарно – тематическое планирование курса

 

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Задачи занятия

1

Вводное. Общение в жизни человека.

1

дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека; принять правила работы на занятиях.

2

Я – это Я!

1

Активизация знаний и представлений о себе, акцент на пози­тивных сторонах собственной личности. Дать понятие о самоценности человеческого «Я»

3

Я глазами других.

1

формировать способность к само-анализу, развивать способность принимать друг друга

4

Все мы разные

1

помочь учащимся в самораскрытии, развитие внимательного отношения к одноклассникам

5

Понимаем ли мы друг друга.

1

Тренировка навыков взаимодействия в группе, работа с социальными ролями, "премирование" различных социальных ролей.

6

Вербальное общение

1

формирование конструктивных форм вербального общения, развитие умения находить верный тон общения в различных ситуациях

7

Умение вести разговор

1

 

8

Умение говорить комплименты

1

Потребность в положительных эмоциях от общения. Мои потребности и потребности других. Вежливый отказ. Общение в ситуации вежливого отказа

9

Невербальное общение

1

развитие навыков невербального общения, формирование невербальных способов поддержки партнера

10

Внимание к поведению другого человека

1

 

11

Умение слушать

1

 

12

Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми

1

 

13

Доверие в общении

1

формирование атмосферы доверия, развитие чувства ответственности за другого

14

Я тебе доверяю.

1

Формирование умения договариваться с людьми. Коллективная работа. Развитие умения действовать сообща.

Формирование чувства принадлежности к группе.

15

Дружеские отношения

1

развитие понимания необходимости жить в согласии, создание дружеского фона общения в классе

16

Как поддерживать дружеские отношения?

1

Развитие  способности к эмпатии, сопереживанию. Формирование позитивного отношения к сверстникам

17

Ищу друга.

1

Формирование понимания друг друга, умения слушать и слышать других людей.

18

У меня есть друг.

1

Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей. 

19

Я в мире людей.

1

Как работать вместе слаженно? Что такое

сотрудничество? Что мешает договориться? Я умею договариваться с людьми. Коллективная работа. Мы умеем действовать сообща. Формирование чувства сотрудничества

20

Навыки взаимодействия

1

формирование способов взаимодействия, создание благоприятной атмосферы для сплочения членов классного сообщества

21

Секреты общения

1

 

22

Барьеры общения

1

дать представление о вербальных барьерах общения, способствовать преодолению барьеров в общении

23

Конфликт. Общение в конфликте

1

осознание причин возникновения конфликтных ситуаций, выработка навыков конструктивного поведения в конфликте

24

Предотвращение конфликтов

1

закрепление конструктивных форм общения в группе, выработка умений предотвращать конфликты

25

Учимся решать проблемы вместе.

1

закрепление конструктивных форм общения в группе, выработка умений предотвращать конфликты

26

Учимся договариваться и уступать.

1

закрепление конструктивных форм общения в группе, выработка умений предотвращать конфликты

27

Позитивное общение

1

определение альтернативных вариантов поведения, развитие уверенности в общении

28

Групповое взаимодействие

1

формирование у учащихся умения понимать друг друга, совершенствование навыков общения

29

Групповое взаимодействие

1

закрепление навыков группового взаимодействия

30

Сюжетно – ролевая игра «Однажды в городе N……».

1

Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимовыручки

31

Ролевая игра «Необитаемый остров»

1

Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимовыручки

32

Наш класс

1

Закрепить у учащихся полученные знания, совершенствовать навыки дружеских отношений в классе

33

Итоговое занятие. Дигностика.

Коммуникативные игры

1

Закрепить у учащихся полученные знания, совершенствовать навыки дружеских отношений в классе

34

Резерв времени. Коммуникативные игры

1

Закрепить у учащихся полученные знания, совершенствовать навыки дружеских отношений в классе

 

 

Список литературы:

    1. Адиняева О. Ребята, давайте жить дружно! Психологический тренинг для младших школьников. // Школьный психолог. 2002,  № 21.

2.                  Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Ленинград: Наука,2019.

3.                  Бодина Е. Давайте говорить друг другу комплименты! А как? //Воспитание школьников № 2, 2021.

    1. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. – М.: Ось-89, 2001.
    2. Дьячкова С. Учимся сотрудничать. // Школьный психолог. 2004, № 41.

6.                   

7.                  Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 2018.

8.      Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.

9.      Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4-6-х классов. – Киев, 1994.

10.  Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений учащихся начальной школы. - // Воспитание школьников №2, 2022.

11.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

12.  Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1-4 классов – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2020

13.  Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ,2021

14.  Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2017

15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2019

16.  Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2019.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - школьник»: «Жить дружно» (2год обучения) для среднего общего образования 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - школьник»: «Жить дружно» (2год обучения) для среднего общего образования 2 класс

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Личностными результатами изучения курса «Я - школьник» начальной школы является формирование следующих умений: · определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех…

Личностными результатами изучения курса «Я - школьник» начальной школы является формирование следующих умений: · определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех…

Основными принципами работы программы являются: · принцип создания развивающей ситуации

Основными принципами работы программы являются: · принцип создания развивающей ситуации

В младшем школьном возрасте происходит четкое разделение на группы общения по половым признакам и формируются первые взаимоотношения между мальчиками и девочками

В младшем школьном возрасте происходит четкое разделение на группы общения по половым признакам и формируются первые взаимоотношения между мальчиками и девочками

Методическое обеспечение: Сюжеты историй и рассказов - текстов для обсуждения (см

Методическое обеспечение: Сюжеты историй и рассказов - текстов для обсуждения (см

Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских…

Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских…

Я тебе доверяю. 1 Формирование умения договариваться с людьми

Я тебе доверяю. 1 Формирование умения договариваться с людьми

Сюжетно – ролевая игра «Однажды в городе

Сюжетно – ролевая игра «Однажды в городе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2024