РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я - школьник»:
«Жить дружно» (2год обучения)
для среднего общего образования
2 класс
Срок реализации - 1 год
Составитель: Богдановская Виктория Викторовна,
педагог-психолог
2023 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - школьник» (далее программа) имеет социально-гуманитарную направленность) и разработана для детей 1-4 класса.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами.
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р).
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).
· О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533).
· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).
· Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн).
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).
· Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),
Цель программы «Я - школьник» Социализация и личностный рост обучающихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками психологической науки.
Программа «Я - школьник» для обучающихся 1-4 класса строится в соответствии с его трехкомпонентной структурой, развития личности ребенка, описанной ниже.
Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья. создание психолого - педагогических условий, способствующих успешной школьной и социальной адаптации обучающихся, их самореализации в жизни и саморазвитии. Создание условия для развития у детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.
Структура психологического здоровья личности, выделенная О.В. Хухлаевой:
• аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение принять «темные» стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодействовать именно с ним;
инструментальный компонент — это владение рефлексией, как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других;
• потребностно-мотивационный компонент — наличие у человека внутренней потребности в саморазвитии.
Соответственно можно выделить следующие задачи программы:
· формирование у обучающихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
· развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
· формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка;
· развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
· расширение пассивного и активного психологического словаря детей;
· развитие познавательных процессов
Личностными результатами изучения курса «Я - школьник» начальной школы является формирование следующих умений:
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Я - школьник» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
· проговаривать последовательность действий.
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
· учиться работать по предложенному учителем плану.
· учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· слушать и понимать речь других.
· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
· учиться контролировать свою речь и поступки.
· учиться толерантному отношению к другому мнению.
· учиться самостоятельно решать проблемы в общении.
· осознавать необходимость признания и уважения прав других людей.
· формулировать своё собственное мнение и позицию.
· учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
· совместно довариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основными принципами работы программы являются:
· принцип создания развивающей ситуации. Пробудить обучающихся к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу выполнения определенных заданий;
· принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста;
· принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности;
· принцип доступности. Материал представлен в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес обучающихся, побуждает к размышлениям.
Программа предполагает:
Ø индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
Ø тесную связь с практикой, ориентацию на создание конкретного персонального продукта.
Программа рассчитана на четыре года обучения, разделена на четыре модуля, каждый из которых учитывает возрастные особенности обучающихся, основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.
2 модуль. 2 класс курс «Жить дружно» 34 часа, один раз в неделю.
Пояснительная записка.
Актуальность модуля.
Общение – есть процесс взаимодействия личностей, определенным образом относящихся друг к другу и взаимодействующих друг на друга. Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребёнка, необходимо обратиться к исследованиям Л. И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, её рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворённости своим положением, своим образом жизни (кризисы трёх и семи лет). Эти отношения ребёнка к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.
Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношения к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить сложно.
Ребёнок, поступающий в школу, начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление, однако необходимо дать ребёнку больше самостоятельности и развивать у него ответственность, учить его работать в группе, так как в процессе совместной работы дети учатся уважать друг друга, прислушиваться к чужому мнению.
В младшем школьном возрасте происходит четкое разделение на группы общения по половым признакам и формируются первые взаимоотношения между мальчиками и девочками. В современном обществе существует ориентация на сильную личность, поэтому очень важно формировать у детей навыки позитивного, конструктивного и бесконфликтного общения.
Данная программа актуальна в этом возрасте еще и потому, что у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии и ребенок способен успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Цель данного модуля: обучение навыкам позитивного общения, сплочение классного сообщества. Достижение поставленной цели реализуется посредством следующих задач:
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Она является частью комплексной работы по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников. Реализуется программа в третий год работы с детьми 8-9 лет и предназначена для развития коммуникативных навыков детей и сплочению детского сообщества.
Программа работы с детьми состоит из 34 занятий, которые строятся в игровой форме. Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга.
Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут (время одного урока). Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю.
В работе используются следующие методы: имитационные и ролевые игры, упражнения, направленные на развитие навыков конструктивного индивидуального и группового взаимодействия, прочтение и обсуждение сказок, индивидуальные и групповые рисунки, коллективно-творческие работы.
По окончании прохождения программы 2 модуля «Жить дружно» обучающиеся
должны знать:
· понятие общения, его виды;
· роль эмоций и чувств в жизни человека, о природе эмоций, о влиянии эмоций и чувств на здоровье человека;
· нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
· стили разрешения конфликта;
должны уметь:
· вступать в контакт и вести разговор;
· слушать собеседника;
· высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;
· распознавать эмоциональную реакцию других людей и осознавать свои эмоции;
· использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей;
· владеть приемами саморегуляции;
· анализировать и оценивать собственное поведение;
· договариваться в конфликтных ситуациях;
· принимать своих одноклассников;
· работать в группе.
Методическое обеспечение:
Методами и средствами оценки результативности выбраны:
Социометрия.
Источник: Учителю о диагностике эффективности образовательной среды, С.Д. Дерябо, М., 1997.
Цель: исследование внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений.
Описание методики: Методика представляет собой адаптированный для младших школьников вариант социометрии. Ребенок делает до трех выборов и отвержений в личностной и познавательной сферах.
Инструкция: На листке бумаги напиши трех человек из класса, кого бы ты пригласил играть в интересную игру. Кого бы точно не стал приглашать играть вместе с собой.
Анализ результатов.
Все выборы фиксируются в социометрической матрице.
В таблицу вносятся имена всех детей группы (сначала девочки, потом все мальчики или наоборот), присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый ребенок и сколько взаимных выборов он имеет. Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении детей по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1–2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора). Первые две категории считаются благоприятными, две последние — неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий. Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе. Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Согласно результатам исследований Т.А. Репиной, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной — при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Задачи занятия |
1 |
Вводное. Общение в жизни человека. |
1 |
дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека; принять правила работы на занятиях. |
2 |
Я – это Я! |
1 |
Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. Дать понятие о самоценности человеческого «Я» |
3 |
Я глазами других. |
1 |
формировать способность к само-анализу, развивать способность принимать друг друга |
4 |
Все мы разные |
1 |
помочь учащимся в самораскрытии, развитие внимательного отношения к одноклассникам |
5 |
Понимаем ли мы друг друга. |
1 |
Тренировка навыков взаимодействия в группе, работа с социальными ролями, "премирование" различных социальных ролей. |
6 |
Вербальное общение |
1 |
формирование конструктивных форм вербального общения, развитие умения находить верный тон общения в различных ситуациях |
7 |
Умение вести разговор |
1 |
|
8 |
Умение говорить комплименты |
1 |
Потребность в положительных эмоциях от общения. Мои потребности и потребности других. Вежливый отказ. Общение в ситуации вежливого отказа |
9 |
Невербальное общение |
1 |
развитие навыков невербального общения, формирование невербальных способов поддержки партнера |
10 |
Внимание к поведению другого человека |
1 |
|
11 |
Умение слушать |
1 |
|
12 |
Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми |
1 |
|
13 |
Доверие в общении |
1 |
формирование атмосферы доверия, развитие чувства ответственности за другого |
14 |
Я тебе доверяю. |
1 |
Формирование умения договариваться с людьми. Коллективная работа. Развитие умения действовать сообща. Формирование чувства принадлежности к группе. |
15 |
Дружеские отношения |
1 |
развитие понимания необходимости жить в согласии, создание дружеского фона общения в классе |
16 |
Как поддерживать дружеские отношения? |
1 |
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию. Формирование позитивного отношения к сверстникам |
17 |
Ищу друга. |
1 |
Формирование понимания друг друга, умения слушать и слышать других людей. |
18 |
У меня есть друг. |
1 |
Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей. |
19 |
Я в мире людей. |
1 |
Как работать вместе слаженно? Что такое сотрудничество? Что мешает договориться? Я умею договариваться с людьми. Коллективная работа. Мы умеем действовать сообща. Формирование чувства сотрудничества |
20 |
Навыки взаимодействия |
1 |
формирование способов взаимодействия, создание благоприятной атмосферы для сплочения членов классного сообщества |
21 |
Секреты общения |
1 |
|
22 |
Барьеры общения |
1 |
дать представление о вербальных барьерах общения, способствовать преодолению барьеров в общении |
23 |
Конфликт. Общение в конфликте |
1 |
осознание причин возникновения конфликтных ситуаций, выработка навыков конструктивного поведения в конфликте |
24 |
Предотвращение конфликтов |
1 |
закрепление конструктивных форм общения в группе, выработка умений предотвращать конфликты |
25 |
Учимся решать проблемы вместе. |
1 |
закрепление конструктивных форм общения в группе, выработка умений предотвращать конфликты |
26 |
Учимся договариваться и уступать. |
1 |
закрепление конструктивных форм общения в группе, выработка умений предотвращать конфликты |
27 |
Позитивное общение |
1 |
определение альтернативных вариантов поведения, развитие уверенности в общении |
28 |
Групповое взаимодействие |
1 |
формирование у учащихся умения понимать друг друга, совершенствование навыков общения |
29 |
Групповое взаимодействие |
1 |
закрепление навыков группового взаимодействия |
30 |
Сюжетно – ролевая игра «Однажды в городе N……». |
1 |
Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимовыручки |
31 |
Ролевая игра «Необитаемый остров» |
1 |
Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимовыручки |
32 |
Наш класс |
1 |
Закрепить у учащихся полученные знания, совершенствовать навыки дружеских отношений в классе |
33 |
Итоговое занятие. Дигностика. Коммуникативные игры |
1 |
Закрепить у учащихся полученные знания, совершенствовать навыки дружеских отношений в классе |
34 |
Резерв времени. Коммуникативные игры |
1 |
Закрепить у учащихся полученные знания, совершенствовать навыки дружеских отношений в классе |
Список литературы:
2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Ленинград: Наука,2019.
3. Бодина Е. Давайте говорить друг другу комплименты! А как? //Воспитание школьников № 2, 2021.
6.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 2018.
8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.
9. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4-6-х классов. – Киев, 1994.
10. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений учащихся начальной школы. - // Воспитание школьников №2, 2022.
11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
12. Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1-4 классов – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2020
13. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ,2021
14. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2017
15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2019
16. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2019.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.