|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
для учащихся 7-8 классов
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7-8 классов.
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» и рассчитана на 2 часа в неделю, всего на 68 часов
Актуальность курса «За станицами учебника математики» состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечивают более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные в программу задания, позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по математике
Задачи:
1. познакомить учащихся с дополнительной информацией по темам, предусмотренным и выходящим за рамки школьной программой математики;
2. применять полученные на уроках математики знания и умения в практической деятельности;
3. познакомить учащихся с основными приемами решения математических задач;
4. сформировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
5. развить навыки работы с информацией, полученной из различных источников;
6. сформировать навыки рассуждения, доказательства, анализа на математических задачах;
7. сформировать умение использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - теоретический, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй - практический, где учащиеся решают задачи, применяя полученные знания.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «За страницами учебника математики» являются:
· сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
· сформированность коммуникативной компетентности и в общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
· креативность мышления, инициатива, находчивость. Активность при решении алгебраических задач;
· умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
· способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
· В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
· Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебнонаучного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметные результаты
Ученик научится:
· при решении задач применять логические приемы;
· расширять свой кругозор, осознавать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
· познавать новые разделы математики;
· решать нестандартные задачи по математике различными методами;
· решать текстовые задачи на количественные соотношения, движение, совместную работу, проценты, пропорциональное деление, смеси, сплавы и растворы, на средние значения, с экономическим содержанием;
· понимать смысл модуля и его геометрический смысл;
· выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
· решать квадратные уравнения и неравенства, системы уравнений;
· решать задачи составлением квадратных уравнений;
· строить графики линейной, квадратичной функций;
· решать неравенства и системы неравенств;
· решать уравнения и неравенства с параметрами
Ученик получит возможность научиться:
· углубить и развить представления о свойствах делимости;
· приобретать опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
· использовать приемы, рационализирующие вычисления, контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
· применять при решении задач математики алгоритм исследовательской деятельности;
· уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики;
· применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;
· познавать историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
· на основе графиков изученных функций строить более сложные графики
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ по теме |
Наименование разделов программы и тем занятий |
Кол-во часов |
|
|
|
Текстовые задачи |
9 |
|
1. |
1 |
Текстовые задачи на количественные соотношения |
|
|
2. |
2 |
Текстовые задачи на движение |
|
|
3. |
3 |
Текстовые на совместную работу |
|
|
4. |
4 |
Текстовые задачи на проценты |
|
|
5. |
5 |
Текстовые задачи на пропорциональное деление |
|
|
6. |
6 |
Текстовые задачи на смеси, сплавы и растворы |
|
|
7. |
7 |
Текстовые задачи без общей идеи |
|
|
8. |
8 |
Текстовые задачи на средние значения |
|
|
9. |
9 |
Задачи с экономическим содержанием |
|
|
|
|
Функции и их графики |
8 |
|
10. |
1 |
Функции вида y=׀Ax+B ׀ и y=A׀x׀ +B |
|
|
11. |
2 |
Функции y={x} и y=[x] |
|
|
12. |
3 |
Кусочно-заданные функции |
|
|
13. |
4 |
Графический метод решения уравнений |
|
|
14. |
5 |
Преобразование графиков функции (растяжение, движение вдоль осей). |
|
|
15. |
6 |
Построение графиков функций, содержащих знак модуля |
|
|
16. |
7 |
Построение линейного сплайна |
|
|
17. |
8 |
Практикум по построению графиков функций |
|
|
|
|
Системы линейных уравнений |
7 |
|
18. |
1 |
Решение системы уравнений методом подстановки |
|
|
19. |
2 |
Решение систем уравнений графическим методом |
|
|
20. |
3 |
Решение систем уравнений методом сложения |
|
|
21. |
4 |
Метод Крамера |
|
|
22. |
5 |
Метод Гаусса |
|
|
23. |
6 |
Решение системы уравнений, содержащих знак модуля |
|
|
24. |
7 |
Решение систем линейных уравнений
|
|
|
|
|
Делимость чисел |
9 |
|
25. |
1 |
Теоремы о делимости. Деление с остатком |
|
|
26. |
2 |
Сравнение. Решение задач с помощью сравнений |
|
|
27. |
3 |
Периодичность остатков при возведении в степень |
|
|
28. |
4 |
Признаки делимости (на 11 и на 19) |
|
|
29. |
5 |
Решение уравнений с несколькими переменными в целых числах |
|
|
30. |
6 |
Простые и составные числа |
|
|
31. |
7 |
Применение метода математической индукции для проверки делимости. |
|
|
32. |
8 |
Применение метода математической индукции для доказательства равенств. |
|
|
33. |
9 |
Применение метода математической индукции для доказательства неравенств |
|
|
|
|
Уравнения и неравенства |
16 |
|
34. |
1 |
Исследование квадратного уравнения |
|
|
35. |
2 |
Выражения, симметрические относительно корней квадратного уравнения, их связь с коэффициентами |
|
|
36. |
3 |
Квадратные уравнения с модулем |
|
|
37. |
4 |
Введение новой переменной при решении квадратных уравнений. |
|
|
38. |
5 |
Возвратные уравнения |
|
|
39. |
6 |
Решение линейных неравенств с модулем |
|
|
40. |
7 |
Понятие о задачах с параметрами |
|
|
41. |
8 |
Уравнения с одним неизвестным, содержащим параметр. |
|
|
42. |
9 |
Решение линейных уравнений, содержащих параметры. |
|
|
43. |
10 |
Квадратные уравнения, содержащие параметр. |
|
|
44. |
11 |
Решение квадратных уравнений, содержащих параметры. |
|
|
45. |
12 |
Неравенства, содержащие параметры. |
|
|
46. |
13 |
Решение неравенств, содержащих параметры. |
|
|
47. |
14 |
Решение дробно-рациональных неравенств, содержащих параметры. |
|
|
48. |
15 |
Системы уравнений и неравенств, содержащие параметры. |
|
|
49. |
16 |
Практикум по решению уравнений и неравенств, содержащих параметры. |
|
|
|
|
Геометрические задачи |
13 |
|
50. |
1 |
Историческая справка. Архимед |
|
|
51. |
2 |
Геометрия на клетчатой бумаге |
|
|
52. |
3 |
Формула Пика |
|
|
53. |
4 |
Решение задач на площадь |
|
|
54. |
5 |
Вычисление площади фигур сложной конфигурации |
|
|
55. |
6 |
Задачи «Геометрия в природе» |
|
|
56. |
7 |
Построение Золотого сечения |
|
|
57. |
8 |
Исследование ряда чисел Фибоначчи и Золотого сечения |
|
|
58. |
9 |
Паркеты, мозаики |
|
|
59. |
10 |
Исследование и построение геометрических, художественных паркетов |
|
|
60. |
11 |
Симметрия и золотое сечение в объектах архитектуры |
|
|
61. |
12 |
Лист Мебиуса. Свойства односторонней поверхности |
|
|
62. |
13 |
Флексагоны |
|
|
|
|
Графы. Их применение при решении задач |
6 |
|
63 |
1 |
Основные понятия теории графов |
|
|
64 |
2 |
Построение графов, решение простейших задач |
|
|
65 |
3 |
Графическое представление графов. Связь количества вершин и ребер графа, степени вершин |
|
|
66 |
4 |
Задачи о турнирах |
|
|
67 |
5 |
Задача о рукопожатии |
|
|
68 |
6 |
Дополнительные графы. Связный граф |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.