Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол №1 от «28»августа2018г. Руководитель МО Е.Н. Гаген |
Согласована на заседании МС Протокол № 1 от «29»августа2018г. Руководитель МС Н.М. Канунникова
|
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30»августа2018г |
Утверждена. Приказ №115 от «30»августа2018г. Директор
О.С. Заседова
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
социального направления
«Ступеньки к успеху»
5-9 классы
уровень основного общего образования
срок реализации:2018-2023 годы
Разработана
Гаген Еленой Николаевной,
учителем немецкого языка
г. Суджа 2018 год
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
ЦЕЛЬ воспитания и социализации обучающихся в контексте ФГОС: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
· формирование базовых национальных ценностей у учащихся;
· формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества;
· формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни социума, на основе социального проектирования;
· создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ.;
· развитие системы детского самоуправления;
· сотрудничество с родителями и социальными партнерами.
Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.
Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной?»
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.
В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У– учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека..
Социализация – социальная деятельность, процесс усвоения социальных норм, необходимых для нормальной жизни в обществе. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации, секции, кружки) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Именно в этих отношениях ребенок и становится успешным!
Позитивность – необходимое условие продуктивности любой деятельности: познавательной, творческой, трудовой. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.
Единство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности, в которой есть тесное взаимодействие, распределение функций, коллективная организация работы. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.
Харизма – исключительная одаренность, яркость; Человек с харизмой – это человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, упорстве в достижении целей.
Каждый учащийся в нашем классе, должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
Основная цель программы:
– создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Основные задачи программы:
·помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;
·создание благоприятных условий для развития личности обучающихся
·формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности;
·формирование классного коллектива как воспитательной системы;
·организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
·вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);
·диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
·воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
·формирование здорового образа жизни школьника;
·воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
·поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
·совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
·вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
·создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;
·воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Программа осуществляется:
·через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
·через методическое обеспечение (семинары, курсы, конференции, консультации, педсоветы, мастер-классы);
·через систему дополнительного образования;
·через систему КТД и традиционных дел ОУ;
·в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
·в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, педагог- психолог, библиотекарь, школьный музей);
·через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района и области. (музеи, библиотеки, достопримечательности культуры Тюменской области)
Применяемые технологии:
·научно-исследовательская;
·технология проектов;
·личностно-ориентированный подход;
·ИКТ;
·Портфолио.
Формы работы:
·классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
·тренинги, занятия,
·конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, фестивали;
·дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
·встречи с интересными людьми;
·проведение совместных с родителями КТД.
Приоритетные направления работы:
·воспитание сознательного отношения к учебе (познавательная деятельность)
·нравственно-патриотическое воспитание (краеведение)
·спортивно-оздоровительная деятельность
·развитие творческих способностей и эстетической культуры
·работа с родителями
Этапы реализации программы
1 этап – 5 класс 2018-2019 учебный год
«Мы – одна семья»
Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой и социальной активности учащихся;
Форма деятельности –начало работы с Портфолио каждого учащихся и портфолио нашего класса.
Задачи на этом этапе:
- развитие творческих способностей учащихся через участие в разнообразных конкурсах, мероприятиях;
- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать
- объединение класса общим делом, участие в самоуправлении класса и школы
2 этап – 6 класс 2019-2020 учебный год
«Мы талантливы во всем»
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.
Форма деятельности: проектная и творческая деятельность.
Оформление фото и видеолетописи класса.
3 этап – 7 класс 2020-2021 учебный год
«Мы успешны»
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Форма деятельности: продолжение работы над Портфолио, участие в разнообразных мероприятиях
4 этап – 8 класс 2021-2022 учебный год
«Мы взрослеем»
Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации.
Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления.
5 этап – 9 класс 2022-2023 учебный год
«Мы - выпускники»
Цель: создание условий для самореализации и самоопределения учащихся, выбора будущей профессии
Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий., исследовательская деятельность.
Формы и методы, а также принципы работы по реализации Программы
Особую роль в реализации концептуального замысла программы воспитательной работы играет самоуправление учащихся, организующее жизнедеятельность класса
Формы воспитательной деятельности, используемые мной, подбираю различные, стараюсь избежать однообразия в делах, найти что-то новое, оригинальное.
Познавательная деятельность: смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», предметные недели, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника», создание сайта класса, помощь в поддержании функционирования школьного сайта, межпредметная проектная деятельность и т.д.
Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под различными рубриками.
Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе, оборудование школьного тира и спортплощадки, украшение школы, представление (защита) профессий, выставка технического творчества и т.д.
Общественно-полезная деятельность: школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над младшим классом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, Вахта Памяти, участие в мероприятиях кадет, и многое другое.
Художественно-творческая деятельность: новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, посещение театра, и другие.
Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, «Школа здорового образа жизни», туристический поход и слет, «День бегуна», «Веселые старты», участие в Школьной Спартакиаде, участие в школьном и городском конкурсах «Главный рекорд – здоровье» и другие.
Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник». Это и поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинги, школьный бал.
Таким образом приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя и доступны для понимания детей:
1. Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»
2. Демократизм, уважение ученика
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников
4. Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе
5. Принцип индивидуальности
6. Принцип развития
7. Принцип творчества и успеха
8. Принцип поддержки и доверия
9. Принцип ответственности
10. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать)
11. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
Ожидаемые результаты
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Косвенными результатами эффективности программы воспитательной работы являются:
- снижение уровня правонарушений;
- повышение качества образования;
- снижение заболеваемости;
- удовлетворенность школой;
- увеличение активности занятия спортом и потребности вести здоровый образ жизни.
Текущий контроль за процессом воспитательной работы осуществляется на основании диагностик, проводимых на каждом этапе
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
• любящей свою малую и большую Родину;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Список диагностических исследований в классном коллективе
Предполагаемые результаты реализации программы:
§высокий уровень сплоченности коллектива;
§активное участие родителей в делах класса;
§способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил Здорового образа жизни;
§повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
§активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
§увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
§адекватная самооценка учащихся.
Модель выпускника класса
Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:
l собственный взгляд на мир,
l социальную ответственность;
l высокий уровень самосознания;
l способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
l креативность;
l человечность, альтруистическую направленность;
l высокий уровень общей культуры;
l развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.