Рабочая программа курса внеурочной деятельностисоциального направления «Ступенькик успеху» 5—9 классы

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Programma vneurochnoy deyatelnosti Stupenki k uspehu.docx

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»

Суджанского района Курской области

 

 

 

 

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол №1

от «28»августа2018г.

Руководитель МО

Е.Н. Гаген

Согласована на

заседании МС

Протокол № 1

от «29»августа2018г.

Руководитель МС

Н.М. Канунникова

 

Принята на

заседании педагогического совета

Протокол №1

от «30»августа2018г

Утверждена.

Приказ №115

от «30»августа2018г.

Директор

 

     О.С. Заседова

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности

социального  направления

«Ступеньки к успеху»

5-9 классы

уровень основного общего образования

срок реализации:2018-2023 годы

 

 

 

 

 

 

Разработана

Гаген Еленой Николаевной,

                                                               учителем  немецкого языка

 

 

 

 

                                            

                                                     

                                               г. Суджа 2018 год

                                         

 

 

 

                                       Пояснительная  записка

      Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной  жизни.

ЦЕЛЬ воспитания и социализации обучающихся в контексте ФГОС: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

·   формирование базовых национальных ценностей у учащихся;

·   формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества;

·   формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни социума, на основе социального проектирования;

·   создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ.;

·   развитие системы детского самоуправления;

·   сотрудничество с родителями и социальными партнерами.

Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.

    Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.

Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной?»  

Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.

   В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека..

Социализация – социальная деятельность, процесс усвоения социальных норм, необходимых для нормальной жизни в обществе. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации, секции, кружки) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Именно в этих отношениях ребенок и становится успешным!

Позитивность – необходимое условие продуктивности любой деятельности: познавательной, творческой, трудовой. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

Единство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности, в которой есть тесное взаимодействие, распределение функций, коллективная организация работы. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.

Харизма – исключительная одаренность, яркость; Человек с харизмой – это человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, упорстве в достижении целей.

 

Каждый учащийся в нашем классе, должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

  Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

  Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.

 Основная цель программы:

– создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

  Основные задачи программы:

·помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

·создание благоприятных условий для развития личности обучающихся

·формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности;

·формирование классного коллектива как воспитательной системы;

·организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

·вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);

·диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;

·воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

·формирование здорового образа жизни школьника;

·воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

·поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;

·совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;

·вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

·создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;

·воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

   Программа осуществляется:

·через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

·через методическое обеспечение (семинары, курсы, конференции, консультации, педсоветы, мастер-классы);

·через систему дополнительного образования;

·через систему КТД и традиционных дел ОУ;

·в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

·в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, педагог- психолог, библиотекарь, школьный музей);

·через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района и области. (музеи, библиотеки, достопримечательности культуры Тюменской  области)

Применяемые технологии:

·научно-исследовательская;

·технология проектов;

·личностно-ориентированный подход;

·ИКТ;

·Портфолио.

Формы работы:

·классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

·тренинги, занятия,

·конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы,  фестивали;

·дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;

·встречи с интересными людьми;

·проведение совместных с родителями КТД.

Приоритетные направления работы:

·воспитание сознательного отношения к учебе (познавательная деятельность)

·нравственно-патриотическое воспитание (краеведение)

·спортивно-оздоровительная деятельность

·развитие творческих способностей и эстетической культуры

·работа с родителями

Этапы реализации программы

1 этап – 5 класс 2018-2019 учебный год

«Мы – одна семья»

Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой и социальной активности учащихся;

Форма деятельности –начало работы с Портфолио каждого учащихся и портфолио нашего класса.

Задачи на этом этапе:

- развитие творческих способностей учащихся через участие в разнообразных конкурсах, мероприятиях;

- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;

- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать

- объединение класса общим делом, участие в самоуправлении класса и школы

 

2 этап – 6 класс 2019-2020 учебный год

«Мы талантливы во всем»

Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.

Форма деятельности: проектная и творческая деятельность.

Оформление фото и видеолетописи класса.

 

3 этап – 7 класс 2020-2021 учебный год

«Мы успешны»

Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.

Форма деятельности: продолжение работы над Портфолио, участие в разнообразных мероприятиях

 

4 этап – 8 класс 2021-2022 учебный год

«Мы взрослеем»

Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации.

Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления.

 

5 этап – 9 класс 2022-2023 учебный год

«Мы - выпускники»

Цель: создание условий для самореализации и самоопределения учащихся, выбора будущей профессии

Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий., исследовательская деятельность.


 

 

Формы и методы, а также  принципы работы по реализации Программы

 

Особую роль в реализации концептуального замысла программы воспитательной работы играет самоуправление учащихся, организующее жизнедеятельность класса

Формы воспитательной деятельности, используемые  мной, подбираю различные, стараюсь избежать однообразия в делах, найти что-то новое, оригинальное.

Познавательная деятельность: смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», предметные недели, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника», создание сайта класса, помощь в поддержании функционирования школьного сайта, межпредметная проектная деятельность и т.д.

Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение музеев, классные часы на морально-этические темы, часы инте­ресных встреч, классные часы под различными рубриками.

Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе, оборудование школьного тира и спортплощадки, ук­рашение школы, представление (защита) про­фессий, выставка технического творчества и т.д.

Общественно-полезная деятельность: школа актива, сбор лекарствен­ных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над младшим классом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, Вахта Памяти, участие в мероприятиях кадет, и многое другое.

Художественно-творческая деятельность: новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, литературно-художественная композиция, вечер автор­ской песни, выпуск литературного альманаха,  посещение театра, и другие.

Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, «Школа здорового образа жизни», туристический поход и слет, «День бе­гуна», «Веселые старты», участие в Школьной Спартакиаде, участие в школьном и городском конкурсах «Главный рекорд – здоровье» и другие.

Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, кон­церт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник». Это и поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинги, школьный бал.

Таким образом приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

 

 


 

Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя и  доступны для понимания детей:

1.                 Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»

2.                 Демократизм, уважение ученика

3.                 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников

4.                 Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе

5.                 Принцип индивидуальности

6.                 Принцип развития

7.                 Принцип творчества и успеха

8.                 Принцип поддержки и доверия

9.                 Принцип ответственности

10.             Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать)

11.             Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях.

 

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);

•  гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);

•  личностно-ориентированная педагогика;

•  концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);

•  педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);

•  педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);

• технология коллективно-творческих дел;

•  игровые технологии.

 

Ожидаемые результаты

Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Косвенными результатами эффективности программы воспитательной работы являются:

- снижение уровня правонарушений;

- повышение качества образования;

- снижение заболеваемости;

- удовлетворенность школой;

- увеличение активности занятия спортом и потребности вести здоровый образ жизни.

Текущий контроль за процессом воспитательной работы осуществляется на основании диагностик, проводимых на каждом этапе

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою малую и большую Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

Список диагностических исследований в классном коллективе

 

  1. Диагностика ценностных отношений учащихся   класса к миру, к людям, к себе.
  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся класса.
  3. Тест «Размышляем о жизненном опыте».
  4. Тест на выявление нравственных ориентиров учащихся класса
  5. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
  6. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

 

Предполагаемые результаты реализации программы:

§высокий уровень сплоченности коллектива;

§активное участие родителей в делах класса;

§способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм,  правил Здорового образа жизни;

§повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);

§активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;

§увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)

§адекватная самооценка учащихся.

 

Модель выпускника класса

   Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:

l  собственный взгляд на мир,

l  социальную  ответственность;

l  высокий уровень самосознания;

l  способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

l  креативность;

l  человечность, альтруистическую направленность;

l  высокий уровень общей культуры;

l  развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.