Рабочая программа Литературное чтение 4 класс Начальная школа 21 века
Оценка 5

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс Начальная школа 21 века

Оценка 5
docx
27.09.2020
Рабочая программа Литературное чтение 4 класс Начальная школа 21 века
литература.docx

Пояснительная записка

 

 Рабочая программа по литературному чтению  разработана для обучающихся 4  класса и составлена в соответствии с требованиями:

 

-Закон РФ «Об образовании»

-Федеральный государственный образовательный стандарт с изменениями пр № 1576 Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.

-ООП НОО

-Примерная Программа НОО

- Программа: Литературное  чтение  программа: 1-4 классы к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

 

 

Цель:

- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);

- воссоздание в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

- воспроизведение текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

 

Задачи:

 

  1. Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литера­турного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
  2. Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формули­ровать и выражать свою точку зрения (позицию читателя).
  3. Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым).
  4. Включать учащихся в эмоционально-творческую деятель­ность в процессе чтения, учить работать в парах и груп­пах.
  5. Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.
  6. Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универ­сальных учебных действий. 

 

 

Рабочая программа ориентирована на  работу по учебно – методическому комплекту:

 

Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки.

Учебник Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019;

Рабочие тетради

Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Литературное чтение. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2016.-376с.

 

        Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.                                                                                                                                                              

На изучение литературного чтения в 4  классе отводится 102 ч (3ч в неделю, 34 учебные недели). Из них 82ч. урочных и 20 ч. внеурочной формы учебной деятельности.

       Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
        Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
        Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
       Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
      Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
      Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
       Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
       Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
       Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

 

Предметные результаты

 

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

 

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные  результаты

 

Обучающийся должен

Обучающийся может научиться

-   самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

-   готовность и способность к саморазвитию;

-   сформированность мотивации к обучению;

-   способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

заинтересованность     в     расширении     и     углублении     получаемых математических знаний;

-      готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

-      способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

 

-   способность к самоорганизованности;

-   высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

-   владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

 

 

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД

 

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

·         формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

·         читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

·         составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

·         оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

·         определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

 

возможность научиться:

·         формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

·         формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

·         читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

·         осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

·         принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

·         выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

·         оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей

 

 

Познавательные УУД

 

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

·         определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

·         анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

·         сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

·         понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

·         проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

·         предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

·         определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

·         сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

·         соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

 

·         находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

·         анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

·         находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

·         сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

·         сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

·         находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

·         сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

·         понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

·         проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

·         предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

·         определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

 

 

Коммуникативные  УУД

 

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

·         высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

·         понимать цель своего высказывания;

·         пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

·         участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

·         проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты)

·         высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

·         формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

·         пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

·         участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

·         определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

·         оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; - находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами

 

 

Работа с текстом

 

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- использовать  содержащуюся в текстах информацию в процессе чтения учебных текстов, инструкций.

- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

 

- самостоятельно организовывать поиск информации.

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

ИКТ – компетенции

 

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

-работать с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

 

- познакомиться с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),

-освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;

- осознать возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Тема

Кол-во часов

1.                  

Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни

9

2.                  

«Басни. Русские баснописцы»

5

3.                  

«Произведения В.А. Жуковского»

4

4.                  

«Произведения А.С. Пушкина»

3

5.                  

«Произведения М.Ю. Лермонтова»

3

6.                  

«Произведения П.П. Ершова»

3

7.                  

«Произведения В.М. Гаршина»

4

8.                  

«Произведения русских писателей о детях»

5

9.                  

«Произведения зарубежных писателей»

7

10.              

«В мире книг»

6

11.              

«Произведения Л.Н. Толстого»

7

12.              

«Стихи А.А. Блока»

2

13.              

«Стихи К.Д. Бальмонта»

4

14.              

«Произведения А.И. Куприна»

4

15.              

«Стихи И.А. Бунина»

3

16.              

«Произведения С.Я. Маршака»

8

17.              

«Стихи Н.А. Заболоцкого»

3

18.              

«Произведения о детях войны»

4

19.              

«Стихи Н.М. Рубцова»

3

20.              

«Произведения С.В. Михалкова»

1

21.              

«Юмористические произведения»

2

22.              

«Очерки»

5

23.              

«Путешествия. Приключения. Фантастика»

8

 

Итого

102

 

 

 


Система оценки достижения планируемых результатов.

Школа является региональной инновационной площадкой по теме: «Независимая система оценки качества образования». Поэтому выстроена внутришкольная система оценки планируемых результатов на ступени начального общего образования, которая представлена в данной таблице:

Планируемые результаты

Цель достижения планируемых результатов

Обьект оценки

Мониторинг.

Инструмент  мониторинга

Цель мониторинга

Предметные

Освоение системы знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний.

Основа результативного блока «Выпускник научится» по всем предметам

-стартовая диагностика;

-текущая;

-тематическая;

-промежуточная;

-итоговая работа;

- контрольные работы

- проверочные работы

- ВПР

Отслеживание результатов обязательной подготовки каждого ученика

Метапредметные

Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Универсальные учебные действия

- отслеживание и оценка процесса развития ребенка

 

 

 

 

- мониторинг формирования учебной деятельности;

 

- мониторинг формирования учебного сотрудничества;

 

- мониторинг функционального навыка исследования;

 

 

а) Т.В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова «Учимся учиться и действовать». Самара, 2016.

 

б) Образовательные события, а именно:

-решение проектных задач;

 

 

 

 

-традиционные праздники;

 

 

 

 

-проектно-

исследовательская работа;

 

Выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов

 

 

 

Личностные.

Система ценностных отношений, интересов, мотивов, толерантность учащихся.

Мотивация, отношения, самооценка, моральная дилемма

Анкеты,

Опросники рефлексии, самооценка.

а) А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Просвещение, 2010, стр 51-76;

б) наблюдения учителя.

 

Выявить уровень развития социальных компетенций, ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений.


 

Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение

 образовательного процесса

 

Учебно –методический комплект

 

Учебник Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019;

Рабочие тетради

 

Методические пособия

 

Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2019.

Литературное чтение. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2019.-376с.

 

Технические средства обучения.

1. Телевизор

2. Персональный компьютер.

3. Принтер.

Экранно-звуковые пособия

 

 1. Электронный образовательный ресурс ( под.ред.Н.Ф.Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.

2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

Интернет – ресурсы.

 

1.   Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok                                                                     

 2.УМК «Начальная школа  ХХI века»                                                            

3.  http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

4. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

6 http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

7.      http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Литературное чтение  – 102 ч.(80 ч.- урочной формы, 20 ч.- внеурочной формы учебной деятельности)

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока, форма

 

Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни (9 часов)

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение.

 

Дополнительное чтение.

Крупицы народной мудрости.

1

 

Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Контрольное чтение наизусть №1.

1

 

«Былины».

Былина «Волхв Всеславович».

1

 

4.       

Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна».

1

 

5.       

«Народные легенды». «Легенда о граде Китеже».

1

 

6.       

«Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами.

1

 

7.       

«Народные песни».

Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

1

 

8.       

Слушание и работа с книгами. «Народные песни». Дополнительное чтение.

Песня-слава «Русская Земля».

Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».

1

 

9.       

Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя».

Книги с былинами и легендами.

1

внеур.ф. УД

 

«Басни. Русские баснописцы» (5 часов)

10.   

«Произведения русских баснописцев».

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. Хемницер «Стрекоза».

Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи».

1

 

11.   

Слушание и работа с книгами.

«Произведения русских баснописцев».

И. Хемницер. «Друзья».

Дополнительное чтение.

И. Крылов.«Крестьянин в беде».

 

Контрольное чтение наизусть №2.

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

1

 

12.   

«Произведения русских баснописцев».

А. Измайлов. «Кукушка».

Дополнительное чтение.

А. Измайлов. «Лестница».

1

 

13.   

«Баснописец И.А. Крылов».

И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Дополнительное чтение.

И. Крылов «Осёл и Соловей».

С. Михалков. «Слово о Крылове».

1

 

14.   

Контрольное чтение наизусть №3.

И. Крылов «Мартышка и очки».

 

Обобщение по разделу  «Басни». Рубрика «Проверьте себя».

1

внеур.ф. УД

 

«Произведения В.А. Жуковского» (4 часа)

15.   

«Стихотворения Жуковского». В. Жуковский «Песня», «Ночь».

1

 

16.   

«Волшебные сказки в стихах». В. Жуковский «Спящая царевна».

1

 

17.   

Слушание и работа с книгами.  «Книги В.А. Жуковского».

Дополнительное чтение.

В. Жуковский«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмерт­ного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».

1

внеур.ф. УД

18.   

Обобщение.

«Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя» (в тетради).

1

 

 

«Произведения А.С. Пушкина» (3 часа)

19.   

«Повторение изученных произведений А.С. Пушкина».

Стихотворение «Осень» (отрывки).

Дополнительное чтение.

Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении).

1

 

20.   

«Стихи А.С. Пушкина».

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога».

 

Контрольное чтение наизусть №4.

А.С. Пушкин«Осень».

1

 

21.   

«Сказки А.С. Пушкина».

Дополнительное чтение.

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

Из воспоминаний В.И. Даля.

1

внеур.ф. УД

 

«Произведения М.Ю. Лермонтова» (3 часа)

22.   

«Стихи М.Ю. Лермонтова».

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»

1

 

23.   

«Стихи о природе М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Горные вершины».

 

Контрольное чтение наизусть №5.

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»

1

 

24.   

Слушание и работа с книгами.  «Книги М.Ю. Лермонтова».

Дополнительное чтение.

М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

1

внеур.ф. УД

 

«Произведения П.П. Ершова» (2 часа)

25.   

«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки).

1

 

26.   

Обобщение

«Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя».

или

комплексная контрольная работа.

1

 

 

«Произведения В.М. Гаршина» (4 часа)

27.   

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин«Лягушка-путешественница».

 

1

 

28.   

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин«Лягушка-путешественница».

 

1

внеур.ф. УД

29.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Авторские сказки». Дополнительное чтение.

В. Гаршин«Сказка о жабе и розе».

1

 

30.   

«Повторение литературных сказок». Рубрика «Проверьте себя».

 

Контрольное чтение наизусть №6.

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (фрагмент).

1

 

 

«Произведения русских писателей о детях» (5 часов)

31.   

«Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1

 

32.   

«Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский«Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1

 

33.   

Слушание и работа с книгами.  «Произведения о детях».

Дополнительное чтение. К. Станюкович. «Максимка».

 

Контрольное чтение наизусть № 7.

Н. Гарин-Михайловский.«Старый колодезь» (фрагмент).

1

 

34.   

«Произведения русских писателей о детях».

Дополнительное чтение.

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка».

1

внеур.ф. УД

35.   

Обобщение по разделу.

«Произведения русских писателей о детях». Рубрика «Проверьте себя».

1

 

 

«Произведения зарубежных писателей» (7 часов)

36.   

«Произведения о детях».

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

1

 

37.   

«Произведения о детях».

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

1

 

38.   

«Произведения зарубежных писателей о детях».

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки).

1

 

39.   

«Сказки зарубежных писателей».

Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди».

1

 

40.   

«Сказки зарубежных писателей».

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

1

внеур.ф. УД

41.   

«Произведения Х.-К. Андерсена».

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена.

1

 

42.   

Обобщение изученного в первом полугодии.  «Книги зарубежных писателей». Рубрика «Книжная полка».

 

Или комплексная контрольная работа.

1

 

 

«В мире книг» (6 часов)

43.   

«Книга книг — Библия». Детская Библия. Библейские предания.

 

Дополнительное чтение.

Библейское предание «Суд Соломона».

1

 

44.   

«Мифы Древней Греции». Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

1

 

45.   

«Мифы народов мира». Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

 

Дополнительное чтение.

Древнеиндийский миф «Создание ночи».

1

 

46.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Мифы народов мира».

Дополнительное чтение.

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

1

 

47.   

«Книги Древней Руси».

«Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития).

1

 

48.   

«Первая славянская азбука».

Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Яро­слава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке».

1

внеур.ф. УД

 

«Произведения Л.Н. Толстого» (7 часов)

49.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого».

 

Дополнительное чтение.

«Воспоминания Л.Н. Толстого».

1

 

50.   

«Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула».

1

 

51.   

«Басни Л.Н. Толстого».

Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

1

 

52.   

«Научно-популярные рассказы».

Л.Н. Толстой. «Черепаха».

1

 

53.   

«Познавательные рассказы». Л.Н. Толстой. «Русак».

1

 

54.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Былины Л.Н. Толстого».

Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

1

внеур.ф. УД

55.   

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

1

 

 

«Стихи А.А. Блока» (2 часа)

56.   

«Стихи о Родине». А. Блок «Россия».

1

 

57.   

«Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество».

 

Контрольное чтение наизусть № 8.

А. Блок «Россия».

1

 

 

«Стихи К.Д. Бальмонта» (4 часа)

58.   

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «Россия».

1

 

59.   

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «К зиме».

1

 

60.   

«Стихи о природе».

К. Бальмонт «Снежинка».

 

1

 

61.   

«Сказочные стихи».

К. Бальмонт «У чудищ».

1

внеур.ф. УД

 

«Произведения А.И. Куприна» (4 часа)

62.   

«Рассказы о животных».

А. Куприн «Скворцы».

1

 

63.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Сказки и легенды русских писателей».

Дополнительное чтение.

А. Куприн«Четверо нищих».

1

 

64.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка».

 

Дополнительное чтение.

Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк».

Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

1

 

65.   

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

1

 

 

«Стихи И.А. Бунина» (3 часа)

66.   

«Стихи о природе».

И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство».

 

1

 

67.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Стихи русских поэтов».

Дополнительное чтение.

К. Чуковский «Н. Некрасов».

 

Контрольное чтение наизусть №9.

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...»

1

внеур.ф. УД

68.   

Обобщение.

«Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя».

1

 

 

«Произведения С.Я. Маршака» (8 часов)

69.   

«Стихотворения С.Я. Маршака».

С. Маршак «Словарь».

1

 

70.   

Дополнительное чтение.

С. Маршак. «Загадки», «Зелёная застава».

1

 

71.   

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).

1

 

72.   

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).

1

 

73.   

Слушание и работа с книгами.

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

 

Дополнительное чтение.

С. Маршак «Сказка про козла».

1

внеур.ф. УД

74.   

«С. Маршак — переводчик».

Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака).

1

 

75.   

Комплексная разноуровневая контрольная работа.

 

1

 

76.   

Библиотечный урок

«Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик».

1

 

 

«Стихи Н.А. Заболоцкого» (3 часа)

77.   

«Стихи для детей».

Н. Заболоцкий «Детство».

1

 

78.   

«Стихи Н.А. Заболоцкого».

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

1

 

79.   

Библиотечный урок.

«Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов.

Контрольное чтение наизусть №10.

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

1

 

 

«Произведения о детях войны» (4 часа)

80.   

«Произведения о детях войны».

Дополнительное чтение.

В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы).

1

 

81.   

В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).

1

 

82.   

Слушание и работа с детскими книгами.

«Книги о детях войны».

Детские журналы и книги.

 

 

1

внеур.ф. УД

83.   

Дополнительное чтение.

К. Симонов «Сын артиллериста».

1

 

 

«Стихи Н.М. Рубцова» (3 часа)

84.   

«Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы».

1

 

85.   

«Стихи о Родине».

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка».

Контрольное чтение наизусть №11.

Н. Рубцов «Берёзы».

1

 

86.   

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

1

внеур.ф. УД

 

«Произведения С.В. Михалкова» (1 час)

87.   

«Произведения С.В. Михалкова».

С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».

Дополнительное чтение.

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

1

внеур.ф. УД

 

«Юмористические произведения» (2 часа)

88.   

«Юмористические рассказы о детях и для детей».

Н. Носов «Федина задача».

1

 

89.   

«Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания».

 

Дополнительное чтение.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

внеур.ф. УД

 

«Очерки» (5 часов)

90.   

«Очерки о Родине».

И. Соколов-Микитов «Родина».

 

Дополнительное чтение.

М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».

1

 

91.   

«Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки».

1

 

92.   

Слушание и работа с книгами.

«Темы очерков».

Дополнительное чтение.

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди».

Детские газеты и журналы.

1

 

93.   

Библиотечный урок

«Писатели о писателях».

1

 

94.   

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

Дополнительное чтение. М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь».

1

внеур.ф. УД

 

«Путешествия. Приключения. Фантастика» (7 часов)

95.   

«В мире фантастики».

Н. Вагнер «Фея Фантаста».

1

внеур.ф. УД

96.   

Н. Вагнер «Берёза».

1

 

97.   

Слушание и работа с детскими книгами.«Книги Н.П. Вагнера».

1

 

98.   

Дополнительное чтение.

Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина».

1

 

1

 

99.   

Дополнительное чтение.

Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина».

 

100.                      

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).

1

 

1

внеур.ф. УД

101.                      

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).

 

102.                      

Итоговая контрольная работа.

1

 

 

Итого

102 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение

 

                                     Критерии оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

- беглость, правильность, осознанность, выразительность

Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.

В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

 

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

2.Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4.Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.


                                                      
Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова.

2.Подбирать правильную интонацию.

3.Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.

Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям.

Пересказ

Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного.

Тест

Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал 5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

 

                                                              4 класс

Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».

 

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

 

№ п/п

 

Компетенция. Вид проверки

 

Время выполнения

 

I полугодие

1.       

Навык чтения вслух. Текущая проверка

 

Сентябрь

 

2.       

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

 

В течение полугодия

 

3.       

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка

 

В конце четверти

 

4.       

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

 

Декабрь

 

II полугодие

  1.  

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

 

Март

 

  1.  

Тест (вид текущей проверки)

 

Март

 

  1.  

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель

 

11

 

Тест (вид итоговой проверки )

 

Май

 

12

 

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

 

В течение полугодия

 

13

 

Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка

 

В конце года

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с требованиями: -Закон

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с требованиями: -Закон

Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе:

Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе:

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

Личностные результаты

Что мы уже знаем по данной теме?

Что мы уже знаем по данной теме?

Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,

Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,

Интернет, периодику (детские журналы и газеты) высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · формулировать цель…

Интернет, периодику (детские журналы и газеты) высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · формулировать цель…

Интернете. - познакомиться с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), -освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; - осознать возможности различных средств

Интернете. - познакомиться с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), -освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; - осознать возможности различных средств

Юмористические произведения» 2 2

Юмористические произведения» 2 2

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов

Метапредметные Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Метапредметные Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Тематическое планирование Литературное чтение – 102 ч

Тематическое планирование Литературное чтение – 102 ч

Дополнительное чтение. А. Измайлов

Дополнительное чтение. А. Измайлов

М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

Сказки зарубежных писателей»

Сказки зарубежных писателей»

Стихи А.А. Блока» (2 часа) 1

Стихи А.А. Блока» (2 часа) 1

Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

Юмористические рассказы о детях и для детей»

Юмористические рассказы о детях и для детей»

Приложение

Приложение

Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки

Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020