Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с требованиями:
-Закон РФ «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт с изменениями пр № 1576 Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.
-ООП НОО
-Примерная Программа НОО
- Программа: Литературное чтение программа: 1-4 классы к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
Цель:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
- воссоздание в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
- воспроизведение текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи:
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки.
Учебник Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019;
Рабочие тетради
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Литературное чтение. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2016.-376с.
Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
На изучение литературного
чтения в 4 классе отводится 102 ч (3ч в неделю, 34
учебные недели). Из них 82ч. урочных и 20 ч. внеурочной формы учебной
деятельности.
Ценность жизни –
признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении
к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через
тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к
идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих
в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само
познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития
социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования
способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России,
но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных
культур.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; - бегло, выразительно читать текст; - выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту); - улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте; - описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; - самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом; - составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания; - устно рисовать картины к прочитанным произведениям; - ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике; - научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку; - оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
|
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; - воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; - применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; - испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; - уважать культуру народов многонациональной России и других стран; - бережно и ответственно относиться к окружающей природе; - развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); - определять сходство и различие произведений разных жанров; - использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; - высказывать и пояснять свою точку зрения; - применять правила сотрудничества; - выделять в тексте опорные (ключевые) слова; - делать устную презентацию книги (произведения); - пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; - работать с детской периодикой; - расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
|
Личностные результаты
Обучающийся должен |
Обучающийся может научиться |
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению; - способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; - готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; - способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
|
- способность к самоорганизованности; - высказывать собственные суждения и давать им обоснование; - владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
|
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; · читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); · составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; · оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); · определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
|
возможность научиться: · формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; · формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами; · читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); · осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; · принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; · выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; · оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей |
Познавательные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; · анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; · сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; · понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; · проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; · предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; · определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; · сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; · соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
|
· находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; · анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; · находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах; · сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; · сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; · находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; · сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; · понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; · проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; · предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; · определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
|
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · понимать цель своего высказывания; · пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; · участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; · проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты) |
· высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; · пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; · участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; · определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; · оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; - находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами |
Работа с текстом
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
- использовать содержащуюся в текстах информацию в процессе чтения учебных текстов, инструкций. - осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
|
- самостоятельно организовывать поиск информации. - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
ИКТ – компетенции
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
-работать с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
|
- познакомиться с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), -освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; - осознать возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
|
Содержание учебного предмета
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни |
9 |
2. |
«Басни. Русские баснописцы» |
5 |
3. |
«Произведения В.А. Жуковского» |
4 |
4. |
«Произведения А.С. Пушкина» |
3 |
5. |
«Произведения М.Ю. Лермонтова» |
3 |
6. |
«Произведения П.П. Ершова» |
3 |
7. |
«Произведения В.М. Гаршина» |
4 |
8. |
«Произведения русских писателей о детях» |
5 |
9. |
«Произведения зарубежных писателей» |
7 |
10. |
«В мире книг» |
6 |
11. |
«Произведения Л.Н. Толстого» |
7 |
12. |
«Стихи А.А. Блока» |
2 |
13. |
«Стихи К.Д. Бальмонта» |
4 |
14. |
«Произведения А.И. Куприна» |
4 |
15. |
«Стихи И.А. Бунина» |
3 |
16. |
«Произведения С.Я. Маршака» |
8 |
17. |
«Стихи Н.А. Заболоцкого» |
3 |
18. |
«Произведения о детях войны» |
4 |
19. |
«Стихи Н.М. Рубцова» |
3 |
20. |
«Произведения С.В. Михалкова» |
1 |
21. |
«Юмористические произведения» |
2 |
22. |
«Очерки» |
5 |
23. |
«Путешествия. Приключения. Фантастика» |
8 |
|
Итого |
102 |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Школа является региональной инновационной площадкой по теме: «Независимая система оценки качества образования». Поэтому выстроена внутришкольная система оценки планируемых результатов на ступени начального общего образования, которая представлена в данной таблице:
Планируемые результаты |
Цель достижения планируемых результатов |
Обьект оценки |
Мониторинг. |
Инструмент мониторинга |
Цель мониторинга |
Предметные |
Освоение системы знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний. |
Основа результативного блока «Выпускник научится» по всем предметам |
-стартовая диагностика; -текущая; -тематическая; -промежуточная; -итоговая работа; |
- контрольные работы - проверочные работы - ВПР |
Отслеживание результатов обязательной подготовки каждого ученика |
Метапредметные |
Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. |
Универсальные учебные действия |
- отслеживание и оценка процесса развития ребенка
- мониторинг формирования учебной деятельности;
- мониторинг формирования учебного сотрудничества;
- мониторинг функционального навыка исследования;
|
а) Т.В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова «Учимся учиться и действовать». Самара, 2016.
б) Образовательные события, а именно: -решение проектных задач;
-традиционные праздники;
-проектно- исследовательская работа;
|
Выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов
|
Личностные. |
Система ценностных отношений, интересов, мотивов, толерантность учащихся. |
Мотивация, отношения, самооценка, моральная дилемма |
Анкеты, Опросники рефлексии, самооценка. |
а) А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Просвещение, 2010, стр 51-76; б) наблюдения учителя.
|
Выявить уровень развития социальных компетенций, ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений. |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно –методический комплект
Учебник Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019;
Рабочие тетради
Методические пособия
Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2019.
Литературное чтение. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2019.-376с.
Технические средства обучения.
1. Телевизор
2. Персональный компьютер.
3. Принтер.
Экранно-звуковые пособия
1. Электронный образовательный ресурс ( под.ред.Н.Ф.Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.
2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Интернет – ресурсы.
1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
2.УМК «Начальная школа ХХI века»
3. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6 http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей»
Тематическое планирование
Литературное чтение – 102 ч.(80 ч.- урочной формы, 20 ч.- внеурочной формы учебной деятельности)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, форма |
|
Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни (9 часов) |
||
Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение.
Дополнительное чтение. Крупицы народной мудрости. |
1 |
|
|
Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Контрольное чтение наизусть №1. |
1 |
|
|
«Былины». Былина «Волхв Всеславович». |
1 |
|
|
4. |
Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна». |
1 |
|
5. |
«Народные легенды». «Легенда о граде Китеже». |
1 |
|
6. |
«Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами. |
1 |
|
7. |
«Народные песни». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». |
1 |
|
8. |
Слушание и работа с книгами. «Народные песни». Дополнительное чтение. Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». |
1 |
|
9. |
Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». Книги с былинами и легендами. |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Басни. Русские баснописцы» (5 часов) |
||
10. |
«Произведения русских баснописцев». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи». |
1 |
|
11. |
Слушание и работа с книгами. «Произведения русских баснописцев». И. Хемницер. «Друзья». Дополнительное чтение. И. Крылов.«Крестьянин в беде».
Контрольное чтение наизусть №2. И. Крылов «Стрекоза и Муравей». |
1 |
|
12. |
«Произведения русских баснописцев». А. Измайлов. «Кукушка». Дополнительное чтение. А. Измайлов. «Лестница». |
1 |
|
13. |
«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение. И. Крылов «Осёл и Соловей». С. Михалков. «Слово о Крылове». |
1 |
|
14. |
Контрольное чтение наизусть №3. И. Крылов «Мартышка и очки».
Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Произведения В.А. Жуковского» (4 часа) |
||
15. |
«Стихотворения Жуковского». В. Жуковский «Песня», «Ночь». |
1 |
|
16. |
«Волшебные сказки в стихах». В. Жуковский «Спящая царевна». |
1 |
|
17. |
Слушание и работа с книгами. «Книги В.А. Жуковского». Дополнительное чтение. В. Жуковский«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери». |
1 |
внеур.ф. УД |
18. |
Обобщение. «Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя» (в тетради). |
1 |
|
|
«Произведения А.С. Пушкина» (3 часа) |
||
19. |
«Повторение изученных произведений А.С. Пушкина». Стихотворение «Осень» (отрывки). Дополнительное чтение. Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении). |
1 |
|
20. |
«Стихи А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога».
Контрольное чтение наизусть №4. А.С. Пушкин«Осень». |
1 |
|
21. |
«Сказки А.С. Пушкина». Дополнительное чтение. А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И. Даля. |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Произведения М.Ю. Лермонтова» (3 часа) |
||
22. |
«Стихи М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» |
1 |
|
23. |
«Стихи о природе М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Горные вершины».
Контрольное чтение наизусть №5. М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» |
1 |
|
24. |
Слушание и работа с книгами. «Книги М.Ю. Лермонтова». Дополнительное чтение. М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Произведения П.П. Ершова» (2 часа) |
||
25. |
«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки). |
1 |
|
26. |
Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». или комплексная контрольная работа. |
1 |
|
|
«Произведения В.М. Гаршина» (4 часа) |
||
27. |
«Сказки В.М. Гаршина». В. Гаршин«Лягушка-путешественница».
|
1 |
|
28. |
«Сказки В.М. Гаршина». В. Гаршин«Лягушка-путешественница».
|
1 |
внеур.ф. УД |
29. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Авторские сказки». Дополнительное чтение. В. Гаршин«Сказка о жабе и розе». |
1 |
|
30. |
«Повторение литературных сказок». Рубрика «Проверьте себя».
Контрольное чтение наизусть №6. В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (фрагмент). |
1 |
|
|
«Произведения русских писателей о детях» (5 часов) |
||
31. |
«Произведения о детях». Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). |
1 |
|
32. |
«Произведения о детях». Н. Гарин-Михайловский«Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). |
1 |
|
33. |
Слушание и работа с книгами. «Произведения о детях». Дополнительное чтение. К. Станюкович. «Максимка».
Контрольное чтение наизусть № 7. Н. Гарин-Михайловский.«Старый колодезь» (фрагмент). |
1 |
|
34. |
«Произведения русских писателей о детях». Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка». |
1 |
внеур.ф. УД |
35. |
Обобщение по разделу. «Произведения русских писателей о детях». Рубрика «Проверьте себя». |
1 |
|
|
«Произведения зарубежных писателей» (7 часов) |
||
36. |
«Произведения о детях». В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). |
1 |
|
37. |
«Произведения о детях». В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). |
1 |
|
38. |
«Произведения зарубежных писателей о детях». Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). |
1 |
|
39. |
«Сказки зарубежных писателей». Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди». |
1 |
|
40. |
«Сказки зарубежных писателей». Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди». |
1 |
внеур.ф. УД |
41. |
«Произведения Х.-К. Андерсена». Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена. |
1 |
|
42. |
Обобщение изученного в первом полугодии. «Книги зарубежных писателей». Рубрика «Книжная полка».
Или комплексная контрольная работа. |
1 |
|
|
«В мире книг» (6 часов) |
||
43. |
«Книга книг — Библия». Детская Библия. Библейские предания.
Дополнительное чтение. Библейское предание «Суд Соломона». |
1 |
|
44. |
«Мифы Древней Греции». Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». |
1 |
|
45. |
«Мифы народов мира». Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».
Дополнительное чтение. Древнеиндийский миф «Создание ночи». |
1 |
|
46. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Мифы народов мира». Дополнительное чтение. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». |
1 |
|
47. |
«Книги Древней Руси». «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития). |
1 |
|
48. |
«Первая славянская азбука». Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Произведения Л.Н. Толстого» (7 часов) |
||
49. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого».
Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого». |
1 |
|
50. |
«Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула». |
1 |
|
51. |
«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной». |
1 |
|
52. |
«Научно-популярные рассказы». Л.Н. Толстой. «Черепаха». |
1 |
|
53. |
«Познавательные рассказы». Л.Н. Толстой. «Русак». |
1 |
|
54. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого». Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь». |
1 |
внеур.ф. УД |
55. |
Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». |
1 |
|
|
«Стихи А.А. Блока» (2 часа) |
||
56. |
«Стихи о Родине». А. Блок «Россия». |
1 |
|
57. |
«Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество».
Контрольное чтение наизусть № 8. А. Блок «Россия». |
1 |
|
|
«Стихи К.Д. Бальмонта» (4 часа) |
||
58. |
«Стихи о Родине и о природе». К. Бальмонт «Россия». |
1 |
|
59. |
«Стихи о Родине и о природе». К. Бальмонт «К зиме». |
1 |
|
60. |
«Стихи о природе». К. Бальмонт «Снежинка».
|
1 |
|
61. |
«Сказочные стихи». К. Бальмонт «У чудищ». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Произведения А.И. Куприна» (4 часа) |
||
62. |
«Рассказы о животных». А. Куприн «Скворцы». |
1 |
|
63. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Сказки и легенды русских писателей». Дополнительное чтение. А. Куприн«Четверо нищих». |
1 |
|
64. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка».
Дополнительное чтение. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк». Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». |
1 |
|
65. |
Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» в тетради. |
1 |
|
|
«Стихи И.А. Бунина» (3 часа) |
||
66. |
«Стихи о природе». И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство».
|
1 |
|
67. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Стихи русских поэтов». Дополнительное чтение. К. Чуковский «Н. Некрасов».
Контрольное чтение наизусть №9. И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...» |
1 |
внеур.ф. УД |
68. |
Обобщение. «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя». |
1 |
|
|
«Произведения С.Я. Маршака» (8 часов) |
||
69. |
«Стихотворения С.Я. Маршака». С. Маршак «Словарь». |
1 |
|
70. |
Дополнительное чтение. С. Маршак. «Загадки», «Зелёная застава». |
1 |
|
71. |
«Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины). |
1 |
|
72. |
«Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины). |
1 |
|
73. |
Слушание и работа с книгами. «Пьесы-сказки С.Я. Маршака».
Дополнительное чтение. С. Маршак «Сказка про козла». |
1 |
внеур.ф. УД |
74. |
«С. Маршак — переводчик». Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака). |
1 |
|
75. |
Комплексная разноуровневая контрольная работа.
|
1 |
|
76. |
Библиотечный урок «Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик». |
1 |
|
|
«Стихи Н.А. Заболоцкого» (3 часа) |
||
77. |
«Стихи для детей». Н. Заболоцкий «Детство». |
1 |
|
78. |
«Стихи Н.А. Заболоцкого». Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». |
1 |
|
79. |
Библиотечный урок. «Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов. Контрольное чтение наизусть №10. Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». |
1 |
|
|
«Произведения о детях войны» (4 часа) |
||
80. |
«Произведения о детях войны». Дополнительное чтение. В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы). |
1 |
|
81. |
В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы). |
1 |
|
82. |
Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о детях войны». Детские журналы и книги.
|
1 |
внеур.ф. УД |
83. |
Дополнительное чтение. К. Симонов «Сын артиллериста». |
1 |
|
|
«Стихи Н.М. Рубцова» (3 часа) |
||
84. |
«Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы». |
1 |
|
85. |
«Стихи о Родине». Н. Рубцов «Тихая моя родина». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка». Контрольное чтение наизусть №11. Н. Рубцов «Берёзы». |
1 |
|
86. |
Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Произведения С.В. Михалкова» (1 час) |
||
87. |
«Произведения С.В. Михалкова». С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». Дополнительное чтение. С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Юмористические произведения» (2 часа) |
||
88. |
«Юмористические рассказы о детях и для детей». Н. Носов «Федина задача». |
1 |
|
89. |
«Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания».
Дополнительное чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Очерки» (5 часов) |
||
90. |
«Очерки о Родине». И. Соколов-Микитов «Родина».
Дополнительное чтение. М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна». |
1 |
|
91. |
«Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки». |
1 |
|
92. |
Слушание и работа с книгами. «Темы очерков». Дополнительное чтение. Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы. |
1 |
|
93. |
Библиотечный урок «Писатели о писателях». |
1 |
|
94. |
Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». Дополнительное чтение. М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь». |
1 |
внеур.ф. УД |
|
«Путешествия. Приключения. Фантастика» (7 часов) |
||
95. |
«В мире фантастики». Н. Вагнер «Фея Фантаста». |
1 |
внеур.ф. УД |
96. |
Н. Вагнер «Берёза». |
1 |
|
97. |
Слушание и работа с детскими книгами.«Книги Н.П. Вагнера». |
1 |
|
98. |
Дополнительное чтение. Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина». |
1
1 |
|
99. |
Дополнительное чтение. Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина». |
|
|
100. |
«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). |
1
1 |
внеур.ф. УД |
101. |
«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). |
|
|
102. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
Итого |
102 ч. |
|
Приложение
Критерии оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность
Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2.Подбирать правильную интонацию.
3.Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям.
Пересказ
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного.
Тест
Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7-8 баллов;
«3» - ученик набрал 5-6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
4 класс
Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.
Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».
Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п
|
Компетенция. Вид проверки
|
Время выполнения
|
I полугодие |
||
1. |
Навык чтения вслух. Текущая проверка
|
Сентябрь
|
2. |
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
|
В течение полугодия
|
3. |
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка
|
В конце четверти
|
4. |
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка
|
Декабрь
|
II полугодие |
||
|
Начитанность и читательские умения. Текущая проверка
|
Март
|
|
Тест (вид текущей проверки)
|
Март
|
|
Навык чтения вслух. Итоговая проверка |
Апрель
|
11
|
Тест (вид итоговой проверки )
|
Май
|
12
|
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
|
В течение полугодия
|
13
|
Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка
|
В конце года
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.