Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
(утверждѐн приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373 в ред. приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»); -Положения о рабочей программе по учебным предметам, курсам
в соответствии
- с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ-Новокузьминской ООШ
Общая характеристика учебного предмета
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются:
· помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт;
· развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
· воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в еѐ рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразииязыкового и культурного пространства России, о языке как основе национальногосамосознания;
· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родномязыке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей ктворческой деятельности на родном языке.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о слове как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
На протяжения четырех лет обучения меняются приѐмы овладения навыком чтения: сначала идѐт освоение целостных (синтетических) приѐмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приѐмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приѐмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс |
Количество часов в |
Количество учебных |
Всего часов за учебный |
|
неделю по учебному |
недель |
год |
|
плану |
|
|
1 класс |
0,5 |
33 |
17 |
2класс |
0,5 |
34 |
17 |
3 класс |
0,5 |
34 |
17 |
4 класс |
0,5 |
34 |
17 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
формирование чувства |
формирование чувства гордости за |
. формирование чувства гордости за |
осознавать роль речи в общении |
|
гордости за свою Родину, еѐ |
свою Родину, еѐ историю, |
свою Родину, еѐ историю, |
людей; |
|
историю, российский народ, |
российский народ, становление |
российский народ, становление |
понимать богатство и |
|
становление гуманистических |
гуманистических и демократических |
гуманистических и демократических |
разнообразиеязыковых средств для |
|
и демократических |
ценностных ориентаций |
ценностных ориентаций |
выражения мыслей и чувств; |
|
ценностных ориентаций |
многонационального российского |
многонационального российского |
проявлять интерес к чтению, к |
|
многонационального |
общества. |
общества. |
ведению диалога с автором текста; |
|
российского общества. |
Формирование средствами |
. Формирование средствами |
потребность в чтении; |
|
Формирование средствами |
литературных произведений |
литературных произведений |
осознавать ответственности за |
|
литературных произведений |
целостного взгляда на мир в |
целостного взгляда на мир в |
произнесѐнное и написанное слово. |
|
целостного взгляда на мир в |
единстве и разнообразии природы, |
единстве и разнообразии природы, |
позитивно относиться к родной |
|
единстве и разнообразии |
народов, культур и религий; |
народов, культур и религий; |
культуре и своей национальной |
|
природы, народов, культур и |
. воспитание художественно- |
. воспитание художественно- |
принадлежности, повышение |
|
религий; |
эстетического вкуса, эстетических |
эстетического вкуса, эстетических |
уровня духовности; |
|
воспитание художественно- |
потребностей, ценностей и чувств на |
потребностей, ценностей и чувств на |
основы гражданской идентичности в |
|
эстетического вкуса, |
основе опыта слушания и |
основе опыта слушания и |
форме осознания «Я» как гражданина |
|
эстетических потребностей, |
заучивания наизусть произведений |
заучивания наизусть произведений |
России, чувства сопричастности и |
|
ценностей и чувств на основе |
художественной литературы. |
художественной литературы. |
гордости за свою Родину, народ и |
|
опыта слушания и заучивания |
. развитие этических чувств, |
. развитие этических чувств, |
историю, осознание ответственности |
|
наизусть произведений |
доброжелательности и |
доброжелательности и |
|
|
человека за общее благополучии, |
|
|||
художественной литературы. |
эмоционально-нравственной |
эмоционально-нравственной |
|
|
осознание своей этнической |
|
|||
развитие этических чувств, |
отзывчивости, понимания и |
отзывчивости, понимания и |
|
|
принадлежности; ориентация в |
|
|||
доброжелательности и |
сопереживания чувствам других |
сопереживания чувствам других |
|
|
нравственном содержании и смысле |
|
|||
эмоционально-нравственной |
людей. |
людей. |
|
|
поступков как собственных, так и |
|
|||
отзывчивости, понимания и |
. Формирование уважительного |
. Формирование уважительного |
|
|
окружающих людей; |
|
|||
сопереживания чувствам |
отношения к иному мнению, |
отношения к иному мнению, |
|
|
развитие этических чувств – стыда, |
|
|||
других людей. |
истории и культуре других народов, |
истории и культуре других народов, |
|
|
вины, совести как регуляторов |
|
|||
Формирование |
выработка умения терпимо |
выработка умения терпимо |
|
|
морального поведения; |
|
|||
уважительного отношения к |
относиться к людям иной |
относиться к людям иной |
|
|
знание основных моральных норм и |
|
|||
иному мнению, истории и |
национальной принадлежности; |
национальной принадлежности; |
|
культуре других народов,
выработка умения терпимо
относиться к людям иной
национальной
принадлежности;
овладение начальными
навыками адаптации к школе,
школьному коллективу.
принятие и освоение
социальной роли учащегося,
развитие мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения.
развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки на основе
представлений о
нравственных нормах
общения.
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов
и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,
. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
. принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
ориентация на их выполнение,
дифференциации моральных и
конвенционных норм,;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной
художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других
людей и сопереживания им.
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
|
|
4 класс |
|
|
Регулятивные |
овладение |
овладение способностью |
самостоятельно |
|
|
составлять планрешения |
|
|
|
способностью |
принимать и сохранять цели |
формулировать тему и цели |
учебной проблемы совместно |
|
|||
|
принимать и |
и задачи учебной |
урока; |
|
|
|
с учителем; |
|
|
сохранять цели и |
деятельности, |
составлять |
план |
решения |
работатьпо плану, сверяя |
|
|
|
задачи учебной |
формирование умения |
учебной |
|
проблемы |
свои действия с целью; |
|
|
|
деятельности, |
планировать, действия в |
совместно с учителем; |
|
в диалоге с учителем |
|
||
|
|
вырабатывать критерии |
|
|||||
|
формирование умения |
соответствии с |
работать по |
плану, |
сверяя |
|
||
|
оценки и определять |
|
||||||
|
планировать, действия |
поставленной задачей и |
свои действия с |
целью, |
|
|||
|
степеньуспешности своей |
|
||||||
|
в соответствии с |
условиями еѐ реализации |
корректировать |
|
свою |
|
||
|
|
работы и работы других в |
|
|||||
|
поставленной задачей |
|
деятельность; |
|
|
|
||
|
|
|
|
соответствии с этими |
|
|||
|
и условиями еѐ |
|
в диалоге |
с |
учителем |
|
||
|
|
критериями; |
|
|||||
|
реализации |
|
вырабатывать |
критерии |
|
|||
|
|
вносить необходимые |
|
|||||
|
|
|
оценки и определять степень |
|
||||
|
|
|
дополнения, исправления в |
|
||||
|
|
|
успешности своей работы и |
|
||||
|
|
|
свою работу; |
|
||||
|
|
|
работы |
других |
в |
|
||
|
|
|
пробуждение интереса к |
|
||||
|
|
|
соответствии |
с |
|
этими |
|
|
|
|
|
|
изучению родной культуры и |
|
|||
|
|
|
критериями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
народного творчества в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
целом; |
|
|
|
|
|
|
|
|
определять цель учебной |
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельности с помощью и |
|
|
|
|
|
|
|
|
самостоятельно; |
|
|
|
|
|
|
|
|
целеполагание (постановка |
|
|
|
|
|
|
|
|
учебной задачи на основе |
|
|
|
|
|
|
|
|
соотнесения того, что уже |
|
|
|
|
|
|
|
|
известно и усвоено |
|
|
|
|
|
|
|
|
учащимися, и того, что ещѐ |
|
|
|
|
|
|
|
|
неизвестно); |
|
|
|
|
|
|
|
|
планирование (определение |
|
|
|
|
|
|
|
|
последовательности |
|
|
|
|
|
|
|
|
промежуточных целей с |
|
|
|
|
|
учѐтом конечного результата; |
|
|
|
|
|
последовательности |
|
|
|
|
|
действий); |
|
|
|
|
|
оценка (выделение и |
|
|
|
|
|
осознание учащимися того, |
|
|
|
|
|
что уже усвоено и что ещѐ |
|
|
|
|
|
подлежит усвоению, |
|
|
|
|
|
осознание качества и уровня |
|
|
|
|
|
усвоения) |
|
Познавательные |
ориентироваться в |
ориентироваться в учебнике |
вычитывать все виды |
выражать речь в устной и |
|
|
структуре книги ( в |
(на развороте, в оглавлении, |
текстовой информации: |
письменной форме; |
|
|
оглавлении, название, |
в условных обозначениях); |
фактуальную, подтекстовую, |
проводить анализ, сравнение |
|
|
автор, издательство); |
в словаре; |
концептуальную; |
и классификацию тем или |
|
|
в словаре; |
находить ответы на вопросы |
пользоваться разными |
явлений, устанавливать |
|
|
находить ответы на |
в тексте, иллюстрациях; |
видами чтения: изучающим, |
причинно-следственные |
|
|
связи; |
|
|||
|
вопросы в тексте, |
делать выводы в результате |
просмотровым, |
|
|
|
осуществлять расширенный |
|
|||
|
иллюстрациях; |
совместной работы класса и |
ознакомительным; |
|
|
|
поиск информации с |
|
|||
|
делать выводы в |
учителя |
пользоваться словарями, |
|
|
|
использованием ресурсов |
|
|||
|
результате совместной |
|
справочниками; |
|
|
|
|
библиотек и сети Интернет; |
|
||
|
работы класса и |
|
осуществлять анализ и |
|
|
|
|
записывать, фиксировать |
|
||
|
учителя |
|
синтез; устанавливать |
|
|
|
|
информацию об окружающем |
|
||
|
|
|
причинно-следственные |
|
|
|
|
|
мире с помощью ИКТ; |
|
|
|
|
|
связи; строить рассуждения; |
|
|
|
|
|
осуществлять выбор |
|
|
|
|
|
извлекать информацию, |
|
|
|
|
|
наиболее эффективных |
|
|
|
|
|
представленную в разных |
|
|
|
|
|
способов решения задач в |
|
|
|
|
|
формах (сплошной текст; |
|
|
|
|
|
зависимости от конкретных |
|
|
|
|
|
текст – иллюстрация, |
условий; осуществлять синтез |
|
|
|
|
таблица, схема); |
как составление целого из |
|
|
|
|
перерабатывать и |
частей, самостоятельно |
|
|
|
|
преобразовывать |
достраивая и восполняя |
|
|
|
|
информацию из одной |
недостающие компоненты; |
|
|
|
|
формы в другую (составлять |
строить логическое |
|
|
|
|
план, таблицу, схему). |
рассуждение, включающее |
|
|
|
|
|
установление причинно- |
|
|
|
|
|
следственных связей. |
|
Коммуникативные |
оформлять свои |
оформлять свои мысли в |
оформлять свои мысли |
задавать вопросы; |
|
мысли в устной и |
устной и письменной форме |
вустной и письменной форме |
письменной форме (на |
(на уровне предложения или |
с учѐтом речевой ситуации; |
уровне предложения |
небольшого текста); |
адекватно использовать |
или небольшого |
слушать и понимать речь |
речевые средства для |
текста); |
других; |
решения различных |
слушать и понимать |
выразительно читать и |
коммуникативных задач; |
речь других; |
пересказывать текст; |
владеть монологической и |
выразительно читать и |
договариваться с |
диалогической формами |
пересказывать текст; |
одноклассниками совместно |
речи. |
договариваться с |
с учителем о правилах |
высказывать и обосновывать |
одноклассниками |
поведения и общения и |
свою точку зрения; |
совместно с учителем |
следовать им; |
слушать и слышать других, |
о правилах поведения |
учиться работать в паре, |
пытаться принимать иную |
и общения и |
группе; |
точку зрения, быть готовым |
следовать им; |
выполнять различные роли |
корректировать свою точку |
учиться работать в |
(лидера исполнителя). |
зрения; |
паре, группе; |
|
договариваться и приходить |
выполнять различные |
|
к общему решению в |
роли (лидера |
|
совместной деятельности; |
исполнителя |
|
задавать вопросы. |
|
|
|
высказывать и обосновывать
свою точку зрения;
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
строить продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с
соответствующими возрасту
полнотой и точностью;
адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач.
Предметные результаты:
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
К концу обучения в первом |
К концу обучения во втором |
К концу обучения в третьем |
К концу обучения в четвертом |
|
классе ученик научится: |
классе ученик научится: |
классе ученик научится: |
классе ученик научится: |
|
1)Слушать сказки, |
1)отвечать на вопросы по |
1)понимать литературу как явления |
1) понимать родную литературу как |
|
стихотворения, рассказы в |
содержанию произведения и вести |
национальной и мировой культуры, |
одной из основных национально- |
|
исполнении мастеров |
диалог о произведении, героях и их |
средства сохранения и передачи |
культурных ценностей народа, как |
|
художественного слова; |
поступках; |
нравственных ценностей и традиций; |
особого способа познания жизни, как |
|
2) заучивать наизусть |
2)определять тему, жанр и авторскую |
2) осознавать значимость чтения для |
явления национальной и мировой |
|
небольшие стихотворные |
принадлежность произведения и |
личного развития; формирование |
культуры, средства сохранения и |
|
произведения; |
книги, используя условно- |
|
||
представлений о мире, российской |
передачи нравственных ценностей и |
|
||
3) обмениваться |
символическое моделирование; |
|
||
истории и культуре, первоначальных |
традиций; |
|
||
впечатлениями от |
3)понимать и объяснять нравственно- |
|
||
этических представлений, понятий о |
2) осознавать значимость чтения на |
|
||
|
|
|
прочитанного;
4) отвечать на вопросы по содержанию текста;
5) находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание
6) воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
7) читать слова более сложной слоговой структуры;
этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
4)находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения; 5)читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное; 6)группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
7)различать стихотворный и прозаический тексты;
8)определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
9)различать пословицы и загадки по темам;
10)использовать в речи
литературоведческие понятия
(сказка, рассказ, стихотворение,
обращение, диалог, произведение,
автор произведения, герой
произведения).
11)понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
12)инсценировать небольшие произведения русских писателей (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
-понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимать роль чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст.
-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной литературы; -сравнивать, сопоставлять различные
родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознавать коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение
поступках героев;
-пользоваться умением читать молча
(про себя) произведения и книги по
собственному выбору по изучаемому
разделу (теме);
-пользоваться первичным,
изучающим и поисковым видами
чтения;
-постоянно читать детские журналы
и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам. -осознавать нравственные и этические ценности произведения; -выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; -уметь пользоваться фондом
школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
-делать иллюстрации к изученным произведениям; -иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
-выполнять проекты индивидуально
и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»; -инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх. -самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
-находить информацию о книге в ее аппарате; -сравнивать таблицы, схемы, модели:
виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий и средств художественной выразительности.
-создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; -работать в группе, создавая инсценировки по произведению.
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в четвертом классе ученик получит возможность научиться: -воспринимать художественную отечественную литературу как вид искусства; -предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-выделять не только главную, но и избыточную информацию; -осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; -определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; -оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; -высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение
|
дополнять, исправлять, уточнять. |
|
примерами из текста; |
|
|
|
-делать выписки из прочитанных |
|
|
|
текстов для дальнейшего |
|
|
|
практического использования. |
|
|
|
-ориентироваться в мире детской |
|
|
|
отечественной литературы на основе |
|
|
|
знакомства с выдающимися |
|
|
|
произведениями классической и |
|
|
|
современной отечественной и |
|
|
|
литературы; |
|
|
|
-определять предпочтительный круг |
|
|
|
чтения, исходя из собственных |
|
|
|
интересов и познавательных |
|
|
|
потребностей; |
|
|
|
-писать отзыв о прочитанной книге; |
|
|
|
-работать с тематическим каталогом; |
|
|
|
-работать с детской периодикой. |
|
|
|
-сравнивать, сопоставлять различные |
|
|
|
виды текстов, используя ряд |
|
|
|
литературоведческих понятий |
|
|
|
(фольклорная и авторская |
|
|
|
литература, структура текста, герой, |
|
|
|
автор) и средств художественной |
|
|
|
выразительности (сравнение, |
|
|
|
олицетворение, метафора, эпитет); |
|
|
|
-создавать прозаический или |
|
|
|
поэтический текст по аналогии на |
|
|
|
основе авторского текста, используя |
|
|
|
средства художественной |
|
|
|
выразительности (в том числе из |
|
|
|
текста). |
|
|
|
-творчески пересказывать текст (от |
|
|
|
лица героя, от автора), дополнять |
|
|
|
текст; |
|
|
|
-создавать иллюстрации по |
|
|
|
содержанию произведения; |
|
|
|
-работать в группе, создавая |
инсценировки по произведению,
сценарии, проекты;
-создавать собственный текст
(повествование–по аналогии,
рассуждение – развѐрнутый ответ на
вопрос; описание – характеристика
героя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование (слушание)
Малые и большие жанры устного народноготворчества. Пословицы и поговорки. О Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе. В. Даль — собиратель пословиц русского народа.Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася –гусѐночек», «У медведя во бору». Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Отличия прибаутки отпотешки.Фольклор народов Сибири. Колыбельные песни
Чтение. Работа с текстом
Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».Сказки народов Сибири. Алтайская сказка «Дети
зверя Мааны». Русские народные песни. Образ деревьев в русскихнародных песнях. Рифма. Выразительное чтениерусских
песен.Считалки и небылицы — малые жанры устногонародного творчества. Ритм — основа считалки.Сравнение считалки и небылицы.
Круг чтения
Про всѐ на свете. Зачем людям имена. И. Пивоварова«Вежливый ослик». М.М. Пришвин. Журка. А. Федоров-Давыдов. Блинок-
бегунок.
Литературоведческая пропедевтика
Старинные азбуки и буквари. Ю. Ермолаев«Лучший друг» Е.Благинина «Подарок». Н.И. Сладков. Весенняя баня. Как нельзя
произносить слова.Рукописные книги Древней Руси.Первопечатник Иван Фѐдоров.
Творческая деятельность
Проект «Книжка-малышка». Сочинение по пословице.Загадки — малые жанры устного народноготворчества. Распределение
загадок по тематическимгруппам.Сочинение загадок. Проект: «Мой любимый сказочный персонаж изрусской народной сказки».
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.Проект: «Сочиняем волшебную сказку».Проектная работа «Сказки бабушек и дедушек»
Работа с информацией
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Повтор, как средство художественной выразительности, и игра слов в стихотворении С.Маршака «Багаж».Герои сказок. Характеристика героев сказки наоснове представленных качеств характера.Рассказывание сказки по рисункам. Рассказываниесказки по плану.Фотографии, рисунки, текст — объекты дляполучения необходимой информации.
|
|
Тематическое планирование |
|
|
|
1 класс. |
|
№ |
|
Тема учебного занятия |
Количество часов |
п/п |
|
|
|
1 |
|
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. О Родине, о детях, о |
1 |
|
|
правде, о добре и зле; о дружбе |
|
2 |
|
Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская |
1 |
|
|
народная песня «Берѐзонька». |
|
3 |
|
Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася –гусѐночек», «У медведя во |
1 |
|
|
бору» |
|
4 |
|
«Ни окошек, ни дверей». Народные загадки встихах и прозе. |
1 |
|
|
|
|
5 |
|
Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, |
1 |
|
|
СоломинкаиЛапоть». |
|
6 |
|
Старинные азбуки и буквари |
1 |
|
|
|
|
7 |
|
Про всѐ на свете |
1 |
|
|
|
|
8 |
|
Зачем людям имена |
1 |
|
|
|
|
9 |
|
Ю. Ермолаев«Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» |
1 |
|
|
|
|
10 |
|
И. Пивоварова«Вежливый ослик» |
1 |
|
|
|
|
11 |
|
М.М. Пришвин. Журка. |
1 |
|
|
|
|
12 |
|
Н.И. Сладков. Весенняя баня |
1 |
|
|
|
|
13 |
|
А. Федоров-Давыдов. Блинок-бегунок. |
1 |
|
|
|
|
14 |
|
Как нельзя произносить слова |
1 |
|
|
|
|
15 |
|
Определение особенностей художественного текста: своеобразие |
1 |
|
|
выразительных средств языка. |
|
16 |
|
Повтор, как средство художественной выразительности, и игра слов в |
1 |
|
|
стихотворении С.Маршака «Багаж». |
|
17 |
|
Проект «Книжка-малышка» |
1 |
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ |
Тема урока |
Количество часов |
|
урока |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Малые и большие жанры устного народноготворчества. Пословицы и поговорки. Пословицырусского народа. |
2 |
|
3 |
В. Даль — собиратель пословиц русского народа. |
1 |
|
4-5 |
Сочинение по пословице. |
2 |
|
6 |
Русские народные песни. Образ деревьев в русскихнародных песнях. Рифма. Выразительное чтениерусских |
1 |
|
|
песен. |
|
|
7 |
Потешки и прибаутки — малые жанры устногонародного творчества. Отличия прибаутки отпотешки. |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Слово как средство создания образа. |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
Считалки и небылицы — малые жанры устногонародного творчества. Ритм — основа считалки.Сравнение |
1 |
|
|
считалки и небылицы. |
|
|
|
|
|
|
10-11 |
Загадки — малые жанры устного народноготворчества. Распределение загадок по тематическимгруппам. |
2 |
|
|
Сочинение загадок |
|
|
|
|
|
|
12 |
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок ибобовое зѐрнышко». «У страха глаза велики». |
1 |
|
|
|
|
|
13 |
Использование приѐма звукописи при созданиикумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса ижуравль». |
1 |
|
|
«Каша из топора». «Гуси-лебеди». |
|
|
|
|
|
|
14 |
Герои сказок. Характеристика героев сказки наоснове представленных качеств характера. |
1 |
|
|
|
|
|
15 |
Рассказывание сказки по рисункам. Рассказываниесказки по плану. |
1 |
|
|
|
|
|
16-17 |
Проект: «Мой любимый сказочный персонаж изрусской народной сказки» |
2 |
|
|
|
|
|
3 КЛАСС
№ |
Тема урока |
Количество часов |
|
урока |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Рукописные книги Древней Руси. |
2 |
|
|
|
|
|
3 |
Первопечатник Иван Фѐдоров. |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Фотографии, рисунки, текст — объекты дляполучения необходимой информации. |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Русские народные песни. Обращение к силамприроды. |
1 |
|
|
|
|
|
6-7 |
Лирические народные песни.Шуточные народные песни. |
2 |
|
|
|
|
|
8-9 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
2 |
|
|
|
|
|
10 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка ибратец Иванушка». Характеристика героев сказки. |
1 |
|
|
|
|
|
11 |
Русская народная сказка «Иван-Царевич и СерыйВолк». Характеристика героев сказки. |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Русская народная сказка «Сивка-Бурка».Характеристика героев сказки. |
1 |
|
|
|
|
|
13 |
Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.Сравнение художественного и живописного текстов. |
1 |
|
|
|
|
|
14-15 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку». |
2 |
|
|
|
|
|
16-17 |
Образ Родины в поэтическом тексте |
2 |
|
|
|
|
|
4 КЛАСС
№ |
Тема урока |
Количество часов |
|
урока |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Фольклор народов Сибири. Колыбельные песни |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Фольклор народов Сибири. Прибаутки, щекотухи |
1 |
|
|
|
|
|
3-4 |
Сказки народов Сибири. Алтайская сказка «Дети зверя Мааны» |
2 |
|
|
|
|
|
5-6 |
Проектная работа «Сказки бабушек и дедушек» |
2 |
|
|
|
|
|
7-8 |
Писатели нашего края. Ю.Магалиф Сказка «Приключения Жакони» |
2 |
|
|
|
|
|
9-10 |
Писатели нашего края. В. Астафьеф «Конь с розовой гривой» |
2 |
|
|
|
|
|
11-12 |
Писатели нашего края. Шамов В.В. «Катеринина тайна» |
2 |
|
|
|
|
|
13-14 |
Писатели нашего края. Белоусов С.М.«Вдоль по радуге, или приключения Печенюшкина» |
2 |
|
|
|
|
|
15 |
Поэты родного края. Ю. Стюарт «Подснежник» |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
Поэты родного края. Т. Белозеров «В зимнем лесу» |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
Сказки народов Сибири |
1 |
|
|
|
|
|
Основные виды учебной деятельности
· Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение).
· Выделять из речи предложения.
· Определять на слух количество предложений в высказывании.
· Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
· Распределять роли.
· Разыгрывать диалог.
· Внимательно слушать то, что говорят другие.
· Отвечать на вопросы учителя.
· Включаться в групповую работу, связанную с общением.
· Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации.
· Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи.
· Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры.
· Строить предложения.
· Отгадывать загадку.
· . Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
· Читать известные сказки.
· Рассказывать по рисунку о событиях, изображѐнных на рисунке.
Материально- техническое обеспечение учебной деятельности
МФУ
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Документ-камера
Ноутбук
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.